ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-14427/20 от 14.12.2020 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-14427/2020

г. Краснодар 21 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земляковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «УК «Управдом», г. Краснодар,

к Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», г. Краснодар,

о взыскании 70100 руб.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 – паспорт, доверенность,

от ответчика: ФИО2 – паспорт, доверенность,

при ведении аудиозаписи,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «УК «Управдом» (далее – истец, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – ответчик) в пользу ООО «УК «Управдом» стоимости выполненных работ по ремонту (замене) лифтового оборудования в размере 70 100 руб.

Истец настаивает на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела

Поскольку стороны возражений относительно окончания подготовки и назначения по делу судебного разбирательства не заявили, суд признал дело подготовленным, в связи с чем, завершил подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 07.12.2020 объявлен перерыв до 14.12.2020 до 15-00 часов.

После перерыва заседание продолжено в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО УК «Управдом» осуществляло управление многоквартирным домом № 3/2 по ул. Димитрова в г. Краснодаре на основании решения собственников помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений МКД б/н от 06.04.2013) в период с апреля 2013 года до 01 декабря 2019г.

15 мая 2018 года проведено периодическое техническое освидетельствование пассажирского лифта грузоподъемностью 400кг, заводской №53523, расположенного в первом подъезде многоквартирного дома по ул. Димитрова 3/2 в г. Краснодаре.

Результаты освидетельствования отражены в Акте № 1035/П-18 периодического технического освидетельствования указанного лифта (с электрическим приводом) от 15.05.2018 (далее - акт №1035/П-18).

Согласно акту № 1035/П-18, рабочий шкив ограничителя скорости не прошел испытание на способность приведения в действие ловителей (критический износ рабочей канавки ограничителя скорости). Кроме того, обнаружен износ наружных проволок тяговых канатов, износ 2-го и 3-го рабочего ручья канатоведущего шкива.

28.11.2018 в адрес ООО УК «Управдом» поступило письмо за исх. №11 от обслуживающей организации - ООО «Кублифт», с которой был заключен договор на техническое обслуживание лифтового оборудования. В данном письме указано на необходимость обязательной остановки работы пассажирского лифта в первом подъезде в связи с выработкой канатоведущего шкива и обрыва пряди несущего каната лифта. Дальнейшая эксплуатация лифта была невозможна в связи с его непригодностью для эксплуатации.

Согласно пункту 7.6.2 «ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 № 93-ст), в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей):

– лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;

– электродвигателя лебедки главного привода;

– канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;

– оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);

– привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей;

– постов управления;

– кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;

– дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей;

– шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;

– преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;

– натяжного устройства уравновешивающих канатов;

– ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;

– ловителей;

– противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);

– разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;

– подвесного кабеля;

– тяговых элементов;

– уравновешивающих канатов, цепей;

– каната ограничителя скорости;

– буфера.

Таким образом, как указывает истец, в целях восстановления работоспособности лифта и обеспечения его безопасной эксплуатации требовалось выполнение работ исключительно капитального характера (замена узлов лифтового оборудования). Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и не входит в тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Поскольку замена каната ограничителя скорости, замена шкива канатоведущего относится к работам капитального характера, ООО УК «Управдом» в адрес Краснодарского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов направлено письмо о необходимости проведения работ капитального характера.

Письмом от 06.03.2019 № 2256-05/19 ответчик сообщил, что работы по ремонту лифтового оборудования включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Краснодарского края на 2035-2037 годы, а также указал, что для переноса сроков проведения таких работ необходимо решение общего собрания собственников данного многоквартирного дома.

ООО УК «Управдом» уведомило собственников многоквартирного дома о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо проведение общего собрания собственников, и инициировало общее собрание собственников для решения вопроса о восстановления работоспособности лифта.

Решение общим собранием собственников по указанному вопросу не принято из-за отсутствия кворума.

В адрес управляющей компании начали поступать жалобы собственников по факту отключения лифта.

В целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, учитывая неотложный характер поломки лифта, а также учитывая то обстоятельство, что многоквартирный дом №3/2, по ул. Димитрова в г. Краснодаре является шестнадцатиэтажным домом, ежедневный подъем для широкого спектра категорий граждан (пенсионеры, малолетние дети, родители с колясками), проживающих на верхних этажах данного дома, является крайне затруднительным, ООО УК «Управдом» осуществило ремонт лифтового оборудования за счет собственных средств.

Согласно акту выполненных работ № 303 от 15.07.2019, стоимость выполненных работ составила 70 100,00 рублей.

Истец посчитал, что поскольку ООО УК «Управдом», как управляющая компания не выбрана в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта, а также учитывая, что денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту, то выполненные работы по восстановлению работоспособности лифта должны быть оплачены Некоммерческой унитарной организацией «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Проверив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д. (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как указано в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Для подтверждения правомерности обращения с настоящими требованиями к НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» истец должен был доказать принятие собственниками решения о таком капитальном ремонте с возложением на управляющую компанию обязанности по его реализации.

Для подтверждения правомерности предъявления требований к фонду капитального ремонта, истец должен доказать, что у последнего возникла обязанность по ремонту соответствующего дома, фонд приступил к ее реализации и привлек для этого истца. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - ЖК РФ) внесены изменения и дополнения в ЖК РФ в части организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД).

В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Краснодарского края Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон от 01.07.2013 № 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон № 2735-КЗ).

С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 сентября 2013 года № 767-р создана некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".

Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" выполняет функции регионального оператора (далее - региональный оператор).

Региональный оператор принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками общего имущества в многоквартирных домах на счете регионального оператора.

Согласно положениям ЖК РФ проведение капитального ремонта МКД, должно осуществляться в рамках единой региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, включающей все МКД, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно статье 20 Закона № 2735-КЗ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех расположенных на территории Краснодарского края многоквартирных домов (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), все квартиры в которых являются структурно обособленными помещениями, обеспечивающими возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в данном многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов: признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; в которых имеется менее чем три квартиры.

На территории Краснодарского края региональная программа утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы" (далее - региональная программа), с изменениями согласно постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2017 № 1063, в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах.

В региональной программе обозначены предельные сроки проведения работ по капитальному ремонту (плановые периоды). Конкретный срок проведения ремонта конструктивных элементов многоквартирных домов в рамках трехлетнего планового периода определяется в краткосрочных планах реализации региональной программы в соответствии со статьей 23 Законом № 2735-КЗ.

Порядок формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы утвержден приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27 апреля 2018 года № 150 "Об утверждении Порядка формирования и утверждения региональных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы" (далее - Порядок).

Вопрос о включении определенного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы рассматривается в соответствии с вышеуказанным порядком, в котором четко прописаны условия и сроки, а также входит в полномочия органов местного самоуправления.

Для включения многоквартирных домов в краткосрочный план проводится укрупненный сметный расчет, согласно приказу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.11.2016 № 415 "Об утверждении предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт".

В указанном Порядке обозначено, что региональный оператор осуществляет расчеты по размеру заимствования денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, запланированных на текущий плановый период (2017-2019). Уполномоченный орган местного самоуправления в свою очередь организует обследование многоквартирных домов, которые включены в предварительные списки текущего планового периода.

В соответствии с ч. 4.1. ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Досрочное проведение капитального ремонта по видам работ (услуг), включенных в региональную программу, возможно только за счет средств, сформированных за счет дополнительных взносов и (или) полученных из иных источников, не запрещенных законодательством (доходы от использования общего имущества в многоквартирном доме, кредиты банка или иные заемные средства, включая средства лиц, ответственных за содержание общего имущества).

Приемка результатов завершенных работ осуществляется согласно методическим рекомендациям, утвержденных приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 31.07.2017 N 215, в соответствии с технической и сметной документацией, а также иными применяемыми нормативными актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2 ст. 189 ЖК РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что решение общего собрания собственников по вопросу восстановления работоспособности лифта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, - не принято, ввиду отсутствия кворума.

Законом 2735-K3 предусмотрен порядок зачета стоимости оказанных услуги (или) выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, оплата которых была произведена без использования бюджетных средств и (или) средств регионального оператора.

В соответствии с п. 5 ч. 2 статьи 7 Закона 2735-K3 зачет стоимости капитального ремонта производится в случае, когда произведена замена не менее 80 процентов элемента общего имущества в многоквартирном доме или выполнен капитальный ремонт не менее 80 процентов элемента общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого рассматривается вопрос о зачете стоимости капитального ремонта.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона 2735-КЗ для проведения зачета стоимости капитального ремонта лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, или председатель совета многоквартирного дома, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом многоквартирном доме - лицо, указанное в части 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, или председатель совета многоквартирного дома представляют региональному оператору заявление о проведении зачета стоимости капитального ремонта, к которому прилагаются оригиналы и копии соответствующих документов.

Вместе с тем, в рамках зачета стоимости капитального ремонта, в порядке, установленном Законом 2735-K3, ООО УК «Управдом» в адрес НКО «Фонд капитального ремонта МКД» не обращалось.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 190 ЖК РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

В подтверждение факта понесенных расходов на ремонт лифтового оборудования истец представил суду акт № 303 от 15.07.2019, подписанный с ООО «КубаньЛифтГрупп».

Однако произведенный истцом ремонт лифтового оборудования осуществлен без соблюдения процедур, сопутствующих в соответствии с действующим законодательством капитальному ремонту многоквартирных домов.

Доказательства согласования указанного акта в порядке, предусмотренном статьей 190 ЖК РФ, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.Н. Бондаренко