АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-14506/2020
21 января 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства», г. Сочи,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Краснодарскому краю, г. Краснодар,
третьи лица: ООО «СМУ 10», г. Волгоград, ООО «Легион», г. Волгоград, ООО «РТС-Тендер», г. Москва,
- о признании незаконным решения Управления ФАС по КК № 359/2020-КС от 13.03.2020 г. по делу № 023/06/64-1295/2019 по жалобе ООО «СМУ 10»;
- о признании незаконным решения Управления ФАС по КК № 364/2020-КС от 13.03.2020 г. по делу № 023/06/64-1323/2019 по жалобе ООО «Легион»;
- об отмене предписания № 128 от 13.03.2020 г. выданного на основании решения № 359/2020-КС Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу № 023/06/64-1295/2019 от 13 марта 2020 г.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились, уведомлены,
от заинтересованного лица: ФИО1- по доверенности от 10.09.2020,
от третьих лиц: от ООО «СМУ 10» и ООО «Легион» - не явились, уведомлены, ООО «РТС-Тендер» от администрации- ФИО2- по доверенности от 23.12.2020,
У С Т А Н О В И Л:
МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган),- о признании незаконным решения Управления ФАС по КК № 359/2020-КС от 13.03.2020 г. по делу № 023/06/64-1295/2019 по жалобе ООО «СМУ 10»; о признании незаконным решения Управления ФАС по КК № 364/2020-КС от 13.03.2020 г. по делу № 023/06/64-1323/2019 по жалобе ООО «Легион»; об отмене предписания № 128 от 13.03.2020 г. выданного на основании решения № 359/2020-КС Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу № 023/06/64-1295/2019 от 13 марта 2020 г.
Заявитель и третьи лица- ООО «СМУ 10» и ООО «Легион» явку в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд считает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования:
- администрацию г. Сочи, <...>.
Представитель заинтересованного лица по требованию возражал.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по жалобам: ООО «СМУ 10», ООО «Легион» о нарушении Закона о контрактной системе, приняты решения:
- «признать в действиях МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (заказчик) нарушение ч. 3 ст. 7, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом - администрацией г. Сочи проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт системы электроснабжения Зимнего театра, расположенного по адресу: <...> (включая проектно-изыскательские работы)».
Согласно ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 48, ст. 12), деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
МКУ г. Сочи «УКС» в аукционной документации по объекту не установлено требование к участнику закупки о предоставлении в своей заявке лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
В связи с изложенным, Управлением ФАС по КК принято решение о том, что деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в связи с чем, МКУ г. Сочи «УКС» необходимо было установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о признании в действиях МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» нарушения ч. 3 ст. 7, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем, 13.03.2020 года в отношении МКУ г. Сочи «УКС» вынесено соответствующее предписание.
С указанным решением и предписанием заявитель не согласен. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Суд, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий 4 (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Закона № 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона № 135-ФЗ).
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого решения и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было.
Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемого решения также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, не содержит.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом - администрацией г. Сочи проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт системы электроснабжения Зимнего театра, расположенного по адресу <...> (включая проектно-изыскательские работы)» (извещение №0118300018720000073). Заказчик - МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства».
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 154 200,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2Л (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Извещении электронного аукциона в графе «Преимущества и требования к участникам» установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3,4, 5, 7, 7.1, 9,10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. 2) Требования, установленные в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44, к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), являющихся объектом закупки, с перечнем подтверждающих документов: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. Подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, установленной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". В соответствии со статьей 55.17. «Ведение реестра членов саморегулируемой организации» Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи». Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.24 документации электронного аукциона Раздела «Информационная карта».
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обусловлено, что Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Разделе «Информационная карта» документации электронного аукциона Заказчиком установлено наименование объекта закупки: Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт системы электроснабжения Зимнего театра, расположенного по адресу <...> (включая проектно-изыскательские работы)».
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от «19» апреля 2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия деятельность по сохранению объектов составляют работы, входящие в перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия входят:
1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).
10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом от «24» марта 2016 года № 64 Управления государственной охраны объектов культурного наследия краснодарского края «Об утверждении предмета охраны, границ территории и зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов объекта культурного наследия федерального значения "Здание театра, 1937 г., арх. ФИО3 при консультации арх-ров В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха", Краснодарский край, г. Сочи, Театральная площадь, 2» установлен предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения Здание театра, 1937 г., арх. ФИО3 при консультации арх-ров В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха", Краснодарский край, г. Сочи, Театральная площадь:
а) градостроительные характеристики
- значимый элемент композиционно-пространственной структуры городского силуэта;
- главный элемент участка застройки;
б) элементы планировочной структуры
- площадь перед главным фасадом здания
- место проведения торжественных мероприятий;
в) архитектурные и конструктивные характеристики
- архитектурный облик: стоящий на крипидоме классический периптер, усложненный двумя выдвинутым портиками; лестницы на три схода к входам в здание; центральная часть здания выделена треугольными фронтонами;
- архитектурно-художественное оформление фасадов: колонны коринфского ордера; мощный антаблемент периптера, крепованый на портиках; прямоугольные оконные и дверные проемы; скульптуры фронтона главного входа, символизирующие живопись, архитектуру и ваяние; порталы входов в здание; кессоны периптера;
- планировка внутреннего пространства: двусветное фойе с колоннадой по периметру; обходная галерея в уровне второго света; многомаршевые лестницы; полуциркульный зрительный зал с партером, амфитеатром и ярусами; сцена;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров: колонны и полуколонны коринфского ордера; балюстрадное ограждение обходной галереи и лестниц; антаблемент зрительного зала и фойе; кессоны боковых фойе; крестовые своды цокольного этажа; арочные проемы полуциркульной конфигурации;
- обстановочный комплекс: люстры фойе и зрительного зала;
г) ландшафтные характеристики
- приемы озеленения: линейные посадки древесно-кустарниковой растительности вдоль западного и восточного фасадов, газоны;
- приемы благоустройства: мощение пешеходных аллей, дорожек бетонными плитами;
д) исторически-ценностные характеристики
- главная театрально-концертная площадка Юга России;
- яркий образец общественной постройки 1930-х годов, характеризующий классицистический этап развития советский архитектуры;
авторский коллектив: архитектор ФИО3 при консультации академика В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха; скульптор ФИО4.
Министерство культуры российской федерации в письме от «17» июля 2017 г. № 207-01.1-39-ва дает разъяснение о проведении работ по инженерным сетям на территории объекта культурного наследия. В ситуации, когда требуется ремонт существующих инженерных коммуникаций на объекте культурного наследия согласование проектной (рабочей) документации по ремонту в органе охраны объекта культурного наследия не требуется. Однако необходимо получение разрешения на проведение ремонтных работ. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для получения разрешения подает в орган охраны объекта культурного наследия документы, перечисленные в пункте 5.4 Порядка.
Согласно ч.6 ст.46 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (далее - Федеральный закон №73) к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Таким образом, деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, в связи с чем, Заказчик обязан был установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Антимонопольный орган представил суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения и предписания.
Судом не принимаются доводы заявителя, изложенные в заявлении, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При указанных обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь третьим лицом, не заявляющего самостоятельных требований Администрацию города Сочи.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в сроки и в порядке, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья С.Н. Дуб