ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-14573/2023 от 29.08.2023 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-14573/2023

05.09.2023

Резолютивная часть решения оглашена 29.08.2023

Решение в полном объеме изготовлено 05.09.2023

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карамовым Р.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ЧОП «СПАРТА» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к ИФНС России № 5 по г. Краснодару

о признании

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, представители по доверенности

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Спарта» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России № 5 по г. Краснодару, в котором просит: решение ИФНС № 5 по г. Краснодару № 16-09/52 от 12.09.2022 признать недействительным в части доначисленного НДФЛ, страховых взносов и пени, начисленной за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.

Обоснование требований изложено в заявлении.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. После перерыва стороны и их представители в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в заявлении, 12.09.2022 решением ИФНС России №5 по Краснодару, по результатам налоговой  проверки за период деятельности общества с 01.01.2017 по 31.12.2019, была вменена недоимка: НДС - в сумме 16 229 963 руб.; страховые взносы - 15 874 970,84 руб.; пени - 20 383 285,75руб.

Также общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в соответствии с п. 3 ст. 122, п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 114 НК РФ в сумме - 1 669 503 руб.

Общая сумма налоговых требований составила - 54 157 722,59 руб.

Основанием для принятия указанного решения послужили обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных положениями статьи 54.1 НК РФ, выразившиеся в применении схемы «дробление бизнеса» в отношении группы компаний ООО «ЧОП «Спарта», ООО «ЧОП «Спарта-Юг ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спартак ЮМК» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спарта-ЮМК» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спарта-М» ИНН <***>, осуществлявших охранную деятельность, посредством формального дробления численности наемных работников, с целью получения незаконной налоговой экономии, путем неправомерного применения специального  налогового режима (УСН) и уклонения от уплаты налогов, подлежащих исчислению при применении по общей системе налогообложения.

В связи с указанным, налоговый орган пришел к выводам о том, что в нарушение пункта 1 статьи 166, пункта 1 статьи 174 НК РФ общество не исчислило и не уплатило в бюджет НДС за 2017-2019гг; в нарушение пункта 1 статьи 210, пунктов 1, 3 статьи 225, пунктов 1-6 статьи 226 НК РФ не удержан и не перечислен в бюджет НДФЛ; в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421, пунктов 1,3,4 статьи 431 НК РФ не исчислены и не перечислены в бюджет суммы страховых взносов; в нарушение пункта 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиком не представлены налоговые к легации по НДС за 3-4 кварталы 2019 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2019 года.

Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения которой решением от 22.12.2022 жалоба общества удовлетворена в части, доначисление НДС в сумме 1 982 562 руб. отменено.

Заявитель считает решение ИФНС России №5 по Краснодару от 12.09.2022 № 16-09/52 не соответствующим закону и подлежащим признанию недействительным в части произведенных доначислений НДФЛ, страховых взносов, поскольку налоговым органом, по мнению заявителя, допущены существенные ошибки, при подготовке расчета средней списочной численности работников за 2017, 2018, 2019 годы, а также в расчете по доначислению НДФЛ, страховых взносов, что необоснованно повлекло их увеличение, а также начисление пени.

Также заявитель указывает, что дробление бизнеса было добросовестным, не имело неправомерных целей, было предопределено внесенными изменениями в лицензионные требования и фактической деятельностью частных охранных предприятий (охрана с оружием и без него).

Кроме того, заявитель полагает неправомерным вменение обществу пени на сумму налоговых требований, начисленную за период в  01.04.2022 по 01.10.2022 в сумме 3 141 499,72 руб. в период действия моратория, установленного постановлением правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

При изложенных обстоятельствах, заявитель пришел к выводу о незаконности решения инспекции, нарушении его прав и законных интересов, полагает, что имеются основания для отмены указанного решения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражает, считает оспариваемое решение налогового органа (в редакции решения УФНС России по Краснодарскому краю от 22.12.2022) законным и обоснованным; полагает, что обществом оспаривается каждое из доказательств в отдельности, в то время как следует оценивать все доказательства в совокупности и взаимосвязи. Кроме того, налоговым органом произведен перерасчет пени с 01.04.2022 по 01.10.2022, сумма пени к уменьшению составила 2 316 745,96 рублей в том числе: по страховым взносам – 1 002 436,15 рублей; по НДФЛ – 436 639,23 рублей; по НДС - 877 670,58 рублей.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ИФНС России № 5 по г. Краснодару на основании решения от 29.12.2020 № 20-11/2 проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Спарта» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, по результатам которой составлен акт от 20.01.2022 № 16-09/70 (далее – Акт проверки).

Кроме того, по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение от 18.07.2022 № 26 к акту выездной налоговой проверки

По результатам рассмотрения акта, дополнений к акту, а также иных материалов проверки и возражений Общества, ИФНС России № 5 по г. Краснодару 12.09.2022 вынесено решение № 16-09/52 о привлечении ООО «ЧОП «Спарта» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен НДС в сумме 16 229 963 рубля, страховые взносы в сумме 15 874 970,84 рублей, пени в общей сумме 20 383 285,75 рублей. ООО «ЧОП «Спарта» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Кодекса в размере 1 451 741 рубль, пунктом 1 статьи 119 с учетом положений пункта 3 статьи 114 Кодекса в сумме 217 762 рубля.

Кроме того, ООО «ЧОП «Спарта»  предложено удержать и перечислить в бюджет сумму неудержанного НДФЛ в размере 6 909 909 рублей.

Общая сумма налоговых претензий составила 54 157 722,59 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили установленные налоговым органом обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных положениями статьи 54.1 НК РФ, выразившихся в применение схемы «дробления бизнеса» в отношении группы компаний ООО «ЧОП «Спарта» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спарта-Юг» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спартак-ЮМК» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спарта-ЮМК» ИНН <***>, ООО «ЧОП «Спарта-М» ИНН <***>, осуществлявших охранную деятельность, выраженной в формальном дроблении численности наемных работников, с целью получения незаконной налоговой экономии путем неправомерного применения специального налогового режима (УСН) и уклонения от уплаты налогов, подлежащих исчислению при применении по общей системе налогообложения.

В нарушение пункта 1 статьи 166, пункта 1 статьи 174 НК РФ Общество не исчислило и не уплатило в бюджет НДС за 2017-2019гг.

В нарушение пункта 1 статьи 210, пунктов 1, 3 статьи 225, пунктов 1-6 статьи 226 НК РФ не удержан и не перечислен в бюджет НДФЛ.

В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421, пунктов 1,3,4 статьи 431 НК РФ не исчислены и не перечислены в бюджет суммы страховых взносов.

В нарушение пункта 1 статьи 119 НК РФ налогоплательщиком не представлены налоговые декларации по НДС за 3-4 кварталы 2019 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2019 года.

Не согласившись с выводами инспекции в части нарушений, квалифицированных налоговым органом по ст. 54.1 Кодекса, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 22.12.2022 №25-12/37607@ апелляционная жалоба ООО «ЧОП «Спарта» на решение ИФНС России № 5 по г. Краснодару от  12.09.2022 № 16-09/52  удовлетворена частично, решение от  12.09.2022 № 16-09/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части доначисления НДС в сумме 1 982 562 руб. по соответствующим срокам уплаты, в связи с чем ИФНС России № 5 по г. Краснодару поручено произвести перерасчет пени и направить результаты Заявителю и в копии в УФНС России по Краснодарскому краю.

В остальной части решение ИФНС России № 5 по г. Краснодару от  12.09.2022 № 16-09/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствие с пунктом 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки знакомиться со всеми материалами дела.

Процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки регламентирована нормами налогового законодательства - пунктами 3, 4, 5 статьи 101 НК РФ.

Пунктами 2, 3 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Дополнительные мероприятия налогового контроля, на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ, могут проводиться в срок, не превышающий одного месяца.

В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ налоговый орган обязан обеспечить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить свои объяснения. Указанная обязанность отнесена законодателем к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены решения налогового органа.

Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии существенных нарушений условий проведения налоговой проверки.

Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество осуществляло охранную деятельность.

Общество входит в состав группы компаний «ЮМК», бенефициарными собственниками которого (прямо либо косвенно) являются члены семьи Макаревич: ФИО5, ФИО6 и ФИО7.

Группа компаний «ЮМК» имеет определенную структуру: каждая входящая в нее организация (группа связанных организаций) выполняет свою роль. Организации, входящие в группу компаний «ЮМК», вовлечены в единый процесс внутригрупповой реализации товаров. В качестве основного банка для проведения внутригрупповых расчетов использовался ООО «Банк ЮМК», задействованный в схеме «кругового» движения денежных средств по расчетным счетам и наращивания денежных оборотов.

Управление и контроль над всеми организациями группы компаний «ЮМК» осуществляет Департамент административного управления Холдинга «ЮМК», который возглавляет ФИО5

Общество зарегистрировано 03.05.2001 по адресу «массовой» регистрации участников группы компаний «ЮМК»: <...>.

С 2002 по 2019 включительно Общество применяло специальный налоговый режим в виде УСН.

В 2002-2003 численность работников Общества составляла 30-40 человек, в 2004 в связи с расширением бизнеса охранных услуг численность работников составила 153 человека.

С целью формального соблюдения предельной численности не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), в марте 2005 зарегистрировано ООО «ЧОП «Спарта-М», в которое были переведены 38 человек, ранее работавших в штате Общества. В период с сентября по декабрь 2007 учредителем Общества ФИО8 зарегистрировано сразу три организации, осуществляющих аналогичный вид деятельности: ООО «ЧОП «Спартак-ЮМК», ООО «ЧОП «Спарта-ЮМК», ООО «ЧОП «Спарта-Юг».

Данный факт подтверждается показаниями самого ФИО8 (протокол от 14.10.2021), согласно которым - «после вступления в холдинг ФИО5 было принято решение о создании других частных охранных предприятий с целью соблюдения предельной численности работников для применения УСН и оптимизации налогообложения».

Во вновь образованные охранные предприятия частично переданы заказчики охранных услуг и переведены работники Общества. При этом, в каждом из предприятий не превышался предельный размер среднесписочной численности 100 человек.

В 2008 среднесписочная численность Общества сократилась до 58 человек, при этом среднесписочная численность новых участников охранных услуг увеличилась: ООО «ЧОП «Спарта-М» - 74 человека, ООО «ЧОП «Спартак-ЮМК» - 44 человека, ООО «ЧОП «Спарта-ЮМК» - 57 человек, ООО «ЧОП «Спарта-Юг» - 1 человек.

В 2009 году одновременно во всех организациях охранной деятельности происходит смена участников. Новым участником становится ФИО9 (член совета директоров ОАО «ЮМК», акционер АО «Банк ЮМК», руководитель ЗАО «Кубаньоптпродторг» и соучредитель ряда взаимозависимых организаций, участников группы компаний «ЮМК»).

В результате анализа финансового - хозяйственной деятельности охранных организаций установлено, что ни смена учредителей, ни смена должностных лиц организаций не влекли за собой изменения направления финансово-хозяйственной деятельности участников Холдинга, системы налогообложения, смены поставщиков, покупателей, стратегии поведения участников группы компаний «ЮМК», что свидетельствует о номинальной смене учредителей и должностных лиц при том, что реальные собственники, контролирующие группу компаний «ЮМК», принимающие управленческие решения, оставались неизменными. Организации (ЧОП) осуществляли деятельность в рамках ранее заключенных договоров с теми же заказчиками и поставщиками, имели совокупную численность свыше 100 человек и применяли УСН.

Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ предусмотрено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Инспекцией установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие об искусственном «дроблении бизнеса» и нарушении положений ст. 54.1 НК РФ.

Все организации применяли систему налогообложения УСН и с целью формального соблюдения предельных показателей, определяющих право применения, данного специального налогового режима, целенаправленно распределяли штатный персонал между собой, что и послужило причиной создания в 2007 сразу нескольких охранных организаций. Единый адрес государственной регистрации участников охранной   деятельности, зарегистрированных   по «массовому» адресу   иных участников группы компаний «ЮМК». Банковские счета открыты в одних и тех же банках. Единый IP-адрес для осуществления доступа к операционной системе «Банк-Клиент».

Отчетность представляется одним и тем же лицом, доверенность которому выдана всеми организациями одной датой. Ведение единой службой обеспечения бухгалтерскими, аудиторскими, кадровыми услугами между участниками схемы и иных организаций Холдинга. Руководители проверяемых организаций пояснили, что именно аудиторская фирма ООО «М-Класс» вела учет и составляла для всех расчет среднесписочной численности. Использование единой корпоративной почты в сети Интернет.

Руководители охранных предприятий ФИО10 (руководитель Общества), ФИО11 (ООО ЧОП «Спарта-Юг»), ФИО12 (ООО ЧОП «Спарта-ЮМК»), ФИО13 (ООО ЧОП «Спарта-ЮМК»), ФИО14 (ООО ЧОП «Спарта-М»), являются номинальными, фактически выполняют функции охранников.

Свидетели (бывшие работники организаций): ФИО15 (протокол от 19.07.2021), ФИО16 (протокол от 25.06.2021), ФИО17 (протокол от 25.06.2021), ФИО18 (объяснение от 03.08.2021), Курячий Н.В. (протокол от 15.06.2021), ФИО19 (протокол от 25.06.2021), ФИО20 (протокол от 28.06.2021), ФИО21 (протокол от 18.08.2021), ФИО22. (протокол от 11.08.2021), ФИО23 (протокол от 19.08.2021), ФИО11 (протокол от 18.10.2021), ФИО24 (протокол от 12.08.2021), ФИО25 (протокол от 11.06.2021), ФИО26 (протокол от 11.06.2021), ФИО27 (протокол от 06.06.2021), ФИО28 (протокол от 21.10.2021), ФИО29. (протокол от 16.06.2021), ФИО30 (протокол от 16.06.2021), ФИО31 (протокол от 04.10.2021), ФИО32 (протокол от 07.09.2021), ФИО33 (протокол от 28.06.2022), ФИО34 (протокол от 10.07.2022), ФИО35 (протокол от 08.06.2022), ФИО36 (протокол от 05.07.2022)) называли в качестве своих непосредственных начальников номинальных директоров других организаций, давали показания, что собственником охранного бизнеса является ФИО5, в ходе допросов не смогли четко назвать наименование организации, так как воспринимали все 5 охранных организаций как единую структуру, одно юридическое лицо.

С целью соблюдения критерия ограничения совокупной численности менее 100 человек, проверяемыми частными охранными предприятиями после назначения выездной налоговой проверки были предприняты попытки представления уточненных сведений по среднесписочной численности за 2017- 2019, в которых численность уменьшена более чем в 2 раза, по сравнению с ранее представленной.

Судом установлено, что на момент создания Общество применяло общую систему налогообложения. В последующем, после вступления в группу компаний «ЮМК» начало применять УСН (доходы минус расходы).

По результатам проведенного анализа сведений об истории участия в уставном капитале Общества, ООО ЧОП «СПАРТА ЮМК», ООО ЧОП «СПАРТА ЮГ», ООО ЧОП «СПАРТА М», ООО ЧОП «СПАРТАК ЮМК» всех учредителей, проверкой установлены факты, свидетельствующие о взаимозависимости Общества с рассмотренными организациями группы компаний «ЮМК».

Из анализа информации, содержащейся в общедоступных источниках в сети интернет, в информационно-справочных системах СПАРК (www.spark-i№terfax.ru), Система раскрытия информации на рынке ценных бумаг (www.e-disclozure.ru), проведенным анализом отчетов (список аффилированных лиц, годовые отчеты, аудиторские заключения и прочее) о деятельности ОАО «ЮМК», проверкой установлено, что управление акционерным Обществом в период с 2006 по 2018 осуществлялось лицами, причастными к деятельности организаций, входящих в группу компаний «ЮМК».

Из имеющихся в налоговом органе сведений (информации, документов), полученных из показаний свидетелей: ФИО37, ФИО38, Уса А.С., ФИО39 и из письма Следственного отдела по Карасунскому округу г. Краснодара от 16.06.2021 № 4902030005000163 о направлении светокопий следственных действий с участием ФИО39 по уголовному делу № 119020300050000163 структура Холдинга состоит из так называемых «Департаментов», представленных внутри самого Холдинга «ЮМК» в роли отдельных подразделений, курирующих различные направления деятельности Холдинга и возглавляемых ими «Управлений».

В числе направлений деятельности Холдинга «ЮМК» выделяется направление охранной деятельности, возглавляемое «Управлением безопасности», куда входит: Департамент «Охраны объектов»; Департамент «Спец. безопасности».

Руководителем «Управления безопасности» выступал ФИО9, являющийся с 2009 по февраль 2022 учредителем всех частных охранных предприятий Общества, ООО ЧОП «Спарта-М», ООО ЧОП «Спарта ЮМК», ООО ЧОП «Спартак ЮМК», ООО ЧОП «Спарта-Юг», ООО ЧОП «Спарта-К», ООО ЧОП «Ника».  Руководителем Департамента «Охраны объектов» в 2015 являлся ФИО40 (директор ООО ЧОП «Спарта-Юг»), руководителем Департамента «Спецбезопасности» являлся ФИО41, который в Обществе исполнял обязанности начальника охраны объекта.

Налоговым органом установлены факты, свидетельствующие не только о формальном «дроблении», но и «перекрестном» совмещения направления охранной деятельности с иными направлениями Холдинга «ЮМК» с использованием их активов, ресурсов и инфраструктуры.

Работники участников охранной деятельности совмещали трудовую деятельность в иных организациях Холдинга. Работники, участвующие в деятельности проверяемых налогоплательщиков в рамках проведенных допросов указывают в качестве своих начальников на лица, которые являлись официально сотрудниками иных участников направления охранной деятельности, а также являлись сотрудниками иных организаций Холдинга.

При изложенных обстоятельствах судом не принимается довод заявителя об отсутствии фактов, подтверждающих осуществление обществом схемы «дробление бизнеса», ввиду его несостоятельности.

Что касается НДФЛ и страховых взносов, суд исходит из следующего.

Представленные проверяемыми лицами документы (трудовые договоры, дополнительные соглашения к трудовым договорам, приказы, ответы на запросы, объяснения и т.д.) имеют единые даты, единые формулировки; суммы должностных окладов полностью идентичны; ошибки в документах являются одинаковыми, что свидетельствует об их составлении одним лицом, и доказывает наличие единого центра по управлению организациями.

В ходе проверки установлено и подтверждено материалами дела, что табели учета рабочего времени ООО ЧОП «Спарта-ЮМК», ООО ЧОП «Спарта-Юг», ООО ЧОП «Спарта-М», ООО ЧОП «Спартак-ЮМК» подписаны неустановленными лицами (заключение почерковедческой экспертизы от 27.06.2022 № 342/22-К).

Дополнительные соглашения к трудовым договорам о переводе работников с 01.01.2018 на 0,25 ставки, об увеличении должностного оклада и изменении режима работы составлены формально, что подтверждается показаниями работников: ФИО42 (протокол от 21.07.2021), ФИО15 (протокол от 19.07.2021), ФИО43 (протокол от 21.05.2021), ФИО44. (протокол от 21.07.2021), ФИО45 (протокол от 31.03.2021), ФИО46 (протокол от 24.08.2021), ФИО47 (протокол от 23.08.2021), ФИО48 (протокол от 19.08.2021), ФИО49. (протокол от 16.07.2021), Шаля В.В. (протокол от 18.06.2021), ФИО24. (протокол от 12.08.2021), ФИО50 (протокол от 06.08.2021), ФИО51 (протокол от 23.08.2021), ФИО52 (протокол от 03.09.2021), ФИО53 (протокол от 10.08.2021), ФИО54 (протокол от 10.06.2021), ФИО55 (протокол от 06.08.2021), ФИО23 (протокол от 19.08.2021), ФИО33 (протокол от 06.08.2021), ФИО56 (объяснение от 25.08.2021), ФИО57 (объяснение от 11.08.2021), ФИО58. (протокол от 14.07.2021), ФИО18 (объяснение от 03.08.2021, ФИО59 (протокол от 12.08.2021), ФИО60 (протокол от 10.09.2021). Указанные работники сообщили, что не подписывали дополнительные соглашения, руководители организаций отрицают составление дополнительных соглашений.

Вместе с тем, формальный перевод работников на 0,25 ставки не был обусловлен экономическими причинами (сокращение количества заказчиков, снижение выручки).

На основании имеющихся в налоговом органе данных кадрового учета проверяемых организаций, данных трудовых договоров с работниками, дополнительных соглашений к трудовым договорам, показаний свидетелей-работников проверяемых организаций о фактическом режиме работы в 2017, сведений о доходах, начисленных за фактически отработанное время, рассчитана общая средняя численность работников за 1 квартал 2017 -163 человека.

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, средняя численность работников, которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действующей в 2017 - 2019), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В результате превышения средней численности работников по итогам 1 квартала 2017 предельно допустимого количества (свыше 100 человек), проверяемые налогоплательщики, образующие единую коммерческую структуру, считаются утратившими право на применение УСН, и перешедшими на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

По результатам проведенных проверок участников схемы «дробления бизнеса», налоговые обязательства определены консолидировано по общему режиму налогообложения и вменены Обществу с учетом сумм НДС, страховых взносов и НДФЛ, не исчисленных и не уплаченных организациями-участниками схемы «дробления» бизнеса.

Кроме того, инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что группой компаний «ЮМК», в том числе участниками эпизода «дробления бизнеса», применялась схема выплаты заработной платы «в конвертах» (подтверждается показаниями свидетелей ФИО42, ФИО15, ФИО43, ФИО44., ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49., Шаля В.В., ФИО24, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО23, ФИО33, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО18, ФИО59, ФИО60), а именно: реально выплаченные работникам доходы значительно превышали размер, указанный в трудовых договорах. Источником выплаты «серой» заработной платы являлась «черная» касса группы компаний «ЮМК», формируемая, в том числе, с доходов участников схемы «дробления бизнеса».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на основании совокупности полученных доказательств, которые подтверждают умышленное искажение проверяемыми лицами сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения, инспекцией сделаны обоснованные выводы о наличии умышленных действий Общества с использованием схемы «дробления бизнеса» в части среднесписочной численности работников организаций охранной деятельности Холдинга, повлекших занижение сумм страховых взносов и НДФЛ, а также неуплату НДС в связи с утратой права на применение УСН.

На основании изложенного, с целью создания дополнительных гарантий прав налогоплательщика и обеспечения баланса публичных и частных интересов, налоговым органом применен расчетный метод определения средней заработной платы с учетом положений пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В связи с непредставлением заявителем и иными участниками схемы сведений об аналогичных налогоплательщиках, налоговым органом установлены организации: ООО «КАЗАЧИЙ ДОЗОР», ООО «Дельта», ООО «Троян», с максимально приближенными экономическими характеристиками, влияющими на формирование налогооблагаемой базы и сопоставимые с деятельностью Общества за 2017-2019, при выборе которых использованы следующие критерии: фактически осуществляемый вид экономической деятельности; структура штатного расписания по видам предусмотренных должностей; объем выручки в сопоставлении со среднесписочной численностью.

Сумма не исчисленных и неуплаченных проверяемым налогоплательщиком страховых взносов и не исчисленного, не удержанного и не перечисленного в бюджет НДФЛ определена отдельно по каждому сотруднику (по итогам каждого месяца) исходя из количества отработанных дней в налоговом периоде и средней заработной платы (по данным аналогичных налогоплательщиков).

Налоговые обязательства по НДС определены с учетом налоговых вычетов, установленных по результатам встречных проверок в порядке статьи 93.1 НК РФ, с учетом информации имеющейся в базе данных налогового органа.

При определении налоговых обязательств по налогу на прибыль Инспекцией учтены суммы НДС, исчисленные по расчетным ставкам; суммы страховых взносов. Суммы налога, уплаченные всеми участниками схемы «дробления бизнеса», в результате применения УСН, при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль учтены частично в размере 442 573 рубля за 2019 (в пределах исчисленной суммы налога на прибыль).

По результатам выездной налоговой проверки организацией получен убыток, налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2017-2019 отсутствует (страницы 89-103, 197-198, 220-221 Решения).

По мнению заявителя, доначисления НДФЛ и страховых взносов построено на неправомерном включении в расчет количества фактически отработанных рабочих дней работником Общества, которые помножены на среднемесячную заработную плату работника аналогичных налогоплательщиков, отработавших сверх рабочего времени, установленного материалами проверки, 8 часов в день, все рабочие дни в месяце согласно производственному календарю.

Заявитель считает, что все охранные предприятия, являются субъектами малого предпринимательства, согласно Приказу Росстата от 25 января 2017 № 37 «Об утверждении указаний по заполненную формы федерального статистического наблюдения № ПМ Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», расчет среднесписочный численности, представленный Обществом произведён, в соответствии методикой расчета, отраженной в Приказах Федеральной службы государственной статистики от 25.01.2017 № 37 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», от 19.01.2018 № 20, от 23.01.2019 № 22.

Вместе с тем, расчет среднесписочной численности (далее – ССЧ) составлен в соответствии с методикой: порядок исчисления средней численности работников в проверяемом периоде устанавливался Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее - Указания).

С 01.01.2018 введен в действие Приказ Росстата от 22.11.2017 № 772 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Пунктом 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрен перечень ограничений, не позволяющих Обществом применять УСН. Так, на основании пп. 15 п. 3 ст. 346. НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников, которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (т.е. в порядке, установленном приказами ФСГС России № 498 от 26.10.2015 и от 22.11.2017 № 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения»).

Инспекцией по результатам проверки при расчете средней численности работников правомерно использована методика, установленная Приказами Федеральной службы государственной статистики от 26.10.2015 № 498 и от 22.11.2017 № 772.

Исходя из списочной численности штатных расписаний проверяемых налогоплательщиков следует, что наибольший удельный вес в составе совокупной списочной численности составляют рабочие по специальностям:

за 2017:

- директор» -  2,79 % (5/179*100)

- «начальник охраны объекта» -  1,67 %(3/179*100)

- «начальник смены» - 1,67 %(3/179*100)

- «охранник» - 89 % (163/179*100)

- «помощник начальника объекта» - 1,67 %(3/179*100)

- контролер» - 1,67 %(3/179*100)

- «старший охранник» - 1,66 %(3/179*100)

за 2018:

- директор» -  2,59 % (5/193*100)

- «начальник охраны объекта» -  1,55 %(3/193*100)

- «начальник смены» - 1,55 % (3/193*100)

- «охранник» - 82 % (159/193*100)

- «помощник начальника объекта» - 1,55 %(3/193*100)

- контролер» - 1,55 %(3/193*100)

- «старший охранник» - 1,55 %(3/193*100)

за 2019:

- директор» -  4,09 % (5/122*100)

- «начальник охраны объекта» -  2,46 %(3/122*100)

- «начальник смены» - 2,46 %(3/122*100)

- «охранник» - 83,6 % (102/122*100)

- «помощник начальника объекта» - 2,46 %(3/122*100)

- контролер» - 2,46 %(3/122*100)

- «старший охранник» -  2,46 %(3/122*100)

Налоговым органом произведен расчет совокупной средней численности работников налогоплательщиков: Общество, ООО ЧОП «Спарта-М», ООО ЧОП «Спарта-ЮМК», ООО ЧОП «Спартак-ЮМК», ООО ЧОП «Спарта-Юг».

Для определения среднесписочной численности за месяц используется формула: ССЧм = ССЧпрд + ССЧнрд, где ССЧм – среднесписочная численность работников за месяц; ССЧпрд – среднесписочная численность сотрудников, отработавших полные рабочие дни; ССЧнрд – среднесписочная численность сотрудников, отработавших неполные рабочие дни.

Для определения среднесписочной численности сотрудников, занятых полный рабочий день, суммируется списочная численность за каждое число месяца, а полученная сумма делится на количество календарных дней месяца.

Для определения среднесписочной численности работников, отработавших неполный рабочий день, рассчитывается общее количество человеко-дней, отработанных этими сотрудниками, по формуле: Ч-Д = Ч: Н, где Ч-Д – количество человеко-дней, отработанных сотрудником, занятым неполный рабочий день; Ч – количество отработанных часов сотрудником, занятым неполный рабочий день; Н – нормативная продолжительность рабочего дня.

Расчет среднесписочной численность работников, занятых неполный рабочий день производится по формуле: ССЧнрд = Ч-Добщ: РДм, где Ч-Добщ – общее количество человеко-дней, отработанных всеми сотрудниками, занятыми неполный рабочий день; РДм – число рабочих дней в месяце.

Средняя численность за месяц- это сумма среднесписочной численности работников и средняя численность внешних совместителей и работников по гражданско-правовым договорам, рассчитанная за месяц.

Таким образом, для определения среднесписочной численности работников учтено фактически отработанное время каждого работника, работавшего неполное рабочее время.

Трудовые договоры с работниками представленные ООО ЧОП «Спарта-ЮМК», ООО ЧОП «Спартак-ЮМК», ООО ЧОП «Спарта-Юг», ООО «ЧОП «Спарта-М» и действовавшие в 2017 году являются стандартными с указанием единой формулировки режима труда.

Согласно п. 4.1 трудового договора «работнику устанавливается неполное рабочее время продолжительностью 20 часов в неделю. Работнику устанавливается следующий режим рабочего времени: рабочая неделя - пятидневная, с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями (суббота, воскресенье), продолжительность ежедневной работы - 4 часа, с 10.00 до 14.30, перерыв для отдыха и питания – 30 минут в период с 12.00 до 12.30».

В соответствии с п. 3.5 договора «оплата труда производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада (указано в рублях) в месяц».

Проведенными дополнительными мероприятиями налогового контроля установлено, что представленные табеля учета рабочего времени содержат недостоверные сведения, графики сменности составлены формально.

Изготовление налогоплательщиками фиктивных документов, устанавливающих режим рабочего времени и оплату труда, было произведено умышленно с единственной целью – занижение численности работников для формального соблюдения условий применения специального режима налогообложения – УСН.

При этом доводы заявителя о том, что дробление бизнеса было предопределено внесенными изменениями в лицензионные требования и фактической деятельностью частных охранных предприятий (охрана с оружием и без него) судом не принимается, как документально не подтвержденный.

Что касается доводов заявителя, относительно пени, начисленной в период действия моратория с 01.04.2022 по 30.09.2022, суд исходит из следующего.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» не подлежат начислению пени на сумму недоимки (задолженности), образовавшейся в связи с неисполнением налоговых обязанностей, срок исполнения (отчетный период) которых возник до 01.04.2022.

Судом установлено, что в целях реализации указанных норм, с 01.04.2022 по 01.10.2022 в карточках «Расчетов с бюджетом» плательщиков проводились операции, приостанавливающие и возобновляющие начисление пени.

Налоговым органом произведен перерасчет пени, сумма пени, начисленная за период с 01.04.2022 по 30.09.2022, составила 0,00 руб., в связи с чем с учетом всех уменьшений сумма доначисленных налогов, пени и штрафов составляет: НДС – 14 247 401 руб., страховые взносы – 15 874 970,84 руб., пеня – 16 933 607 руб., штраф по ст. 122 НК РФ – 1 426 796 руб., по ст. 123 НК РФ – 24 945 руб., по ст. 119 НК РФ – 217 762 руб. Итого 48 725 481,91 руб.

Из материалов дела следует, что 23.03.2023 налоговым органом вынесено решение № 16-12/05785 о внесении изменений в решение от 12.09.2022 № 16-09/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оценивая доводы судом установлено, что позиция налогового органа соответствует требованиям налогового законодательства и подтверждается представленными доказательствами. 

Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого решения.

Налоговый орган представил суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения.

Оценивая доводы судом установлено, что позиция налогового органа соответствует требованиям налогового законодательства и подтверждается представленными доказательствами.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения ИФНС России № 5 по г. Краснодару от 12.09.2022 № 16-09/52, в связи с чем доводы заявителя подлежат отклонению как необоснованные.

Таким образом, судом не установлено законных оснований для признания оспариваемого решения ИФНС России № 5 по г. Краснодару от 12.09.2022 № 16-09/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                          Р.А. Нигоев