АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03
Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар | Дело № А32-14853/2015 |
24 января 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2019.
Полный текст решения изготовлен 24.01.2019.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Л.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма имени Ильича» (ИНН <***>, ОГРН <***>), ст. Ирклиевская (далее – заявитель, ООО «Агрофирма имени Ильича», общество)
заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350000, <...> (далее – заинтересованное лицо, департамент)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
1.администрация муниципального образования Выселковский район (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353100, Краснодарский край, ст. Выселки, ул. Ленина, 37
2.ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», г. Краснодар,
3.АО «Независимая энергосбытовая компания», г. Краснодар,
4.ПАО «Кубаньэнерго», г. Краснодар.
5.министерство природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350000, <...>.
6.открытое акционерное общества «Кубанские магистральные сети» ОГРН <***>, ИНН <***>), 350911, <...>.
о признании незаконными действий (бездействий),
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель, по доверенности
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель, по доверенности
от иных лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Агрофирма имени Ильича» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353144, Краснодарский край, Выселковский район, ст. Ирклиевская, ул. Советская, 38 (далее – ПАО «Агрофирма имени Ильича») обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение суда от 10.08.2015), согласно которого просит:
- признать незаконными действия департамента выразившиеся в отказе от 23.01.2015 № 52-757/15-32.20;
- обязать департамент подготовить договор купли – продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0103000:20 из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 192 200 кв. м, расположенный: Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 2,5 км от ст. Балковской по направлению на юг, по цене равной 60 процентам кадастровой стоимости данного земельного участка и направить договор в адрес общества, в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения.
Определением суда от 30.10.2017 произведена процессуальная замена ПАО «Агрофирма имени Ильича» на его правопреемника – ООО «Агрофирма имени Ильича».
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017, суд признал незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе от 23.01.2015 № 52-757/15-32.20, как не соответствующие положениям Земельного кодекса Российской Федерации. На департамент возложена обязанность подготовить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 192 200 кв. м с кадастровым номером 23:05:0103000:20, и направить договор в адрес общества. В остальной части заявленных требований отказано. С департамента в пользу общества взыскано 3 000,00 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суд Северо – Кавказского округа от 24.04.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу № А32-14853/2015 в части удовлетворения заявленных требований и взыскания с департамента судебных расходов отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, общество 16.12.2014 (согласно отметке органа почтовой связи) направило в адрес департамента заявление (получено департаментом 25.12.2014), в котором просило предоставить в собственность за плату земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 192 200 кв. м с кадастровым номером 23:05:0103000:20, используемый на основании договора аренды от 29.11.2003 № 0500001922, находящийся в государственной собственности Краснодарского края.
Земельный участок с кадастровым номером 23:05:0103000:20 учтен в государственном кадастре недвижимости 12.03.2004, представляет собой единое землепользование обособленных (условных) участков с кадастровыми номерами 23:05:0103000:29 (площадью 458 700 кв. м), 23:05:0103000:25 (площадью 557 500 кв. м), 23:05:0103000:28 (площадью 862 900 кв. м), 23:05:0103000:27 (площадью 313 100 кв. м).
Письмом от 23.01.2015 № 52-757/15-32.20 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, указав, что представленная в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица, по форме не соответствует требованиям действующего законодательства и Административного регламента; испрашиваемый участок на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте, ввиду его расположения в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного зоологического заказника «Ново-Березанский».
Полагая, что действия департамента, выразившиеся в отказе от 23.01.2015 № 52-757/15-32.20, являются незаконными и нарушают его права, законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в применимой к спорным правоотношениям редакции) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен таким арендатором в собственность без торгов по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
По смыслу названных норм гражданином или юридическим лицом в собственность без торгов может быть приобретен не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в спорный период определял, что решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в обладающий правом предоставления соответствующего участка орган.
В целях регламентации административных процедур и административных действий при предоставлении департаментом государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, приказом от 04.06.2012 № 767 утвержден Административный регламент.
Учитывая, что копия документа, удостоверяющего личность ФИО3, обратившегося в департамент с заявлением от 15.12.2014 от имени общества, была направлена в уполномоченный орган, и его полномочия действовать от имени заявителя департаментом признаны (иное из оспариваемого отказа от 23.01.2015 не следует), дополнительные запросы по данному вопросу департаментом не направлялись, в том числе обществу, при наличии у уполномоченного органа такого права (пункт 2.6.8 Административного регламента), наличие недостатков в оформлении копии паспорта представителя юридического лица само по себе не являлось достаточным для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Определением суда от 04.12.2015 по делу назначена судебная экспертиза. Перед экспертом поставлен вопрос: Находится ли земельный участок с кадастровым номером 23:05:0103000:20 в границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ново – Березанский»?
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение от 25.01.2016 № 4. Согласно выводам заключения судебной экспертизы земельный участок с кадастровым номером 23:05:0103000:20 не находится в границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ново-Березанский».
Довод департамента о том, что в границах спорного земельного участка находится газопровод высокого давления и линия электропередач ВЛ-220кВ не принимается судом, поскольку в ходе обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» спорного земельного участка 14.01.2015 акт № 9 и 26.05.2016 (акт обследования земельного участка № 349) факта нахождения границах газопровода высокого давления и линии электропередач ВЛ-220 кВ установлено не было.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» графе 4 «Характеристики части» раздела «Сведения о частях земельного участка и обременениях» кадастрового паспорта земельного участка указываются сведения об обременениях, установленных на часть земельного участка или на весь земельный участок в объеме следующих сведений: в отношении ограничений (обременении), возникших в связи с вхождением земельного участка или всего земельного участка в зону с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), дополнительно указывается содержание ограничения использования части земельного или всего земельного участка в пределах такой зоны, учетный номер такой зоны и реквизиты, принявшего решение об установлении такой зоны.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представленном кадастровом паспорте спорного земельного участка от 09.06.2015 № 2343/12/15-637982 в указанной выше графе отсутствуют указания о вхождении спорного земельного участка или охранную зону какого-либо газопровода высокого давления или какой-либо линии электропередач (зону с особыми условиями использования территории).
19 апреля 2017 года ГКУ КК «Кубаньземконтроль» проведено обследование спорного земельного участка с кадастровым № 23:05:0103000:20, в ходе которого, как и при обследовании 14.01.2015, факта нахождения его границах газопровода высокого давления и линии электропередач ВЛ-220 кВ установлено не было.
Обществом получен кадастровый план территории от 26.04.2017 № ГХ/17-735453 - кадастрового квартала 23:05:0103000 (далее - КПТ), в границах которого находится спорный земельный участок с кадастровым № 23:05:0103000:20 (листы №№ 3-5 раздела 1 КПТ). Согласно КПТ в границах кадастрового квартала 23:05:0103000: отсутствуют охранная зона какого-либо газопровода высокого давления; имеется охранная зона воздушной линии электропередачи ВЛ-220 кВ «Тихорецк-Брюховецкая» с учетным № 25.05.2.31 (лист № 1 раздела 7 КПТ).
Обществом получена кадастровая выписка о территориальной зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России от 05.05.2017 № 23/ИСХ/17-804326 - границах охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-220 кВ «Тихорецк-Брюховецкая» с учетным № 25.05.2.31 (далее - Выписка о ЗОУИТ). В соответствии с Выпиской о ЗОУИТ спорный земельный участок с кадастровым № 23:05:0103000:20 не находится (не располагается) в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-220 кВ «Тихорецк-Брюховецкая» с учетным № 25.05.2.31.
На основании вышеизложенного следует, что на спорном земельном участке с кадастровым № 23:05:0103000:20 отсутствуют какие-либо газопровод высокого давления и линия электропередач ВЛ-220 кВ.
Таким образом, департаментом не представлено доказательств ограниченности испрашиваемого обществом земельного участка в обороте, исключающей его предоставление в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
Постановлением кассационной инстанции от 24.04.2018 указано на то, что суду надлежит исследовать вопрос о наличии (отсутствии) на спорном участке в учтенных в кадастре его границах и площади, испрашиваемом заявителем в собственность, лесополос, дорог, болот.
Так, из представленного в дело договора аренды от 29.11.2003 № 0500001922 следует, что в состав подлежащих передаче акционерному обществу в аренду земельных участков включены лесополосы, дороги, болота. Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:05:0103000:20 произведены после подписания данного договора, план участка № 1 площадью 219,22 га (пункт 1.1 договора) к договору аренды не приложен.
В пояснительной записке к акту обследования земельного участка № 514 от 18.10.2018, составленного сотрудниками ГКУ КК «Кубаньземконтроль», указано, что в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:05:0103000:20 установлено, что согласно данных отображенных на публичной кадастровой карет в границах участка не расположены: лесополосы, дороги (основные, вспомогательные), водные объекты.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к договору аренды от 29.11.2003 № 0500001922, предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» разъяснил относимость к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, свидетельствующих о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Из постановлений администрации и договора аренды от 29.11.2003 № 0500001922 не следует, что он заключен (продлен) по результатам публичной процедуры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (утратила силу с 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам предоставления земельных участков, гарантирующим равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Поскольку из содержания договора от 29.11.2003 № 0500001922 и постановления главы Выселковского района от 27.11.2003 № 861 «а» не следует, что администрация обеспечила соблюдение публичной процедуры, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, департамент правомерно указал, что общество не может считаться лицом, в установленном порядке получившим земельные участки сельскохозяйственного назначения и обладающим правом на приобретение их в собственность в соответствии с предусмотренной законом льготной процедурой.
При этом, следует учитывать, что департамент непосредственно не участвовал в процедуре заключения договора аренды спорных земельных участков, поскольку в рассматриваемый период функции арендодателя осуществляла администрация.
В спорных правоотношениях департамент выступает не только как представитель арендодателя (публично-правового образования), но и как орган государственной власти, который должен обеспечить соблюдение норм действующего земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе закрепленного в действующем земельном законодательстве принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от 24.09.2012 № 1584-О и от 17.07.2014 № 1685-О).
Предусмотренное пунктом 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ правило о предоставлении земельных участков в аренду на торгах не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лица, которому земельный участок предоставлен в аренду (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 №1549-О).
Соблюдение законности при распоряжении земельными участками сельскохозяйственного назначения, относящимися к государственной собственности, предполагает обязательность предварительной и заблаговременной публикации сообщений о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Данная публикация реализует требование общедоступности и гарантирует обеспечение равных возможностей для неограниченного круга потенциальных претендентов на использование публичной собственности. Нарушение уполномоченным органом требования об опубликовании информации о предстоящем предоставлении земельных участков (несовершение таким органом предусмотренных земельным законодательством действий) лишает заинтересованных лиц реальной возможности узнать о наличии свободного участка для целей реализации предусмотренного законом права на обращение с соответствующим заявлением.
Требование о соблюдении публичной процедуры, закрепленной в пункте 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, направлено на создание гарантий равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим, поэтому не может рассматриваться в качестве недобросовестного поведения (аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2018 по делу № А32-14354/2015).
Поскольку оспариваемый в рамках настоящего дела отказ департамента, содержащийся в письме от 23.01.2015 № 52-757/15-32.20, в предоставлении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность соответствует правилам статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в применимой редакции), у суда отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи 201 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации условия, необходимые для удовлетворения требований общества.
Руководствуясь статьями 4, 27, 29, 137, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | О.С. Левченко |