ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-14975/17 от 07.06.2017 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                 Дело №А32-14975/2017
21.06.2017

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2017

Полный текст решения изготовлен 21.06.2017

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самко В.В., рассмотрев в судебном заседаниизаявление АО «Геленджикгоргаз», г. Геленджик

к Управлению Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО, г. Ростов-на-Дону

третье лицо не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора:

АО «Газпром газораспределение Краснодар», г. Краснодар, в котором просит:

отменить постановление №17-2771/3110-1 от 30.03.2017 и прекратить производство по делу

При участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: не явка, уведомлен;

от третьего лица: ФИО2 – представитель по доверенности;

УСТАНОВИЛ:

АО «Геленджикгоргаз», г. Геленджик (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО, г. Ростов-на-Дону об отмене постановления от 30.03.2017 № 17-2771/3110-1 и прекращении производства по делу.

Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явилось.

Третье лицо, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явилось.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Так как заинтересованное лицо и третье лицо уведомлены надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного заседания, на предварительное заседание не  явились,   ходатайство   об   отложении  судебного  разбирательства  не  заявили,  невозражали против перехода в судебное разбирательство, суд с согласия общества и на основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

По делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого, судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились, дополнительных документов и ходатайств не представили.

При указанных обстоятельствах спор рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, 30.03.2017 в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 15.19 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредоставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно предоставление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной   информации,   и   (или)   вводящей   в   заблуждение   информации,   заисключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 до 700 тыс. рублей.

Объектом названного административного правонарушения является порядок предоставления информации, предусмотренный нормативными актами.

Объективную сторону образует непредоставление информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, нарушение порядка и сроков предоставления этой информации, а также предоставление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

В соответствии с пунктом 2.7. Указания Банка России от 04.03.2014 № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (действовало до 27.02.2017), должностные лица Управления Службы в случаях выявления правонарушений, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 23.74 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе руководители территориальных подразделений Банка России, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), - об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ. Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества входит в компетенции начальника Управления Службы.

Судом установлено, что Управлением Службы в ходе рассмотрения обращения (вх. № 1409 от 16.01.2017) доверительного управляющего акциями АО «Геленджикгоргаз» - ООб УК «Регионгазфинанс» (заявитель) в отношении возможного нарушения законодательства Российской Федерации со стороны АО «Геленджикгоргаз» в целях проверки сведений, указанных в обращении заявителя, в адрес общества Управлением Службы было направлено предписание от 24.01.2017 №С59-6-2-1/1066.

В ответ обществом представлены документы и пояснения от 01.02.2017 № 06-01-09/128, в результате анализа которых установлено, что Общество получило требование заявителя о предоставлении копии документов и списка лиц от 27.07.2016 № 347/05 (вх. № 06-01-09/887 от 15.08.2016), в котором заявитель просил предоставить копии следующих документов общества:

- в соответствии со статьями 51, 52 Федерального-закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее - Закон № 208-ФЗ) - списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров Общества в 2016 году;

- в соответствии со статьями 89 - 90 Закона № 208-ФЗ: устава и внутренних документов Общества, списков аффилированных лиц общества за 2013 - 2015 годы, годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности общества за 2013 - 2015 годы: бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах (отчёт о прибылях и убытках), приложения к ним, утверждённые формы отчётности по исполнению бюджета доходов и расходов общества за период с 2012 по 2015 годы, договоров на управление обществом, договоров на оказание услуг технической эксплуатации, оказываемых обществом, договоров аренды имущества общества, заключённых и (или) действовавших в период с 2012 года по дату направления требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона N 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона № 208-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 89 Закона № 208-ФЗ предусмотрено, что общество обязано хранить, в том числе следующие документы: устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, внутренние документы общества, документы бухгалтерской (финансовой) отчётности; списки аффилированных лиц общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, иные документы, предусмотренные Законом № 208-ФЗ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. В соответствии с указанным Перечнем общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров.

Согласно пункту 4 статьи 51 Закона № 208-ФЗ список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, за исключением информации о волеизъявлении таких лиц, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем одним процентом голосов. При этом сведения, позволяющие идентифицировать физических лиц, включенных в этот список, за исключением фамилии, имени, отчества, предоставляются только с согласия этих лиц.

Согласно пункту 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ, документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 91 Закона № 208-ФЗ, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 91 Закона № 208-ФЗ предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в пункте 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России.

Согласно пункту 3 Указания Банка России от 22.09.2014 N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Указание N 3388-У), документы акционерного общества предоставляются акционерным обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования о предоставлении документов правомочного лица. Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558.

Согласно представленной заявителем копии выданной депозитарием ПАО РОСБАНК выписки со счёта депо по лицевому счёту 117993-ST-0000 в доверительном управлении заявителя находятся 326 штук обыкновенных именных акций общества, что составляет 13,97% общего количества голосующих акций Общества.

Общество в ответ на требование направило письмо от 23.08.2016 № 06-01-09/1545, в котором сообщило, что информацию о годовой и финансовой отчётности, обновлённые списки аффилированных лиц можно получить на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Краснодар» по ссылке: http://gazpromgk.ru/filials/gelendzhik/investors. Копии запрошенных требованием документов обществом не предоставлены.

Согласно пояснениям общества, предоставленным в Управление Службы от 08.02.2017 № 06-01-09/176/1, сведения, запрошенные требованием, имеются и хранятся в обществе.

В соответствии с пояснениями от 13.02.2017 № 06-01-09/187 общество направило 13.02.2017 курьерской почтой в адрес заявителя копии документов, указанных в пункте 1 статьи 89 Закона № 208-ФЗ, что подтверждается представленной копией письма общества от 10.02.2017 № 06-01-09/183.

В результате анализа представленных обществом документов установлено, что общество направило копии части запрашиваемых документов с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ и пунктом 3 Указания Банка России: списков аффилированных лиц общества за 2013 - 2015 годы; годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности общества за 2013 - 2015 годы; утвержденных бюджетных форм ГПРГ/ГРО за 2012 - 2015 годы; договора с управляющей организацией по управлению ОАО «Геленджикгоргаз» от 26.07.2002 № 6; договора на выполнение работ по технической эксплуатации от 01.01.2013 № 03-1/БДР-08/13 с приложения и дополнительными соглашениями; договора № 6 (аренда газопроводов и сооружений на них) с приложениями и дополнительным соглашением, договора о передаче в аренду имущества от 01.01.2008 № 6/1875 с приложениями, договора о передаче в аренду имущества от 01.01.2010 № 6/3185 с приложениями, договора о передаче в аренду имущества от 01.01.2014 № 6/15-5/БДР-ТП-47-14/14 с приложениями.

Кроме того, в нарушение требований пункта 4 статьи 51, пункта 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ и пункта 3 Указания Банка России, общество не предоставило заявителю копии следующих документов общества, указанных в требовании: списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров общества в 2016 году; устава и внутренних документов общества.

Управлением Службы в адрес общества направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 14.02.2017 №059-6-2-1/2771.

07.03.2017 от общества в адрес Управления Службы по почте поступили документы (вх. № 9490): сопроводительное письмо общества от 02.03.2017 № 06-01-09/341 с приложением копий писем общества от 27.02.2017 № 06-01-09/284, от 27.02.2017 № 06-01-09/283 в адрес Заявителя, копии почтовой квитанции от 02.03.2017 об отправке в адрес заявителя запрошенных документов.

Согласно указанным выше письмам, общество предоставило запрошенные копии документов: списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров общества в 2016 году; устава и внутренних документов общества.

Таким образом, в нарушение требований пункта 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ и пункта 3 Указания Банка России, общество предоставило заявителю копии требуемых документов общества со значительным нарушением срока их предоставления.

Непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - соответствует признакамсостава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

До даты рассмотрения дела от АО «Геленджикгоргаз» поступили письменные пояснения и документы (вх. № 12466 от 27.03.2017), ходатайство общества от 28.03.2017 №06-01-09/534 о применении в отношении положений статьи 2.9. КоАП РФ, от 28.03.2017 №06-01-09/543 о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Дело рассматривалось в присутствии представителя АО «Геленджикгоргаз», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ, ФИО1 (доверенность от 28.03.2017 № 13-12/2017/103).

Общество совершение административного правонарушения признало, заявив ходатайство от 28.03.2017 № 06-01-09/535 о назначении наказания ниже низшего предела, установленного санкцией частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.

При рассмотрении дела установлено, что общество, не предоставив по требованию акционера информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ и пунктом 3 Указания Банка России в установленный срок, совершило административное правонарушение, установленное частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Управлением Службы приняты во внимание письменные пояснения и ходатайства общества, однако они не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ и прекращения производства по делу.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Однако существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Непредставление или нарушение эмитентом, порядка и сроков представления акционеру общества информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации по своей правовой природе относится к числу правонарушений с формальным составом. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, не входит в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях с формальным составом.

Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается    не    в    наступлении    каких-либо    материальных    последствий,    а    в пренебрежительном     отношении     общества     к     исполнению     публично-правовых обязанностей.

Общество исполнило требование заявителя о предоставлении копии документов и списка лиц от 27.07.2016 № 347/05 (полученное обществом 15.08.2016) со значительным пропуском срока, установленного законодательством Российской Федерации, после получения обществом предписания Банка России от 14.02.2017 №059-6-2-1/2771 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

При этом общество имело возможность своевременно предоставить акционеру запрашиваемую им информацию, но не сделало этого.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 статьи ЗА., статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

АО «Геленджикгоргаз» представлены документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении общества, что признано Управлением Службы исключительным обстоятельством, позволяющим применить положения части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Учитывая указанные обстоятельства Управлением Службы назначено наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.

На основании изложенного, Управление Службы, руководствуясь статьей 2.1., частью 3.2 и 3.3 статьи 4.1, частью 1 статьи 15.19, частью 2 статьи 23.74, статьей 29.10 КоАП РФ, правомерно вынесло постановление о назначения административного наказания от 30.03.2017 №17-2771/3110-1.

Доводы общества сводятся к несогласию АО «Геленджикгоргаз» с оценкой тяжести совершенного правонарушения - общество полагает, что совершенное им деяние малозначительно и факта возбуждения дела об административном правонарушении достаточно для достижения цели предупреждения дальнейших нарушений со стороны общества. Обстоятельства совершения правонарушения, послужившего основанием для вынесения постановления, исследованы полно и объективно, с учетом выявленных фактов по делу об административном правонарушении.

Нарушив срок отправки заявителю документов, указанных в требовании, общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, при том, что общество располагало возможностью для своевременного исполнения требования.

Доводов об объективных обстоятельствах, препятствующих представлению документов, запрошенных требованием, общество не приводит. Непредставление данных документов в срок, установленных требованием, свидетельствует о грубом нарушении порядка управления в Российской Федерации, пренебрежительном отношении общества к своим публично - правовым функциям.

Таким образом, действия общества указывают на пренебрежение требованиями законодательства, следовательно, основания считать данное нарушение малозначительным правонарушением отсутствуют.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 102-110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.

Судья                                                                                                                                  Нигоев Р.А.