ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15016/20 от 30.11.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Краснодар Дело № А32- 15016/2020

Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2020.

Полный текст судебного акта изготовлен 19.01.2021.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В. Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Новороссийский мазутный терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 223 670,40 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 14 321,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по 24.03.2020, а также 7473 руб расходов по уплате госпошлины, при участии в заседании представителей истца – ФИО1 по доверенности, ответчика – ФИО2 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерного общества «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Новороссийский мазутный терминал» о взыскании 223 670,40 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 14 321,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по 24.03.2020.

Суд исследовал письменные материалы дела.

В заседании объявлялся перерыв до 16-20 час. 30.11.2020. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ООО «Новороссийский мазутный терминал» (владелец) заключен договор № 478/2 от 22.08.2016, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: пути №№ 6,9 стрелочным переводом № 172 к путям парка «Нижний» станции Новороссийск СКжд; путь №1 к пути необщего пользования №15 АО «НВРЗ» - филиала АО «Вагонреммаш», являясь его продолжением.

Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца (п. 1 договора).

Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагона на путях необщего пользования:

- в теплый период года- 6 часа;

- в холодный период года -10 часов.

В соответствии с пунктом б) пункта 14 Договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Владельца по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. М127-т/1 с учетом повышающих коэффициентов.

В январе-феврале 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя ООО «Новороссийский мазутный терминал» на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.

21.01.2019 на промежуточной станции Минеральные Воды СКВ по приказу №1007 отставлен от движения поезд №2312 с индексом 5100-629-5209 в количестве 66 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО «НМТ».

21.01.2019 поезд №2312 с индексом 5100-629-5209 был поднят с промежуточной станции Минеральные Воды СКВ по приказу №920 от 21.01.2019 : отправлен на станцию назначения Новороссийск.

На станции Минеральные Воды СКВ на отставление поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей форы №№2/1739, 2/1749.

О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Новороссийск №№ 1046,1050, на которых имеется отметка о получении представителем ООО «НМТ».

Позже спорные вагоны №№ 50660554, 50693324, 50667906, 50557834, 51726453(5 вагонов) были направлены на станцию назначения следующими ссылочными ведомостями: №ЭГ962983, ЭГ963025, ЭГ963092, ЭГ963129, ЭГ777123.

По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были -оставлены акты общей формы о начислении платы за пользование инфраструктурой жд транспорта №№15/4946, 15/4947, 15/4948, 15/4949, 15/4950 т 31.03.2019г.

На основании актов общей формы на 5 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 306,00 рублей с НДС.

18.02.2019 на промежуточной станции Отрадо-Кубанская СКВ по приказу №2102 от 18.02.2019 отставлен от движения поезд №2098 с индексом 6361-153-5210 в количестве 66 вагонов по причине: не обеспечение . зоевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО «НМТ».

19.02.2019 поезд №2098 с индексом 6361-153-5210 поднят с промежуточной станции Отрадо-Кубанская СКВ по приказу №2107 от 19.02.2019 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.

Позже спорные вагоны №№ 51587723. 51570984, 53976395, 51659811, 51586758, 50726231, 50144955 (7 вагонов) направлены на станцию назначения следующими посылочными ведомостями: №ЭЕ9576586, ЭЕ576522, ЭЕ576410, ЭЕ576297, ЭЕ576711, ЭЕ576862, ЭЕ576774.

На станции Отрадо-Кубанская СКВ на отставление поезда от движения и его снятия с простоя оформлены акты общей форы № 317 от 18.02.2019, №322 от 19.02.2019.

О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск № 2223 от 18.02.2019, №2305 от 19.02.2019, на которых имеется отметка о получении представителем ООО «НМТ».

По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск в составе поезда №2157 с индексом 5254-008-5210 были составлены акт общей формы о начислении платы №№15/4365, 15/4366, 15/4367, 15/4368, 15/4369, 15/4370, 15/4371 от 16.03.2019.

На основании акта общей формы на 7 вагонов по ставкам Тарифного руководства истцом рассчитана плата в размере 3 654,00 руб. без НДС.

20.02.2019 на промежуточной станции Шарданово СКВ по приказу №2192 отставлен от движения поезд №2562 с индексом 2231-135-5210 в количестве 60 вагонов, из которых 28 вагонов были адресованы ООО «НМТ», по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования ООО «НМТ».

08.03.2019 поезд №2562 поднят с промежуточной станции Шарданово ГKB по приказу №2747 от 08.03.2019 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.

О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск №№ 2342, 3054; на которых имеется отметка о получении представителем ООО «НМТ».

14 марта 2019 г. спорные вагоны в количестве 28 штук прибыли на станцию назначения Новороссийск в составе поезда №2527 с индексом 5218-108-5209.

По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск был составлен от общей формы о начислении платы №15/4326 от 14.03.2019.

На основании актов общей формы на 28 вагонов по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 219 710,40 руб. с НДС.

Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается, подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов № 2015202, 015206, 024461, 024464, 024466, 024470, 024472, 025482, 25484,025486, 025489, 025492, 025497, 025503, 025505, 025510, 026512, 026512, 26517, 026522, 026525, 031532, 031535, 031539, 031539, 031543, 031547, 031554, 31565, 032580, 032587, 032593, 032618, 032602.

Общий размер платы с учетом НДС ставил 223 670 руб. 40 коп.

Претензии истца от 09.04.2019 исх.№№19/821, 19/823, 19/825 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов оставлены ответчиком без удовлетворения, что следует из ответов ООО «НМТ» №№ 912, 913, 914 от 14.05.2019.

Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск пояснил, что истцом не доказано основания для начисления платы ; на ст. Новороссийск были приведены составы с более поздним сроком доставки груза, а ответчиком данные вагоны были приняты под слив. Мазутный терминал ООО «НМТ» предназначен для приёма, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт. В связи с чем строительство ООО «НМТ» предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО «НМТ», включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО «НМТ» выставочных железнодорожных путей №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях № 6 и № 7, возможно накопление танкерных партий груза. Оставшиеся выставочные железнодорожные пути №№ 8, 9, 10, 11 согласно заключённым договорам переданы в пользование ООО «ИПП» и ООО «Кубанский топливный терминал» для выставления вагонов, прибывших в их адрес. По условиям Договора Ответчику на выставочные пути общего пользования №№36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов. Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах № 1 и № 2. Эстакада № 1 рассчитана на приём 60 вагонов-цистерн, а Эстакада № 2 рассчитана на приём 48 вагонов-цистерн. При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО «НМТ» №№ 6, 7. После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования №№ 35, 36, 37, 38 парка «Нижний» станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 Договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года. Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования №№ 36, 37, 38, возникает у ООО «НМТ» только после их осмотра, а также с момента составления памяток приёмосдатчика.

Однако, не все принятые вагоны могут быть поданы под слив по причинам: 1. Подача коммерчески неисправного вагона; 2. Подача вагонов с 3 степенями защиты слива; 3. Несоответствие качества груза; 4. Накопление вагонов для слива одной партии груза и другое. Вследствие чего, на поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, но при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования №№ 36, 37, 38 ОАО «РЖД» может подать следующий состав. Следовательно, ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приёмосдатчиков, на которые ссылается Истец в своём исковом заявлении, не могут подтверждать факт превышения в спорный период Ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного п. 13 Договора.

По мнению ответчика, ответственность за нарушение технологического срока оборота вагонов наступает лишь тогда, когда ООО «НМТ» не может освободить собственные выгрузочные пути по причине прекращения слива вагонов, а также выставочные пути общего пользования №№ 36, 37, 38, что приводит к простою вагонов на станционных путях. 21 января 2019 года в 11:11 часов поезд № 2312 с индексом 5100-629-5209 в количестве 66 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Минеральные Воды ж. д. в соответствии с извещением от 21 января 2019 года за № 1046 и был отправлен 21 января 2019 года в 15:09 часа в соответствии с извещением от 21 января 2019 года за исх. № 1050. Истец не доказал факт занятости железнодорожных путей общего пользования №№ 36, 37, 38, поскольку отсутствуют АОФ, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. В соответствии с извещением от 23 февраля 2019 года за № 3783 поезд № 3247 с индексом 5254-099-5210 в количестве 5 вагонов с грузом топливо нефтяное прибыл на станцию Новороссийск 23 февраля 2019 года в 01:30 час.

Данные вагоны задержаны на основании приказа № 1007 от 21 января 2019 года на станции Минеральные Воды ж. д. и отправлены 21 января 2019 года согласно приказу № 920. Данные 5 вагонов, указанные истцом, были отцеплены от вышеуказанного поезда № 2312 с индексом 5100-629-5209 по ст. Батайск и ст. Сызрань 1. Однако ни в претензионном порядке, ни в материалы дела истцом не представлены надлежащие доказательства причин отцепки спорных 5 вагонов. 18 февраля 2019 года в 11:44 часов поезд № 2098 с индексом 6361-153-5210 в количестве 66 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Отрадо-Кубанская ж. д. в соответствии с извещением от 18 февраля 2019 года за исх. № 2223 и был отправлен 19 февраля 2019 года в 20:59 часа в соответствии с извещением от 19 февраля 2019 года за исх. № 2305. Поезд прибыл на станцию назначения 25 февраля 2019 года в 04:15 часов. Однако расстояние между станцией назначения Новороссийск и станцией задержки Отрадо-Кубанская ж. д. 302 км. Таким образом, вышеуказанный состав должен был пройти данное расстояние в течение суток, а фактически шёл 5 суток. Из чего следует, что состав должен был прийти 21 или 22 февраля 2019, что бы не привело к нарушению срока доставки. В соответствии с извещением от 16 марта 2019 года за № 3291 поезд № 2157 с индексом 5254-008-5210 в количестве 7 вагонов с грузом топливо нефтяное прибыл на станцию Новороссийск 15 марта 2019 года в 06:42 часов. Данные вагоны были задержаны на основании приказа № 2102 от 18 февраля 2019 года на станции Отрадно-Кубанская ж. д. и отправлены согласно приказа № 2107 19 февраля 2019 года. Указанные 7 вагонов отцеплены от вышеуказанного поезда № 2098 с индексом 6361-153-5210 по ст. Кавказская. Однако ни в претензионном порядке, ни в материалы дела Истцом не были представлены надлежащие доказательства причин отцепки спорных 7 вагонов. 20 февраля 2019 года в 18:44 часов поезд № 2562 с индексом 2231-135-5210 в количестве 28 вагонов с грузом топливо нефтяное задержан на станции Шарданово ж. д. в соответствии с извещением от 20 февраля 2019 года за исх. № 2342 и отправлен 08 марта 2019 года в 12:09 часов согласно извещению от 08 марта 2019 года за исх. № 3054. По мнению ответчика, истец не доказал факт занятости железнодорожных путей общего пользования №№ 36, 37, 38, поскольку отсутствуют АОФ, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. Кроме того, данный состав сформирован для нескольких грузополучателей на разных станциях назначения (на станцию Новороссийск и на станцию Вышестеблиевскую). Следовательно, причиной задержки вагонов в пути следования может являться невозможность приёма данного состава на станции назначения Вышестеблиевская. Ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приёмосдатчиков, представленные истцом в подтверждение своих доводов, не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, технологический срок оборота вагонов не является временем слива вагонов на эстакадах ООО «НМТ», а является временем, в течение которого грузополучатели используют вагоны. И, как следствие, право требования платы за сверхнормативное пользование вагонами возникает у собственника подвижного состава, тогда как истец является перевозчиком. Надлежащим доказательством возникновения простоя вагонов, готовых к подаче на территорию ООО «НМТ», по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов является составленный сотрудниками Истца акт общей Формы ГУ-23В11. в силу п. 4.6. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Кроме того, обязанность составления актов общей формы на случаи несвоевременной уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей и задержки по этой причине подачи ОАО «РЖД» следующих групп вагонов на эти пути предусмотрена п. 11 Договора. Более того, Регламентом взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утверждённого Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО «РЖД» вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения. В силу п. 2.1.1. Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования. В материалы дела истцом данные акты общей формы не представлены. Однако действующим законодательством не предусмотрено подтверждение обстоятельств простоя вагонов на станционных железнодорожных путях ведомостями и памятками приёмосдатчика подачи и уборки вагонов, которые представляет истец в качестве доказательств наличия вины ответчика.

По мнению ответчика, основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от грузополучателя. Из материалов дела усматривается, что в период задержки вагонов в пути следования (с января по февраль 2019 года) на станцию Новороссийск СК ж. д. в адрес ООО «НМТ» прибывали составы с более поздними сроками доставки, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными. Более того, данные вагоны, прибывшие с более поздними сроками доставки, подавались под слив на территорию ООО «НМТ», что подтверждается представленными в дело памятками приемосдатчика на подачу вагонов. Следовательно, вагоны, которые истцом задержаны на промежуточных станциях в спорный период, могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж. д. на время прибытия одного из прибывших в спорный период составов с более поздними сроками доставки грузов. Оформленные транспортные железнодорожные накладные на задержанные в пути следования составы являются договором между грузоотправителем и перевозчиком (ОАО «РЖД»), которые предусматривают обязанность ОАО «РЖД» соблюдать срок доставки грузов.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:

ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора №325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1 (подпункт «в» пункта 14).

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26 (далее – Правила МПС РФ от 18.06.2003 №26) основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Из приведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1, истец должен доказать (1) факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя – ответчика и (2) факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее – Регламент). Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.

В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.

Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.

При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту «Анализ занятости пути необщего пользования по станции ..за период ..по (номенклатура груза)», реализованной в системе ЕАСАПР.

В целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, на станции назначения также ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования – на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться анализ занятости пути необщего пользования по приложению №2 к настоящему Регламенту. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1-4.2.3 Регламента).

Ограничившись указанием в исковом заявлении на нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов на путях, истец не раскрыл в полной мере обстоятельства, связанные с причинами нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточной станции, не произвел анализ причинно-следственной связи между задержкой поезда перевозчиком и допущенным ответчиком превышением технологических сроков.

Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на пути необщего пользования подлежат исследованию:

- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;

- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения Портом технологического срока оборота вагонов;

- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;

- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;

- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.

При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу №А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу №А32-14242/2018 и др.).

Из материалов дела следует, что мазутный терминал ООО «НМТ» предназначен для приёма, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт. В связи с чем строительство ООО «НМТ» предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО «НМТ», включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО «НМТ» выставочных железнодорожных путей №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях № 6 и № 7, возможно накопление танкерных партий груза. Оставшиеся выставочные железнодорожные пути №№ 8, 9, 10, 11 согласно заключённым договорам переданы в пользование ООО «ИПП» и ООО «Кубанский топливный терминал» для выставления вагонов, прибывших в их адрес. По условиям Договора Ответчику на выставочные пути общего пользования №№36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов. Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах № 1 и № 2. Эстакада № 1 рассчитана на приём 60 вагонов-цистерн, а Эстакада № 2 рассчитана на приём 48 вагонов-цистерн. При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО «НМТ» №№ 6, 7. После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования №№ 35, 36, 37, 38 парка «Нижний» станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 Договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года. Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования №№ 36, 37, 38, возникает у ООО «НМТ» только после их осмотра, а также с момента составления памяток приёмосдатчика.

На поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования №№ 36, 37, 38 ОАО «РЖД» может подать следующий состав. Следовательно, ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приёмосдатчиков, на которые ссылается Истец в своём исковом заявлении, не могут подтверждать факт превышения в спорный период Ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного п. 13 Договора.

Ответственность за нарушение технологического срока оборота вагонов наступает в случае, когда ООО «НМТ» не может освободить собственные выгрузочные пути по причине прекращения слива вагонов, а также выставочные пути общего пользования №№ 36, 37, 38, что приводит к простою вагонов на станционных путях.

Судом установлено, что 21 января 2019 года в 11:11 часов поезд № 2312 с индексом 5100-629-5209 в количестве 66 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Минеральные Воды ж. д. в соответствии с извещением от 21 января 2019 года за № 1046 и был отправлен 21 января 2019 года в 15:09 часа в соответствии с извещением от 21 января 2019 года за исх. № 1050.

Истец не доказал факт занятости железнодорожных путей общего пользования №№ 36, 37, 38, поскольку отсутствуют АОФ, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. В соответствии с извещением от 23 февраля 2019 года за № 3783 поезд № 3247 с индексом 5254-099-5210 в количестве 5 вагонов с грузом топливо нефтяное прибыл на станцию Новороссийск 23 февраля 2019 года в 01:30 час.

Данные вагоны задержаны на основании приказа № 1007 от 21 января 2019 года на станции Минеральные Воды ж. д. и отправлены 21 января 2019 года согласно приказу № 920. Пять вагонов, указанные истцом, были отцеплены от вышеуказанного поезда № 2312 с индексом 5100-629-5209 по ст. Батайск и ст. Сызрань 1. Однако ни в претензионном порядке, ни в материалы дела истцом не представлены надлежащие доказательства причин отцепки спорных 5 вагонов.

18 февраля 2019 года в 11:44 часов поезд № 2098 с индексом 6361-153-5210 в количестве 66 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Отрадо-Кубанская ж. д. в соответствии с извещением от 18 февраля 2019 года за исх. № 2223 и был отправлен 19 февраля 2019 года в 20:59 часа в соответствии с извещением от 19 февраля 2019 года за исх. № 2305. Поезд прибыл на станцию назначения 25 февраля 2019 года в 04:15 часов. Однако расстояние между станцией назначения Новороссийск и станцией задержки Отрадо-Кубанская ж. д. 302 км. Таким образом, вышеуказанный состав мог пройти данное расстояние в течение суток, а фактически шёл 5 суток, из чего следует, что состав должен был прийти 21 или 22 февраля 2019, что не привело бы к нарушению срока доставки.

В соответствии с извещением от 16 марта 2019 года за № 3291 поезд № 2157 с индексом 5254-008-5210 в количестве 7 вагонов с грузом топливо нефтяное прибыл на станцию Новороссийск 15 марта 2019 года в 06:42 часов.

Данные вагоны задержаны на основании приказа № 2102 от 18 февраля 2019 года на станции Отрадно-Кубанская ж. д. и отправлены согласно приказа № 2107 19 февраля 2019 года. Указанные 7 вагонов отцеплены от вышеуказанного поезда № 2098 с индексом 6361-153-5210 по ст. Кавказская. Однако в материалы дела Истцом не представлены доказательства в обоснование причин отцепки спорных 7 вагонов.

20 февраля 2019 года в 18:44 часов поезд № 2562 с индексом 2231-135-5210 в количестве 28 вагонов с грузом топливо нефтяное задержан на станции Шарданово ж. д. в соответствии с извещением от 20 февраля 2019 года за исх. № 2342 и отправлен 08 марта 2019 года в 12:09 часов согласно извещению от 08 марта 2019 года за исх. № 3054.

Суд пришел к выводу, что истец не доказал факт занятости железнодорожных путей общего пользования №№ 36, 37, 38, поскольку отсутствуют АОФ, составленные на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования. Кроме того, данный состав сформирован для нескольких грузополучателей на разных станциях назначения (на станцию Новороссийск и на станцию Вышестеблиевскую). Следовательно, причиной задержки вагонов в пути следования может являться невозможность приёма данного состава на станции назначения Вышестеблиевская. Ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приёмосдатчиков, представленные истцом в подтверждение своих доводов, не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, технологический срок оборота вагонов не является временем слива вагонов на эстакадах ООО «НМТ», а является временем, в течение которого грузополучатели используют вагоны. И, как следствие, право требования платы за сверхнормативное пользование вагонами возникает у собственника подвижного состава, тогда как истец является перевозчиком.

В силу п. 4.6. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Кроме того, обязанность составления актов общей формы на случаи несвоевременной уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей и задержки по этой причине подачи ОАО «РЖД» следующих групп вагонов на эти пути предусмотрена п. 11 Договора.

Регламентом взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утверждённого Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО «РЖД» вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения. В силу п. 2.1.1. Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования. В материалы дела истцом данные акты общей формы не представлены.

Из материалов дела усматривается, что в период задержки вагонов в пути следования (с января по февраль 2019 года) на станцию Новороссийск СК ж. д. в адрес ООО «НМТ» прибывали составы с более поздними сроками доставки, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными. Более того, данные вагоны, прибывшие с более поздними сроками доставки, подавались под слив на территорию ООО «НМТ», что подтверждается представленными в дело ответчиком памятками приемосдатчика на подачу вагонов.

Следовательно, вагоны, которые истцом задержаны на промежуточных станциях в спорный период, могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж. д. на время прибытия одного из прибывших в спорный период составов с более поздними сроками доставки грузов.

Суд установил, что АОФ № 441 от 21.01.2019 о задержке поезда составлен на основании оперативного приказа на задержку 21.01.2019 в 11 часов 11 минут, телефонограмма подана 21.01.2019 в 11 часов 00 минут. Согласно АОФ № 2 1739 на начало задержки 21.01.2019 в 11 часов 11 минут, 1749 от 21.01.2019 на окончание задержки 15 часов 09 минут. Таким образом, поезд стоял 1 минуту. Таким образом, срок доставки вагонов установлен 21.01.2019, то есть вагоны брошены уже с нарушением срока доставки. В АОФ № 15/4950 окончено бросание так же в 15 часов 09 минут 5 вагонов сформированы на станции Батайск, отцеплены на станции Сызрань, далее прибыли на станцию Минеральные воды, на которой брошены, и прибыли на станцию Новороссийск 23.02.2019. Два выставочных пути ответчика № 6,7 вмещают 80 вагонов, выгрузочные на 108 вагонов – единоразовая подача, а также три выставочных пути общего пользования, которые у станции являются приемо-отправочными в договоре указаны как выставочные, а фактически указанные пути являются путями станции и истец может прямо заводить состав на эти пути в количестве 67 вагонов по выгрузку.

В соответствии с тем, что у ответчика есть свои выставочные пути № 6,7 на них производится накапливание. При этом выгрузочные пути работают. Нарушение технологического срока оборота вагонов невозможно, так как в договоре указано на возврат вагонов «по мере готовности». Поэтому в договоре условие о том, что если с приемо-отправочных путей № 36,37,38 (выставочные пути) ответчик не производит уборку двух составов (своим локомотивом), то только тогда истец может составить АОФ и начислить плату за простой. Однако в январе 2019 года не было составлено АОФ, то есть пути не были заняты. На момент бросания 18.02.2019 7 вагонов акты общей формы также не составлены. Состав формально отправлен 19.02.2019, в случае если бы вагоны действительно ушли, то прибыли бы до 22.02.2019, то есть до истечения срока доставки. Но поскольку 7 вагонов отцеплены на станции Кавказская 24.02.2019, то прибыли фактически на станцию Новороссийск 16.03.2019 по причине, зависящей от перевозчика. Кроме того, 28 вагонов задержаны на станции Шарданово, туда были направлены по другой ветке со сроком доставки 25.02.2019, а отправлены 08.03.2019 в Новороссийск. В телефонограмме истец сослался на АОФ от 15.02.2019. Указанный акт ответчик подписал без возражений. Обстоятельства, из-за которых составлен акт 15.02.2019 и был закрыт через 3 часа, а в телефонограмме от 20.02.209 № 1163/2233 указано, что из-за этого акта отставить вагоны . Поезд простоял на станции Шарданово 16 суток. Однако, учитывая, что АОФ закрыт 15.02.2019, не было оснований для такого периода простоя. Поднят состав 08.03.2019, прибыл на станцию назначения 14.03.20219, тогда как срок доставки истек 25.02.2019.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для взыскания с ответчика 223 670,40 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава.

Истец также просит взыскать 14 321,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Поскольку требование о взыскании долга удовлетворению не подлежит, в требовании о взыскании 14 321,72 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами также надлежит отказать.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в иске отказано, расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат. Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.А. Баганина