ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15113/07 от 17.04.2008 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-15113/2007-4/391

17 апреля 2008г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Вентэк», г.Краснодар

к Краснодарской таможне, г. Краснодар

о признании недействительным требования от 02.05.07г.

о возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины

при участии в заседании:

от заявителя: уведомлен, не явился

от ответчика: Данилов А.В. – представитель, по доверенности

Артюхина Т.П. – представитель, по доверенности

При ведении протокола открытого судебного заседания судьей Руденко Ф.Г.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вентэк», г.Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне, г.Краснодар и просит суд признать недействительными действия Краснодарской таможни по корректировке ввозной таможенной пошлины и НДС по ГТД № 10309090/020507/0000695, обязать Краснодарскую таможню вернуть ООО «Вентэк» излишне уплаченную ввозную таможенную пошлину и НДС в общей сумме 57 532,49 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Дело рассматривается в порядке ч.2 ст. 200 АПК РФ.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, свои возражения изложил в отзыве на заявление.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Заявитель заключил контракт № 04/11/1 от 11.04.2005г. с фирмой ЧП «Инсталлпласт», Украина, Львовская область г. Городок, ул. Львовская, 163, на поставку канализационных труб и фитингов всех диаметров.

Согласно Дополнительному соглашению к данному контракту от 18.12.2006г., срок данного контракта продлен до 31.12.2007г.

В мае 2007 года по ГТД № 10309090/020507/0000695 заявителем ввезен товар - трубы из полимеров пропилена и фитинги из Украины от фирмы ЧП «Инсталлпласт», Украина, Львовская область г. Городок, ул. Львовская, 163 через Краснодарскую таможню на территорию России.

При таможенном оформлении товара заявитель использовал право таможенной преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предусмотренной Соглашением от 15 апреля 1994 года «О создании зоны свободной торговли» и Правилами определения страны происхождения товара.

В подтверждение страны происхождения товара был предоставлен Сертификат о происхождении товара, серия «Б» № 2-2668-С (форма СТ-1), выданный Львовской Торгово-Промышленной палатой 27.04.2007г., Заключение о происхождении товара от 27.04.2007г. №2-409-В, выданное Львовской Торгово-Промышленной палатой Украины.

Однако, Краснодарская таможня, посчитав данный товар не происходящим из Украины, выставила обществу Требование от 02.05.2007г. с предложением уплатить 10% ввозную таможенную пошлину и доплатить доначисленный НДС 18% в общей сумме 57 532, 49 руб. по следующим товарам:

- трубы из полимеров пропилена, код товара 3917221000 - 9071,16 руб.;

-трубы из полимеров винилхлорида, код товара 3917231009 - 27 124,28 руб.;

-трубы напорные из полимеров этилена, код товара 3917211000 - 7 372,47 руб.;

-шланги поливочные бесшовные, код товара 3917391500 - 5 013,62 руб.;

-фитинги из полипропилена для труб, код товара 391740000 – 8 950,96 руб.

Приходным кассовым ордером №1200 от 03.05.2007г. заявитель уплатил начисленную сумму, после чего товар был выпущен в свободное обращение.

Полагая, что в отношении товаров, производимых Фирмой ЧП «Инсталлпласт», должны быть представлены тарифные преференции, поскольку страной их происхождения является Украина, общество обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением от 23.07.07г. о возврате излишне уплаченных платежей.

Указанное заявление таможней не было исполнено, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд, с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в виду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 200 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 32 Таможенного кодекса Российской Федерации, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Независимо от положений, установленных пунктом 2 данной статьи, не отвечают критериям достаточной переработки: операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации; смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки: выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место; изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство Российской Федерации вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

В силу статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации (статьи 31 и 32), страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В данном случае, заявителем при ввозе товара был представлен сертификат о происхождении товара СТ-1 и Заключение о происхождении товара №2-409-В, выданные Львовской Торгово-Промышленной палатой 27.04.2007г.

Статья 8 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно Правилам определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, принятым соглашением стран Содружества Независимых Государств от 12.04.96, товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если: товар подвергся обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 процентов от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

В силу пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000, в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 716 от 27.11.2003 «Об определении случаев предоставления сертификата о происхождении товара при его ввозе на таможенную территорию РФ» установлен перечень товаров (в соответствии с кодами ТН ВЭД и наименованиями товаров), в отношении которых при предоставлении преференций необходимо предъявление в таможенные органы сертификата о происхождении товара формы «СТ-1».

В данном перечне в числе прочих товаров поименованы продукты аддитивной гомополимеризации, 3917-3921.

В представленном заявителем сертификате о происхождении товара критерий происхождения товара – Д 3917.

В соответствии с Большим Энциклопедическим Словарем «Химия», научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 1998, под термином «полимеризация (аддиционная полимеризация)» понимают синтез полимера путем последовательного присоединения молекул низкомолекулярного вещества (мономера) к активному центру, находящемуся на конце растущей цепи. В полимеризацию вступают соединения, имеющие кратные связи, либо циклические группировки, способные раскрываться. По числу участвующих мономеров различают гомополимеризацию (один мономер) и сополимеризацию (два и более)».

Исходя из данного определения, полипропилен, полиэтилен, поливинилхлорид, являются примерами продуктов аддитивной гомополимеризации, поскольку, получены из низкомолекулярных веществ, имеющих двойные кратные связи (пропилен, этилен, винилхлорид), которые в процессе полимеризации образуют соответствующие высокомолекулярные вещества (полимеры).

Таким образом, и изделия (трубы, шланги и фитинги), полученные из вышеназванных полимеров, являются продуктами аддитивной гомополимеризации ввиду чего при таможенном оформлении данных товаров необходимо предоставление сертификата «СТ-1» для получения тарифных преференций.

В соответствии с Перечнем условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров из СНГ, доведенным письмом ГТК РФ от 14.12.2000 № 07-14/36528), для продуктов аддитивной гомополимеризации товарной позиции 3917 ТН ВЭД РФ установлен критерий достаточной переработки, выражающийся правилом адвалорной доли, а именно:

- «изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции. Однако, стоимость всех используемых материалов 39-ой группы не должна превышать 20% цены конечной продукции».

Согласно п.4 Правил определения страны происхождения товаров из СНГ, критерий достаточной переработки, выражающийся в изменении товарной позиции по ТН ВЭД РФ на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков, применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается из той страны, в которой они имели место.

В заключении о происхождении товара №2-409-В экспертом Львовской ТПП, представленного заявителем добровольно при таможенном оформлении, применен критерий переработки, выражающийся изменением товарной позиции ТН ВЭД РФ готовой продукции относительной сырьевых материалов, вместо определения критерия достаточной переработки, выражающийся правилом адвалорной доли.

В данном случае, товар, ввезенный по ГТД № 10309090/020507/0000695 относится к продуктам, получаемым методом полиприсоединения, т.е. поликонденсации и не относится к продуктам, изготавливаемым из полимеров, получаемых по методу аддитивной гомополимиризации, в связи с чем, таможенным органом обоснованно отказано заявителю в предоставлении таможенной преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу требования ст.110 АПК РФ, гл.25.3 НК РФ расходы по уплате госпошлины по делу следует отнести на заявителя, которая последним уплачена (1 том л.д.6).

Руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст. 4, 27, 29, 65, 110, 137, 167-170, 197-201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Вентэк», ИНН 2308092880, зарегистрированному по адресу: г. Краснодар, ул. Грибоедова, 4, справку на возврат госпошлины в размере 2 225,97 руб., излишне уплаченной по Платежному поручению №445 от 23.07.07г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда - Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, или в двухмесячный срок со дня его принятия - в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья Ф.Г. Руденко