ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15125/06 от 27.09.2006 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-15125/2006-58/306

05 октября 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2006 г.

полный текст решения изготовлен 05.10.2006 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Шкира Д.М.,

протокол судебного заседания ведет помощник судьи Федькин Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Кавказтрансгаз», г. Ставрополь

к Инспекции ФНС РФ № 3 по г. Краснодару, г. Краснодар (1)

Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы, г. Москва (2)

о возврате государственной пошлины и взыскании судебных издержек

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность № 18/050228 от 31.12.2005 г.

от ответчика: (1) ФИО2 – доверенность от 02.06.2006 г. № 03-05

(2) не явился, надлежаще извещен

У С Т А Н О В И Л  :

Заявлены требования о возврате государственной пошлины и взыскании судебных издержек.

Заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит признать бездействия Инспекции ФНС РФ № 3 г. Краснодара незаконным и взыскать с федерального бюджета государственную пошлину в сумме 24 166 руб. 33 коп., государственную пошлину в сумме 996 руб. 65 коп. и судебные издержки.

Заявитель настаивает на удовлетворении уточненных заявленных требований. Свои доводы изложил в заявлении и приложенных к нему документальных доказательствах, обосновывающих заявленные требования.

Суд, изучив названое ходатайство, полагает, что оно подлежит удовлетворению как соответствующее ст. 49 АПК РФ.

Ответчик (1) отзыв на заявление не представил, против удовлетворения заявленных требований возражает и просит отказать в их удовлетворении.

Ответчик (2) не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором ссылается на то, что Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы не имела правовых оснований произвести возврат государственной пошлины. В момент уплаты государственной пошлины, т.е. до вступления в законную силу ФЗ от 05.07.2005 г. № 84-ФЗ, Федеральная налоговая служба не являлась администратором государственной пошлины, в платежном поручении обществом указан КБК, который на момент оплаты являлся недействующим.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, ответчика (1), оценив представленные документы, суд исходит из следующего.

Заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.

25.03.2005 г. обществом на основании платежного поручения № 597 произведена оплата государственной пошлины в размере 25 166 руб. 33 коп. в связи с обжалованием решения арбитражного суда Кабардино-Балкарской республики в кассационной инстанции.

На основании справки от 24.05.2005 г. № Ф08-1880/05 ФАС СКО государственная пошлина, уплаченная обществом, подлежит возврату в сумме 24 166 руб. 33 коп. на основании Постановления ФАС СКО от 18.05.2005 г. по делу № А20-7091/2004, как излишне уплаченная.

На основании письма от 01.06.2005 г. № 18/503648, адресованного Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы, и приложенных к нему документов общество просило произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Письмом Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 14.06.2005 г. обществу было указано на то, что в силу ст. 333.40 НК РФ возврат государственной пошлины производится по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

На основании письма от 11.07.2005 г. № 18/504592, адресованного Инспекции ФНС РФ № 3 по г. Краснодару, общество просило произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины на основании ст. 333.40 НК РФ.

Письмом Инспекции ФНС РФ № 3 по г. Краснодару от 16.03.2006 г. № 11-25/7790 обществу сообщалось о том, что названное заявление от 11.07.2005 г. на возврат государственно пошлины остается без исполнения, поскольку денежные средства на сумму 25 166 руб. 33 коп. в Межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы не поступали, что следует из ответа Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 30.01.2006 г.

В свою очередь, согласно письма филиала АБ «Газпромбанк» в г. Ставрополе денежные средства по названному платежному поручению зачислены 25.03.2005 г. на балансовый счет 40101810300000010005 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ» по коду бюджетной классификации 10801000011000110 «Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах».

Названная информация дана на основании писем ГРКЦ ГУ ЦБ по Ставропольскому краю и Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю соответственно от 11.04.2006 г. № 15-1-23/1374 и от 04.04.2006 г. № 03-256/53.

Письмами от 22.09.2005 г., 11.11.2005 г., адресованными ИФНС РФ № 3 по г. Краснодару, общество просило произвести возврат государственной пошлины в сумме 24 166 руб. 33 коп. на расчетный счет общества в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.

На основании заявления от 20.02.2006 г., адресованного ИФНС РФ № 3 по г. Краснодару, общество просило произвести возврат государственной пошлины в сумме 24 166 руб. 33 коп.

Бездействие налогового органа послужило основанием обращения общества в суд с требованием о возврате государственной полшины.

Суд, исследовав все представленные документы и пояснения по делу, считает, что требования общества о возврате государственной пошлины являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Главой 25.3 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам.

В силу п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Согласно п. 1 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Пунктом 5 названной статьи установлено, что возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Пунктом 7 ст. 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Согласно п.7, п. 8 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из материалов дела следует, что на основании названных писем общество неоднократно обращалось с заявлением в ИФНС РФ № 3 по г. Краснодару, т.е. по месту совершения юридически значимых действий, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина с приложением копи лицевого счёта.

Налоговым органом не представлено документальных доказательств, подтверждающих наличие недоимки у общества.

Ответчиком (1), в нарушение положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, не доказана законность совершения оспариваемых бездействий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых бездействий.

Изучив представленные по настоящему делу документы и пояснения по делу, суд, с учетом положений п. 2 ст. 201 АПК РФ, считает заявленные требования о возврате государственной пошлины обоснованными, документально подтвержденными, и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая заявленные обществом требования в части взыскания судебных издержек, суд исходил из следующего.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Согласно п. 3 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая их возмещения.

В обоснование заявленных требований заявителем представлены копии командировочных удостоверений, авансовых отчетов, копия счёта на проживание в гостинице от 08.08.2006 г., чек ККТ на сумму 1211 руб. с отчетом о заправке бензином автомобиля ГАЗ-3110, чек ККТ на сумму 900 руб., чек ККТ на сумму 1 780 руб.

Суд, изучив названные документальные доказательства, приходит к выводу, что они не могут подтверждать фактически понесенные расходы обществом в связи с рассмотрением заявленных требований арбитражным судом Краснодарского края. Обществом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено доказательств фактической выдачи денежных средств работникам для осуществления представительских функций в арбитражном суде Краснодарского края, представленный отчет о расходовании ГСМ также не подтверждает фактического наличия расходов, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа, который освобождён от её уплаты.

Руководствуясь ст. ст. 49, 167, 169, 170, 171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований – удовлетворить.

Признать бездействие Инспекции ФНС России № 3 по г. Краснодару по возврату государственной пошлины в сумме 24 166 руб. 33 коп. - незаконным.

Обязать Инспекцию ФНС России № 3 по г. Краснодару возвратить государственную пошлину в сумме 24 166 руб. 33 коп. на расчетный счет ООО «Кавказтрансгаз».

Выдать ООО «Кавказтрансгаз» справку на возврат государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1724 от 31.05.2006 г. в сумме 996 руб. 65 коп.

В удовлетворении заявленных требований о взыскании судебных издержек – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края, или в двухмесячный срок со дня принятия – в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Судья Д.М. Шкира