ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15181/2021 от 07.10.2021 АС Краснодарского края

Дело № А32-15181/2021

город Краснодар                                                                                            14 октября 2021 года                                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2021 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, г. Краснодар

к Контрольно-счетной палате Краснодарского края, г. Краснодар,

третье лицо: администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ОГРН 1022302934367), г. Сочи

об оспаривании ненормативного акта,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен;

от заинтересованного лица: Погорелов А.А. – доверенность от 12.04.2021 № 1103-01/11;

от третьего лица: не явился, уведомлен;

УСТАНОВИЛ:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее по тексту – министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее по тексту – КСП) от 18.01.2021 № 130-01/11, составленного по результатам контрольного мероприятия «Проверка предоставления, а также эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных в форме субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в 2019 году на реализацию регионального проекта Краснодарского края «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в части мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1.1, 1.5.1, 1.4.1.2 Перечня мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 967 (в т.ч. аудит в сфере закупок)».

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, явку представителя для участия в деле не обеспечил.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, явку представителя для участия в деле не обеспечило.

От заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о приобщении к материалам дела документов. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.

Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 04.10.2021 объявлен перерыв до 07.10.2021 в 10 час. 40 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

В соответствии с пунктом 1.7 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2020 год и на основании распоряжения заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Романец Н.Н. от 15.01.2020 №18-Р от 08.06.2020 № 55-Р, проведено контрольное мероприятие «Проверка предоставления, а также эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных в форме субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в 2019 году на реализацию регионального проекта Краснодарского края «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в части мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1.1, 1.5.1, 1.4.1.2 Перечня мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 967 (в т.ч. аудит в сфере закупок)».

По результатам проверки в деятельности Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выявлены нарушения бюджетного законодательства.

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края установлено, что Министерством вследствие недолжным образом проведенной проверки поступивших из администрации муниципального образования г. Сочи (далее - администрация г. Сочи) документов, подтверждающих признание домов аварийными, не был выявлен факт необоснованного включения домов в сформированный реестр аварийных многоквартирных домов, не признанных аварийными в соответствии с законодательством,  чем допущено нарушение требований п. 7.3 раздела 7 адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2019 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2013 года № 615» (далее - Адресная программа № 615).В результате дома № 31-а, № 39-6 по ул. Воровского, д. № 38 по ул. Роз, д. № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи, не признанные аварийными в установленном порядке, включены в Адресную программу № 615, и Администрацией г. Сочи допущено нецелевое расходование средств субсидии на переселение граждан из домов, не признанных аварийными, в сумме 44 968 521,06 руб. (в том числе из средств Фонда-10 938 632,16 руб. и 34 029 888,90 тыс. руб. - краевого бюджета).

По результатам проверки Контрольно-счетной палатой Краснодарского края вынесено представление от 18.01.2021 № 130-01/11, которым предложено:

«1. Рассмотреть настоящее представление; 2.  Принять исчерпывающие меры по устранению и недопущению впредь нарушений, отмеченных в настоящем представлении и акте проверки; 3. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.В течение 30 дней со дня получения представления уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату Краснодарского края о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах с приложением подтверждающих документов».

Не согласившись с выводами контролирующего органа, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным и отмене представления Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 18.01.2021 № 130-01/11, составленного по результатам контрольного мероприятия «Проверка предоставления, а также эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных в форме субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в 2019 году на реализацию регионального проекта Краснодарского края «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в части мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1.1, 1.5.1, 1.4.1.2 Перечня мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 967 (в т.ч. аудит в сфере закупок)».

В обоснование заявленных требований министерством указано, что правовым основанием для признания жилого дома непри­годным для проживания являлся акт межведомственной комиссии. То обстоятельство, что акты межведомственной комиссии при админи­страции Центрального района г. Сочи о признании непригодными для постоянного проживания многоквартирных домов по ул. Воровского, д. 31А и д. 39В, ул. Роз, д. 38 были утверждены постановлениями главы администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006, которые в свою очередь утвер­ждены постановлением Главы города Сочи от 01.02.2007 № 128, а акт межведом­ственной комиссии при администрации Центрального района г. Сочи о призна­нии непригодным для постоянного проживания многоквартирного дома по ул. Гагарина, 53 - распоряжением Главы города Сочи от 31.12.2008, не влияет на факт признания указанных многоквартирных домов непригодными для прожи­вания. В соответствии с пунктом 8 Положения № 552 результатом деятельности межведомственной комиссии является принятие решения о пригодности или непригодности жилого дома для проживания.

Министерство считает, что признание многоквартирных домов непригодными для проживания явля­лось основанием для возникновения у органа местного самоуправления обязан­ности по обеспечению жильем граждан, проживающих в таких домах, незави­симо от категории непригодности соответствующего многоквартирного дома. Каких-либо ограничений по предоставлению финансовой поддержки на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания, в зависимости от категории непригодности (ветхие или аварий­ные) Фондом не установлено. Таким образом, в рамках Адресной программы подлежали переселению граждане из всех многоквартирных домов, признанных непригодными для про­живания, независимо от критериев, по которым они признаны таковыми (ветхое или аварийное состояние).

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ, к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе полномочия организации и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (часть 4 названной статьи).

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В пункте 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 20 Закона Краснодарского края от 04.10.2011 N 2321-КЗ "О Контрольно-счетной палате Краснодарского края" установлено, что Палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Краснодарского края и государственные органы Краснодарского края, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Краснодарскому краю, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии со статьей 21.1 Закона Краснодарского края от 04.10.2011 N 2321-КЗ "О Контрольно-счетной палате Краснодарского края" при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений Палата составляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения (часть 1). Уведомление Палаты о применении бюджетных мер принуждения направляется финансовому органу (органу управления территориальным государственным внебюджетным фондом). Копия уведомления направляется участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие (часть 2).

Министерство функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 «О министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края».

В области жилищной политики Министерство осуществляет мероприятия по получению и использованию финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) установлены организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с пп.11 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 185-ФЗ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд) предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях получения Краснодарским краем финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 N 615 утверждена адресная программа Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2019 годы".

Целью программы является финансовое и организационное обеспечение выполнения мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Задача программы - поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда.

Законами Краснодарского края от 20.12.2017 № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Законы о краевом бюджете на 2018 и 2019) Министерству на выполнение мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в рамках которой осуществляется финансирование Краевой адресной программы, в рамках целевых статей расходов 1320109502 и 1320109602 предусмотрены объемы межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Согласно Порядку применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, утвержденному приказом министерства финансов Краснодарского края от 30.12.2015 № 540, по кодам статей 1320109502 и 1320109602 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» отражаются расходы краевого бюджета по предоставлению субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Решением Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 10.04.2018, (протокол №834) заявка Краснодарского края от 30.03.2018 на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда принята, прилагаемые к ней документы, в том числе Адресная программа № 615 и уточненные сведения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, признаны соответствующими требованиям, установленным Федеральным законом № 185-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ между Министерством и Фондом заключено дополнительное Соглашение к Договору от 02.07.2008 № 33-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 10.04.2018 № 26 общую сумму 46 855,6 тыс.руб.

В соответствии с п.7.1 Адресной программы №615 средства краевого бюджета, в том числе поступившие из Фонда, предусмотренные Адресной программой, предоставлены в 2018 году двум муниципальным образованиям - город-курорт Сочи (в 2018 году - 210 040,1 тыс.руб., в том числе средства, поступившие из Фонда) и Нефтегорскому городскому поселению Апшеронского района (в 2018 году - 8 321,7 тыс. руб., в том числе средства, поступившие из Фонда) в форме субсидий в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Между Министерством и муниципальным образованием город-курорт Сочи заключено соглашение от 18.05.2018 № ПО-2 «О предоставлении в 2018 году субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы»» (с дополнительным соглашением № 1 от 14.11.2018).

Объемы финансирования мероприятия Подпрограммы в 2019 году сложились из суммы финансирования МО города Сочи, неиспользованных им средств финансирования мероприятий этапа 2018 года в размере 145 995,9 тыс. рублей, в том числе из средств Фонда - 30567,2 тыс. рублей, краевого бюджета - 95 086,0 тыс. рублей и местного бюджета - 20 342,6 тыс. рублей.

В целях реализации мероприятия Адресной программы №615 этапа 2018 года между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Администрацией на вышеуказанную сумму заключено соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Сочи от 28.05.2019 № ПО-1.

В ходе проверки расходования средств бюджета, выделенных администрации муниципального образования город Сочи в 2018 и 2019 году в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда КСП выявлено следующее.

В марте 2018 года Министерством в этап 2018 года Адресной программы №615 внесены мероприятия муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийных многоквартирных домовой (далее - МКД).

Краевой реестр аварийных жилых домов формировался на основании внесенной информации департамента городского хозяйства, как уполномоченного на это органа в структуре Администрацией города Сочи в АИС «Реформа ЖКХ».

Между Министерством и Администрацией города Сочи заключено соглашение от 18.05.2018 № ПО-2 (далее - Соглашение № ПО-2) «О предоставлении в 2018 году субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы»» (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 14.11.2018 в сумме 185 728,44 тыс. руб., в том числе за счет средств краевого бюджета 140 556,37 тыс. руб., за счет средств Фонда 45 172 070,00 руб.).

По этапу 2018 года с финансовой поддержкой Фонда по муниципальному образованию город-курорт Сочи в соответствии с Адресной программой № 615 планировалось расселить 12 аварийных домов, в которых в 91 жилом помещении проживали 271 человек. Общая площадь расселяемых жилых помещений составила 3396,62 кв.м.

В соответствии с п. 4.3.13 Соглашения № ПО-2 муниципальное образование город-курорт Сочи обязано: выполнить мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке направить до 31 июля 2018 года собственнику(-ам) каждого жилого помещения в каждом аварийном доме проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, предусматривающие в соответствии с выбором собственника жилого помещения в аварийном доме выплату возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, приобретенного (приобретаемого) Муниципальным образованием в рамках реализации программных мероприятий; заключить до 20 декабря 2018 года с собственником (-ами) каждого жилого помещения в каждом аварийном доме соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение или о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, приобретенного Муниципальным образованием в рамках реализации программных мероприятий. Ни одного соглашения по предоставлению приобретенных квартир, в 2018 году не заключено.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 185-ФЗ, а также п. 3.1 Соглашения № ПО-2 условиями предоставления субсидии муниципальному образованию город-курорт Сочи является целевое использование бюджетных средств, а также наличие необходимых документов, подтверждающих признание в установленном порядке до 1 января 2012 года расселяемых многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Соблюдение условия целевого использования бюджетных средств предусмотрено также п. 1 раздела 7.3 Адресной программы №615 (в ред. 30.03.2018).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение N 47).

В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий является Администрация.

В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, принятым решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92, Администрация в области жилищных отношений, в том числе, осуществляет следующие полномочия: признает в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществляет учет муниципального жилищного фонда и муниципальный жилищный контроль; ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Порядок признания жилых домов непригодными для проживания, до вступления в силу Положения N 47, регулировался Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 (далее - Положение N 552), пунктом 2 которого определено, что непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): а) находящиеся в ветхом состоянии; б) находящиеся в аварийном состоянии; в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Судом установлено, что по результатам проверки реализации Администрацией города Сочи Мероприятия 1.1.1. контролирующим органом выявлено неправомерное включение в адресную программу Краснодарского края домов: № 31-а, № 39-6 по ул. Воровского, д. № 38 по ул. Роз, д. № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи, не признанных аварийными в установленном порядке, что повлекло нецелевое использование средств краевого бюджета.

Жилой дом г. Сочи, ул. Воровского, д. 39-6.

На переселение граждан из жилого дома по адресу г. Сочи, ул. Воровского, д. 39-6 в соответствии с Адресной программой № 615 выделены средства субсидии в сумме 9 486 485,69 руб. (в том числе средства Фонда в сумме 2 307 262,13 руб., средства краевого бюджета в сумме 7 179 223,56 руб.) и направлены на приобретение 7 квартир.

Указанный жилой дом, из которого планировалось переселить 22 жителя, проживавших в жилых помещениях общей площадью 165,5 кв.м, включен в краевую Адресную программу № 615 на основании постановления администрации города Сочи № 128 от 01.02.2007.

Регламентация работы межведомственной комиссии по вопросу признания жилых домов (помещений) аварийными, а также принятие решения о переселении устанавливалась до 18.02.2006 Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552 (далее – Положение № 552).

Актом Межведомственной комиссии администрации Центрального района города Сочи дом аварийным не признан. Согласно заключению МВК от 03.02.2006 жилой дом №39-6 признан непригодным для проживания. Указанное заключение МВК о непригодности для проживания рассматриваемого жилого дома № 39-6 утверждено постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006 № 387.

Пунктом 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 552, установлено, в том числе, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, решение органа местного самоуправления должно содержать указание находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан, что сделано не было.

Реальные действия по переселению граждан предприняты Администрацией в 2019 году - через 13 лет после решения МВК от 03.02.2006.

Однако, на момент утверждения заключения МВК администрацией Центрального района города Сочи по дому № 39-6 вступило в силу новое Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47).

Пунктом 49 Положения № 47 предусмотрено, что на основании полученного заключения комиссии орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Вместе с тем, решение администрации не принято в форме распоряжения, содержащего сведения о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц.

Спустя 9 месяцев постановлением главы города Сочи от 01.02.2007 № 128 утверждено указанное постановление районной администрации № 387 от 25.04.2006.

Указанный дом аварийным межведомственной комиссией не признан, тексты постановлений № 387 и № 128 органов местного самоуправления, утвердивших заключение МВК, также не содержат сведений об аварийности этого дома, решение о немедленном отселении жителей из аварийного дома Администрацией не приняты.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, п. 3.1 Соглашений № ПО-2 рассматриваемый дом, не будучи признанным аварийным в установленном порядке, необоснованно включен в Адресную программу № 615.

Жилой дом г. Сочи, ул. Воровского, д. 31а.

Администрацией города Сочи средства субсидии в сумме 5 990 820,44 руб. направлены на расселение жильцов одноэтажного жилого дома г. Сочи, ул. Воровского, д. 31а, из которого планировалось переселить 12 жителей, проживавших в 4 жилых помещениях общей площадью 123,8 кв.м. Данный дом построен в 1936 году, и включен в краевую Адресную программу на основании постановления администрации Центрального района города Сочи №393 от 25.04.2006, утвердившего акт МВК от 03.02.2006, признавшей дом непригодным для проживания.

Постановление администрации Центрального района города Сочи №393 от 25.04.2006 утверждено постановлением администрации города № 128 от 01.02.2007.

Согласно отчету Краснодарского края об использовании средств, предоставленных ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ, по состоянию на 01.01.2020 жилой дом, находящийся по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, д. 31а, расселен полностью. Непредвиденных обстоятельств нет. Новые квартиры переданы собственникам квартир № 3 и № 4 - 07.02.2019, квартиры №2 - 06.09.2019.

Собственнику квартиры № 1 в доме № 31а по ул. Воровского квартира не предоставлялась, по соглашению №140-19 от 19.06.2019 с Администрацией указанному собственнику произведена выплата возмещения в сумме рыночной стоимости изымаемой Администрацией квартиры 4 214 000 руб., определенной независимым оценщиком (отчет об оценке №2018-IV-017/1 от 11.12.2018).

Однако, указанный дом межведомственной комиссией аварийным не признан, тексты постановлений № 393 и № 128 органов местного самоуправления, утвердивших заключение МВК, не содержат сведений об аварийности этого дома; решение о немедленном отселении жителей из данного дома Администрацией не были приняты.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, п. 3.1 Соглашений № ПО-2 рассматриваемый дом, не будучи признанным аварийным в установленном порядке, необоснованно включен в Адресную программу № 615.

Жилой дом г. Сочи, ул. Роз, д. 38.

В Адресную программу №615 включен жилой дом №38 по ул. Роз в г. Сочи, который состоит из 5 отдельных литеров: литер А, литер Б, литер в, литер о, литер Д.

В соответствии с Адресной программой № 615 выделенные средства субсидии в сумме 11 602 491,44 руб. (в том числе средства Фонда в сумме 2 821907,92 руб., средства краевого бюджета в сумме 8 780 583,52 руб.) направлены на приобретение 10 квартир.

Указанный дом включен в Адресную программу № 615 на основании постановления администрации города Сочи от № 128 от 01.02.2007, которым утверждено постановление главы администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006 № 394.

В свою очередь постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006 №394 утвержден акт межведомственной комиссии от 03.02.2006, признавший непригодным для проживания один из литеров указанного дома (литер А), включающего в себя только 4 квартиры из 15 квартир.

Кроме того, постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006 №395 утвержден акт межведомственной комиссии от 03.02.2006 признавший непригодным для проживания литер Б, включающего в себя ещё 5 квартир из 15 квартир указанного дома.

Таким образом, три литера («в», «о» и «Д») из пяти литеров указанного дома не признаны ни аварийными, ни непригодными для проживания.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Решения о немедленном отселении жителей из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, Администрацией приняты не были, а также договоры найма и аренды жилых помещений не расторгнуты.

Указанные постановления главы администрации Центрального района города Сочи утверждены постановлением администрации города Сочи № 128 от 01.02.2007 спустя год. Реальные действия по переселению граждан предприняты Администрацией в 2019 году - через 13 лет после решения МВК от 03.02.2006 и только в отношении части квартир.

Документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.

МВК дом, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Роз, д. 38, аварийным не признан; тексты постановлений № 394, № 395 и № 128 органов местного самоуправления, утвердивших заключение МВК, также не содержат сведений об аварийности этого дома.

Аварийность литеров в, о, Д жилого дома по адресу: г. Сочи, ул. Роз, д. 38 МВК не рассматривалась.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, п. 3.1 Соглашений № ПО-2 рассматриваемый дом, не будучи признанным аварийным в установленном порядке, необоснованно включен в Адресную программу № 615.

Жилой дом г. Сочи, ул. Гагарина, д. 53.

Двухэтажный 8-квартирный жилой дом № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи, включен в Адресную программу №615 на основании постановления главы города Сочи № 1209-р от 31.12.2008.

Распоряжением главы администрации города Сочи № 1209-р от 31.12.2008, утвердившим спустя три с половиной года акт МВК от 22.06.2005, дом № 53 признан непригодным для проживания.

В соответствии с Адресной программой № 615 средства субсидии в сумме 17 888 723,49 руб. направлены на приобретение 7 квартир, в целях переселения граждан из жилого дома № 53 ул. Гагарина.

В Адресную программу №615 указанный дом Администрация города Сочи неправомерно включила спустя 13 лет, после рассмотрения вопроса о его состоянии межведомственной комиссией на основании данных.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, п. 3.1 Соглашений № ПО-2 рассматриваемый дом, не будучи признанным аварийным в установленном порядке, включен в Адресную программу №615.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что Министерству в качестве подтверждения признания жилых домов № 39-а и № 39-6 по ул. Воровского, № 38 по ул. Роз (литеры А и Б) и № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи аварийными предоставлены постановление Администрации от 01.02.2007 № 128, утвержденные им постановления администрации Центрального района города Сочи от 25.04.2006 №№394, 395, 393, 387 и распоряжение Главы города Сочи от 31.12.2008 № 1209-Р, утверждающие акт МВК (по дому № 53 по ул. Гагарина).

Между тем, в тексте поступивших в Министерство постановлений муниципальных администраций фактически отсутствуют указания на признание домов аварийными.

В соответствии с п.7.3.4 Краевой адресной программы предусмотрено, что проверку исполнения условий предоставления субсидии осуществляет главный распорядитель средств краевого бюджета - Министерство.

Согласно п.7.3.4 раздела 7.3 «Условия предоставления субсидии» Краевой адресной программы одним из условий предоставления субсидии является «наличие необходимых документов, подтверждающих признание до 1 января 2012 года расселяемых многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации», при этом надлежащее исполнения указанного условия должно быть исполнено Администрацией до момента заключения соглашения о предоставлении субсидии и проверено Министерством.

Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что жилые дома № 39-а и № 39-6 по ул. Воровского, № 38 по ул. Роз (литеры А и Б) и № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи не признаны аварийными, Министерством включены в Краевую адресную программу (в ред. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 № 132) и соответствующий реестр представлен администрацией Краснодарского края для согласования в Фонд письмом от 30.03.2018 №01-02-299/18. При этом в качестве документа, подтверждающего    признание    МКД    аварийным,    в    Краевой    адресной программе указано постановление главы города Сочи от 01.02.2007 № 128 и распоряжение от 31.12.2008 № 1209-Р.

Вышеизложенные обстоятельства, установленные КСП в ходе проверки свидетельствуют о том, что Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края неправомерно включены указанные дома в краевую Адресную программу и необоснованно предоставлены краевые бюджетные средства на расселение граждан из указанных домов.

При оценке доводов заявителя о тождественности понятий «непригодный для проживания» и «аварийный и подлежащий сносу», суд руководствовался следующим.

Согласно пункту 2 Положения № 552 непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):

а) находящиеся в ветхом состоянии;

б) находящиеся в аварийном состоянии;

в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

В соответствии с разделом III Положения № 47 жилые помещения по соответствующим основаниям и в установленном порядке могут быть признаны непригодными для проживания в случае наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения.

Кроме того, жилые помещения, расположенные в домах с несущими конструкциями, имеющими повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 47 Положения № 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, как утратившее силу Положение № 552, так и действующее Положение № 47 предусматривают признание домов аварийным в установленном порядке как одно из оснований для признания находящихся в нем помещений непригодными для проживания. Следовательно, отсутствие надлежащего заключения МВК об аварийности дома не может быть подменено актами о непригодности помещений (домов) для проживания без указания конкретных повреждений несущих конструкций, свидетельствующих об их аварийном состоянии.

В связи с этим, указание министерства на наличие строительно-технического заключения филиала ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г.-к. Сочи от 09.02.2021, содержащего выводы об аварийном состоянии рассматриваемых домов, подготовленное по истечении проверяемого периода, не может подменять собой предусмотренный Положением № 47 акт МВК как результат соответствующей процедуры признания домов аварийными и подлежащими сносу.

При оценке доводов заявителя о соблюдении процедуры признания рассматриваемых многоквартирных домов аварийными путем составления актов межведомственной комиссии по признанию домов (жилых помещений) непригодными для проживания при администрации Центрального района города Сочи, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 4 Положения № 552 предусмотрено, что вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Между тем, в нарушение этих требований главами администраций районов города Сочи, во исполнение постановления Главы города Сочи от 18.01.2005 № 96 «О создании межведомственных комиссий по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания», созданы межведомственные комиссии в отсутствие предусмотренной Положением № 552 комиссии, созданной органом исполнительной власти Краснодарского края.

Оценив вышеизложенные обстоятельства и представленные в материалы дела документы в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что Контрольно-счетная палата Краснодарского края правомерно вынесла оспариваемое в рамках дела представление, ввиду ненадлежащим образом проведенной Министерством проверки, в ходе которой должен был выявиться факт непризнания домов № 39-а и № 39-6 по ул. Воровского, № 38 по ул. Роз (литеры А и Б) и № 53 по ул. Гагарина в г. Сочи аварийными, в результате чего, указанные дома включены в Краевую адресную программу, а в дальнейшем между Администрацией и Министерством заключено Соглашение о предоставлении субсидии на переселение жителей из аварийных домов.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконным представления Контрольно-счетной палатой Краснодарского края от 18.01.2021 № 130-01/11, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных по делу требований, в связи с допущенными Министерством нарушениями условий предоставления субсидии, предусмотренными п.7.3.4 Краевой адресной программы.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайства заявителя и заинтересованного лица о приобщении к материалам дела документов – удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                       Н.В. Хахалева