АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-15313/2022
08 сентября 2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования», г. Сочи,
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар,
в котором просит:
Признать незаконным и отменить Представление ДФБН КК от 18.02.2022 г. в части возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 335 960,26 рублей.
Признать незаконным и отменить решение ДФБН КК, исх. № 56-01-12-415/22 от 24.03.2022 года, об отказе в удовлетворении жалобы Учреждения на Представление от 18.02.2022 г.
Признать незаконными и отменить протоколы №21-065/ЮЛ/1 от 20.01.2022 г. №21-065/ЮЛ/2 от 20.01.2022 г. об административном правонарушении в отношении Учреждения.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1- по доверенности от 28.06.2022,
от заинтересованного лица: ФИО2- по доверенности от 03.08.2022,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования», (далее – заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края,
в котором просит:
Признать незаконным и отменить Представление ДФБН КК от 18.02.2022 г. в части возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 335 960,26 рублей.
Признать незаконным и отменить решение ДФБН КК, исх. № 56-01-12-415/22 от 24.03.2022 года, об отказе в удовлетворении жалобы Учреждения на Представление от 18.02.2022 г.
Признать незаконными и отменить протоколы №21-065/ЮЛ/1 от 20.01.2022 г. №21-065/ЮЛ/2 от 20.01.2022 г. об административном правонарушении в отношении Учреждения.
Представитель заявителя требование по заявлению поддержал, пояснил, что не согласен с п.п.4 и 5 обжалуемого представления, из расчета 335 960,26 руб. по п. 5 (538 211,72 руб.-313 200 руб.)=225 011,72 руб., по п.4 (сумма 110 948, 54 руб.).
Заинтересованное лицо по требованию возражал.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее -ДФБН КК/Департамент) в соответствии с приказом от 23 ноября 2021 г. № 148 «О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования» и на основании пункта 8 плана контрольных мероприятий Департамента на 2021 год, в период с 29 ноября 2021 г. по 10 декабря 2021 г. в отношении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования» (далее - Учреждение) проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Краснодарского края (далее - контрольное мероприятие).
Проверенный период: с 1 января 2019 г. по 10 декабря 2021 г.
По итогам проведенной проверки получен акт от 28.12.2021 г. и выставлено Представление от 18.02.2022 г. № 21/065.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Суд, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 представления учреждением в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, части 1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ), пункта 2.2.4 соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета на реализацию мероприятия государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения» по подпрограмме «Пожарная безопасность в Краснодарском крае» от 12.03.2020 № 210 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 240 511,42 рублей, в результате оплаты повышающего договорного коэффициента 1,2, применение которого не основано на законе и не предусматривалось локальным сметным расчетом № 02-01, вошедшим в извещение об осуществлении закупки и в аукционную документацию.
Из материалов дела следует, что в соответствии с оспариваемыми пунктами 4 и 5 представления учреждению было необходимо устранить следующие нарушения:
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г., Учреждением принят и оплачен цветной принтер по контракту от 11 декабря 2019 г. №0318200055719000012-01 на сумму 110948,54 рублей, расходы на приобретение которого не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2019 г. в размере ПО 948,54 рублей, (пункт 4)
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г., Учреждением принята и оплачена мебель по контрактам от 4 сентября 2020 г. № 0409, от 30 ноября 2020 г. № 478251, заключенным на общую сумму 323 523,72 рубля, расходы на приобретение которой не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2020 г. в размере 285 011,72 рублей (Учреждением в 2020 г. осуществлена закупка и оплата поставленной мебели на общую сумму 538 211,72 рублей, в то время как Планом ФХД запланированы расходы на закупку мебели в общей сумме 253 200,00 рублей, в связи с чем сумма нецелевого использования бюджетных средств составляет 538 211,72 -253 200,00 = 285 011,72).
Необходимые изменения в План ФХД внесены Учреждением 28 декабря 2020 г. частично (на сумму 313 200,00 рублей), (пункт 5).
Представление в этой части исполнено, платежным поручением от 20.04.2022 № 643595 денежные средства в размере 335960,2 рублей перечислены в доход бюджета Краснодарского края.
По результатам проведенного департаментом контрольного мероприятия установлено, что учреждением приняты и оплачены товары, расходы на приобретение которых не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД), что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование средств бюджета.
В проверяемом периоде учреждение осуществляло свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 13 января 2014 г. № 68 (далее - Устав), согласованного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20 декабря 2013 г. № 2225.
Пунктом 9.6 Устава установлено, что все доходы и расходы учреждения учитываются в Плане ФХД.
В соответствии с пунктом 9.7 Устава учреждение расходует средства краевого бюджета и средства от приносящей доход деятельности в соответствии с утвержденным Планом ФХД.
Согласно пункту 8 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее - Требования) при составлении Плана ФХД (внесении изменений в него) устанавливается (уточняется) плановый объем поступлений и выплат денежных средств. План ФХД должен составляться на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат, требования к формированию которых установлены в главе III Требований.
При этом в соответствии с пунктом 9 Требований учреждение составляет проект Плана ФХД при формировании проекта закона (решения) о бюджете в порядке и сроки, установленные органом-учредителем, в том числе с учетом планируемых объемов поступлений субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Между учреждением и министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - Министерство) заключено соглашение № 38-БУ от 15 января 2019 г. (с учетом дополнительного соглашения № 38-БУ/4 от 15 января 2020 г.) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение № 38-БУ).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения № 38-БУ учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
В соответствии с пунктом 12 Требований изменение показателей Плана ФХД в течение текущего финансового года должно осуществляться, в том числе, в связи с изменением объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат.
Пунктом 14 Требований установлено, что внесение изменений в показатели Плана по поступлениям и (или) выплатам должно формироваться путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, сформированные при составлении Плана ФХД.
1. Нарушения, включенные в представление в оспариваемой части, связаны с нецелевым использованием средств краевого бюджета, а именно:
1.1. Между Учреждением, в лице исполняющего обязанности директора ФИО3, и ИП ФИО4, по результатам электронного аукциона заключен контракт от 11.12.2019 № 0318200055719000012-01 на поставку товара (далее-контрактот11.12.2019№0318200055719000012-01) на сумму 110 948,54 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта от 11.12.2019 № 0318200055719000012-01 поставщик обязуется поставить цветной принтер в количестве (объеме) и с характеристиками согласно спецификации (Приложение № 1, являющейся неотъемлемой частью указанного контракта), а Заказчик обязуется принять и оплатить указанный товар в порядке и размере, установленном указанным контрактом, за счет средств бюджета Краснодарского края.
Контракт от 11.12.2019 № 0318200055719000012-01 исполнен в полном объеме в соответствии с условиями контракта, что подтверждается товарной накладной от 12.12.2019 № 1098 на сумму 110 948,54 рублей, платежным поручением от 18.12.2019 № 163404 на сумму 110 948,54 рублей.
В свою очередь, таблицей 6.7 «Расчет (обоснование) расходов на приобретение основных средств, материальных запасов» по источнику финансового обеспечения «бюджет Краснодарского края» Плана ФХД по состоянию на 18.12.2019 расходы на приобретение цветного принтера не запланированы.
Таким образом, осуществлена оплата не предусмотренного в Плане ФХД поставленного цветного принтера.
Учреждением представлены пояснения, согласно которым закупки были вызваны производственной необходимостью, однако со стороны бухгалтерии не были своевременно внесены изменения в расчеты (обоснования) расходов на закупку товаров, работ, услуг на 2019 г., в конце 2019 года бухгалтерией колледжа была проведена итоговая корректировка расчетов плана ФХД по всем состоявшимся контрактам в рамках установленных средств.
Таким образом, представленные Учреждением пояснения подтверждают закупку принтера не предусмотренной в Плане ФХД.
Направление средств краевого бюджета на оплату цветного принтера, расходы на приобретение которого не предусмотрены Планом ФХД, не соответствует целям предоставления субсидии согласно пункту 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15.01.2019, с учетом п. 9 Требований.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15.01.2019, Учреждением принят и оплачен цветной принтер по контракту от 11.12.2019 № 0318200055719000012-01 на сумму 110 948,54 рублей, расходы на приобретение которого не предусмотрены Планом ФХД, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2019 г. в размере 110 948,54 рублей.
1.2. Учреждением в Плане ФХД на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденном 29 января 2020 г. исполняющим обязанности руководителя ФИО3, предусмотрены расходы на закупку товаров, работ, услуг на общую сумму 11 517 736,29 рублей, из них за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 8 943 256,62 рублей, в том числе увеличение стоимости основных средств 2 730 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 12 Требований изменение показателей Плана ФХД в течение текущего финансового года должно осуществляться, в том числе, в связи с изменением объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат.
Согласно пункту 13 Требований, показатели Плана ФХД после внесения в них изменений, предусматривающих уменьшение выплат, не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений в показатели Плана ФХД.
Пунктом 14 Требований установлено, что внесение изменений в показатели Плана по поступлениям и (или) выплатам должно формироваться путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат, сформированные при составлении Плана ФХД.
30 июня 2020 г. внесены изменения в План ФХД, в том числе изменены показатели по выплатам на закупку товаров, работ, услуг на общую сумму 10 970 582,88 рубля, из них за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 8 282 265,71 рублей, в том числе увеличение стоимости основных средств 2 430 000,00 рублей.
Таблицей 5.1 «Обоснования (расчеты) расходов на закупку товаров, работ, услуг» по источнику финансового обеспечения «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» запланированы расходы, в том числе на кресло, мебель, стул, стол в общей сумме 253 200,00 рублей.
Установлено, что в 2020 году Учреждением закупка мебели осуществлена на основании следующих контрактов/договоров:
№ п/п
Дата контракта/ договора
Номер контракта/ договора
Наименование поставщика
1
29 июня 2020 г.
200629-01
ООО «Лотос»
2
27 июля 2020 г.
587
ООО «Офис Контекс»
3
4 сентября 2020 г.
0409
ИП ФИО5
4
30 ноября 2020 г.
478251
ООО «Комус-Кубань»
1) Договор от 29 июня 2020 г. № 200629-01 заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе № 44-ФЗ) между Учреждением, в лице директора ФИО6., и ООО «Лотос», в лице генерального директора ФИО7., на сумму 98 992,00 рубля.
Договор от 29 июня 2020 г. № 200629-01 исполнен в полном объеме в соответствии с условиями договора, что подтверждается товарной накладной от 29 июня 2020 г. № 1095, платежным поручением от 30 июня 2020 г. № 24485 на сумму 98 992,00 рубля.
2) Договор от 27 июля 2020 г. № 587 заключен на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ между Учреждением, в лице директора ФИО8, и ООО «Офис Контекс», в лице директора ФИО9 Условиями договора от 27 июля 2020 г. № 587 предусмотрена поставка мебели на сумму 115 696,00 рублей.
Договор от 27 июля 2020 г. № 587 исполнен в полном объеме в соответствии с условиями договора, что подтверждается универсальным передаточным документом от 28 июля 2020 г. № 587, платежным поручением от 28 июля 2020 г.№ 211564 на сумму 115 696,00 рублей.
3) Контракт на поставку товара для государственных нужд от 4 сентября 2020 г. № 0409 заключен на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ между Учреждением, в лице директора ФИО8, и ИП ФИО5 на сумму 150 220,00 рублей.
Контракт от 4 сентября 2020 г. № 0409 исполнен в полном объеме в соответствии с условиями контракта, что подтверждается товарной накладной от 10 сентября 2020 г. № 70, платежным поручением от 11 сентября 2020 г. № 546069 на сумму 150 220,00 рублей.
4) Контракт на поставку товара для государственных нужд от 30 ноября 2020 г. № 47895251 заключен на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ между Учреждением, в лице директора ФИО8, и ООО «Комус-Кубань», в лице руководителя ФИО10, на сумму 173 303,72 рубля.
Контракт от 30 ноября 2020 г. № 4785251 исполнен в полном объеме в соответствии с условиями контракта, что подтверждается товарными накладными от 8 декабря 2020 г. № 0LW/3839301 на сумму 157 658,00 рублей, от 8 декабря 2020 г. № 0LW/3839822 на сумму 15 645,72 рублей, платежным поручением от 10 декабря 2020 г. № 221452 на сумму 173 303,72 рубля.
На основании вышеизложенного, в 2020 году Учреждением осуществлена закупка и оплата поставленной мебели на общую сумму 538 211,72 рублей, в то время как Планом ФХД запланированы расходы на закупку мебели в общей сумме 253 200,00 рублей.
Следовательно, закупка и оплата мебели на сумму 285 011,72 рублей (538 211,71 - 253 200,00 = 285 011,72) произведена с превышением запланированных расходов, без внесения изменений в План ФХД.
В ходе контрольного мероприятия Учреждением представлены пояснения, согласно которым закупки мебели у поставщиков были вызваны производственной необходимостью, однако со стороны бухгалтерии не были своевременно внесены изменения в обоснования (расчеты) плановых показателей выплат по статье 200 «Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд» на 2020 г.
Таким образом, представленные Учреждением пояснения подтверждают закупку мебели, расходы на приобретение которой не предусмотрены Планом ФХД.
При этом направление средств краевого бюджета на оплату мебели, расходы на приобретение которой не предусмотрены Планом ФХД, не соответствует целям предоставления субсидии согласно пункту 2.3.1 Соглашения № 38-БУ, с учетом п. 9 Требований.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 Соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г. о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), Учреждением принята и оплачена мебель по контрактам от 4 сентября 2020 г. № 0409, от 30 ноября 2020 г. №478251, расходы на приобретение которой не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2020 г., с учетом внесенных в план ФХД Учреждения изменений (на сумму 313 200,00 рублей) в общей сумме 225 011,72 рублей (538 211,71 - 313 200,00 - 225 011,72).
По данному факту Учреждение и его должностное лицо привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14. КоАП РФ. Постановления департамента о назначении административных наказаний Учреждением и его должностным лицом не оспаривались, административные штрафы уплачены в установленный законом срок.
В соответствии с оспариваемыми пунктами 1-3, 6, 7 описательной части представления учреждению было необходимо принять меры по устранению причин и условий следующих нарушений:
- В нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2.3.1 соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г. о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение № 38-БУ от 15 января 2019 г.), Учреждением приняты и оплачены многофункциональные устройства (далее - МФУ) по контракту от 27 июля 2019 г. №0318200055719000005-01 на сумму 87 151,16 рубль, расходы на приобретение которых не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (далее - План ФХД), что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2019 г. в размере 87 151,16 рубль, (пункт 1)
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г., Учреждением принято и оплачено интерактивное оборудование (интерактивный стол, интерактивный пол) по контракту от 25 июля 2019 г. № 0318200055719000009-01 на сумму 492 570,00 рублей, расходы на приобретение которого не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2019 г. в размере 492 570,00 рублей, (пункт 2)
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15 января 2019 г., Учреждением приняты и оплачены планшеты по контракту от 25 июля 2019 г. № 0318200055719000007-01 на сумму 258 357,90 рублей, расходы на приобретение которых не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2019 г. в размере 258 357,90 рублей, (пункт 3)
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения №38-БУ от 15 января 2021 г. о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение №38-БУ от 15.01.2021г.), Учреждением приняты и оплачены светодиодные прожекторы по контракту от 16 июня 2021 г. №0318200055721000002 на сумму 92 080,25 рублей, расходы на приобретение которых не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2021 г. в размере 92 080,25 рублей, (пункт 6)
- В нарушение части 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1. Соглашения № 38-БУ от 15 января 2021 г., Учреждением принят и оплачен товар «Документ-камера» по контракту от 15 июля 2021 г. № 0318200055721000003 на сумму 114 042,32 рубля, расходы на приобретение которого не предусмотрены Планом ФХД, что не соответствует целям предоставления субсидии, в результате чего допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2021 г. в размере 114 042,32 рубля, (пункт 7)
Представление в этой части учреждением исполнено, что подтверждается письмами учреждения от 25.04.2022 № 195 и от 26.04.2022 № 197.
Заявитель, мотивируя свою позицию, указывает на то, что представление может быть направлено только в случае выявления бюджетного нарушения, допущенного участником бюджетного процесса, а учреждение участником бюджетного процесса не является.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный финансовый контроль осуществляется, в том числе, в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
На основании пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Положением о департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 февраля 2006 № 100, департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ департамент, как орган внутреннего государственного финансового контроля имеет полномочия, в том числе по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу положений статьи 266.1 БК РФ объектами такого контроля, в частности, выступают государственные учреждения.
Из буквального содержания положений статей 266.1, 269.2, 270.2 БК РФ следует, что представления направляются объектам контроля, в данном случае, учреждению. Каких-либо исключений (участник либо не участник бюджетного процесса) указанные нормы не содержат.
Также положения БК РФ не содержат норм о том, что юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, и допустившие нарушение норм бюджетного законодательства, освобождаются от юридической ответственности.
Напротив, в настоящее время сохраняют свое действие положения, влекущие юридическую ответственность, в частности, административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 КоАП РФ).
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ указано, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления.
Условия предоставления бюджетному учреждению субсидий в соответствии с положениями статьи 78.1 БК РФ за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым условия, включая цели предоставления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии (далее - Соглашение).
Использование бюджетным учреждением средств субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения.
Также следует учитывать, что положениями статьи 15.14 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за направление как средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, так и средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным в том числе договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, не являющихся участниками бюджетного процесса и их должностные лица, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 15.14 КоАП.
Кроме того, в случае выявления по результатам контрольного мероприятия фактов использования бюджетным учреждением средств субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право направлять объектам контроля представления и предписания.
Содержание представления как документа органа внутреннего государственного финансового контроля определено в пункте 2 статьи 270.2 БК РФ.
В положениях статьи 270.2 БК РФ подходы к возможности направления представлений в отношении любых объектов контроля не менялись и не пересматривались.
Из изложенного следует, что содержание статей 266.1, 269.2, 270.2 БК РФ не предполагает возможности освобождения каких бы то ни было объектов контроля от обязанности устранять выявленные нарушения, их причины и условия.
Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных учреждением при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ стали основанием для вынесения в адрес учреждения оспариваемого представления.
Представление соответствует статье 270.2 БК РФ, федеральному стандарту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 №1095.
Представление содержит требования об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является исполнимым.
Таким образом, представление вынесено в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что по указанному факту учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 14 250,59 рублей (постановление департамента 04.02.2022 №21-065/ЮЛ/1, штраф оплачен 16.02.2022 платежным поручением № 211537) и в размере 10 306,13 руб. (постановление департамента 04.02.2022 №21-065/ЮЛ/2, штраф оплачен 16.02.2022 платежным поручением № 211634).
ДФБН КК представил суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого представления.
Учреждение также просит признать незаконными и отменить протоколы №21-065/ЮЛ/1 от 20.01.2022 г. №21-065/ЮЛ/2 от 20.01.2022 г. об административном правонарушении в отношении Учреждения.
Требования, изложенные в заявлении о признании незаконными и отмене протоколов об административных правонарушениях от 20.01.2022 № 21-065/ЮЛ/1 и от 20.01.2022 № 21-065/ЮЛ/2, подлежат отклонению, а производство по делу в данной части прекращению ввиду следующего.
Обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, производство по делу, с учётом предмета заявленных требований – оспаривание протокола, в силу пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению судом, поскольку указанные положения акта, оспариваемые заявителем, не обладают признаками ненормативных правовых актов, поименованных в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция содержится в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу № А32-46950/2015.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого представления.
При указанных обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Производство по требованиям о признании незаконными протоколы от 20.01.2022
№ 21-065/ЮЛ/1 и от 20.01.2022 № 21-065/ЮЛ/2 об административных правонарушениях прекратить по основаниям, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований оказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья С.Н. Дуб