Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Краснодар Дело № А-32-15403/2005-4/159
04 октября 2006г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрел 28.09.2006г. в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аншип», г. Москва
к Краснодарской таможне, г. Краснодар
о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин
при участии в заседании:
от заявителя: уведомлен, не явился
от ответчика: Рухленко О.Н. – представитель, по доверенности
Титов Д.В. – представитель, по доверенности
Худякова О.Б. – представитель, по доверенности
При ведении протокола судебного заседания судьей Руденко Ф.Г.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аншип», г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Краснодарской таможни, г. Краснодар, совершать действия по возвращению излишне уплаченных таможенных платежей и налога на добавленную стоимость в размере 336 382,24 руб., и обязании Краснодарской таможни совершить действия по возвращению излишне уплаченных таможенных сборов в размере 20 000 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Дело рассматривается в порядке ч.2 ст. 200 АПК РФ.
Ответчик заявленные требования не признал, свои возражения изложил в письменном отзыве на заявление и в дополнении к нему (2 том л.д.4-7, 28-32).
Суд, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Общество с ограниченной ответственностью «Аншип», ИНН 7743041144, зарегистрировано Государственным учреждением Московской регистрационной палатой 24.10.2001г. (1 том л.д. 124), зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, дом 10 строение 1.
По договору бербоут-чартера от 29.10.2001г., 14.09.2005г. танкеры «Анна», «Гурин», собственниками которых являются «Юг-Транс Терминал Ко ЛТД» (Кипр), переданы ООО «Аншип» (1 том л.д. 16-25, 26-37) для осуществления последним международных перевозок.
Танкеры «Анна» и «Гурин» зарегистрированы в бербоут-чартерных реестрах портов Российской Федерации, имеют флаг России (1 том. л.д. 88-93), помещены заявителем под режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством в отношении временно ввозимых товаров.
В соответствии с ГТД №10309030/030406/0000403 от 04.04.06г., ГТД №10309030/070406/0000463 от 10.04.06г. ООО «Аншип» начислены подлежащие уплате ежемесячные таможенные платежи, НДС за помещение товаров под режим временного ввоза, таможенные сборы за таможенное оформление.
Платежным поручением №114 от 30.03.06г. заявитель перечислил в бюджет по танкеру «Анна» ежемесячный таможенный платеж и НДС за апрель 2006г. в сумме 95 000 руб., сумму сбора за таможенное оформление танкера «Анна» в размере 10 000 руб., платежным поручением №166 от 24.04.06г. ООО «Аншип» перечислило в бюджет по танкеру «Анна» ежемесячный таможенный платеж и НДС за май 2006г. в сумме 87 871,07 руб. (1 том л.д. 44-45).
Платежным поручением №132 от 03.04.06г. заявитель перечислил в бюджет по танкеру «Гурин» ежемесячный таможенный платеж и НДС за апрель 2006г. в сумме 75 000 руб., сумму сбора за таможенное оформление танкера «Гурин» в размере 10 000 руб., платежным поручением №168 от 24.04.06г. ООО «Аншип» перечислило в бюджет по танкеру «Гурин» ежемесячный таможенный платеж и НДС за май 2006г. в сумме 78 511,17 руб. (1 том л.д. 46-47).
ООО «Аншип» полагает, что им неправомерно применено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов за апрель, май 2006г. в порядке, установленном Таможенным Кодексом РФ в отношении временно ввозимых товаров танкерами «Анна» «Гурин», поскольку, в порядке ч.1 ст. 271 ТК РФ, последний должен быть полностью освобожден от уплаты таможенных пошлин.
В связи с чем, ООО «Аншип» обратилось в арбитражный суд с заявлением о
об обязании Краснодарской таможни, г. Краснодар, совершать действия по возвращению излишне уплаченных таможенных платежей и налога на добавленную стоимость в размере 336 382,24 руб., и обязании Краснодарской таможни совершить действия по возвращению излишне уплаченных таможенных сборов в размере 20 000 руб., сославшись в своем заявлении на то, что танкера «Анна», «Гурин» зарегистрированы в бербоут-чартерном реестре РФ, в связи с чем, регистрация за кипрской Компанией «Юг-Транс Терминал Ко ЛТД» (Кипр), танкера «Анна» в реестре Королевства Камбоджа, танкера «Гурин» в реестре «Сент-Китс энд Невис» является квалифицирующим признаком при определении условий, при которых транспортное средство, перемещаемое через таможенную границу в соответствии с таможенным режимом временного ввоза не подлежит обложению таможенной пошлиной.
Изучив представленные сторонами доказательства, сверив копии документов, имеющихся в материалах дела с подлинниками, переданными на обозрение, суд пришел следующему выводу.
Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
Согласно пп.4 п.1 ст.11 ТК РФ, танкера «Анна» и «Гурин» являются транспортными средствами, используемыми в международных перевозках.
Пунктом 1 ст. 15 ТК РФ предусмотрено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров начинается в соответствии с ст. 60 ТК РФ:
- при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ. Таможенное оформление завершается совершениемтаможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим.
При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) транспортом в соответствии с требованиями статей 72, 74 ТК РФ таможенному органу представляются сведения о регистрации судна и его национальной принадлежности. Данные сведения заявляются в Общей декларации, что соответствует требованиям Конвенции «Об облегчении международного морского судоходства» (Конвенция ИМО, Лондон, 1965).
Как следует из материалов дела капитаном судна «Анна» таможенным органам была представлена Общая декларация в гр. 4 которой указана страна регистрации - Россия, а в гр. 7 порт регистрации - Махачкала и номер регистрации - 357.
Капитаном «Гурин» таможенным органам была представлена Общая декларация в гр. 4 которой указаны сведения о стране регистрации - Россия, а в гр. 7 порт регистрации - Махачкала и номер регистрации - 387.
Подача таможенной декларации в соответствии с требованиями ст. 131 ТК РФ должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Бербоут-чартерные договоры между судовладельцем Компанией «Юг-Транс Терминал Ко ЛТД» и бербоутным фрахтователем ООО «Аншип» г. Москва подтверждают, что теплоходы «Анна» и «Гурина» зарегистрированы в бербоут-чартерных реестрах Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 77 ТК РФ транспортные средства подлежат таможенному оформлению в соответствии с требованиями гл. 22 ТК РФ.
Статьей 270 ТК РФ, предусмотрено, что транспортные средства при ввозе перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенным режимом временного ввоза в порядке, предусмотренном данной главой (22 глава).
В соответствии с требованиями п.1 ст. 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
В соответствии с п. 2 ст. 271 ТК РФ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.
На основании п. 3 ст. 271 ТК РФ в случаях, если полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не применяется в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также если не соблюдаются условия, при которых применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортных средств применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном настоящим ТК РФ в отношении временно ввозимых товаров (статья 212 ТК РФ).
Пункт 3 ст. 279 ТК РФ предусмотривает, что помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 271 ТК РФ осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации, в качестве которой принимаются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве (п.2 ст. 279 ТК РФ). В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным настоящим Кодексом для декларирования товаров (глава 14).
На основании п. 2 ст. 212 ТК РФ при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 21.06.2002 № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ морских судов» полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами применяется в отношении морских судов валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД России 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованных российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, на срок действия указанных договоров, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.08.2006 № 517 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ рефрижераторных и рыболовных судов» на основании п. 4 ст. 271 ТК РФ рефрижераторные и рыболовные суда (коды ТН ВЭД России 8901 30 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору бербоут-чартера, при условии их использования для добычи (вылова) водных биологических ресурсов за пределами внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов на срок действия указанных договоров.
Морские суда «Анна» и «Гурин» в соответствии с ТН ВЭД России имеют код 8901 20 900 0, таким образом, в их отношении не могут быть применены положения вышеуказанных нормативных правовых актов Правительства РФ.
Согласно нормам Конституции РФ и требованиям п. 1 ст. 8 ТК РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. В соответствии с ст. 92 «Статус судов» Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.1982) судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
Конвенцией ООН «Об условиях регистрации судов» от 07.02.1986, которую Россия подписала 12.02.1987 предусмотрено следующее.
Исходя из ст. 2 данной Конвенции «государством регистрации» признается государство, в реестр судов которого внесено данное судно. Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов двух или более государств (ст. 4 Конвенции).
В случае фрахтования судна без экипажа государство должно убедиться в том, что право плавания под флагом бывшего государства приостановлено. Такая регистрация осуществляется при представлении документа, свидетельствующего о приостановлении предыдущей регистрации (ст. 11 Конвенции). Как следует из ст. 12 Конвенции, государство может регистрировать и предоставлять право плавать под флагом фрахтуемому без экипажа фрахтователем в этом государстве, на период действия договора фрахтования. Для обеспечения применения данной Конвенции и в целях выполнения её требований в случае фрахтования судна без экипажа фрахтователь рассматривается в качестве собственника. При этом государство должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без экипажа судно, плавающее под его флагом, находилось под его полной юрисдикцией и контролем.
На основании ст.33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ, судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
- Государственном судовом реестре;
- судовой книге;
- бербоут-чартерном реестре;
- Российском международном реестре судов.
Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 ст.15 КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Статьей 15 КТМ РФ определено, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации на основании решения федеральных органов исполнительной власти, может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:
- фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1, т.е. является юридическим лицом, зарегистрированным в РФ (ООО «Аншип»);
- собственник судна (компания«Юг-Транс Терминал Ко ЛТД») дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
- законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
- право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 29.11.2000 № 145 «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» (зарегистрирован Минюстом 31.01.2001 № 2556) (далее - Приказ) определен порядок регистрации судов в бербоут - чартерном реестре.
В бербоут - чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру), в случае, если фрахтователь судна по бербоут - чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом п. 1 ст. 15 КТМ РФ.
Согласно п. 51 Приказа регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут - чартеру с приложением необходимого для регистрации документа - документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 55 Приказа при регистрации судна в бербоут - чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
На основании п. 57 Приказа регистрация судна в бербоут - чартерном реестре осуществляется на имя фрахтователя судна по бербоут - чартеру.
Таким образом, использование упрощенного порядка таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств (декларирование транспортного средства производится путем подачи въездной/выездной таможенной декларации в соответствии с п.3 ст. 279 ТК РФ) допускается в случае, если такие транспортные средства подпадают под полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставляется при соблюдении условий п.1 ст. 271 ТК РФ либо в соответствии с постановлением Правительства РФ (п.2 ст. 271 ТК РФ).
В случае, если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, упрощенный порядок таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств не применяется и согласно п. 3 ст. 279 ТК РФ их декларирование производится по правилам (транспортные средства при этом не переходят в категорию товаров), установленным для декларирования товаров в соответствии с главой 14 ТК РФ (путем подачи грузовой таможенной декларации).
Применительно к данному делу собственником теплоходов «Гурин» и «Анна» является иностранное лицо – компания «Юг-Транс Терминал Ко ЛТД» (Кипр), а бербоут-чартерным судовладельцем – российское лицо - ООО «Аншип», теплоходы зарегистрированы в бербоут-чартерном реестре Махачкалинского морского торгового порта.
При производстве таможенного оформления в таможенном режиме временного ввоза судов «Гурин» и «Анна» не были соблюдены требования подпункта 1 пункта 3 статьи 279 ТК РФ, устанавливающие возможность помещения транспортных средств под таможенный режим временного ввоза путем подачи въездной/выездной декларации.
Соответственно, таможенное оформление данных судов должно быть произведено в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 3 статьи 279 ТК РФ с подачей грузовой таможенной декларации (ГТД).
Кроме того, в соответствии с ст. 211 КТМ РФ договор бербоут-чартера предусматривает передачу судна бербоут-чартерному фрахтователю в пользование и владение. Таким образом, суда «Гурин» и «Анна», бербоут-чартерными судовладельцами которых является ООО «Аншип», ввозились на таможенную территорию Российской Федерации и использовались российским лицом. Морские суда «Гурин» и «Анна» в соответствии с ТН ВЭД России имеют код 8901 20 900 0, таким образом, в их отношении не могут быть применены положения Постановлений Правительства РФ от 24.08.06г. №517, от 21.06.02г. № 448.
При таких обстоятельствах требования заявителя об обязании Краснодарской таможни, г. Краснодар, совершать действия по возвращению излишне уплаченных таможенных платежей и налога на добавленную стоимость в размере 336 382,24 руб., и обязании Краснодарской таможни совершить действия по возвращению излишне уплаченных таможенных сборов в размере 20 000 руб. удовлетворению не подлежат.
В силу требования ст.110 АПК РФ, гл.25.3 НК РФ расходы по уплате госпошлины по делу следует отнести на заявителя, которая последним уплачена (1 том л.д.8).
Руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст.13, 27, 29, 65, 110, 137, 167-170, 197-201 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края.
Судья Ф.Г. Руденко