ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1544/06 от 24.03.2006 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар

24 марта 2006 г. Дело № А-32-1544/2006-58/30-4 АЖ

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи: Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федькиным Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Крестьянского хозяйства Фридрик М.М., г. Тихорецк

к Главному государственному инспектору по охране и использованию земель г. Тихорецка и Тихорецкого района, г. Тихорецк

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: Фридрик М.М. – глава КФХ

Кузнецов Д.В. – доверенность от 14.01.2006 г. № б/н

от ответчика: Бутов А.А. – доверенность от 24.03.2006 г. № б/н

Крестьянское хозяйства Фридрик М.М. обратилось в суд с заявлением к Главному государственному инспектору по охране и использованию земель г. Тихорецка и Тихорецкого района о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания от 08.11.2005 г. № 100.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был надлежаще извещен, однако, на его рассмотрение не явился, в связи с тем, что был уведомлен главным государственным инспектором - Скрипниковй Д.Ю. о том, что в связи с ее выездом в г. Краснодар на заседание Совета безопасности Краснодарского края 08.11.2006 г. дело не будет рассматриваться. Также пояснил, что, по его мнению, в деяниях заявителя отсутствует состав административного правонарушения. Представил договора аренды земельной доли от 14.01.2005 г., заключенные с собственниками земельных долей.

Административный орган представил отзыв на заявление от 02.02.2006 г., в котором против заявленных требований возражает, считая оспариваемое заявителем решение административного органа о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным, не противоречащим земельному законодательству РФ. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст. ст. 13, 67, 68, 71 АПК РФ, установил следующее.

Крестьянское хозяйства Фридрик М.М. является юридическим лицом, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., серии 23 № 0279255.

Из материалов дела следует, что Постановлением главы муниципального образования Тихорецкий район от 07.07.2005 г. № 1689 «Об утверждении плана внешних границ и уточнении площади земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, тридцати восьми собственников земельных долей, расположенного на территории Парковского сельского округа» утвержден план внешних границ и уточнена площадь земельных участков общей площадью 223,25 га (пашня), в том числе секции 8 контура 14, площадь которой составляет 80,15 га, находящихся в общей долевой собственности тридцати восьми собственников, для сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Парковского сельского округа.

Приложением к названному Постановлению является список собственников земельных долей, согласно которому общая площадь земельного участка составляет 223,25 га.

Из материалов дела следует, что на основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.10.2005 г. Тихорецкого межрайонного прокурора в отношении КХ Фридрик М.М. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Из текста названного Постановления следует, что 19.10.2005 г. крестьянское хозяйство Фридрик Михаила Михайловича осуществляло использование земельного участка, расположенного в Парковском сельском округе Тихорецкого района (секция 8 контур 14) площадью 80,15 пашни. Указанный факт подтверждается рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения от 19.10.2005 г., объяснениями главы КХ «Фридрик М.М.» от 19.10.2005 г. В нарушение требований ст. 25 Земельного кодекса РФ использование вышеуказанного земельного участка осуществляется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Пунктом 2 указанного Постановления дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения главному государственному инспектору по охране и использованию земель г. Тихорецка и Тихорецкого района.

В силу ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Тихорецкий межрайонный прокурор, во исполнение требований законодательства, правомерно возбудил дело об административном правонарушении в отношении крестьянского хозяйства по признакам деяний, совершенных ответчиком, приняв названное Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Судом установлено, что названное Постановление соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ.

Из графы «Объяснения», имеющейся в названном Постановлении, объяснений главы хозяйства Фридрик М.М. от 19.10.2005 г., следует, что законный представитель лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с постановлением не согласен, поскольку земельные участки используются им на основании договора аренды земельной доли, заключенного на срок 11 месяцев и договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности № 3200000072.

На основании Определения о назначении времен и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.11.2005 г., направленным Фридрик М.М. 02.11.2005 письмом с уведомлением, рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 08.11.2005 г. на 14 час. 00 мин.

Постановлением о назначении административного наказания, вынесенным Главным государственным инспектором по охране и использованию земель г. Тихорецка и Тихорецкого района от 14.04.2005 г. № 5, заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: Тихорецкий район, Парковский сельский округ (секция 8 контур 14, площадью 80,15 га пашни), используется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, на момент проверки лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, правоустанавливающие документы на землю предоставлены не были.

КФХ Фридрик М.М. не согласившись с данным Постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.1 КоАП РФ.

Изучив представленные сторонами доказательства, сверив копии документов, имеющихся в материалах дела с подлинниками, переданными на обозрение, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, т.е. объективная сторона данного правонарушения заключается в фактическом использовании лицом земельного участка.

Объективная сторона названного правонарушения выражается в самовольном занятии земельного участка либо использовании земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Субъектами названного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства.

С субъективной стороны указанные деяния характеризуются умышленной виной, т.е. лицо сознавало их противоправность и желало их осуществить.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд принимает во внимание факт наличия между КФХ Фридрик М.М. и 38 участниками общей долевой собственности договорных отношений, возникших на основании договора № 5 аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 10.03.2005 г. и приемо-сдаточного акта транспортного средства от 01.12.22005 г.

Предметом названного договора выступало транспортное средство любого вида, передающееся арендатору во владение и пользование, при этом арендодатель владение предметом договора не сохраняет, а лишь осуществляет управление и техническую эксплуатацию транспортного средства своими силами.

Таким образом, у заявителя отсутствовали какие-либо права на указанный выше земельный участок и наличие договора аренды транспортного средства с экипажем не являлось основанием для возникновения прав на землю.

Оценивая представленные договора аренды земельной доли, заключенные 14.01.2005 г., суд исходит из того, что названные договора являлись недействительными в силу положений ст. 168 ГК РФ, поскольку не соответствовали при их заключении требованиям действующего законодательства и не влекли юридических последствий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на основании названного договора от 10.03.2005 г. у заявителя отсутствовала обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок и правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности не имелось.

При указанных обстоятельствах суд полагает недоказанным материалами административного дела факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в деяниях заявителя.

В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным органом не доказаны суду обстоятельства, послужившие основанием привлечения крестьянского хозяйства к административной ответственности и принятия им оспариваемого заявителем постановления.

В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Материалами дела не подтверждается совершение заявителем административного правонарушения, обязательными элементами которого, в силу ст. 2.1 КоАП РФ является: противоправное нарушение лицом возложенных на него законом обязанностей; причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями; вина правонарушителя.

Заявителем представлены суду документальные доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его деяниях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных выше обстоятельствах, суд установил, что решение административного органа о привлечении заявителя к ответственности является незаконным и необоснованным и подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. 120 Конституции РФ, ст. ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 08.11.2005 г. № 100, вынесенное Главным государственным инспектором по охране и использованию земель г. Тихорецка и Тихорецкого района, о привлечении крестьянского хозяйства Фридрик М.М. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в апелляционную инстанцию арбитражного суда.

Судья Д.М. Шкира