ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1560/07 от 03.05.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-1560/2007-56/73

03 мая 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: судьи И.И. Фефеловой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ №3 по г. Краснодару, г. Краснодар

к ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар

3-е лицо: ИФНС РФ №5 по г. Краснодару, г. Краснодар

о взыскании 794 153 руб. 64 коп.

при участии в заседании:

от заявителя : Чернявкая М.А., дов-ть от №05-15 от 01.12.2006г.

от ответчика: Григорьянц А.В., дов-ть от 09.08.2006г., Жадько С.В., дов-ть №14 от 25.01.2007г., Бакаева Л.А., дов-ть от №25 от 19.01.2007г.

от 3-го лица: не явился, извещен

  УСТАНОВИЛ:

ИФНС РФ №3 по г. Краснодару, г. Краснодар обратилась в суд с заявлением к ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар о взыскании штрафных санкций в сумме 794 153 руб. 64 коп

Основания, по которым заявлено требование о взыскании санкции, изложены в Заявлении № 05/43069 от 12.01.2007г.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснили, что налоговым органом в нарушение ст. 115 НК РФ пропущен срок для обращения в арбитражный суд о взыскании налоговых санкций. Кроме того, по мнению ответчика, ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар не обоснованно было привлечено к налоговой ответственности по п.2 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ.

В случае удовлетворения заявленных требований ответчик обратился с ходатайством о снижении размера штрафных санкций в 10 раз, мотивируя тем, что ранее к налоговой ответственности предприятие не привлекалось; по решению № 39 от 05.11.01 г. ИФНС РФ № 3 по г. Краснодару ОАО «Краснодарводстрой» находится на реструктуризации и погашает налоговую задолженность прошлых лет.

Ежемесячные платежи по реструктуризации составляют более 150 000 руб. Уплата штрафа в указанном размере приведет к тому, что предприятие не сможет выполнять текущие финансовые обязательства, в том числе и перед бюджетом различных уровней.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в части.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, в материалах дела доказательства надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, спор рассматривается по существу в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании объявлен перерыв до 14 час. 00мин. 03.05.2007г.

03.05.2007г. в 14 час. 00 мин. судебное заседание продолжено.

Суд, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно решения руководителя ИФНС №5 но г. Краснодару от 29.08.2005г. №863, проведена выездная налоговая проверка ОАО «Краснодарводстрой» по соблюдению налогового законодательства правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей, по перечню вопросов утвержденному руководителем инспекции за период с 01.01.2003г. по 31.12.2004г., по налогу на добавленную стоимость, но налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2003г. но 30.06.2005г. по местном налогам и сборам за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. по перечням вопросов, утвержденным руководителем ИФНС России №3 по г. Краснодару.

В ходе проверки установлены и отражены в Акте проверки от 27.07.2006г.№ 16-09/877 следующие нарушения действующего налогового законодательства:

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 11.10.91г. №1738-1 «О плате за землю», ст.1, ст. 17 закона Краснодарского края от 06.12.1996г. № 57-КЗ «О плате за землю в Краснодарском крае» Филиал ATП 1-2 ОАО «КВС» является плательщиком земельного налога за используемые земельные участки в соответствии с правоудостоверяющими документами на землю.

Согласно ст. 15 закона № 1738-1 основанием для установления земельного налога или арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владении и пользования (аренды) земельным участком.

Основанием для уплаты земельного налога является Решение Исполнительного комитета Краснодарского городского совета народных депутатов от 11.05.1984г. № 203/34 о закреплении земельного участка по ул. Чехова, 2 площадью 1,88 га за АТП-2 треста «Кубаньводстройтранс».

Согласно ст. 16 закона № 1738-1 земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 15 апреля (ст. 18 закона Краснодарского края № 57-КЗ от 06.12.1996г. «О плате за землю в Краснодарском крае» с изменениями и дополнениями) представляют в налоговые органы налоговые декларации причитающегося с них налога по каждому земельному участку с разбивкой по четырем срокам уплаты - 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 ноября. Форма налоговой декларации по земельному налогу на 2003г. утверждена приказом МЫС РФ от 12.04.2002г. № БГ-3-21/197 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию Ml 1С России от 21.02.2000г. № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю».

В нарушение ст.1 закона № 1738-1, ст.1 закона № 57-КЗ филиал ATI 1-2 ОАО «КВС» не начислял, не перечислял в бюджет земельный налог, не представлял налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган.

Согласно Решения городской Думы г.Краснодара от 25.04.2003 г. № 34 п.2 «О приведении ставок земельного налога в муниципальном образовании города Краснодара в соответствие с действующим законодательством» земельный участок по адресу г.Краснодар, ул. Чехова,2 площадью 18800 кв.м. находится в экономико-планировочной оценочной зоне № 11-15 (территория Центрального округа г.Краснодара, подведомственная ИФНС России №3 по г.Краснодару), ставка земельного налога в этой зоне равна- 17,63 руб.

Таким образом, проведенной проверкой установлен земельный налог за 2003г. за земельный участок площадью 18800 кв.м, расположенный по ул. Чехова, 2, в размере 331444 руб. (18800 кв.м. х 17,63 руб.) установлена неуплата земельного налога за 2003г. по ИФНС России №3 по г.Краснодару в размере 331444 руб.

В результате проведенной проверки за 2003г. установлена неуплата земельного налога в сумме 331444 руб.

01.09.2006г. руководителем инспекции вынесено решение о привлечении ОАО «Краснодарводстрой» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119 ПК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на землю в виде штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня по филиалу АТП -2 - 733 064,64 руб. и по п.1 ст. 122 ПК РФ в виде штрафа в размере 20% от не уплаченной суммы налога в сумме 61 088, 72 руб.

Ответчику предлагалось добровольно уплатить сумму штрафа в десятидневный срок (требование №9122 от 09.10.2006г.), однако до настоящего времени санкция уплачена не была.

Правомерность начисления налоговым органом штрафных санкций в сумме 794 153руб. 64 коп подтверждается также вступившим в законную силу решением арбитражного суда №А-32-23880/06-59/385.

При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о взыскании с  ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар штрафов по п.2 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 794 153 руб. 64 коп. являются обоснованными.

Довод ответчика о том, что налоговым органом нарушен установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании налоговых санкций не принимается судом во внимание по следующим обстоятельствам.

Как видно из материалов дела, на основании решения зам. руководителя ИФНС РФ №5 по г. Краснодару от 29.08.2005г. №863 проведена выездная налоговая проверка ОАО «Краснодарводстрой» по вопросам соблюдения налогового законодательства. Проверка была начата 29.08.2005г. и окончена 09.06.2006г. По результатам проверки был составлен акта проверки №16-09/877/4789 дсп от 27.06.2006г.

На основании решения руководителя ИФНС РФ №5 по г. Краснодару от 29.08.2005г. №863 была проведена выездная налоговая проверка филиала АТП-2 ОАО «Краснодарводстрой» по вопросам соблюдения налогового законодательства. Проверка была начата 03.10.2005г. и окончена 27.10.2005г. По результатам проверки был составлен раздел акта №5776 от 14.11.2005г.

По мнению налогоплательщика, составленные налоговыми органами акты являются самостоятельными актами выездных налоговых проверок, с момента составления которых налоговый орган связывает наступление ряда последствий, в том числе и начало течения срока давности взыскания налоговых санкций.

Следовательно, сроки, предусмотренные статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с даты составления актов выездных налоговых проверок налоговыми инспекциями по месту нахождения структурных подразделений ОАО «Краснодарводстрой».

Согласно статье 115 (пункт 1) Налогового кодекса России налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. В случае пропуска налоговым органом этого срока арбитражный суд отказывает в удовлетворении иска о взыскании штрафа.

Исчисление срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Установленный статьей 115 (пункт 1) Налогового кодекса России срок в таких случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего налогового правонарушения. Изложенная позиция согласуется с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.

Налоговые правонарушения были обнаружены налоговыми инспекциями по месту нахождения структурных подразделений ОАО «Краснодарводстрой» и отражены указанными налоговыми органами в соответствующих актах налоговых проверок.

Налоговым кодексом Российской Федерации четко регламентированы порядок проведения выездных налоговых проверок, сроки и требования к оформлению их результатов.

Как следует из статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами посредством налоговых проверок, а также в других формах, определенных Налоговым кодексом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Кодекса в сфере налоговых правоотношений налоговые органы осуществляют только права, предусмотренные Налоговым кодексом.

В соответствии со статьей 87 Кодекса налоговые органы вправе проводить три вида проверок: выездную, камеральную и встречную.

Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 Кодекса.

По общему правилу налоговые органы проводят проверки налогоплательщиков, которыми в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации являются только юридические лица.

Как исключение из этого правила, вышеуказанной статьей 89 Кодекса закреплено право налоговых органов проверять филиалы и представительства налогоплательщика - юридического лица независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Составление налоговыми органами нескольких актов по результатам одной выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не предусмотрено.

Следовательно, срок, предусмотренный ст. 115 НК РФ исчисляется с даты общего акта проверки № 16-09/877/4789 дсп, то есть с 27.07.2006г.

Штрафные санкции, которые взыскиваются за налоговые правонарушения, зафиксированные в "разделах актов" налоговых органов, правомерно включенных заявителем в акт проверки № 16-09/877/4789 дсп, подлежат взысканию, поскольку срок давности их взыскания не истек.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС СКО от 19.02.2002 г. №Ф08-3474/2002 -1241А.

Вместе с тем, суд счел возможным удовлетворить в части ходатайство ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар о снижении размера штрафа в десть раз, уменьшив его в три раза до 264717 руб. 88 коп., поскольку ответчик не в полном объеме обосновал тяжелое положение предприятия ( не представил справку из налогового органа о количестве расчетных счетов, а также из банка о наличии денежных средств на расчетных счетах).

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность.

Следовательно, в компетенцию арбитражного суда входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, так как приведенный в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

В силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Как установлено судом, ранее к налоговой ответственности предприятие не привлекалось, по решению № 39 от 05.11.01 г. ИФНС РФ № 3 по г. Краснодару ОАО «Краснодарводстрой» находится на реструктуризации и погашает налоговую задолженность прошлых лет.

Данные обстоятельства признаются судом смягчающими ответственность и в соответствии со ст. 112, 114 НК РФ суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 264717 руб. 88 коп

Судебные расходы следует возложить на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, ст.ст. 29, 156, 167-171, 216 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство ответчика о снижении размера штрафа удовлетворить в части.

Взыскать с ОАО «Краснодарводстрой», г. Краснодар в доход бюджета штрафные санкции в сумме 264717 руб. 88 копи госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 6794 руб.344 коп

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные ст. ст. 259-260, 275-277 АПК РФ.

Судья И.И. Фефелова