ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1573/13 от 24.09.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный  суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                         Дело № А32-1573/2013

11 октября 2013 года

резолютивная часть решения объявлена  24.09.2013,

полный текст решения изготовлен 11.10.2013

    Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Судьи                                         Д.М. Шкира

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
г. Краснодар

о  признании недействительным ненормативного акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 21.12.2012
№ 119/10-969

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 24.07.2012
№ 03-12/07080, ФИО3 – представитель по доверенности от 16.01.2012
№ 03-19/00277

ФИО4 – представитель по доверенности от 05.03.2013 № 0319/07080

от третьего лица: ФИО4 – представитель по доверенности от 30.04.2012
№ 07-06/10965

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» г. Краснодар (далее по тексту – общество, заявитель)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.08.2012 № 10-27/55/416дсп как несоответствующее нормам налогового законодательства Российской Федерации.

Представитель общества в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Указывает, что налоговым органом обществу неправомерно в нарушении статьи 252, 272 НК РФ доначислен налог на прибыль за 2008-2010г.г. по расходам в сумме 207 655 133 руб., произведенным по межеванию земельных участков, на которых находятся объекты общества; указанные расходы не подпадают под действие статьи 264.1 НК РФ, так как не связаны непосредственно с расходами по приобретению права аренды и не зависят от того, заключен ли в последующем договор аренды и в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся в расходы в периоде их фактического совершения согласно актов выполненных работ.

Налоговым органом неправомерно доначислен налог на прибыль и уменьшены расходы в сумме 8 241 097руб. на суммы отчислений в «Центр энергосбережения и новых технологий». Общество правомерно производило отчисления, исходя из тарифно-балансового решения РЭК-ДЦТ КК на 2008-2009г.г., в «Центр энергосбережения и новых технологий» на основании расчета полезного отпуска без учета котлового метода.

Обществом правомерно в 1 квартале 2008г. были заявлены к вычету суммы НДС 833 268 руб. по счетам-фактурам, выставленным поставщиками в период 2002-2005г.г., связанным с работами по реконструкции ВЛ-110кВт «Кирилловская-Южная», а именно: в момент ввода в эксплуатацию данного объекта согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ от 22.07.2005.

Представители налогового органа против удовлетворения заявленных требований возражали, свои доводы изложили в представленном отзыве, просят в удовлетворении отказать. В материалы дела представили документальные доказательства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения.

Так, указывают, что обществом неправомерно в состав прочих расходов отнесены затраты по межеванию земельных участков без документального подтверждения заключения договоров аренды земельных участков.

Обществом неправомерно в периоды 2008-2009г.г. включены в расходы платежи в ГУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий». Согласно полученного ответа из Энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края для расчета отчислений энергосбережения ОАО «Кубаньэнерго» в соответствии с законодательством принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности № 46-ЭЭ (передача) ОАО «Кубаньэнерго». Доказательств того, что в указанные объемы отпуска электроэнергии вошли объемы отпуска, в том числе и в Республику Адыгея, не представил.

Обществом неправомерно заявлены в 1 квартале 2008г. вычеты по счетам-фактурам 2002-2005г.г., выставленных и оплаченных в связи с пропуском трехлетнего срока на возмещение НДС.

Особый порядок применения вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику до 1 января 2006г. по товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным этим налогоплательщиком подрядными организациями, а также сумм налога, предъявленных ему сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта, статьей 3 Закона № 119-ФЗ не установлен, в связи с чем указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 119-ФЗ.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные налоговым органом, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.09.2013 16-30 час, после чего рассмотрение дела было продолжено.

Суд, выслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства  и оценив их в совокупности, в порядке ст. ст. 8, 10, 13, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Предприятие является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 15.01.2013, осуществляет свою деятельность на основании устава.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю  проведена выездная налоговая проверка ОАО «Кубаньэнерго» по вопросу соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, правильности, своевременности и полноты их исчисления за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.

По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой проверки
от 20.07.2012 № 10-27/51/308дсп.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 29.08.2012 № 10-27/55/416дсп о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислены 22115180 руб. налога на прибыль организаций, 833268 руб. НДС, 21423 руб. пени, 135856 руб. штрафа, уменьшен убыток за 2010г. в сумме 92404865 руб.

Основанием для доначисления сумм налогов, пени и привлечения общества к ответственности послужил вывод налогового органа:

-о необоснованном отнесении обществом на расходы суммы по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008г., 66 416 212 руб. за 2009г., 92 404 865 руб. за 2010г.;

- о необоснованном отнесении на расходы суммы, уплаченной в ГУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий», в размере 8 241 097 руб.;

- о предъявлении к возмещению НДС в сумме 833 268 руб. с пропуском трехлетнего срока.

Полагая указанное решение незаконным, общество обратилось в УФНС по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.

Решением от 18.10.2012г. № 20-12-1074 УФНС России по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения, утвердив решение налогового органа.

Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Основанием для отказа налоговой инспекцией в возмещении налога на добавленную стоимость послужили выводы о неправомерности предъявления к возмещению сумм налога на добавленную стоимость в 1 квартале 2008г. по счетам-фактурам с датами оформления в 2002-2005г.г. по филиалу Юго-Западные электрические сети на сумму 833 268 руб.

Указанная сумма была предъявлена к возмещению в связи с реконструкцией ВЛ-110 кВ «Кирилловская-Южная».

Пунктом 1 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.

Как следует из пункта 1 статьи 173 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.

Однако статья 172 Кодекса, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором выполнены условия для применения налогового вычета.

Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока после окончания соответствующего налогового периода, установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса.

Сославшись на пропуск срока, установленного статьей 173 Кодекса, налоговая инспекция не приняла к вычету 833 268 рублей НДС, предъявленного заявителю подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, а также по товарам (работ, услуг), приобретенным для указанного строительства, по счетам-фактурам, приложенным к налоговой декларации: от 23.04.2002 № 000151, от 28.10.2002 № 000691,  от 31.12.2003 № 12000071, от 31.12.2003 № 11, от 06.10.2003, от 05.07.2004
№ 20, от 30.06.2003 № 00000545, от 07.08.2003 № 00000511, от 30.04.2003 № 00000275,
от 30.04.2003 № 00000274, от 30.01.2002 № 20, от 30.06.2003 № 00000338, от 31.10.2003
№ 00000682, от 06.10.2002 № 44, от 12.01.2004 № 1, от 19.11.2003 № 3082/03,
от 30.07.2002 № 1, от 07.04.2004 № 3, от 29.07.2004 № 4, от 10.12.2004 № 5, от 24.05.2005 № 4, от 17.10.2003 № 1, от 05.07.2004 № 20, 31.12.2003 № 11, от 17.10.2003 № 1,
от 06.10.2003 № 1, от 30.07.2002 № 1.

Судом при рассмотрении дела установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в связи с реконструкцией ВЛ-110 кВ «Кирилловская-Южная», обществу предъявлены суммы налога на добавленную стоимость по товарам и работам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ с суммой НДС 833 268 руб.

Реальность хозяйственных операций, с которыми связано применение налоговых вычетов, документальная подтвержденность принятия и оприходования обществом товаров, работ, а также факт оплаты им до 01.01.2006 счетов-фактур, оформленных в 2002 - 2005 годах, налоговая инспекция не оспаривала.

В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 171 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 118-ФЗ, действовавшей до 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно пункту 5 статьи 172 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) такие вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

По вышеуказанным счетам-фактурам 2002 - 2005 годов у общества в соответствии с действовавшим в тот период налоговым законодательством не было оснований для заявления спорных налоговых вычетов в 2002 - 2005 годах, поскольку строительство не было завершено и объект не был введен в эксплуатацию.

Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрены особенности переходного периода, в которой излагаются последовательность действий налогоплательщиков по отношению к дебиторской и кредиторской задолженностям, числящимся по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно, а также порядок вычетов налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 года.

В соответствии с пунктом 1 названной нормы, по состоянию на 1 января 2006 года налогоплательщики обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года.

По результатам инвентаризации определялись дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами обложения НДС и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащие вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что результаты инвентаризации были направлены
ОАО «Кубаньэнерго» в налоговый орган по месту учета одновременно с декларацией за первый налоговый период 2006г. в соответствии с Письмом ФНС от 27.01.2006
№ ММ-6-03/85@.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»,  если до 1 января 2008 года налогоплательщик не погасил кредиторскую задолженность и не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 1 января 2006 года, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.

При этом пунктом 10 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» установлено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу настоящего Федерального закона момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями.

Пунктом 2 статьи 3 Закона № 119-ФЗ Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» определено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 259 Кодекса установлено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Из этих норм налогового законодательства следует, что до 01.01.2006 НДС, предъявленный налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства мог быть возмещен налогоплательщику до 01.01.2006 при обязательном соблюдении следующих условий:

- наличие счета-фактуры, соответствующего требованиям статьи 169 Кодекса;

- наличие документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога;

- постановка на учет объекта завершенного капитального строительства.

При этом налоговый вычет мог быть предоставлен после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и с 01.01.2006 изменен порядок вычетов по НДС.

Абзац 1 пункта 6 статьи 171 Кодекса остался без изменения в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 118-ФЗ и продолжал действовать после 01.01.2006.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Кодекса в редакции, вступившей в действие с 01.01.2006 вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.

Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные

Пункт 2 статьи 173 Кодекса предусматривает возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода.

Между тем, принимая во внимание, что вышеуказанные счета-фактуры датированы 2002 – 2005г.г., у общества в соответствии с действовавшим в тот период налоговым законодательством не было оснований для заявления спорных налоговых вычетов в 2002 - 2005 годах, поскольку объект капитального строительства не был введен в эксплуатацию.

В соответствии с приказом директора Филиала ОАО «Кубаньэнерго» от 29.12.2007. № 596 законченный строительством объект – реконструкция ВЛ 110 кВ «Кирилловская-Южная» - 1 пусковой комплекс- был введен в эксплуатацию только 29.12.2007.

Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств № 95, акт приемки законченного строительством объекта № 2 также датированы 29.12.2007.

Основанием для отказа обществу в возмещении 833 268 рубля НДС послужили выводы налогового органа об истечении срока по статье 173 Кодекса.

Пункт 2 статьи 173 Кодекса, предусматривая временное ограничение для возмещения налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного НДС - когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода - не определяет, что такое соответствующий налоговый период, отличный от периода подачи декларации. Следовательно, понятие "налоговый период" должно определяться с учетом иных положений Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 166 Кодекса общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, момент определения налоговой базы которых относится к данному налоговому периоду.

Таким образом, по правилам Кодекса понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 17473/08).

Заявление обществом налогового вычета, право на который возникло в 2002-2005г.г., в налоговой декларации за I квартал 2008 года, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета.

Таким образом, суд считает обоснованными требования общества по заявлению к возмещению по налоговой декларации за I квартал 2008 года в размере 833 268 рублей НДС.

Возражений по представленным в обоснование вычета документам, а также по содержащимся в них сведениям налоговая инспекция в оспариваемом решении и в ходе рассмотрения дела не заявляла.

Решение налогового органа в части отказа в возмещении 833 268 рублей НДС по счетам-фактурам 2002-2005г.г. противоречит Закону № 119-ФЗ и положениям статьи 172 (в редакции, действовавшей с 01.01.2006) и пункта 2 статьи 173 Кодекса, поскольку налоговое законодательство до указанной даты связывало право на применение налоговых вычетов по капитальному строительству с вводом объекта строительства в эксплуатацию.

С учетом фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд поддерживает вывод заявителя о правомерном предъявлении в налоговой декларации за I квартал 2008 года к вычету 833 268 рублей налога.

Судом также рассмотрены доводы сторон в отношении расходов по межеванию земельных участков.

Согласно оспариваемому решению, обществом в нарушение ст. 252 НК РФ на расходы излишне отнесена сумма по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008г., 66 416 212 руб. за 2009г., 92 404 865 руб. за 2010г.

Так, указывает, что ОАО «Кубаньэнерго» принадлежали земельные участке на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По мнению налогового органа, после вступления в силу ст. 20 Земельного кодекса РФ в ред. ФЗ от 29.12.2006 № 261-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.

Для заключения договоров аренды земельных участков проведена работа по межеванию в 2008г. на основании заключенных договоров с организациями, выполняющими кадастровые работы и оказывающие услуги по сопровождению документов при государственном кадастровом учете и оформлении права аренды на земельные участки, занятые электросетевыми комплексами.

В ходе мероприятий налогового контроля было выставлено требование № 6109 от 17.05.2012 по предоставлению за 2008-2010г.г. договоров подряда на выполнение землеустроительных работ и договоров по работам сопровождения документов в целях постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, переоформлению прав на образованные земельные участки, занятые объектами электросетевого хозяйства и акты по выполненным работам, договоры, заключенные на аренду земельных участков, по которым проведены работы, необходимые для поставки на государственный кадастровый учет.

Обществом представлены договоры на аренду земельных участков по филиалам: Адыгейские электрические сети (затраты по межеванию в размере 1 631 094 руб., договор аренды № 33 от 12.12.2008), Краснодарские электрические сети (договор аренды № 2600002649 от 18.08.2008 с администрацией муниципального образования Северский район на Львовский сетевой участок, затраты по межеванию в размере
1 800 руб.).

Налоговым органом установлено, что затраты по межеванию за 2008г. составили 60 408 400 руб., с учетом заключенных договоров аренды затраты по межеванию земельных участков не приняты в сумме 48 837 056 руб., в 2009г. – 66 413 212 руб., в 2010г. – 92 404 865 руб.

В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на ст. 264.1 НК РФ, согласно пункта 2 которой, расходами на приобретение права на земельные участки также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка при условии заключения указанного договора аренды.

Согласно п.п. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, в том числе платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

В оспариваемом решении указано, в связи с отсутствием договора аренды в деятельности, направленной на получение дохода, земельные участки не используются и если расходы относятся к последующим платежам, то есть обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, организация не вправе списывать их.

Также решением налогового органа установлено, что на порядок учета расходов, связанных с правом на заключение договора аренды, влияет факт обязательности в последующем заключения договора аренды.

На основании изложенного, налоговым органом сделан вывод, что расходы на межевание земельных участков по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, в связи с чем произведенные расходы по межеванию неправомерно отнесены на расходы для целей налогообложения, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Рассмотрев указанные доводы налогового органа, судом установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001 юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 342-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» установлен срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков до 1 января 2015года.

Таким образом, с момента вступления в силу Земельного кодекса РФ все права, возникшие у организации до этого времени, остаются действительными в соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ, п. 9 статьи 3 Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ организации, которым принадлежит здание, расположенное на земельном участке, имеют  исключительное право на его приобретение.

В данном случае общество проводило работы по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, привлекая для этих целей специализированные организации.

Таким образом, ОАО «Кубаньэнерго» проводило работы по заключению договоров аренды с целью переоформления имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Специализированные организации выполняли для общества работы по проведению комплекса землеустроительных мероприятий по землям, занимаемым электросетевыми комплексами, их охранными зонами, экономическому анализу землепользования и иные работы с целью заключения договоров аренды на земельные участки.

Так, на основании договора подряда от 28.07.2005 № 107/30-583, заключенного между ОАО «Кубаньэнерго» и ООО «БТИ, Землеустройство, оценка» заказчик – общество поручило подрядчику – БТИ выполнить комплекс землеустроительных работ и работ по межеванию земельных участков, а также сопровождению документов в целях постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, переоформления (оформления) прав на образованные земельные участки и государственной регистрации возникших прав на земельные участки, занятые объектами электросетевого хозяйства (энергообъектами).

В материалы дела представлен акты выполненных работ от 18.02.2008 № 3,
от 18.02.2008 № 4, от 18.02.2008 № 5 к указанному договору.

На основании договора подряда от 29.01.2008 № 119-22/18—08-МРСК
ОАО «Кубаньэнерго» поручило подрядчику – ИП ФИО5 выполнить топографическо-геодезические съемки для подготовки и выдачи заключений о возможности предоставления земельных участков согласно градостроительному регламенту, с обоснованием площадей земельных участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды под производственной базой
ОАО «Кубаньэнерго» по адресам: ст. ФИО6, ул. Олега Кошевого, 297,
ст. Новоджерелиевская, ул. Кирова, 6, <...>, г. Тимашевск,
ул. Славянская, 5.

По акту от 18.03.2008 № 3 данные работы были приняты заказчиком.

Также обществом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие заключение договоров и выполнения работ, связанные с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (см. договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/20-08-МРСК, акт приемки-сдачи
от 18.03.2008 № 2, договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/23-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 18.03.2008 № 6, договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/16-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 18.03.2008 № 4, договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/25-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 18.03.2008 № 5, договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/14-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 18.03.2008 № 1, договор подряда от 13.03.2008 № 119-22/65-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 20.03.2008 № 9, договор подряда
от 29.01.2008 № 119-22/27-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 18.03.2008 № 7, договор подряда от 29.01.2008 № 119-22/295-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 11.12.2008, договор подряда от 28.10.2008 № 119-22/296-08, акт приемки-сдачи от 11.12.2008, договор подряда от 16.09.2008 № 119-22/221-08-МРСК, акт приемки-сдачи
от 05.02.2009 № 2, договор подряда от 22.09.2008 № 119-22/226-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 05.02.2009 № 1, договор подряда от 17.09.2008 № 119-22/223-08-МРСК, акт приемки-сдачи от 05.02.2009 № 1, договор на производство технической документации от 03.11.2009 № 119-22/258-09, акт приемки-сдачи от 02.12.2009).

Карточками счета, представленными обществом в материалы дела, подтверждается оплата указанных услуг.

Указанные расходы общество отразило в бухгалтерском учете в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Расходы по договорам со специализированными организациями на проведение подготовительных работ (межевание, топографическая съемка, заключения и разрешения специализированных органов и организаций), связанные с приобретением земельного участка, учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию – в соответствии с п.п. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов (для затрат в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполнение ими работы (предоставленные услуги) признается:  дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров; дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для производства расчетов; последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, расходы по оплате услуг специализированных организаций по межеванию признаются в целях налогообложения прибыли в отчетном (налоговом) периоде их фактического оказания. В тех случаях, когда оказание услуг специализированными организациям подтверждается актом, датой осуществления данных расходов является дата подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

В данном случае, расходы на межевание были фактически осуществлены в 2008г., 2009г., 2010г., в связи с чем они учитываются в целях налогообложения соответственно в 2008г., 2009г., 2010г.

В связи с изложенным, вывод налогового органа о том, что расходы по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ не может быть принят судом во внимание.

Ссылка налогового органа на статью 264.1 НК РФ суд считает необоснованной по следующим основаниям.

Указанной нормой предусмотрен особый порядок признания расходов в составе прочих расходов исключительно при приобретении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках, а также расходы на приобретение права на заключение договора аренды при условии заключения указанного договора аренды.

Статьями 30, 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса РФ установлено, что для предоставления права аренды земельного участка для строительства, находящегося в муниципальной или государственной собственности, необходимо выиграть торги.

На основании п. 2 ст. 38 Земельного кодекса РФ победитель торгов приобретает право на заключение договора аренды с органами государственной власти (местного самоуправления), которые уполномочены распоряжаться земельными участками.

При этом, определенная по результатам торгов плата за приобретение права на заключение договора аренды земельного участка из государственных и муниципальных земель (в том числе для строительства) признается в порядке, аналогичном учету затрат на покупку земельных участков, установленном пунктом 4 статьи 264.1 НК РФ.

На основании изложенного, нормы ст. 264.1 НК РФ в данном случае суд считает не подлежащими применению.

В оспариваемом решении налоговый орган ссылается на необоснованное отнесение на расходы суммы, уплаченной в ГУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий», в размере 8 241 097 руб.

ОАО «Кубаньэнерго» осуществляло расходы в виде отчислений в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий».

При этом, налоговым органом сделан вывод, что общество в нарушение статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, отнесло излишне начисленную сумму отчислений в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» за период с 2008-2010г.г. в общей сумме 8 241 097 руб., в том числе: в 2008г. – 6 952 880 руб., в 2009г. – 1 288 217 руб.

Согласно полученного ответа из РЭК-ДЦТ КК, для расчета отчислений энергосбережения ОАО «Кубаньэнерго» в соответствии с законодательством принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности № 46-ЭЭ (передача) ОАО «Кубаньэнерго».

Рассмотрев данные доводы, судом установлено.

Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 265 Кодекса).

Согласно представленным заявителем доказательствам, 12.02.2008 между Государственным учреждением Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» и ОАО «Кубаньэнерго» был заключен договор о порядке расчетов № 1-ЭК/08/407/30-220-ШСК.

В соответствии с п. 1 указанного договора на основании Постановления Главы администрации Краснодарского края от 03.10.2002 № 1140 «О порядке консолидации и использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающей политики Краснодарского края», решения РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2004 № 12/2004 «Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение» общество взяло на себя обязательства перечислять на расчетный счет учреждения составляющую тарифа (денежные средства) на цели энергосбережения.

17.02.2009 между Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» и ОАО «Кубаньэнерго» также был заключен договор о порядке расчетов № 1-ЭК/09/407/30-135.

В соответствии с п. 1 указанного договора на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 07.08.2008 № 744 «Об утверждении Поярдка консолидации и использования потребителями электрической и тепловой энергии средств, учтенных в тарифах на электрическую и тепловую энергию, в целях финансирования энергосберегающих проектов в Краснодарском крае», а также в соответствии с  решением РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края
от 20.12.2004 № 12/2004 «Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение» общество взяло на себя обязательства перечислять на расчетный счет учреждения составляющую тарифа (денежные средства) на цели энергосбережения.

Пунктом 2.1 указанных договоров предусмотрено, что норматив расчета суммы отчислений на энергосбережение определяется действующим решением региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.

При таких обстоятельствах, обществом производятся отчисления в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» на основании Постановления Главы администрации  Краснодарского края от 03.10.2002 № 1140 «О порядке консолидации и использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающей политики Краснодарского края», решения РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2004
№ 12/2004 «Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение» Государственному учреждению Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий», а также приказа РЭК-ДЦТ КК от 05.12.2007 № 53/2007-э «Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение Государственному унитарному предприятию Республики Адыгея «Коммунально-энергетические ресурсы».

Согласно заключению РЭК-ДЦТ КК от 26.12.2007 № 60-Э в соответствии с действующей нормативно-правовой базой РФ при установлении  тарифов на 2008г. применен котловой метод установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям региона.

Исходя из этого, при расчете ставки оплаты потерь электрической энергии на передачу, средневзвешенная стоимость оплаты нормативной величины технологического расхода (потерь) электроэнергии при ее передаче определены исходя из стоимости покупки энергии с оптового рынка с учетом оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергосистемы России и услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, оказываемые НП «АТС», а также с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. При этом, стоимость покупки электрической энергии и мощности с оптового и регионального рынков, учтенная в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определена с учетом доли нерегулируемых цен в соответствии с приказом ФСТ России
от 21.08.2007 № 166-э/1, а также с учетом прогнозных показателей Минэкономразвития РФ, определенных «Прогнозом социально-экономического развития на 2008г., параметров прогноза на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий».

Согласно заключению РЭК-ДЦТ КК от 26.12.2007 № 60-Э ОАО «Кубаньэнерго» заявлено на 2008г. – 150 492 тыс. руб.

Указанная сумма была принята экспертами.

В соответствии с данным заключением при прогнозной величине полезного отпуска энергии из сетей ОАО «Кубаньэнерго» (без учета котлового метода) на 2008г. – 15 600,97 млн. кВт*ч, Комиссией-департаментом приняты расходы по статье «прочие расходы» на 2008г. отчисления в ГУ «Центр энергосбережения и новых технологий» в размере 156 009,7 тыс. руб.

Согласно заключению РЭК-ДЦТ КК от 26.12.2007 № 60-Э «по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории  Краснодарского края и Республики Адыгея на 2008г.»: прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 17 959,01 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 14 717, 17 млн.кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО «Кубаньэнерго» (без учета котлового метода) 15 600,97 млн. кВт*ч.

В тарифно-базовом решении РЭК-ДЦТ КК на 2008г. отчисления в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» приняты в сумме 156 009, 7 тыс. руб. на основании расчета полезного отпуска, без учета котлового метода.

Изложенное свидетельствует о правильности расчета отчислений в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» в соответствии с размером отчислений, принятом для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008г.

Согласно экспертному заключению РЭК-ДЦТ КК от 19.12.2008 № 43-Э «По расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2009г.»: прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 18 776,9 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 15 332,5 млн.кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО «Кубаньэнерго» (без учета котлового метода) 16 283,86 млн. кВт*ч.

В тарифно-балансовом решении РЭК-ДЦТ КК на 2009г. отчисления в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» за 2009г. соответствует размеру отчислений, принятому для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009г.

В соответствии с заключением РЭК-ДЦТ КК от 19.12.2008 № 43-Э отчисления в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» заявлены на 2009г. в размере 163 730,3 тыс. руб.

Прогнозная величина полезного отпуска энергии из сетей ОАО «Кубаньэнерго» (без учета котлового метода) на 2009г. составит 16 283,86 млн. кВт*ч, в том числе Краснодарский край – 15 589,5 млн. кВт*ч, Республика Адыгея – 694,36 млн. кВт*ч.

Комиссией-департаментом приняты расходы по статье «прочие расходы» на 2009г. отчисления в ГУ «Центр энергосбережения и новых технологий» в размере
162 839 тыс. руб., в том числе Краснодарский край – 155 895 тыс. руб., Республика Адыгея – 6 944 тыс. руб.

Следовательно, ОАО «Кубаньэнерго» правомерно производило отчисления в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» руководствуясь заключениями РЭК ДЦТ КК по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и указанному в них методу расчета полезного отпуска без учета котлового метода.

Платежными поручениями от 23.07.2009 № 1975, от 27.07.2009г. № 15600,
от 28.07.2009 № 15630, от 29.07.2009 № 15708, от 30.07.2009 № 15766, от 03.08.2009
№ 15813, от 04.08.2009 № 15906, от 05.08.2009 № 15933, от 06.08.2009 № 15973,
от 07.08.2009 № 16013, от 11.08.2009 № 16079, от 13.08.2009 № 16199, от 14.08.2009
№ 16235, от 17.08.2009 № 16283, от 25.08.2009 № 16482, от 26.08.2009 № 16522,
от 27.08.2009 № 16576, от 28.08.2009 № 16597, от 31.08.2009 № 16646, от 01.09.2009
№ 16691, от 04.09.2009 № 16733, от 15.09.2009 № 17051, от 18.09.2009 № 17162,
от 22.09.2009 № 17230, от 22.09.2009 № 17231, от 25.09.2009 № 17342, от 29.09.2009
№ 17521, от 13.10.2009 № 18039, от 14.10.2009 № 18068, от 14.10.2009 № 18069,
от 15.10.2009 № 18081, от 20.10.2009, № 18246, от 21.10.2009 № 18274, от 21.10.2009
№ 18275, от 22.10.2009 № 18311, от 26.10.2009 № 18405, от 23.10.2009 № 18340,
от 23.10.2009 № 16406, от 28.10.2009 № 18474, от 28.10.2009 № 18475, от 30.10.2009
№ 18521, от 02.11.2009 № 18583, от 05.11.2009 № 18644, от 03.11.2009 № 18627,
от 03.11.2009 № 18628, от 18.11.2009 № 19123, от 18.11.2009 № 19124, от 11.03.2010
№ 1153, от 12.03.2010 № 1877, от 15.03.2010 № 1912, от 19.03.2010 № 2069,
от 27.07.2010 № 6265, от 31.08.2010 № 7347, от 28.10.2010 № 1152, от 28.10.2010
№ 18427, от 29.11.2010 № 20303, от 29.12.2010 № 20992, от 31.12.2010 № 21952,
от 30.12.2010 № 21953, от 02.10.2009 № 17666, от 05.10.2009 № 17701, от 06.10.2009
№ 17745, от 07.10.2009 № 17777, от 09.10.2009 № 17913, от 12.10.2009 № 17929,
от 14.10.2009 № 18009, от 15.10.2009 № 18080, от 16.10.2009 № 18116, от 20.10.2009
№ 18244, от 21.10.2009 № 18272, от 22.10.2009 № 18310, от 27.10.2009 № 18420,
от 28.10.2009 № 18476, от 29.10.2009 № 18515, от 02.02.2010 № 704, от 12.02.2010
№ 1085, от 04.03.2010 № 1611, от 11.03.2010 № 1151, от 19.03.2010 № 2070,
от 01.04.2010 № 2523, от 02.04.2010 № 2567, от 06.04.2010 № 2721, от 09.04.2010
№ 2871, от 30.04.2008 № 3351, от 29.05.2008 № 4250, от 30.05.2008 № 4272,
от 29.09.2008 № 7990, от 07.10.2008 № 8361, от 09.10.2008 № 8449, от 20.10.2008
№ 8791, от 13.11.2008 № 9461, от 28.11.2008 № 9611, от 18.12.2008 № 10766,
от 11.02.2009 № 444, от 13.02.2009 № 887, от 08.04.2009 № 1096, от 24.04.2009 № 2817, от 20.05.2009 № 13446, от 02.06.2009 № 13835, от 03.06.2009 № 13937, от 10.06.2009
№ 14006, от 11.06.2009 № 14182, от 16.06.2009 № 14263, от 18.06.2009 № 14288,
от 24.06.2009 № 14606, от 25.06.2009 № 14659, от 26.06.2009 № 14699, от 30.04.2008
№ 3352, от 22.05.2008 № 3988, от 22.05.2008 № 3987, от 19.06.2008 № 4894,
от 30.07.2008 № 6248, от 15.08.2008 № 6804, от 17.09.2008 № 7807, от 16.10.2008
№ 8736, от 17.11.2008 № 9610, от 18.12.2008 № 10765, от 31.03.2009 № 443 подтверждается перечисление консолидированных денежных средств ГАУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий».

В связи с изложенным, общая сумма в размере 8 241 097 руб. отчислений за 2008-2009г.г. в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» правомерно принята в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2008-2009г.г.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что решение налогового органа не соответствует действующему законодательству, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Уведомлением от 23.07.2012 № 10-28/056082@ представитель общества уведомлен о рассмотрении материалов проверки 22.08.2012.

Уведомлением от 23.07.2012 № 10-28/05609@ представитель общества вызван в налоговый орган для ознакомления с материалами  проверки 13.08.2012.

По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой проверки
от 20.07.2012 № 10-27/51/308ДСП.

В соответствии с уведомлением от 23.07.2012 № 10-28/05610@ представитель ОАО «Кубаньэнерго» был вызван в налоговый орган для вручения акта выездной налоговой проверки 26.07.2012.

Указанные уведомления были получены представителем общества, о чем свидетельствует их подписи.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 29.08.2013 № 10-27/55/416 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно данного решения обществу доначислены 22115180 руб. налога на прибыль организаций, 833268 руб. НДС, 21423 руб. пени, 135856 руб. штрафа, уменьшен убыток за 2010г. в сумме 92404865 руб.

При таких обстоятельствах налоговым органом был соблюден порядок установленный статьей 101 НК РФ рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар от 29.08.2012
№ 10-27/55/41дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по данному делу следует возложить на налоговый орган.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
г. Краснодар от 29.08.2012г. № 10-27/55/41дсп
о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар в пользу Открытого акционерного общества «Кубаньэнерго» г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей уплаченной по  п/п № 1087 от 25.01.2013г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                        Д.М. Шкира