АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная,6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-15751/2010-51/282-142АЖ
от 01 июля 2010 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Базавлук И.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Базавлук И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск
к ГУ КК «Центр занятости населения города Новороссийска» г. Новороссийск
Департаменту государственной службы занятости населения Краснодарского края г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2010г. № 42 об административном правонарушении по ст. 4.1.1 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» № 608-КЗ, отмене решения о рассмотрении жалобы
при участии в заседании
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица ГУ КК «Центр занятости населения города Новороссийска»: ФИО1 – представитель по доверенности от 02.04.10.
от заинтересованного лица Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края: ФИО2 – представитель по доверенности от 21.12.2009г.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск (далее – общество, заявитель)обратилось с заявлением в арбитражный суд об отмене постановления Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» от 19.04.2010г. № 42 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 4.1.1 Закона Краснодарского от 23.06.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (далее Закон № 608-КЗ) и назначения административного наказания в виде штрафа в сумме 3 000 рублей; об отмене решения Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г.
Представитель заявителя, в установленном порядке извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился.
Свою позицию общество обосновало нарушением процедуры извещения о составлении протокола об административном правонарушении, поскольку в уведомлении было указано наименование не ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг», а ЗАО «Юг ПКА».
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении также указано о возбуждении дела в отношении ЗАО «Юг ПКА».
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании заявленные требования не признали, и просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать, изложив свои доводы в представленном по делу отзыве.
Свои возражения заинтересованное лицо обосновало тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного статьей 4.1.1 Закона № 608-КЗ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, следовательно, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно был привлечен к административной ответственности. По мнению административного органа, предоставление работодателями ежемесячной информации в органы государственной службы занятости является обязательной, в том числе в случаях отсутствия у работодателей вакантных рабочих мест. Также заинтересованные лица указали, что процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ заявление рассматривается без участия заявителя по имеющимся материалам дела.
Исследовав материалы дела, и ознакомившись с доводами сторон, суд установил.
ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на учете в ИФНС России по городу Новороссийску за основным государственным регистрационным номером 1022302397050, ИНН <***>, юридический адрес: <...>.
В связи с непредставлением обществом в установленный срок в Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» информации о вакантных рабочих местах за март месяц, главным специалистом Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» в отношении ЗАО «ЮГ ПКА» был составлен протокол об административном правонарушении № 39 от 09.04.2010 по статье 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23.07.03 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Заместителем руководителя Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» 19.04.2010 рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление о привлечении ЗАО «ЮГ ПКА» к административной ответственности по статье 4.1.1 Закона № 608-КЗ и назначено административное наказание виде штрафа в сумме 3 000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано заявителем в Департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края.
Решением Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г. постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЮГ ПКА» № 42 было изменено в части наименования организации – ЗАО ПКА «ЮГ».
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием об отмене постановления и решения.
Принимая решение по делу, суд руководствуется следующим.
Статьей 7.1 Закона № 1032-1 предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся, в том числе осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных, регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг, содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и сроки предоставления работодателями информации в орган государственной службы занятости Краснодарского края предусмотрены в Положении о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в орган государственной службы занятости населения Краснодарского края, утвержденном Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 года № 258 (далее Положение).
Как указано в 1.2 Положения положение о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края обязательно для исполнения всеми работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу пункта 1.3 Положения работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
На основании пункта 2.1 Положения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) все работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц до 28 числа текущего месяца. Предоставление сведений о вакантных рабочих местах (должностях) по истечении указанного срока приравнивается к непредставлению информации.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 Положения информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) предоставляется работодателями по форме "Сведения о потребности в работниках".
По согласованию с органами государственной службы занятости населения информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) может быть направлена по почте, включая электронную почту, с использованием Интернет-технологий и средств факсимильной связи, передана телефонограммой, но подтверждена в письменном виде по установленной форме не позднее следующего рабочего дня.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что в случае непредоставления в органы государственной службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) работодатели несут установленную законодательством ответственность.
Согласно статье 4.1.1 Закона № 608-КЗ непредоставление или несвоевременное предоставление в орган государственной службы занятости населения Краснодарского края информации в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 года N 258 "Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края", необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в орган государственной службы занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Исходя из правого смысла статьи 25 Закона № 1032-1, а также Положения следует, что предоставление работодателем ежемесячно (до 28 числа текущего месяца) информации в орган государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, по установленной форме является обязанностью работодателей вне зависимости от того, имеются ли у них в указанный период вакантные рабочие места или не имеются, так как из утвержденной формы предоставления указанной информации (сведения о потребности в работниках) следует, что работодателем предоставляется, в том числе справочная информация, в частности о численности принятых с начала года работников, численность уволенных с начала года работников, среднесписочная численность работников, списочная численность работников, количество работающих инвалидов, льготы, которая необходима органу государственной службы занятости населения для осуществления своих функции, в том числе, для анализа ситуации на рынке труда соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Также необходимо указать, что в случае отсутствия у работодателей вакантных рабочих мест в отчетный период, они обязаны предоставить в орган государственной службы занятости населения информацию об отсутствии вакантных рабочих мест.
Из материалов дела следует, что обществом в установленный срок (до 28 числа текущего месяца), не предоставлена ответчику информацию о наличии вакантных рабочих мест у общества за март. Указанный факт, не оспаривается заявителем.
Таким образом, суд считает, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статье 4.1.1 Закона № 608-КЗ.
Между тем, согласно пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органаарбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как видно из материалов дела, в уведомлении от 05.04.2010г. № 885-03/6, которое административный орган указывает как доказательство извещения общества о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, не указано, что общество вызвано в административный орган для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, уведомление от 05.04.2010г. № 885-03/6 направлено в адрес ЗАО «Юг ПКА», а не ЗАО ПКА «ЮГ».
Протокол об административном правонарушении не содержит сведений, что законный представитель юридического лица присутствовал при составлении протокола 09.04.2010г.
Доказательства извещения ЗАО ПКА «ЮГ» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлены.
Таким образом, суд считает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено при отсутствии доказательств надлежащего извещения ЗАО ПКА «ЮГ» о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, административный орган не представил доказательств об извещении ЗАО ПКА «ЮГ» о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении, поскольку в почтовом уведомлении также указано в графе «наименование адресата» - ЗАО «ЮГ ПКА».
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 19.04.2010г. также вынесено в отношении ЗАО «ЮГ ПКА», а не ЗАО ПКА «ЮГ».
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В данном случае административным органом не представлено доказательств об извещении юридического лица с наименованием ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
При этом, наименование организации ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск подтверждается материалами дела, в том числе копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серии 23 № 0297831 от 15.09.2003г., копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 002013585 от 23.12.2002г., а также копией Устава ЗАО Промышленно-коммерческая ассоциация «Юг» г. Новороссийск, зарегистрированного первым заместителем Главы администрации города Новороссийска 18.05.1996г.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие правонарушения.
Применительно к данному правонарушению оно должно быть выражено в указании конкретного периода времени, когда юридическое лицо должно было предоставить сведения о наличии вакантных рабочих мест в органы государственной службы занятости населения Краснодарского края.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении указано, что ЗАО «ЮГ ПКА» не предоставлены в ГУ КК ЦЗН г. Новороссийска сведения о потребности в работниках по форме 1-ТН за март месяц. Между тем, административным органом не указан год, за который должны быть предъявлены указанные сведения.
Не указан период, в течение которого обществом не предоставлены в ГУ КК ЦЗН г. Новороссийска сведения о потребности в работниках по форме 1-ТН с указанием года, также в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что административным органом не соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании свих требований и возражений. Ответчик не представил доказательства законности и обоснованности вынесения обжалуемого акта.
При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным, необоснованны и подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Кроме того, обществом оспаривается решение Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г., которым изменено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЮГ ПКА» № 42 в части наименования организации – ЗАО ПКА «ЮГ».
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае оспариваемое решение Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г. изменило признанное судом незаконным постановление Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» о привлечении заявителя к административной ответственности, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным.
Кроме того, указанное решение нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя по делу, поскольку Департаментом государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г. указано о вынесении постановления Государственного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Новороссийска» о привлечении заявителя к административной ответственности именно в отношении ЗАО ПКА «ЮГ», в то время как в протоколе об административном правонарушении и постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении указано наименование другой организации.
В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 26.2, 28.2, 29.7, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23.06.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и статьями 2, 9, 29, 64, 65, 167-170, 176, 207 - 211, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление ГУ КК «Центр занятости населения города Новороссийска» г. Новороссийскот 19.04.2010г. № 42 о привлечении к административной ответственности по статье 4.1.1 Закона Краснодарского от 23.06.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 3 000 рублей признать незаконным и отменить.
Признать недействительным решение Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 13.05.2010г., которым изменено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЮГ ПКА» от 19.04.2010г. № 42 в части наименования организации – ЗАО ПКА «ЮГ».
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.И. Базавлук