АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-15835/2019
15.08.2019
Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2019
Полный текст решения изготовлен 15.08.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1, г. Сочи
к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар,
при третьем лице:
ООО «Русская компания», г. Краснодар,
о признании незаконным,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, надлежаще уведомлены
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России, в котором просит (уточненные требования):
1. Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 30-Т/2019 от 18 февраля 2019 года, вынесенное по жалобе ФИО1 на действия общества с ограниченной ответственностью «Русская компания» при организации проведении торгов по реализации имущества должника (извещение №261218/19/0912962/01 опубликовано на сайте \nasav.torgi.gov.ru).
2. В порядке части 4 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо -Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодаре кому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ФИО1 и признать жалобу ФИО1 на действия общества с ограниченной ответственностью «Русская компания» (вх. №818 от 29.01.2019 г.) обоснованной в полном объеме..
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в материалы дела пояснения на отзыв заинтересованного лица и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом ходатайство заявителя рассмотрено и удовлетворено.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявлении,
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав присутствующую сторону и третье лицо, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в заявлении, 14.01.2019 ФИО1 подана заявка на участие в торгах по продаже арестованного имущества, с приложением документов, предусмотренных извещением № 231218/2389826/01 (на сайте www.torgi.gov.ru) по лоту № 2 (Залог повт.) Жилой дом пл. 570,8 кв. м., з/у пл. 615 кв. м., адрес: <...>. Д-к ФИО4
Организатором торгов выступало ООО «Русская Компания» (ИНН <***>, Юридический адрес: 350058, <...>; адрес местонахождения: 350042, <...>, тел. 8(861)251-75-35, e-mail: rusko.kuban@bk.ru).
15.01.2019 года в 18-00 на электронный адрес (vkasapov@mail.ru), указанный в заявке на участие в торгах, организатором торгов направлено уведомление об отказе в допуске к торгам в связи с тем, что заявителем представлен не полный пакет документов, предусмотренный условиями информационного извещения.
Заявитель полагает, что при организации торгов организатором торгов допущены нарушения пунктов 6.2, 7.2, 7.9, 7.13, 7.14, 8.6 «Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» (утв. Росимуществом 11.04.2014).
Так, заявитель указывает, что протокол заседания комиссии по организации и проведению торгов от 15.01.2019 с указанием причин отказа в допуске к участию в торгах ФИО1 организатором торгов для ознакомления заявителю по его запросу не направлен, на официальном сайте www.torgi.gov.ru не размещен. Требование организатора торгов представить письменное подтверждение соответствия заявителя участнику торгов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является незаконным и содержит признаки ограничения конкуренции. В извещении № 231218/2389826/01, а также в форме заявки, утвержденной организатором торгов, указан организатор торгов ООО «Русская компания», при этом других данных, позволяющих идентифицировать данную организацию в заявке нет. В извещении указаны реквизиты для перечисления задатка, по которым заявителем перечислен задаток. Данные реквизиты не соответствуют реквизитам, размещенным на официальном сайте проведения торгов www.torgi.gov.ru для оплаты задатка. Также заявитель указал в жалобе, что факт проверки при принятии заявки ФИО1 с приложенными по описи документами уполномоченным лицом организатора торгов, подтверждает полное соответствие пакета документов перечню, предусмотренному извещением о проведении торгов.
Не согласившись с действиями организатора торгов, заявитель обратился в Краснодарское УФАС России с жалобой на действия организатора торгов при организации и проведении торгов.
29.01.2019 заявитель потребовал возврата задатка и не получив его, направил в антимонопольный орган дополнение к жалобе, указав, что отказ в допуске по причине представления заявителем не полного пакета документов, предусмотренного условиями информационного извещения, является прямым ограничением прав ФИО1 на участие в аукционе, а также, что организатором торгов не возвращен задаток, перечисленный ФИО1 по реквизитам, указанным в извещении; организатором торгов не размещена информация о результатах торгов на сайте www.torgi.gov.ru не позднее следующего дня.
Краснодарским УФАС России жалоба ФИО1 принята к рассмотрению (вх. №818 от 29.01.2019).
По результатам рассмотрения жалобы, Краснодарским УФАС России принято решение 18.02.2019 № 30-Т/2019 о признании жалобы ФИО1 на действия ООО «Русская компания» необоснованной.
Заявитель считает указанное решение Краснодарским УФАС России от 18.02.2019 № 30-172019 незаконным по следующим основаниям.
Наличие в представленных ФИО1 с заявкой документах копии чека-ордера, а не его оригинала, не могло повлиять на подтверждение внесения им задатка или вызвать у организатора торгов сомнения в перечислении задатка, так как подтверждением перечисления задатка является указанная в методических рекомендациях выписка со счета.
Тот факт, что заявка ФИО1, с приложенными по описи документами, была при приеме проверена и принята уполномоченным лицом организатора торгов, подтверждает полное соответствие пакета документов перечню, предусмотренному извещением о проведении торгов.
Принятие решения о признании жалобы (вх. №818 от 29.01.2019) необоснованной только по указанным в решении причинам, без рассмотрения остальных нарушений, в том числе в виде задержки возврата денежных средств, уплаченных в качестве задатка, свидетельствует, по мнению заявителя о неполном, формальном рассмотрении комиссией Краснодарского УФАС материалов дела.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
При вынесении решения суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Согласно статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (ч.2).
Статьей 90 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 231218/2389826/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Заявитель считал, что Организатором торгов отказано в допуске к участию в аукционе неправомерно, в связи с чем, просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражал доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.
В соответствии с Государственным контрактом от 30.05.2018 № 0118100011318000015-0184987-01 во исполнение постановления о передаче арестованного имущества на торги от 29.10.2018, ООО «Русская компания» приняло от судебного пристава-исполнителя следующее арестованное имущество, принадлежащее должнику:
- жилой дом, общая площадь 570,8 кв. м., земельный участок 615 кв. м., кадастровый номер 23:49:0204019:216, расположенная по адресу: <...>.
В соответствии с п. 3 ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «Русская компания» как организатор торгов разместил информацию о проведении торгов по продаже арестованного имущества должника в извещении о проведении торгов, размещенном на официальном сайте Российской Федерации № 231218/2389826/01, а также на сайте Организатора торгов и в газете «Кубанские новости» являющейся официальным печатным органом Администрации Краснодарского края № 198 (6571) от 21.12.2018, опубликованы условия оформления участия в торгах, в том числе форма заявки, сведения о комплекте документов, прилагаемых к заявке, сроки приема заявок, сроках и порядке оплаты задатка.
Содержащиеся сведения в вышеуказанном извещении соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Потенциальные участники торгов, в зависимости от полученной информации из того или иного источника, могут идентифицировать объект, а также получать дополнительную информацию у Организатора торгов и подать заявку на участие в торгах по продаже указанного имущества.
Заявка на участие в торгах подается заявителем (его уполномоченным представителем) одновременно с прилагаемыми к ней документами путем вручения лицу, уполномоченному организатором торгов на прием заявок.
Перечень требуемых для участия в аукционе документов и требования к их оформлению: заявка по утвержденной организатором торгов форме;
- предложение заявителя по цене имущества, напечатанное на машинописной технике цифрами и прописью (ФИО заявителя, № лота, дата торгов, предложение цены), запечатанное в отдельный конверт;
- платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка;
- заверенную копию ИНН заявителя;
- доверенность, выданная лицу, уполномоченному действовать от имени заявителя при подаче заявки на участие в аукционе;
- заверенная копия основного документа, удостоверяющего личность физического лица, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя;
- заверенная копия основного документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя;
- заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- выписка из Единого Государственного Реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не более, чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах;
- справка об отсутствии задолженности по налогам индивидуального предпринимателя;
- заверенная копия основного документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя - юридического лица;
- заверенная копия учредительных документов; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет;
- заверенные копии документов о внесении изменений к учредительным документам заявителя; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не более, чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах;
- бухгалтерский баланс заявителя на последнюю отчетную дату с отметкой о предоставлении в налоговый орган;
- заверенные копии документов, подтверждающие полномочия должностных лиц и органов управления заявителя - для юридических лиц;
- решение соответствующего органа управления о приобретении указанного имущества, если необходимость такого согласия предусмотрена учредительными документами претендента, либо справку об отсутствии необходимости одобрения сделки для данного общества;
- письменное подтверждение соответствия заявителя участнику торгов в соотв. с Гражданским кодексом РФ;
- полные банковские реквизиты заявителя; иные документы, необходимые в соответствии с законодательством РФ;
- опись всех представленных документов (в двух экземплярах) в свободной форме.
Предоставление дополнительных документов, внесение исправлений в представленные документы, замена представленных документов не допускается.
При подведении итогов приема заявок документы, содержащие помарки, подчистки, исправления и т.п., комиссией признаются как не соответствующие требованиям аукционной документации.
Порядок проведения аукциона:
- запечатанные конверты с предложениями участников аукциона вскрываются в установленный день и время на открытом заседании комиссии по проведению аукциона.
Перед вскрытием конвертов комиссия проверяет целостность указанных конвертов. Цена должна быть напечатана на машинописной технике числом и прописью (в случае разночтения принимается цена, указанная прописью). Предложения, содержащие цену ниже начальной цены или равную начальной, не рассматриваются. При вскрытии конвертов и оглашении предложений могут присутствовать участники аукциона или их представители, имеющие надлежащим образом оформленные доверенности. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за имущество. При равенстве предложений победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше. Если из участников аукциона никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, аукцион признается несостоявшимся.
В ходе подведения итогов приема заявок претендентов, комиссией по проведению торгов установлено, что приложенный к заявке пакет документов не содержит оригинала платежного документа с отметкой банка об исполнении. Вместо оригинала приложена копия чека-ордера, а не его оригинал, что указано в описи документов.
Копия чек-ордера на бумажном носителе не содержащая подписи уполномоченного лица (оператора) банка плательщика, не соответствует требованиям, действующего законодательства.
Уведомлением об отказе в допуске к торгам № 18/и 19/01 от 15.01.2019, комиссией по организации и проведению торгов принято решение об отказе в допуске к участию в торгах Заявителю - ФИО1, в связи с тем, что Заявитель представил документы, не соответствующие информационному извещению на участие в торгах.
Таким образом, Организатор торгов правомерно не допустил к участию в торгах Заявителя, также Комиссией Краснодарского УФАС России не установлено нарушений порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в торгах.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов решила признать жалобу ФИО1 на действия ООО «Русская компания» при организации и проведении торгов по реализации имущества должника (извещение № 261218/0912962/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru) необоснованной.
Иные доводы изложенные в жалобе сводятся к нарушению организатором торгов Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных заместителем руководителя Росимущества 11.04.2014.
Вместе с тем, ссылка заявителя на указанные Методические рекомендации является необоснованной, так как данный документ не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован в установленном порядке, в связи с чем носит рекомендательный характер и не имеет обязательной юридической силы.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решений антимонопольного органа.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Краснодарского УФАС России.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с изложенным в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
При распределении судебных расходов на оплату государственной пошлины, суд исходит из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев