ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15880/20 от 07.12.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-15880/2020

14 декабря 2020 года                                                                                                   г. Краснодар 

              Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2020 года

              Полный тест решения изготовлен 14 декабря 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания  судьей Гонзус И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления образования муниципального образования город Новороссийск,                               г. Новороссийск

к Частному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 1», г. Новороссийск

о взыскании 3 325 000 руб. возмещения в бюджет

при участии в заседании:

от истца: Пичужкина В.В. -  представителя по доверенности; 

от ответчика: Вифлеемского А.Б. – представителя по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:  

            Управление образования муниципального образования город Новороссийск                     (далее - истец, Управление) обратилось с исковым заявлением к Частному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 1» (далее – учреждение, ЧОУ «Гимназия № 1») о взыскании 3 325 000 руб. возмещения в бюджет.

            Представитель Управления в судебном заседании поддержал исковые требования, правовая позиция изложена в заявлении.  

            Истец указал, что по результатам проведенных контрольных мероприятий, выявлен факт неправомерного получения ответчиком из краевого бюджета субвенций в сумме 2 572 000 руб., ввиду отсутствия действующей аккредитации, а также 673 000 руб. ввиду оплаты за обучение из средств материнского капитала. Допущено нецелевое расходование выделенных бюджетных средств в сумме 80 000 руб. на оплату труда работникам, не относящимся должностям, реализующим образовательный процесс.

            Представитель ЧОУ «Гимназия № 1» по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, возражения изложены в отзыве.

            Ответчик полагает, что в полном объеме выполнило условия заключенных соглашений о предоставлении субвенций из краевого бюджета на финансирование обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях.

Как следует из материалов дела, в период с 12.08.2019 года по 27.12.2019 года на основании распоряжения № 74-р от 08.08.2019 года аудиторами контрольно-счетной палаты Краснодарского края проведена проверка частных образовательных учреждений расположенных на территории муниципального образования г. Новороссийск, с целью проверки соблюдения законности предоставления бюджетных средств частным детским садам и школам города Новороссийска, эффективность и целевое использование.

По результатам проведенной проверки ответчика выявлены следующие нарушения:

- на момент заключения соглашения 13.01.2016 года, ответчик не имел действующей аккредитации (закончилась 16.12.2015 года, новая получена 22.03.2016 года), следовательно, отсутствовало право на получение субвенции в сумме 2 572 000 руб., полученной в период с 01.01.2016 года по 22.03.2016 года;

-  допущено нецелевое расходование выделенных бюджетных средств в сумме                     80 000 руб. на оплату труда работникам, не относящимся должностям, реализующим образовательный процесс;

- учреждением неправомерно получены из краевого бюджета субвенции на оплату обучения в сумме 673 000 руб., ввиду того, что оплата за обучение части учащихся произведена за счет средств материнского капитала.

Результаты проведенной проверки отражены в акте от 23.12.2019 года.

24.03.2020 года в отношении ответчика вынесено предписание № 824-02/09, в соответствии с которым ЧОУ «Гимназия № 1» предписано принять меры по устранению допущенных нарушений.

Также истцом в адрес ответчика направлены претензии от 08.04.2020 года                                  № 04.03-01-19-8250 и от 14.04.2020 года № 04.03-01-19-1288 о необходимости в течение 10 дней возместить бюджету Краснодарского края денежные средства в сумме 3 325 000 руб.

Поскольку вышеуказанные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, Управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании в пользу бюджета Краснодарского края денежных средств в сумме 3 325 000 руб.

При вынесении решения, суд исходит из следующего.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Положениями статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.                                                     

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В силу пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из методов осуществления государственного финансовой контроля, согласно статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является проверка.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статья 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Контрольно-счётная палата Краснодарского края является краевым органом внешнего государственного финансового контроля, одним из основных полномочий которого в соответствии со статьей 11 Закона Краснодарского края от 04.10.2011 года                                № 2321-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края» является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда по объемам, структуре и целевому назначению в соответствии с нормативными правовыми актами Краснодарского края. Палата организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что проверка в отношении учреждения проведена Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в пределах предоставленных законом полномочий. 

Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая 7 расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ, пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,  среднего  общего  образования  по  основным  общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными    образовательными стандартами) организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу статьи 4 Закона № 1535-КЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края субвенций из краевого бюджета (далее - субвенции) в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Объемы субвенций определяются в соответствии с методикой, изложенной в приложении к настоящему Закону, при этом общий объем субвенций и их распределение между бюджетами муниципальных районов и городских округов Краснодарского края устанавливаются законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции зачисляются ежегодно в установленном для исполнения краевого бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае. Порядок расходования субвенций устанавливается администрацией Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 1 Закона № 1911-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования» (далее - Закон № 1911 - КЗ) субсидии предоставляются на возмещение затрат, связанных с реализацией образовательной программы, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Из материалов дела следует, что ЧОУ «Гимназия № 1» образовано 1994 году, на момент проверки осуществляло образовательную деятельность на основании лицензии, выданной министерством образования и науки Краснодарского края от 21.0.07.2014 года № 06312 и свидетельства о государственной аккредитации № 03588 от 22.03.2016 года.

ЧОУ «Гимназия № 1» реализует образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, общего (в том числе начального, основного и среднего) и дополнительного образования.

Статьей 8 Закона об образовании, пунктом 1.2 Порядка № 3791, пунктом 1.1 соглашения от 15.01.2016 года № 6/5, заключенного между министерством образования,   науки   и   молодежной   политики   Краснодарского   края   и администрацией МО                        г. Новороссийск, предусмотрено финансовое обеспечение получения дошкольного и общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

13.01.2016 года между Управлением и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидии № 123, в рамках которого, ЧОУ «Гимназия № 1» в период с 01.01.2016 года по 22.03.2016 года получило из краевого бюджета денежные средства в сумме 2 572 000 руб.

По результатам проведенной проверки, ответчику вменено нарушение бюджетного законодательства, выразившееся неправомерном получении средств краевого бюджета в сумме 2 572 000 руб., ввиду отсутствия на момент заключения соглашения от 13.01.2016 года № 123 государственной аккредитации, поскольку действие ранее выданного свидетельства от 16.12.2010 года № 01474 истекло 16.12.2015 года, тогда как новое свидетельство о государственной аккредитации получено только 22.03.2016 года.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" принято в соответствии с частью 28 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с частью 1 указанной статьи государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Из пункта 1 статьи 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании" следует, что государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Согласно части 7 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из части 7 статьи 108 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 9 статьи 108 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года. Указанная дата была установлена Федеральным законом от 13.07.2015 года № 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

С учетом вышеуказанной нормы, свидетельство о государственной аккредитации ЧОУ «Гимназия № 1» от 16.12.2010 года № 01474 на момент подачи заявки на получение субсидий из средств краевого бюджета и заключения соглашения о предоставлении субсидии от 13.01.2016 года, являлось действующим, поскольку могло быть переоформлено до 01.01.2017 года. Фактически переоформление данного свидетельства осуществлено ответчиком 22.03.2016 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что по данному эпизоду                         ЧОУ «Гимназия № 1»  не допущено нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также условий соглашения о предоставлении субсидии от 13.01.2016 года № 123, влекущих обязанность по возврату полученных денежных средств в сумме 2 572 000 руб. в бюджет Краснодарского края. 

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями  средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты)  межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими.

Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, которой означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что 09 января 2018 года между истцом и ответчиком было заключено соглашение № 001 о предоставлении субсидии на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования путем возмещения затрат, включая расходы на оплату труда работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

В рамках вышеуказанного соглашения, ответчику были перечислены из краевого бюджета денежные средства в качестве субсидий в сумме 13 819 234 руб. в течение всего 2018 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 99 Закона № 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.        

Приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.08.2018 года № 2900 утвержден перечень работников, оплата труда которых может осуществляться за счет краевых субвенций.

Пунктом 1.2 соглашения № 001 от 09 января 2018 года предусмотрено, что субсидия предоставляется получателю путем возмещения затрат, включая расходы на оплату труда педагогических работников.

Также по условиям соглашения № 001 от 09 января 2018 года ответчик обязался обеспечить достижение значений показателей в 2018 году согласно таблице, указанной в пункте 2.3.2. соглашения, в том числе наличие педагогического образования и квалификационной категории своих работников.

В 2018 году за счет краевой субвенции заработная плата выплачивалась                              3-м кухонным рабочим (Дудникова И.В., Солоухова СВ. и Ряженая И.А.), а также рабочему по ремонту и обслуживанию зданий (Сипихии A.M.). Согласно предоставленной ответчиком информации, расходы на оплату труда работников, чьи должности не связаны с осуществлением образовательной деятельности, в период с сентября по декабрь 2018 года составили 80 032 руб., что является нарушением пункта 1.2 соглашения № 001                              от 09 января 2018 года.

Пунктом 2.2.4 соглашения № 001 от 09 января 2018 года предусмотрено, что управление вправе в случае установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем обязательств по настоящему соглашению вправе требовать возврата предоставленной субсидии.

Как следует из пункта 2.3.6 соглашения № 001 от 09 января 2018 года, получатель обязуется в случае нецелевого использования субсидий, представления в Управление недостоверной информации, несвоевременного предоставления информации, предусмотренной настоящим соглашением, в 30-дневный срок с момента получения соответствующего требования Управления возвратить полученные в соответствии с настоящим соглашением денежные средства в бюджет муниципального образования город Новороссийск.

Суд считает, что в данном случае факт нарушения ответчиком условий пункта 1.2 соглашения № 001 от 09 января 2018 года подтверждается материалами дела, что является нецелевым расходованием бюджетных средств в сумме 80 032 руб. и достаточным основанием для их возврата в бюджет Краснодарского края.

ЧОУ «Гимназия № 1» не представлены доказательства, подтверждающие факт расходования вышеуказанных бюджетных средств по целевому назначению, а именно для оплаты труда педагогических работников.

Следовательно, в указанной части исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидийна возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

Статьей 8 Закона № 273-ФЗ, пунктом 1.2. Порядка № 3791, пунктом 1.1 соглашения от 15.01.2016 года № 6/5, заключенного между министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и администрацией МО город Новороссийск, предусмотрено финансовое обеспечение получения дошкольного и общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по имеющим государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам.

Материями дела подтверждается, что между Управлением и ответчиком заключено соглашение 11 января 2017 года № 147 о порядке предоставления субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования.

В рамках указанного соглашения истцом ответчику в 2017 году были перечислены денежные средства в общей сумме 13 820 855 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 101 Закона № 273-ФЗ платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

В проверяемый период обучения от 7 до 30 учащихся (воспитанников) ответчика дважды профинансированы из государственного источника, а именно из федерального и краевого бюджета. При этом родителям или законным представителям не возвращались средства (или их часть) за профинансированные за счет краевого бюджета образовательные услуги, а возвраты денежных средств в Пенсионный фонд РФ производились исключительно по причине прекращения предоставления образовательных услуг ребенку.

За три года расходы краевого бюджета на финансирование образовательных услуг, уже оплаченных средствами федерального бюджета (материнский капитал) составили 673 000 руб.

В соответствии с разделом 3 указанного соглашения стороны несут ответственность предусмотренную действующим законодательством.

Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что в случае нарушения условий настоящего соглашения о целевом использовании денежных средств Учреждение обязуется незамедлительно возвратить в полном объеме Учредителю суммы денежных средств, полученные по соглашению и использованные не по назначению.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что учреждением допущено нецелевое расходование средств бюджета Краснодарского края в сумме 673 000 руб., выделенных в качестве субвенций на основании соглашения от 11.01.2017 года                    № 147.

Следовательно, в указанной части исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что Управлением пропущены сроки исковой давности взыскания в бюджет Краснодарского края денежных средств в сумме 3 325 000 руб., не принимаются судом, ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Истец узнал о нарушении своего права из акта Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 23 декабря 2019 года после его непосредственного получения и изучения, что говорит о соблюдении срока предъявления искового заявления.

ЧОУ «Гимназия № 1» не представлены доказательства возврата вышеуказанной субсидии в общей сумме 753 000 руб. в добровольном порядке в краевой бюджет, в том числе после получения соответствующих требований (претензий) Управления.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Управления в части взыскания с ответчика субсидий в сумме 753 000 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В остальной части в удовлетворении исковых требований следует отказать.   

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину, рассчитанную пропорционально от размера удовлетворенных исковых требований, а именно в сумме 18 060 руб. 

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-171, 176, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Частного образовательного учреждения «Гимназия №1» (адрес: 353922, Краснодарский край, город Новороссийск, улица Малоземельская, 17,                                       ОГРН: 1022302389560, дата присвоения ОГРН: 19.11.2002, ИНН: 2315030732) в доход  Муниципального казенного учреждения «Управление образования» муниципального образования город  Новороссийск (адрес: 353901, Краснодарский край, город Новороссийск, улица Бирюзова, дом 6, офис 801, ОГРН: 1032309093486, дата присвоения ОГРН: 09.03.2003, ИНН: 2315059308) сумму субсидии  753 000 руб., а также в доход федерального бюджета 18 060  руб. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                         И. П. Гонзус