5 ык
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-15884/19
24 сентября 2019 года г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2019 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотревзаявление
при участии в заседании:
Конкурсного управляющего ООО «Зерномир» ФИО1, г. Краснодар (наименование заявителя)
к УФНС России по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к ИФНС России № 2 по г. Краснодару, г. Краснодар (наименования ответчиков)
о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России № 2 по г. Краснодару о назначении административного наказания от 11.02.2019 года № 63-П, № 64-П, 65-П, № 66-П, № 67-П, № 68-П, решений УФНС России по Краснодарскому краю от 22.03.2019 года № 24-15-289, № 24-15-290, № 24-15-291, № 24-15-292, № 24-15-293, № 24-15-294 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего ФИО1
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности
от ответчика (УФНС): ФИО3 – представителя по доверенности
от ответчика (ИФНС): ФИО4 – представителя по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ООО «Зерномир» ФИО1 (далее – конкурсный управляющий, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к УФНС России по Краснодарскому краю (далее – управление), ИФНС России № 2 по г. Краснодару (далее – инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России № 2 по г. Краснодару о назначении административного наказания от 11.02.2019 года № 63-П, № 64-П, 65-П, № 66-П, № 67-П, № 68-П, решений УФНС России по Краснодарскому краю от 22.03.2019 года № 24-15-289, № 24-15-290, № 24-15-291, № 24-15-292, № 24-15-293, № 24-15-294 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего ФИО1
В судебном заседании с 10.09.2019 года до 17.09.2019 года объявлялся перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании поддержал заявленные требования, доводы изложены в заявлении.
Конкурсный управляющий в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказался от заявленных требований в части признания незаконными и отмене решений УФНС России по Краснодарскому краю от 22.03.2019 года № 24-15-289, № 24-15-290, № 24-15-291, № 24-15-292, № 24-15-293, № 24-15-294. В остальной части в удовлетворении заявленных требований настаивает.
Суд считает, что отказ ФИО1 от части заявленных требований подлежит принятию, поскольку не противоречит требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ имеются основания для прекращения производства по делу в вышеуказанной части.
Заявитель считает, что оспариваемые постановления инспекции являются незаконным и подлежит отмене, поскольку в действиях ООО «Зерномир» и ФИО1 как должностного лица, отсутствуют составы административных правонарушений предусмотренных частями 6 и 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.
ФИО1 указал, что по состоянию на 31.10.2018 года у конкурсного управляющего отсутствовали сведения о наличии у ООО «Зерномир» открытых счетов в иностранном банке, ввиду непредставления бывшим руководителем предприятия конкурсному управляющему уставной и финансово-бухгалтерской документации. Таким образом, отчетность за 3 квартал 2018 года не представлена в налоговый орган в установленный срок, ввиду объективных причин.
Представители УФНС России по Краснодарскому краю и ИФНС России № 2 по г. Краснодару в судебном заседании заявленные требования не признали, возражения изложены в отзывах.
По мнению ответчиков, оспариваемые постановления являются законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы ООО «Зерномир» и ФИО1, поскольку материалами дел об административных правонарушениях полностью подтверждается наличие в бездействиях общества и конкурсного управляющего как должностного лица составов административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ. Нормы процессуального права при составлении протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении материалов административных дел не нарушены.
Также заявители указали, что по состоянию на 31.10.2018 года (срок представления отчетности), конкурсный управляющий ФИО1 обладал информацией о наличии у ООО «Зерномир» счетом, открытых в иностранном банке, однако не принял все зависящие от него меры по представления в налоговый орган в установленный срок отчетности за 3 квартал 2018 года.
При вынесении решения, суд исходит из следующего.
Суд установил, что ООО «Зерномир» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.03.2010 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 350000, <...>.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2018 года по делу № А32-28073/2017 43/106-Б ООО «Зерномир» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1, являющийся членом НП Ассоциация «МСК СРО ПАУ «Содружество».
Определением от 10.10.2018 года по делу № А32-28073/2017 43/106-Б Арбитражный суд Краснодарского края обязал бывшего генерального директора ООО «Зерномир» ФИО5 и ФИО6 предоставить конкурсному управляющему учредительные, финансово-бухгалтерские и иные документы общества.
На основании поручений от 03.12.2018 года, инспекцией проведена проверка соблюдения ООО «Зерномир» валютного законодательства Российской Федерации, а именно установленного порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что 31.05.2017 года ООО «Зерномир» открыты 3 текущих счет (№ TR390014300000000004067934, № TR660014300000000004071619, № TR770014300000000004071615) в банке AKTIF YATIRIM BANKASI A.S., расположенном за пределами территории Российской Федерации – страна Турция.
ООО «Зерномир» являющееся резидентов, обязано было представить в налоговый орган по месту регистрации отчеты о движении средств по данным счетам за 3 квартал 2018 года до 31.10.2018 года. Вместе с тем, данная обязанность не выполнена обществом.
Инспекцией в адрес конкурсного управляющего ООО «Зерномир» ФИО1 направлены по почте уведомления от 06.12.2018 года о необходимости явки 28.01.2019 года для участия при составлении протоколов об административных правонарушениях в отношении общества и ФИО1 по частям 6 и 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ. Вышеуказанные уведомления получены адресатом 13.12.2018 года.
По результатам проведенной проверки, уполномоченным должностным лицом инспекции 28.01.2019 года, отсутствии ФИО1, извещенного надлежащим образом, составлены протоколы об административных правонарушениях, в которых бездействия ООО «Зерномир» квалифицированы по части 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, бездействия конкурсного управляющего ФИО1 квалифицированы по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Копии протоколов об административных правонарушениях направлены в адрес ФИО1 по почте.
Заместителем начальника ИФНС России № 2 по г. Краснодару 11.02.2019 года в отсутствии конкурсного управляющего ФИО1, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дел об административных правонарушениях, в результате чего вынесены постановления № 63-П, № 64-П, № 65-П о привлечении конкурсного управляющего ФИО1 как должностного лица к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 4 000 рублей по каждому постановлению. Кроме того, вынесены постановления № 66-П, № 67-П, № 68-П о привлечении ООО «Зерномир» к административной ответственности по части 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей по каждому постановлению. Копии постановлений направлены в адрес ФИО1 по почте и получены 25.02.2019 года.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, конкурсный управляющий ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
Повторность в рассматриваемом случае является обязательным квалифицирующим признаком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения по части 6.5 статьи 15.25 КоАП образуют действия (бездействие), предусмотренные в части 6 названной статьи, совершенные лицом, ранее привлеченным к ответственности за совершение административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 12 Закона № 173ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 года № 819 утверждены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее – Правила № 829).
Согласно пункту 4 Правил № 819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В силу пункта 5 Правил № 819 подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Исходя из вышеуказанных норм, отчетность о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2018 года, должна быть представлена резидентов в налоговый орган по месту регистрации до 31.10.2018 года.
Материалами дела подтверждается, что 31.05.2017 года ООО «Зерномир» открыты 3 текущих счет (№ TR390014300000000004067934, № TR660014300000000004071619, № TR770014300000000004071615) в банке AKTIF YATIRIM BANKASI A.S., расположенном за пределами территории Российской Федерации – страна Турция.
Протоколами об административном правонарушении от 28.01.2019 года подтверждается, а также по существу не оспаривается заявителем, факт непредставления ООО «Зерномир» в территориальный налоговый орган по месту регистрации отчетов о движении средств по счетам № TR390014300000000004067934, № TR660014300000000004071619, № TR770014300000000004071615, открытым в банке AKTIF YATIRIM BANKASI A.S., расположенном за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2018 года в установленный срок, а именно до 31.10.2018 года.
Следовательно, ООО «Зерномир» допущено нарушение требований части 7 статьи 12 Закона № 173ФЗ, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ, а также пункта 4 Правил № 819.
Доводы заявителя о том, что по состоянию на 31.10.2018 года у конкурсного управляющего отсутствовали сведения о наличии у ООО «Зерномир» открытых счетов в иностранном банке, ввиду непредставления бывшим руководителем предприятия конкурсному управляющему уставной и финансово-бухгалтерской документации. Таким образом, отчетность за 3 квартал 2018 года не представлена в налоговый орган в установленный срок, ввиду объективных причин, не принимаются судом ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что ООО «Зерномир» 31.07.2018 года представило в ИФНС России № 2 по г. Краснодару отчеты о движении средств юридического лица – резидента по счетам № TR390014300000000004067934, № TR660014300000000004071619, № TR770014300000000004071615, открытым в банке AKTIF YATIRIM BANKASI A.S., расположенном за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2018 года. Представленные в налоговый орган отчеты подписаны от имени ООО «Зерномир» конкурсным управляющим ФИО1 и заверены его печатью.
Таким образом, несмотря на факт непредставления бывшими руководителями ООО «Зерномир» конкурсному управляющему учредительной и финансово-бухгалтерской документации предприятия, по состоянию на 31.10.2018 года ФИО1, на которого в силу закона возложена обязанность по руководству ООО «Зерномир», обладал сведениями о наличии у общества счетов № TR390014300000000004067934, № TR660014300000000004071619, № TR770014300000000004071615, открытых в банке, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
Суд считает, что направление конкурсным управляющим в адрес ИФНС России № 2 по г. Краснодару запроса от 05.12.2018 года о предоставлении информации о счетах ООО «Зерномир», открытых в банках, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также направление в адрес банка AKTIF YATIRIM BANKASI A.S. запроса от 15.01.2019 года о предоставлении выписок о движении денежных средств по счету № TR№ 77001430000000000407, то есть после наступления срока представления отчетности в налоговый орган (до 31.10.2018 года), не может свидетельствовать о принятии заявителем всех зависящих от него мер по исполнению требований действующего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Из материалов дела следует, что ООО «Зерномир» ранее на основании постановлений инспекции от 09.07.2018 года № 43, № 45 и № 47 привлекалось к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательства того, что постановления инспекции от 09.07.2018 года № 43, № 45 и № 47 не вступили в силу, по причине их обжалования в судебном порядке, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Зерномир» состава административного правонарушения предусмотренного частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, а в действиях конкурсного управляющего ФИО1 как должностного лица общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нормы процессуального права при возбуждении дел об административном правонарушении и рассмотрении материалов дел об административном правонарушении не нарушены.
Следовательно, ООО «Зерномир» и конкурсный управляющий ФИО1 на основании оспариваемых постановлений правомерно привлечены к административной ответственности по частям 6 и 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, суд отмечает, что на основании оспариваемых постановлений, ООО «Зерномир» и конкурсному управляющему ФИО1 назначены минимальные административные наказания в виде штрафа в сумме 400 000 рублей и 4 000 рублей соответственно, предусмотренные санкциями частей 6 и 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, заявленные требования о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России № 2 по г. Краснодару о назначении административного наказания от 11.02.2019 года № 63-П, № 64-П, 65-П, № 66-П, № 67-П, № 68-П и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего ФИО1 являются необоснованным и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 27, 29, 49, 150, 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказ от заявленных требований в части признания незаконными и отмене решений УФНС России по Краснодарскому краю от 22.03.2019 года № 24-15-289, № 24-15-290, № 24-15-291, № 24-15-292, № 24-15-293, № 24-15-294 принять. Производство по делу в указанной части прекратить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России № 2 по г. Краснодару о назначении административного наказания от 11.02.2019 года № 63-П, № 64-П, 65-П, № 66-П, № 67-П, № 68-П и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П. Гонзус