Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
г. Краснодар Дело № А-32-1589/2009-5/42
24 мая 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010г.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.Н. Бондаренко,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Бондаренко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования Отрадненский район, ст.Отрадная,
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г.Краснодар,
третьи лица:
1. ФИО1, ст.Бесстрашная,
2. ФИО2, ст.Бесстрашная,
3. ФИО3, ст.Подгорная,
4. ФИО4, пос.Отрадо-Тенгинский,
5. ФИО5, ст.ФИО7,
6. ФИО6, ФИО7,
7. ФИО8, пос.Светлый,
8. ФИО9, с.Петровское,
9. ФИО10, п.Южный,
10. ФИО11, с.Пискуновское,
11. ФИО12, с.Гусаровское,
12. ФИО13, пос.Маяк,
13.ФИО14, ст.Подгорная Синюха,
14.ФИО15, ст.Отрадная
о признании незаконным акта проверки, акта дополнительной проверки.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО16, по доверенности
от заинтересованного лица: ФИО17, по доверенности
от третьих лиц:
не явились, уведомлены
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Отрадненский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о признании незаконными и отмене акта проверки от 03.10.08г., акта дополнительной проверки от 28.11.08г.
Определением суда от 11.03.09г. удовлетворено ходатайство заявителя об изменении заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ в части. Заявленными требованиями являются признание незаконными действий департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по включению в акт проверки от 03.10.08г. и акт дополнительной проверки от 28.11.08г. фактов необоснованного предоставления гражданам субсидий за сданную продукцию животноводства и возвращения в доход краевого бюджета.
Определением от 12.03.10г. к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований в порядке ст.51 АПК РФ привлечены граждане, которым администрацией муниципального образования Отрадненский район выдавались субсидии на ведение личных подсобных хозяйств.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом указанных изменений.
Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, судом установлено следующее.
В период с 25.08.08г. по 03.10.08г. департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проводилась проверка муниципального образования Отрадненский район по вопросу целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных на субсидирование личных подсобных хозяйств граждан в 2006-2007г.г. и истекшем периоде 2008г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.10.08г., согласно которому установлено нецелевое расходование денежных средств.
В связи с заявленными возражениями заявителя департаментом проведена дополнительная проверка муниципального образования Отрадненский район по вопросу целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных на субсидирование личных подсобных хозяйств граждан в 2006-2007г.г. и истекшем периоде 2008г.
По результатам дополнительной проверки был составлен акт от 28.11.08г., подтверждающий выводы о нецелевом расходовании денежных средств.
Как следует из акта от 03.10.08г. Законом Краснодарского края от 26.12.05г. №965-КЗ «О краевом бюджете на 2006г.» бюджету Отрадненского района распределены субвенции из краевого фонда компенсаций на реализацию Закона КК от 07.07.04г. №721-КЗ «О государственной поддержке личного подсобного хозяйства на территории Краснодарского края» на 2006г. в сумме 18850,703 тыс. руб.
Законом Краснодарского края от 18.12.06г. №1158-КЗ «О краевом бюджете на 2007г.» и от 27.12.07г. №1345-КЗ «О краевом бюджете на 2008г.» бюджету Отрадненского района распределены субсидии из фонда софинансирования социальных расходов Краснодарского края на реализацию мероприятий КЦП «Развитие личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» соответственно на 2007г. в сумме 35692,000 тыс. руб., на 2008г. (по состоянию на 25.08.08г.) в сумме 26780,000 тыс. руб.
Всего за проверяемый период бюджету МО Отрадненский район распределены средства краевого бюджета в сумме 81322,703 тыс. руб.
Средства краевого бюджета поступили в бюджет муниципального образования Отрадненский район платежными поручениями департамента ФБН КК в общей сумме 81262,1 тыс. руб., в том числе
2006г. – 18850,7 тыс. руб.,
2007г. – 35692,0 тыс. руб.
8 месяцев 2008г. – 26719,4 руб.
Решениями Совета МО Отрадненский район средства краевого бюджета, выделенные на мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края, утверждены в доходной и расходной части бюджета Отрадненского района, в том числе:
на 2006г. с учетом остатков 2005г. – в сумме 20514,000 тыс. руб.,
на 2007г. с учетом остатков 2006г. – в сумме 35713,300 тыс. руб.
на 2008г. с учетом остатка 2007г. – в сумме 26867,300 тыс. руб.
Как следует из текста акта от 03.10.08г. основанием для признания расходования денежных средств администрацией нецелевым послужили выявленные факты нарушения процедуры предоставления субсидий, определенной в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.03.06г. №145 «Об утверждении порядка субсидирования затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края», а также предоставление субсидий 11 получателям, являющимся членами семей граждан, осуществляющих крестьянско-фермерскую деятельность в сфере сельскохозяйственного производства. Выделение субсидий указанным 11 гражданам было признано нецелевым ввиду невозможности разграничения результатов деятельности личного подсобного хозяйства и результатов деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, использованием земельных участков, в отношении которых администрацией не было предоставлено документальное подтверждение выделения в установленном законом порядке для целей ведения ЛПХ.
По результатам проверки в акте от 03.10.08г. сделан вывод о нецелевом использовании денежных средств краевого бюджета, выделенных на субсидирование личных подсобных хозяйств в 2006-2007г. и истекшем периоде 2008г., в общей сумме 595,490 тыс. руб.
В период с 20.11.08г. по 28.11.08г. с учетом предоставленных администрацией МО Отрадненский район разногласий проведена дополнительная проверка МО Отрадненский район по вопросу целевого использования средств краевого бюджет, выделенных на субсидирование ЛПХ в 2006-2007г.г. и истекшем периоде 2008г.
По результатам дополнительной проверки с учетом приведенных администрацией разногласий департаментом подтверждены выводы: о необоснованном предоставлении субсидий членам семей КФХ в сумме 225,622 тыс. руб., из которых возвращены в кассу ЦБ администрации МО Отрадненский район 46,032 руб. от ФИО4; необоснованном выделении субсидий гражданам Кашибадзе – 41,276 тыс. руб., Мартыщенко - 34,038 тыс. руб., ФИО15 – 16,436 тыс. руб., а также необоснованном предоставлении субсидий ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, в общей сумме 3,710 руб., возвращенных в кассу ЦБ администрации МО Отрадненский район.
Как следует из заявления, администрация не согласилась с выводами, отраженными в актах, в отношении ряда граждан: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО22. ФИО15, получавших субсидии на продукцию животноводства с 2006г. по июль 2008г.
Заявитель не согласился с указанными актами, ссылаясь на необоснованность выводов о нецелевом использовании денежных средств, считает, с учетом изменения заявленных требований, действия по включению в акт проверки от 03.10.08г. и акт дополнительной проверки от 28.11.08г. фактов необоснованного предоставления гражданам субсидий за сданную продукцию животноводства незаконными.
При принятии решения суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно п.п.1, 4 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование со ссылкой на его пропуск, в связи с принятием мер к урегулированию спора.
Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом в порядке ч.4 ст.198 АПК РФ.
В соответствии со ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из представленных документов, в 2006г.-2008г. администрацией муниципального образования Отраднененский район выдавались субсидии в соответствии с Порядками, утвержденными
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.03.06г. №145 «Об утверждении порядка субсидирования затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края»;
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.02.07г. №49 «Об утверждении порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края»;
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.03.2008г. №135 «Об утверждении правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края.»
Согласно ст.289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Порядок приема и рассмотрения заявок, а также выдачи субсидий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края, предусмотрен разделами 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.03.06г. №145.
Так, указанным нормативным документом предусмотрена подача получателем субсидии заявления о предоставлении субсидий по месту жительства в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (п.3.1.), подлежащем регистрации исполнителем в порядке его поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью исполнителя (п.3.3.). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право на получение субсидий, согласно перечню (приложению). Исполнитель в течение 7 дней проверяет полноту и правильность оформления представленных документов и в случае несоответствия установленным требованиям возвращает их заявителю (3.5.). После проверки документов вопрос о предоставлении субсидий выносится на рассмотрение созданной исполнителем комиссии по субсидированию затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с регламентом работы комиссии (приложение N 9). Комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий (п.3.6). В случае принятия комиссией решения о предоставлении субсидий на возмещение части процентной ставки по полученным кредитам согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) в десятидневный срок заключает с получателем договор субсидирования по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку (п.3.7.). Договор субсидирования должен соответствовать требованиям настоящего Порядка.
После принятия комиссией решения о предоставлении субсидий исполнитель составляет реестры получателей субсидий отдельно по каждому виду государственной поддержки по формам согласно приложениям NN 11 - 13 к настоящему Порядку и не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет их в количестве двух экземпляров каждый в департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (п.4.2).
Согласно п.3 Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий в области поддержки личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.03.2008г. №135, субвенции предоставляются для субсидирования граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства на территории Краснодарского края. Получателями субсидий являются граждане, проживающие на территории Краснодарского края и ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с действующим законодательством, за исключением граждан, являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья.
В соответствии с п.1.3. порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.02.07г. №49, получателями субсидий являются граждане, постоянно проживающие на территории Краснодарского края и ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с действующим законодательством.
При этом граждане, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предприниматели без образования юридического лица, ведущие деятельность в области сельскохозяйственного производства, не вправе получать субсидии в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.03г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Согласно ст.3 вышеуказанного Федерального закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
При рассмотрении дела судом заявителем не опровергнуты выводы, отраженные в актах от 03.10.08г. и от 28.11.08г. Заявителем не представлены доказательства законности и обоснованности своих действий ни в отношении соблюдения процедуры выдачи субсидий в соответствии с вышеуказанными правилами и порядками, утвержденными постановлениями главы администрации Краснодарского края, ни в отношении выдачи субсидий гражданам, ведущим исключительно личное подсобное хозяйство.
Как следует из текста акта от 03.10.10г., администрацией Отрадненского района реестры получателей субсидий составлялись после приема и проверки документов от граждан, а затем рассматривались на заседании комиссии. В ходе проверки также установлено, что протоколы заседания комиссии не подписаны председателем, секретарем, членами комиссии, при этом указанные документы в материалы дела так и не были представлены.
Нарушение порядка и процедуры принятия, рассмотрения документов подтверждается материалами дела, включая объяснения главы Бесстрашненского сельского поселения А.М.Брунько от 28.11.08г., специалиста по земельным вопросам администрации Бестрашненского сельского поселения ФИО23, ведущего специалиста с/х отдела ФИО24
Представленными в материалы дела документами, включая выписки и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждается, что граждане, получавшие субсидии на ведение личных подсобных хозяйств, являются супругами или иными близкими родственниками граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, осуществляющих деятельность фермерских хозяйств. Заявителем не подтверждено выделение и государственная регистрация прав получателей субсидий на земельные участки для целей ведения личных подсобных хозяйств.
Кроме того, в заявлении администрации муниципального образования Отрадненский район изложены возражения в отношении части эпизодов, отраженных в актах, в то время как оспариваются действия по включению в акты проверки выявленных фактов необоснованного предоставления гражданам субсидий за сданную продукцию животноводства без уточнения конкретного круга лиц.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исходя из положений п.1 ст.198 АПК РФ оспариваемые действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должны не только не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, между оспариваемыми решениями, действиями и нарушением прав и законных интересов заявителя должна быть непосредственная причинно-следственная связь.
Оспариваемые заявителем действия департамента по включению в акты проверки фактов необоснованного предоставления гражданам субсидий за сданную продукцию животноводства состоят в фиксации выводов сотрудников департамента, проводивших проверку, в актах от 03.10.08г. и от 28.11.08г. и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, поскольку отраженные в актах выводы не возлагают на него каких-либо обязанностей, не создают препятствий для осуществления его экономической деятельности. Кроме того, выделенные денежные средства не изымались непосредственно по актам проверки.
Учитывая вышеперечисленное, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п.1.1. ст.333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также статьями 64-69, 156, 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство заявителя о восстановлении срока удовлетворить.
Срок восстановить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Н. Бондаренко