ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-15999/07 от 24.10.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

г. Краснодар, ул. Красная,6.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-15999/2007-63/382

31.10.07 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.07 г.

Полный текст решения изготовлен 31.10.07 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А.,

рассмотрев заявление Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (КТФОМС), г. Краснодара,

к Администрации муниципального образования города-героя Новороссийск, г. Новороссийск,

о взыскании 13 947 005 руб. пени за просрочку перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование,

при участии:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 15.05.07 г. № 37,

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования города-героя Новороссийск, г. Новороссийск13 947 005 руб. пени за просрочку перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Представитель заявителя в судебном заседании настоял на заявленных требованиях. В качестве основания заявленных требований фонд ОМС указало, что органы местного самоуправления являются страхователями неработающего населения своего муниципального образования и обязаны перечислять страховые взносы на ОМС ежемесячно.

Представитель заинтересованного лицав судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 10.10.07 г. № 92320. В представленном в материалы дела отзыве, возразил против удовлетворения заявленных требований.

Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Основания, по которым заявлено требование о взыскании 13 947 005 руб. пени за просрочку перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование с Администрации муниципального образования города-героя Новороссийск изложены в заявлении (л.д. 3-5).

При рассмотрении материалов дела, суд установил следующее.

31.01.2001 г. между Новороссийским филиалом Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования и Администрацией МО города-героя Новороссийск был заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан г. Новороссийска № 1 и дополнительные соглашения к нему от 10.12.2001 г. № 52, от 05.04.2002 г. № 10, в соответствии с которыми Администрация является страхователем неработающего населения своего муниципального образования и обязалась производить выплаты страховых взносов в фонды ОМС в обусловленные сроки и в установленных размерах.

10.05.2006 г. фондом обязательного медицинского страхования была проведена проверка администрации по вопросу своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2002 г. по 10.05.2006 г. В ходе проверки было установлено, что Администрацией МО города-героя Новороссийск числится задолженность за период 01.01.2001 г. по 01.01.2006 г. по уплате пени в сумме 13 947 005 руб., которая образовалась в результате несвоевременного перечисления страховых взносов на ОМС неработающих граждан. Указанные нарушения нашли подробное отражение в акте проверки от 10 мая 2006 г. № 2.

На момент рассмотрения указанного заявления, Администрация МО города-героя Новороссийск не оплатила суммы пени, что и послужило для Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования основанием обращения в суд с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования города-героя Новороссийск, г. Новороссийскпени за просрочку перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании следующего.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Из положений статьи 2, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.

В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).

Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.

В соответствии со статьями 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. № 4543-1, администрация является страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения как орган местного самоуправления и обязана ежемесячно осуществлять платежи страховых взносов в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 г. № 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.

Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Аналогичное положение содержится в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Согласно данной Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В силу приведенных норм органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неработающего населения. Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 02.01.2000 г. № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» пени начисляются на суммы недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения является день списания средств плательщика страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения с его расчетного счета.

В пунктах 7 и 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1, предусмотрено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней за каждый день просрочки.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пенями признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены.

При неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (ст. 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (ст. 48 НК РФ).

Пропуск заявителем срока направления Администрации требования об уплате недоимки и пеней не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание такой задолженности (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71, п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79).

Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Судом установлено, что срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации МО город-герой Новороссийск суммы пени пропущен, что, в соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования, а потому в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь29, 65, 110, 156, 167-171, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с Администрации муниципального образования города-героя Новороссийск, г. Новороссийск13 947 005 руб. пени за просрочку перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края.

Судья И.А. Погорелов