ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-16094/19 от 27.07.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32

E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

http://krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                          № А32-16094/2019

08.08.2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.07.2019

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2019

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М. М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Линд Ю.О. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Агрокомплекс «Октябрьский», п. Октябрьский (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>),

третьи лица: администрация Ейского городского поселения Ейского района, г. Ейск (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

администрация муниципального образования Ейский район, г. Ейск (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

о признании незаконным отказа 

при участии в судебном заседании:

от заинтересованного лица: ФИО1 на основании доверенности от 07.02.2019

ООО «Агрокомплекс «Октябрьский» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края и просит:

признать отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.03.2019 года о заключении договора аренды земельного участка находящийся в государственной собственности Краснодарского края из земель населенных пунктов (для ведения сельскохозяйственного производства) с кадастровым номером 23:42:0701001:62, общей площадью 603445 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир пашня. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Ейский р-н, Широчанский с/о, п. Морской, секция 2-122, контур 3,169 незаконным.

обязать Департамента имущественных отношений Краснодарского края в течении месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО Агрокомплекс Октябрьский в аренду без торгов  земельного участка находящийся в государственной собственности Краснодарского края  из земель населенных пунктов (для ведения сельскохозяйственного производства) с кадастровым номером 23:42:0701001:62, общей площадью 603445 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир пашня. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Ейский р-н, Широчанский с/о, п. Морской, секция 2-122, контур 3,169, а так же подготовить и направить ООО Агрокомплекс Октябрьский проект договора аренды данного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что общество является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и имеет право на получение земельного участка  в аренду без проведения торгов по льготной процедуре.

Департамент имущественных отношений против удовлетворения требований возражает, сообщил, что заявитель участником программы на 2019 год, участок в соответствии с градостроительной документацией отнесен к землям общего пользования и не может быть предоставлен в аренду.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: третьи лица: администрация Ейского городского поселения Ейского района, г. Ейск и администрация муниципального образования Ейский район, г. Ейск.

В судебном заседании объявлялся перерыв до  29.07.2019 до 17.50 час. После перерыва судебное заседание продолжено в указанную дату и время в отсутствие представителей.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

01.02.2019 ООО «Агрокомплекс «Октябрьский» обратилась в Департамент имущественных отношений Краснодарского края  с заявлением о заключении сроком на 5 лет договора аренды земельного участка краевой собственности из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:42:0701001:62 общей площадью 603445 кв. м с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир пашня. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Ейский р-н, Широчанский с/о, п. Морской, секция 2-122, контур 3,169. Заявление имеет ссылку на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Письмом от 04.03.2019 департамент отказал в предоставлении участка, указал, что общество не является участником программы государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства. Также согласно генеральному плану развития Ейского городского поселения Ейского района земельный участок находится в границах населенного пункта поселок Морской Ейского городского поселения Ейского района, в функциональных зонах «курортные территории», «зелень общего пользования». В границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение объектов соцкульбыта: «общекурортный центр», «комплекс круглогодичных домов отдыха», «гостиничный комплекс». В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, утвержденными решением Совета Ейского городского поселения Ейского района земельный участок расположен в территориальной зоне «Р2 зона отдыха» Ейского городского поселения Ейского района.

Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии со статьей 10 Земельного Кодекса Российской Федерации в полномочия Краснодарского края как субъекта Российской Федерации входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края в соответствии с Законами Краснодарского края.

Во исполнение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрация края обязана обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным кодексом, федеральными законами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенной в действие с 01.03.2015) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Частью 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных ходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из подпункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 N 506, действующим на момент обращения общества в департамент, утвержден Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидия предоставляется на поддержку собственного производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - заявители), в целях возмещения части понесенных ими в текущем году затрат: на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства высшего сорта, соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства первого сорта (в течение 2014 года), соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка субсидия предоставляется заявителям в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию соответствующего мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944 (далее - государственная программа Краснодарского края, постановление N 944), в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных уполномоченному органу на эти цели.

Размер субсидии определяется исходя из объема реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в том числе на арендованных основных средствах, и ставок, устанавливаемых уполномоченным органом на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (за исключением заявителей с началом хозяйственной деятельности по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году).

Согласно письму министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 14.02.2019 №206-03-02-1323/19 общество с 2015 по 2018 государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства  в соответствии с постановлением №944 от 05.10.2015. в 2019 году выплаты субсидий по мероприятиям  государственной поддержки ему не осуществлялись.

Следовательно заявитель не может претендовать на предоставление земельного участка в льготном порядке в соответствии с положениями пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в 2019 году согласно государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944, основные мероприятия государственной программы и подпрограмм предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.

Государственная программа структурирована по подпрограммам и основным мероприятиям. Согласно паспорту государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", установлены  подпрограммы.

Организацию реализации государственной программы осуществляет координатор государственной программы - министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Координатор государственной программы, в том числе обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование с координаторами подпрограмм, участниками государственной программы; размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах государственной программы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Доказательства того, что для общества был разработан и утвержден конкретный паспорт государственной программы, были определены подпрограмма и основные мероприятия, опубликовалась информация о ходе ее реализации и итоги на сайте в сети "Интернет" на 2019 год, общество суду не представило.

Указанный подход к рассмотрению аналогичного дела был установлен судебными актами апелляционной, кассационной инстанций и поддержан Верховным Судом Российской Федерации по делу А32-16094/2019.

Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению по этому, самостоятельному основанию.

Кроме того в соответствии с генеральным планом развития Ейского городского поселения Ейского района, утвержденным решением Совета Ейского городского поселения от 28.12.2011 №35/2, земельный участок находится в границах населенного пункта поселок Морской Ейского городского поселения Ейского района, в функциональной зоне «курортных территорий», «зелень общего пользования».

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).

Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса перечень территорий общего пользования не является закрытым.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. При этом формирование земельного участка для строительства за счет территорий общего пользования невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13).

Указанное является вторым самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его принятия в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                   М.М. Данько