г. Краснодар Дело № А32-16158/2020
20 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2020 года
Полный текст мотивированного решения изготовлен 20 ноября 2020 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,
при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1152315003631), г. Новороссийск,
к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ОГРН 1022300523057), г. Анапа,
о взыскании,
при участии в заседании:
от истца: не явился, уведомлен;
от ответчика: не явился, уведомлен;
У С Т А Н О В И Л:
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту – управление, контролирующий орган) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее по тексту – администрация) суммы вреда, причинённого почвам, в размере 126 000 рублей.
Аудиозапись не ведется, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, явку представителей для участия в деле не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается по правилам статей 152, 153, 162, 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1022300523057, дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН 2301027017, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крымская, д. 99.
26.06.2018, на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 25.06.2018 № 294-КНД, контролирующим органом было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в п. Витязево, г. Анапа, Краснодарского края.
В результате визуального осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 в географических координатах (44,983169 37,249671) водоохранной зоне Черного моря осуществляется накопление отходов производства и потребления на открытой площадке, вне специализированно оборудованного места, а также не отвечающим требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03. Ветрозащитное сооружение, защищающее место накопления отходов от атмосферных осадков, при этом отсутствовало. Отходы накапливаются не раздельно, что подтверждается фотоматериалами. Поверхность захламленной территории площадью более 100 кв.м. не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия. В соответствии с Перечнем среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810, данный вид отходов, расположенный на земельном участке соответствует виду отхода 4 класса опасности – Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4) и другие.
Постановлением Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 06.08.2018 № 0365/03/294-КНД/ПР/2018 администрация муниципального образования город-курорт Анапа признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация МО г.-к. Анапа обжаловала его в Анапский городской суд Краснодарского края.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края по делу № 12-307/2018 от 10.09.2018 обжалуемое постановление оставлено без изменения. Постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 06.08.2018 № 0365/03/294-КНД/ПР/2018 вступило в законную силу 21.09.2018.
Контролирующим органом на основании Методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 (зарегистрирована в Минюсте РФ от 07.09.2010, регистрационный номер № 18364), рассчитан размер вреда, причинённый почвам, который составил 126 000 рублей.
Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования город-курорт Анапа направлено письмо (исх. от 15.01.2020 № 01-17/60), в котором предлагалось вышеуказанную сумму оплатить в добровольном порядке.
В письме от 28.02.2020 № 103-07-2134/20 администрация муниципального образования город-курорт Анапа отказалась возместить ущерб в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение по настоящему делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2016 № 761 (далее – Положение), управление является территориальным органом Росприроднадзора.
Согласно пункту 4.23 Положения для осуществления своих полномочий Управление имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, функциями управления являются контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, то есть защита государственных и общественных интересов.
Результатом реализации вышеуказанных функций является исковое заявление о взыскании суммы вреда, причиненного почвам.
Возмещение вреда производится на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Для возложения ответственности в виде возмещения вреда истцом должны быть доказаны противоправность поведения причинителя вреда и его вина, наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим в результате этого ущербом.
В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума N 21) вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности (пункт 35 постановления Пленума N 21, статья 77 Федерального закона N 7-ФЗ, статья 1064 ГК РФ).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда (пункт 37 постановления Пленума N 21).
В силу статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что управлением было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893, расположенном в водоохранной зоне Черного моря (в географических координатах 44,983169 37,249671), осуществлялось размещение и накопление отхода 4 класса опасности – Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4) и других.
Согласно информации, полученной из администрации муниципального образования город-курорт Анапа (вх. №2473 от 09.07.2018), земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 является собственностью муниципального образования город-курорт Анапа. При изучении поступивших копий документов контролирующим органом установлено, что земельный участок в географических координатах (44,983169 37,249671) по состоянию на 26.06.2018 является собственностью администрации МО г.-к. Анапа, в аренду иным лицам не передан.
В соответствии со статьей 47 Устава муниципального образования город-курорт Анапа (далее – Устав) администрация муниципального образования город-курорт Анапа в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, охраны окружающей среды, лесных отношений осуществляет следующие полномочия:
1) создает, развивает и обеспечивает охрану лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования город-курорт Анапа, осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
2) представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
3) участвует в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов;
4) участвует во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
5) организует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования город-курорт Анапа;
6) ведет реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации;
7) осуществляет использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Анапа;
8) иные полномочия в соответствии с законодательством.
Согласно статье 4 Устава, муниципальное образование город-курорт Анапа наделено Законом Краснодарского края от 01.04.2004 № 676-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Исходя из вышеизложенного следует, что в июне 2018 года, допустив нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 администрацией муниципального образования город-курорт Анапа совершено административное правонарушение. Местом совершения административного правонарушения является часть водоохранной зоны водного объекта - Черного моря (земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:1893).
В рамках производства по делу об административном правонарушении установлено, что мероприятия по охране почвы на земельном участке, принадлежащем администрации на праве собственности, не осуществлялись должным образом, 26.06.2018 было допущено загрязнение (захламление) почвы строительным мусором. Указанное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде подлежит возмещению субъектом хозяйственной и иной деятельности, причинившим его.
Размер вреда, причинённый почвам, согласно прилагаемому расчёту контролирующего органа составил 126 000 рублей (100*1*1,8*700=126 000).
Размер вреда рассчитан на основании Методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
При этом в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 указано, что при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Расчет размера вреда, причинённого почвам, произведенный истцом, проверен судом и признан верным.
Довод ответчика о том, что управлением не производился отбор проб почвы с целью определения превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ почвы, является несостоятельным на основании следующего.
Исходя из положений пункта 10 Методики № 238, расчет размера вреда в рассматриваемом случае не предусматривает обязательное применение показателей каких-либо проб.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.09.2019 по делу № А32-39188/2016, в котором указано, что по смыслу приведенных норм права и положений пункта 10 Методики № 238 расчет размера вреда в рассматриваемом случае не предусматривает обязательное применение показателей каких-либо проб. Само по себе самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почв мусором является достаточным основанием для взыскания вреда независимо от глубины загрязнения почвы. При отсутствии сведений о глубине загрязнения почвы применяется предусмотренный пунктом 7 Методики коэффициент Kr, равный 1, что прямо следует из примера № 4, описанного в Методике.
Исходя из доказанности факта причинения ответчиком вреда окружающей среде, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправным бездействием администрации и наступившими вредными последствиями, суд пришел к выводу, что требование управления о взыскании с ответчика вреда, причиненного почвам, в размере 126 000 рублей, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.09.2020 № 1154 утверждены реквизиты для оплаты суммы взыскиваемого вреда, в том числе: КБК 048 1 16 11070 01 0000 140 «Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации (за исключением вреда, причиненного на особо охраняемых природных территориях)».
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ОГРН 1022300523057, ИНН 2301027017, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крымская, д. 99) в пользу Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1152315003631, ИНН 2315984143, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Рыбацкая, д. 1) сумму вреда, причинённого почвам, в размере 126 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Хахалева