АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-16298/2015
25 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2015 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска», г. Новороссийск (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар
об оспаривании постановления от 15.01.2015 № 002251 о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 12.01.2014 № 07/2015,
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 10.06.2015 № 75-13410/1501.14,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска»
(далее – предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – инспекция, административный орган), в которой просит признать незаконным и отменить постановление от 15.01.2015 № 002251, вынесенное инспекцией, о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в виде административного штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Заявитель поддержал заявленные требования. В обоснование заявленных требований предприятие ссылается на то, что в его действиях отсутствует вина; поскольку холодного водоснабжения в г. Новороссийске 05.12.2014 не было по причинам независящим от предприятия. Заявителем были предприняты все необходимые меры по уведомлению служб и населения г. Новороссийска о том, что 04.12.2015 и 05.12.2014 холодное водоснабжение в дневные часы осуществляться не будет, был организован подвоз воды населению автоцистернами.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, представило дополнительные документы, которые суд приобщил к материалам дела. Инспекция просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку предприятие было законно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Лица, участвующие в деле, не направили возражений против рассмотрения дела в судебном заседании.
Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 11.08.2015 был объявлен перерыв до 18.08.2015 в 10 часов
30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено с участием обеих сторон.
Из материалов дела видно и судом установлено, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 22.02.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 350000,
<...>.
На основании распоряжения от 14.12.2014 № 4122 проведена внеплановая выездная проверка в отношении предприятия по холодному водоснабжению в жилом доме № 12 по ул. Ревельской г. Новороссийске и установлено, что 05.12.2014 в 11 часов 30 минут в многоквартирном доме № 12 по ул. Ревельской г. Новороссийске не соблюден круглосуточный бесперебойный режим обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению по присоединительным сетям, чем нарушены требования пункта 1 Раздела 1 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки
от 05.12.2014 № 003079.
Усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса, должностное лицо административного органа в присутствие представителя предприятия по доверенности ФИО1, составило протокол от 09.12.2014 № 002223 об административном правонарушении, в котором представитель пояснил, что возражает, а письменные пояснения будут предоставлены позже. Данным протоколом дело назначено к рассмотрению на 18.12.2014.
Определением о вызове лица и назначении времени рассмотрения дела об административном правонарушении от 09.12.2014 № 002251 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 18.12.2014.
Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.12.2014 № 000399 и извещением о вызове для рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.12.2014 дело назначено к рассмотрению на 15.01.2015 с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.
Рассмотрев материалы проверки в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя предприятия, административный орган вынес постановление от 15.01.2015
№ 002251 по делу об административном правонарушении, которым оно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде штрафа в размере
10 тыс. рублей.
Считая не соответствующим действующему законодательству данное постановление инспекции, предприятие обратилось в суд с заявлением за защитой своих прав и законных интересов.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 Кодекса установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до
одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения, являются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства – установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с требованиями пунктом 1 Раздела I Приложения № 1 Правил холодное водоснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
В силу требований подпункта «в» пункта 3 Раздела II Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно подпункту «а» пункта 31 Раздела IV Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пунктов 4.12, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденные постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению, в том числе холодной воды, должны обеспечивать непрерывность потребления, которое должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Согласно пункту 149 названных правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлен вид коммунальных услуг – холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В силу пункта 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).
Согласно пункту 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В подпунктах «а» и «в» пункта 9 Правил № 354, установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: – в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее – товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; – в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предприятие является ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов дела следует и актом проверки от 05.12.2014 № 003079 зафиксировано, что в ходе проведения инспекцией внеплановой выездной проверки по предоставлению холодного водоснабжения жителям дома № 12 по ул. Ревельской в
г. Новороссийске, установлено, что 05.12.2014 в многоквартирном доме № 12 по
ул. Ревельской в г. Новороссийске не соблюден круглосуточный бесперебойный режим обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению по присоединительным сетям, чем нарушены требования пункта 1 Приложения № 1 Правил № 354.
Между тем, в рамках данного дела событие правонарушения в действиях предприятия не подтверждено административным органом ни на стадии проверки, ни в ходе процедуры, регламентируемой Кодексом.
В оспариваемом постановлении указано, что дом № 12 по ул. Ревельской в
г. Новороссийске является многоквартирным. Однако материалами дела подтверждается, что он является частным.
Заявитель указывает, что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, замеры давления воды на вводе в дом не производились, проверка водоснабжения дома через время не осуществлялась, административный орган не устанавливал причину отсутствия воды в доме.
При этом заявителем заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Югводоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) от 01.04.2013 № 83 на холодное водоснабжение (далее – договор), согласно пункту 1.4 которого граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям предприятия и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в соответствии с актами разграничения эксплуатационной ответственности (приложение
№ 3 к договору)
В силу статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения» (далее – Закон № 416), пункта 7.1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение в следующих случаях, установленных законодательством Российской Федерации: 1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; 2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; 4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено; 5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
В соответствии с подпунктом 2.1.6 Закона № 416 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предупреждать абонента, а также третьих лиц, перечень которых определен законодательством Российской Федерации, о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения в порядке и случаях, предусмотренных договором и нормативными актами.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью «Югводоканал» письмом от 03.12.2014 № 01/1791 уведомило предприятие, а также администрацию города Новороссийска, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю г. Новороссийск, ОД Управления ЧС и ГЗ г. Новороссийск, о том, что в связи с аварией на магистральном водопроводе общества с ограниченной ответственностью «Югводоканал» будет снижена подача воды в г. Новороссийск с
10 часов 00 минут 04.12.2014 до 10 часов 00 минут 05.12.2014. Выход на плановый режим подачи воды планируется к 15 часам 00 минут 05.12.2014.
Предприятие в свою очередь факсимильным сообщением от 03.12.2014 уведомило службу «112», дежурного администрации муниципального образования г. Новороссийск, ГО и ЧС, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, Тепловые сети, пожарную часть,открытое акционерное общество «Новороссийская управляющая компания», Департамент Жилищного коммунального хозяйства Краснодарского края, отдел образования, администрацию Приморского района г. Новороссийск, администрацию Южного района
г. Новороссийск, администрацию Центрального района г. Новороссийск, администрацию Восточного района г. Новороссийск, о том, что в связи с производством аварийных работ ООО «Югводоканал» на магистральном водопроводе и снижением подачи воды в
г. Новороссийск, подача воды в г. Новороссийске будет осуществляться 04.12.2014 с
6 часов 00 минут до 8 часов 00 минут и с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут; 05.12.2014 с 06 часов 00 минут до 8 часов 00 минут. Дополнительно будет осуществляться подвоз воды населению автоцистернами. О времени восстановления штатного режима подачи воды будет сообщено дополнительно по факту выполнения
аварийно-восстановительных работ обществу с ограниченной ответственностью «Югводоканал» на магистральном водопроводе (копия факсимильного сообщения прилагается).
Проведение ремонтно-восстановительных работ в проверяемый период также подтверждаются рядом публикаций на новостных сайтах, скриншоты которых имеются в материалах дела и по существу не опровергаются инспекцией.
Судом установлено, что внеплановая выездная проверка в отношении предприятия проводилась инспекцией 05.12.2014 в 11 часов 30 минут. по адресу: г. Новороссийск,
ул. Ревельская, д. 12, то есть в часы отключения холодного водоснабжения обществом с ограниченной ответственностью «Югводоканал» на магистральном водопроводе.
С учетом изложенного, инспекция, привлекая предприятие к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса, должна была выяснить, состоит ли предприятие с потребителем коммунальных услуг в договорных отношениях, обслуживает ли внутридомовые инженерные системы жилого дома № 12 по ул. Ревельская в
г. Новороссийске, с использованием которых потребителю поставляются коммунальные услуги.
Однако доказательств того, что собственники спорного жилого дома заключили с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку коммунальных ресурсов и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, административным органом в материалы дела не представлено. Ни в акте проверки, ни в протоколе об административном нарушении не зафиксировано продолжительность отсутствия холодного водоснабжения.
Представитель предприятия оспаривал при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении факт наличия в его действиях правонарушения. Однако инспекция оценки возражениям не дала и не учла их при рассмотрении дела.
Иных доказательств, свидетельствующих в рассматриваемом случае о ненадлежащем предоставлении предприятием коммунальной услуги по холодному водоснабжению, административным органом не представлено.
В ходе проверки административный орган, не исследовав и не установив надлежащим образом событие нарушения, пришел к выводу о том, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что административный орган не доказал нарушение предприятием пункта 1 Раздела 1 Приложения № 1 к Правилам № 354, выраженный в отсутствии холодного водоснабжения в многоквартирном жилом доме № 12 по ул. Ревельской в г. Новороссийске, а также с учетом установленной единовременной продолжительности перерыва подачи холодной воды, и наличия состава вменяемого нарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса.
Инспекция не представила суду доказательств, подтверждающих правомерность, законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 Кодекса).
Административный орган также не исследовал наличие или отсутствие вины предприятия в совершенном правонарушении.
При этом материалами дела подтверждается, что в действиях предприятия отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением Кодекса» суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена обязательная процедура привлечения к административной ответственности, несоблюдение которой свидетельствует о незаконности наложения взыскания независимо от того, совершило ли лицо, привлеченное к ответственности, административное правонарушение.
В статье 28.2 Кодекса установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные, о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины неявки участников производства по делу, и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании частей 1, 2, 3 статьи 25.4 Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, которым является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные, о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В пункте 24 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Таким образом, суд пришел к выводу, что порядок привлечения предприятия к административной ответственности, установленный статьями 4.5, 25.1, 28.2 и 29.10 Кодекса, инспекцией соблюден и заявителем не оспаривается.
Санкция статьи 7.23 Кодекса предусматривает ответственность для юридических лиц от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Штраф назначен в максимальном размере в пределах санкции, указанной нормы права, поскольку административным органом установлена многократность привлечения общества к административной ответственности по аналогичным спорам, что служит отягчающим обстоятельством при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку в действия предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, требования заявителя об отмене постановления инспекции подлежит удовлетворению.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 137, 163, 167 – 170, 176, 208 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление от 15.01.2015 № 002251, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере
10 тыс. рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Т.Г. Маркина