АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-16510/2016
08 сентября 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 сентября 2016 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск МВД России», п. Новомихайловский
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар (1)
к обществу с ограниченной ответственностью «ЮгСпецСтрой», г. Ставрополь (2)
к обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-10», г. Волгоград (3)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Лабинск (4)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «Электронные торговые системы», г. Москва
о признании недействительным решений, предписания, обязании разместить опровержение
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО2 - доверенность от 12.01.2016
от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 08.04.2016 (1); не явился, извещен (2) - (4)
от третьего лица: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск МВД России» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган), к обществу с ограниченной ответственностью «ЮгСпецСтрой», к обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-10», к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании недействительным решений, предписания, обязании разместить опровержение (требования, измененные в порядке ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представитель заявителя пояснил: настаивает на удовлетворении заявленных требований; просит признать незаконным и отменить решение, предписание антимонопольного органа по делу № ЭА-237/2016, решение по делу № ЭА-236/2016, решение по делу № ЭА-250/2016, обязать оператора электронной площадки разместить на официальном сайте опровержение указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет»; основания заявленных требований изложены в заявлении, дополнении к заявлению и приложенных документальных доказательствах; указывает на незаконность оспариваемых решений, предписания антимонопольного органа.
Представитель заинтересованного лица (1) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывает на законность и обоснованность оспариваемых решений, предписания антимонопольного органа, на наличие законных оснований для их принятия; возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве, дополнении к отзыву, согласно которым антимонопольный орган просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо (2) – (4) в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Отзыв на заявление не представлен.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Представлен отзыв на заявление, в соответствии с которым не может предоставить свою позицию по существу спора; просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица (1), исследовав материалы дела, установил следующее.
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ЮгСпецСтрой» о нарушении заказчиком ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт фасада лечебного корпуса» (извещение № 0318100059616000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением от 26.02.2016 по делу № ЭА-237/2016 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд признала жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» обоснованной в части необоснованного установления нестандартных требований к товарам (материалам); установления избыточных характеристик к товарам (материалам); размещения разъяснений положений аукционной документации, меняющих суть документации; установления требований к материалам, не позволяющих участникам определить конкретные требования заказчика; размещение документации не доступной для ознакомления; в действиях заказчика - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» признано нарушение ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе; заказчику - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» (аукционной комиссии) выдано предписание № 75 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ИП ФИО1 о нарушении заказчиком ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт фасада лечебного корпуса» (извещение № 0318100059616000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением от 26.02.2016 по делу № ЭА-236/2016 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд признала жалобу ИП ФИО1 обоснованной в части необоснованного установления нестандартных требований к товарам (материалам); установления избыточных характеристик к товарам (материалам); размещения разъяснений положений аукционной документации, меняющих суть документации; наличия разночтения в аукционной документации и проекте контракта в части сроков выполнения работ извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации в части установления ограничений; признала в действиях заказчика - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» нарушение ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «СМУ-10» о нарушении заказчиком ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт фасада лечебного корпуса» (извещение № 0318100059616000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением от 02.03.2016 по делу № ЭА-250/2016 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд признала жалобу ООО «СМУ 10» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе; признала в действиях заказчика - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» нарушение ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе.
ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения, предписания антимонопольного органа по делу № ЭА-237/2016, решения по делу № ЭА-236/2016, решения по делу № ЭА-250/2016, просит обязать оператора электронной площадки разместить на официальном сайте опровержение указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет» (требования, измененные в порядке ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица (1), исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Закона № 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона № 135-ФЗ).
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемых решений и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было. Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрены антимонопольным органом в присутствии представителей заказчика – ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» ФИО4 (доверенность), ФИО2 (доверенность), ФИО5 (доверенность).
Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемых решений также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, не содержит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заказчиком - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» проводился электронный аукцион «Капитальный ремонт фасада лечебного корпуса» (извещение № 0318100059616000006). Начальная (максимальная) цена контракта – 2 999 971,82 руб.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено судом, в техническом задании заказчик установил следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- по п.27 «Доски обрезные»: Доски обрезные - пиломатериалы хвойных пород (лиственница или сосна или ель или кедр или пихта) длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, сортом 1 или 2 или 3 или 4. Возможные пороки в пиломатериалах: частично сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые сучки допускаются в общем числе сросшихся здоровых сучков размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, размер не более 1/2, количество не более 4 шт. Сросшиеся здоровые сучки должны допускаться размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более, пластевые и ребровые: размер, кол-во 4 шт.; Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов может быть 1250-1600 мкм, Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов должны быть: по длине, мм, не более +50 и -25; по толщине, мм, не более ±3,0; По ширине не более ±3,0 и т.д.
Согласно ГОСТ 8486-86 измерение пороков древесины осуществляется по ГОСТ 2140-81, параметры шероховатости по ГОСТ 7016-2013, предельные отклонения от номинальных размеров по ГОСТ 24454-80 и определяются по результат проведенных производителем испытаний.
В соответствии с разделом «Инструкция по заполнению заявки» «Показатели, сопровождающиеся словами «не менее», являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком (крайние значения включаются в приведенный заказчиком интервал), при сопровождении показателя словами «не ниже» участник закупки также указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком (крайние значения включаются в приведенный заказчиком интервал), то есть данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в составе первой части заявки слова «не менее», «не ниже». Показатели, сопровождающиеся словами «не более», являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком (крайние значения включаются в приведенный заказчиком интервал), при сопровождении показателя словами «не выше» участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или меньше (ниже) заявленного заказчиком (крайние значения включаются в приведенный заказчиком интервал), то есть данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в составе первой части заявки слова «не более», «не выше».
- по п.26 «Грунтовка: ХС-04 коричневая»: Технические характеристики: доля нелетучих веществ: - по массе………40-48 % массы; - по объему……….20-24% объема; Теоретический расход на один слой ……..80-110 г/м2; рекомендуемая толщина одного слоя ………….15-20 мкм.
Согласно разделу «Инструкция по заполнению заявки» «В случае если в документации установлено одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные знаками "тире", "дефисом", "многоточие" - участником данные показатели должны быть конкретизированы (крайние значения включаются в приведенный заказчиком диапазонный показатель)».
Аналогичные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ содержатся также по ряду других позиций (по п.25,30).
- по п.20 «Пена монтажная» заказчик требует указать вес готового баллона брутто - не менее 1020 г.
Вес – сила воздействия тела на опору (или подвес или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести, которая измеряется в Ньютонах. Заказчик требует указать данную величину в килограммах, чем вводит участников закупки в заблуждение. В соответствии с п. 2 Приложения № 1 «Основные единицы Международной системы единиц» к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации») килограмм (грамм) – единица массы, равная массе международного прототипа килограмма. Таким образом, по позиции 20 «Пена монтажная», Заказчиком неверно указана единица измерения по показателю «Вес готового баллона брутто».
- по п.28 «Раствор готовый отделочный тяжелый: известковый»: водоудерживающая способность растворных смесей должна быть более 89%.
Согласно п. 4.4. ГОСТ 28013-98 «Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.
- по п. 9 «Цемент»: Предел прочности при сжатии - 20,3 мПа.
Предел прочности цемента при изгибе и сжатии установлен п.1.7. ГОСТ 10178-85 и должен быть не менее значений, указанных в ГОСТ 10178-85. Установлено, что в Техническом задании заказчик установил предел прочности, менее указанных значений.
Аналогичные нестандартные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ содержатся также по ряду других позиций (по п.25,34).
Обоснование использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии в документации отсутствует.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчику был направлен запрос участником электронного аукциона о даче разъяснений положений аукционной документации: «В позициях 6 и 7 вами установлено требование: «Расход эмали на однослойное покрытие в зависимости от цвета – 100-180 г/м2. Цвет по согласованию с заказчиком». В зависимости от цвета краски его расход будет иметь разное значение. То есть в соответствии с данным требованием невозможно указание конкретного значения (указывается диапазон). Однако, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: «В случае если в документации установлено одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные знаками "тире", "дефисом", "многоточие" - участником данные показатели должны быть конкретизированы (крайние значения включаются в приведенный заказчиком диапазонный показатель)». Просим уточнить, что же должен указать участник – конкретное значение (что в принципе невозможно) или диапазонное значение (что противоречит положениям инструкции по заполнению заявки)?»
Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации: «Требуется указать диапазонные значения показателя».
Заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации: «В позиции 15 проволока установлено требование: «катанка требуется диаметром в пределах от 6,3 до 6,5 мм». По инструкции «В случае если диапазонный показатель сопровождается термином «в интервале», «диапазон», «в пределах», то участник закупки также предлагает заказчику значение диапазонного показателя, при этом участник должен указать значение в виде диапазона, границы которого соответствуют предлагаемому участником материалу, установленным заказчиком требованиям и требованиям государственных стандартов, регламентирующих предлагаемый товар (материал)». Однако диаметр является конкретным значением. В данном случае участник должен указать конкретное значение или диапазонное?»
Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации: «Требуется указать конкретное значение из предлагаемого диапазона».
Заказчику поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации: «В позиции 32 при описании объекта закупки вы используете слово «например». Оно переносится в первую часть заявки или является неконкретным значением?».
Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации: Слово «например» является неконкретным значением.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки не описаны случаи применения слова «например».
Заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, однако, в размещенных 12.02.2016 в 11:14 разъяснениях положений аукционной документации текст запроса заказчиком не указан.
Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации: «По поз.8 Шпаклевка, характеристику Расход при толщине слоя в 1 см – считать ошибочной, читать при толщине в 1 мм».
Согласно Инструкции к заполнению первой части заявки, в случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей и/или некорректное их написание, а также в случае некорректного указания наименования показателя (наличие орфографической или технической ошибки), читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов, в случае невозможности для участника закупки идентифицировать такой показатель, участник закупки в своей заявке может любым удобным для него образом обозначить данный факт и оставить требование, имеющее в своем составе данный показатель, без изменения – аукционная комиссия не будет учитывать при рассмотрении первых частей заявок данные требования.
Таким образом, разъяснения положений аукционной документации, в нарушение Закона о контрактной системе, меняют суть аукционной документации, лишают участника возможности корректно подать заявку на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой. Приказ вступил в силу с 01.01.2016, что установлено в п. 2 указанного Приказа.
Настоящий порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок) устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующих информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно требованиями пункта 1.2 Раздела I Порядка в единой информационной размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В соответствии с Разделом IV «Правила пользования единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы» Порядка:
- пользование единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы осуществляется без регистрации;
- пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции: поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы; просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системе.
На официальном сайте допускается загружать файлы в форматах bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов.
Документация электронного аукциона (Требования к товарам (материалам)) размещена на официальном сайте в формате pdf. Однако, информация (условные обозначения), указанная на изображениях в п.1-5, 12-15, 17 не доступна для ознакомления.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих об ином не имеется и суду представлено не было.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении электронного аукциона не содержит требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В Информационной карте аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно утвержденному приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», предоставить документ, подтверждающий возможность их выполнения участником размещения заказа является выданное саморегулируемой организацией действующее свидетельство о допуске к выполнению видов работ, указанных в Дефектном акте. При этом, в аукционной документации Заказчиком не указаны виды работ, на которые требуется свидетельство СРО.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В п.3.1. Проекта контракта установлено: срок выполнения работ со дня подписания государственного контракта до 31 мая 2016 года.
Однако, извещение о проведении электронного аукциона, размещенное на официальном сайте в сети «Интернет», содержит срок выполнения работ: год 2016 месяц Декабрь. Согласно пояснениям заказчика, была допущена техническая ошибка.
Заявитель указывает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит запреты и ограничения, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».
При этом, информационной картой предусмотрены ограничения, установленные в соответствии с Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте единой информационной системы заказчиком 11.02.2016 были внесены изменения в информационную карту электронного аукциона, в части установления дополнительных ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных фактических обстоятельств, установленных антимонопольным органом при принятии оспариваемых решений, предписания в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Доводы заявителя об отсутствии у антимонопольного органа законных оснований для рассмотрения жалобы ИП ФИО1 подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно п.4) ст.3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок (ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Законом о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 причины для отклонения жалобы ИП ФИО1 у Краснодарского УФАС России отсутствовали.
В соответствии с ч.3 ст.106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Исходя из вышеизложенного, судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемых решений антимонопольного органа, не исключающие названных нарушений, установленных антимонопольным органом, при рассмотрении названных жалоб.
При совокупности названных обстоятельств судом делается вывод о том, что в деяниях заявителя имелись события, правомерно и обоснованно квалифицированные антимонопольным органом в качестве оснований для принятия оспариваемых решений, предписания; антимонопольный орган правомерно признал в действиях заказчика - ФКУЗ «Санаторий-профилакторий «Солнечный» ВВ МВД РФ» нарушение ч. 4 ст. 4, ч.3. ст.7, п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным решения, предписания антимонопольного органа по делу № ЭА-237/2016, решения по делу № ЭА-236/2016, решения по делу № ЭА-250/2016, обязании оператора электронной площадки разместить на официальном сайте опровержение указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет», являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.О. Федькин