ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-16549/15 от 09.09.2015 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-16549/2015

г. Краснодар11 сентября 2015 года

резолютивная часть решения оглашена 9 сентября 2015 года

полный текст решения изготовлен 11 сентября 2015 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Суминой Оксаны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой», г. Новороссийск

к Новороссийской таможне, г. Новороссийск

о призвании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.03.2015 г. № 10317000-76/2015

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: ФИО1, по доверенности.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении от 20.03.2015 г. № 10317000-76/2015.

Представитель Новороссийской таможни с доводами Общества не согласился. Считает, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Представил отзыв на заявление по делу и дополнение к нему.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено.

19.07.2012 между ООО «ИНВЕСТСТРОЙ» (далее по тексту - Покупатель) и компанией «ASPINTERNATIONALTRADINGLLC» (далее по тексту - Продавец) заключен контракт № AIT1, в соответствии с которым Продавец продает, а Покупатель покупает товары: посуду, кухонные и столовые принадлежности и аксессуары, двери, крепежные и строительные изделия, керамическую и керамогранитную плитку, алюминиевые и чугунные радиаторы, трубы в количестве  ассортименте, согласно заявке Покупателя на каждую отгружаемую партию товара. Общая сумма контракта составляет один миллион долларов США. Цена товаров установлена в долларах США согласно условиям поставки (ИНКОТЕРМС 010). Цена, ассортимент, условия поставки, определяются в Приложениях к данному контракту, которые являются неотъемлемой частью данного контракта. Количество и ассортимент по каждой отгружаемой партии товара определяются Согласно заявке Покупателя, согласованной и подписанной Продавцом.

Во исполнение указанного контракта, 05.01.2015 в порт Новороссийск прибыл т/х «ADRIANA», на борту которого находился контейнер                    №TCLU2729290 с товаром «нагревательный коврик, нагревательный кабель», прибывшим в адрес ООО «ИНВЕСТСТРОЙ».

05.01.2015 вышеуказанный товар выгружен с борта судна и помещен на временное хранение в зону таможенного контроля ОАО «Новорослесэкспорт» с регистрацией Д01 № 10317090/050115/0000135/6.

13.01.2015 директором ООО «ИНВЕСТСТРОЙ» ФИО2, в соответствии со ст.ст. 180-181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни подана при использовании международной сети «Интернет» декларация на товары (далее   по   тексту   -   ДТ)   №    10317100/130115/0000286,   по   которой   ООО«ИНВЕСТСТРОЙ» задекларирован товар двух наименований   с заявлением в ДТ следующих сведений:

- товар № 1 «нагревательные кабели, представляет собой медный провод с полимерной обмоткой намотанный на катушку. Используется в системах «электрический теплый пол» при отделке жилых помещений: SH-20-10 - 48 шт., 4 кор; SH-20-15 - 60 шт, 5 кор; SH-20-25 - 48 шт, 4 кор; SH-20-30 - 12 шт, 1 кор; SH-20-35 - 60 шт, 5 кор; SH-20-42.5 - 64 шт, 8 кор; SH-20-60 - 64 шт, 8 кор; SH-20-80 -48 шт, 6 кор; SH-20-90 - 20 шт, 10 кор; SH-20-100 - 20 шт, 10 кор; SH-20-120 - 20 шт, 10 кор; SH-20-140 - 12 шт, 6 кор. Всего: 476 шт, 77 кор.: - 476 шт, изготовитель: «WUHU JIAHONG NEW MATERIAL CO. LTD» товарный знак: «SOUTHHEAT» в количестве 77 грузовых мест весом брутто 1334,100 кг весом нетто 1210,900 кг. Заявленный классификационный код данного товара № 1 по ЕТН ВЭД ТС 8516 80 200 9, заявленная таможенная стоимость - 417239,05 руб.;

-товар № 2 «нагревательные маты, представляют собой медный провод с полимерной обмоткой запаянный в мат из ПВХ. Используются в системах -электрический теплый пол» при отделке жилых помещений: арт. SHDN-1 - 45 шт, 5 кор; арт. SHDN-1.5 - 45 шт, 5 кор; арт. SHDN-2 - 99 шт, 11 кор; арт. SHDN-2.5 -45 шт, 5 кор; арт. SHDN-3 - 99 шт, 11 кор; арт. SHDN-3.5 - 45 шт, 5 кор; арт. SHDN-4-45 шт, 5 кор; арт. SHDN-4.5 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-5 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-6 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-7 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-8 - 48 шт, 12 кор; Ьт. SHDN-9 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-10 - 48 шт, 12 кор; арт. SHDN-12 - 32 шт, 8 кор. Всего: 791 шт, 139 кор.: -791 шт. Изготовитель: «WUHU JIAHONG NEW MATERIAL CO. LTD» товарный знак: «SOUTHHEAT» в количестве 139 грузовых мест весом брутто 2890,400 кг весом нетто 2612,400 кг. Заявленный классификационный код данного товара № 2 по ЕТН ВЭД ТС 8516 80 200 9, заявленная таможенная стоимость - 870510,71 руб.

Товар «электрические аппараты и приборы бытового назначения: системы «теплый пол»» включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» далее по тексту - ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования».

В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений по товарам № 1, 2 задекларированным по ДТ № 10317100/130115/0000286, ООО «ИНВЕСТСТРОЙ» был представлен сертификат соответствия от 15.08.2014 № ТС RUC-CN.MЮ62.B.00347.

В соответствии с сертификатом соответствия от 15.08.2014 № ТС RU С-ГММЮ62.В.00347, продукция «электроприборы отопительные бытовые: системы «теплый пол» (нагревательные провода, маты) марки «SOUTHHEAT», изготовлены по технической документации изготовителя № SOUTHHEAT.01.001 АС. Серийный выпуск. Код ТН ВЭД ТС 8516 80 200 9» соответствует требованиям ТР ТС 004/2011. Данный   сертификат   соответствия   выдан   на   основании   протокола  испытаний Испытательного центра ООО «АКАДЕМСИБ» № 13066 от 26.06.2014, акта анализа производства от 25.07.2014 № 00499.

В соответствии с профилем риска № 3978 должностным лицом Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, задекларированных по ДТ № 10317100/130115/0000286.

16.01.2015 в результате фактического контроля в форме таможенного досмотра (АТД № 10317090/160115/000046) установлено, что на товарах №№ 1, 2 и на упаковках отсутствует маркировка, содержащая информацию о производителе и стране происхождения товара. Общее количество товара № 1 составляет 77 картонных коробок (грузовых мест), весом брутто 1129,9 кг, весом нетто 1017,85 кг; товара № 2 - 139 картонных коробок (грузовых мест), весом брутто 2817,65 кг, весом нетто 2508,85 кг.

Сертификат соответствия от 15.08.2014 № ТС RU С-СКМЮ62.В.00347 действуют только в отношении товаров, указанных в сертификате соответствия и маркировка которых соответствует требования ТР ТС 004/2011.

Товары №№ 1, 2, задекларированные по ДТ № 10317100/130115/0000286, общим весом брутто 3947,55 кг, весом нетто 3526,7 кг, к указанному сертификату соответствия продукции не относятся, поскольку их маркировки не соответствуют требованиям ТР ТС 004/2011.

Следовательно, названный документ относится к другим товарам, маркировка которых соответствует требованиям ТР ТС 004/20114, вследствие чего не подтверждает      соблюдение      установленного      ограничения      в      отношении декларируемого товара и поэтому сертификат соответствия от 15.08.2014 № ТС RUC-CN.MIO62.B.00347 является недействительным документом в отношении товаров №№ 1, 2, задекларированных по ДТ № 10317100/130115/0000286, непосредственно на которых, а также на их упаковке, отсутствует маркировка, содержащая информацию о производителе и стране происхождения товара.

Новороссийская таможня полагает, что представление декларантом ООО «ИНВЕСТСТРОЙ» недействительного сертификата соответствия от 15.08.2014 № ТС RUC-CN.MЮ62.B.00347 послужило основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных следующими документами:

-решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 91 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования»;

-решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования».

Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни (далее по тексту - ОТО и ЭК), изложенному в служебной записке от 20.01.2015 исх. № 26-27/0025, запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товарам №№ 1, 2, задекларированным по ДТ № 10317100/130115/0000286 с предоставлением сертификата соответствия от 15.08.2014 № ТС RUC-CN.MЮ62.B.00347, не соблюдены.

В обоснование своего заключения ОТО и ЭК Новороссийской таможни сообщило, что при идентификации товаров №№ 1, 2, задекларированных по ДТ № 10317100/130115/0000286 с сертификатом соответствия от 15.08.2014 № ТС RU С-CN.MЮ62.B.00347 путем сопоставления сведений, в том числе, отраженный в АТД № 10317090/160115/000046, установлено, что данные товары невозможно идентифицировать с указанным разрешительным документом. Данное заключение дано ОТО и ЭК Новороссийской таможни на основании сопоставления сведений в сертификате соответствия от 15.08.2014 № ТС RUC-CN.MЮ62.B.00347, а именно поля «Изготовитель» и результатов таможенного контроля в форме таможенного досмотра, которые свидетельствуют о несоответствии товара требованиям ТР ТС 004/2011 (ст. 5). На основании изложенного, ОТО и ЭК Новороссийской таможни считает, что вышеуказанный сертификат соответствия относятся к товарам, отличным от товаров №№ 1, 2, декларируемых по ДТ № 10317100/130115/0000286.

16.01.2015 таможенным органом на основании п. 2 ст. 201 ТК ТС отказано в выпуске товаров №, 2, задекларированных по ДТ № 10317100/130115/0000286.

Указанные обстоятельства послужили Новороссийской таможне основанием для возбуждения в отношении ООО «ИНВЕСТСТРОЙ» дела об административном правонарушении №10317000-76/2015 (определение от 05.02.2015).

5 марта 2015 года Новороссийской таможней в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

20.03.2015 г. заместитель начальника Новороссийской таможни по правоохранительной деятельности полковник таможенной службы ФИО3, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 10317000-76/2015 в отношении ООО «ИНВЕССТРОЙ» по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, признал Общество виновным в совершении вмененного административного правонарушения и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Вынесенное постановление мотивировано подверженностью факта совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, наличием в действиях Общества состава данного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприниматель обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Частью 3 статьи 16.2 Кодекса предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Пунктом 2 примечаний к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования".

Товар «электрические аппараты и приборы бытового назначения: системы «теплый пол» включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768.

Как указано выше, привлекая Общество к административной ответственности, таможенный орган исходил из того, что заявитель предъявил сертификат о соответствии, действие которого не распространяется на перемещаемый товар, поскольку ни на товаре, ни на его упаковке не содержалось сведений о его производителе и стране происхождения.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Согласно разделу 3.4 Межгосударственного стандарта "Упаковка. Термины и определения" ГОСТ 17527-2003, введенного постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 85-ст, маркировка на товар может быть нанесена на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык.

Учитывая изложенное, на товаре либо с ним должны быть идентификационные признаки, позволяющие определить, что товар произведен производителем, указанным в представленном в таможню сертификате о соответствии.

Товаросопроводительными документами (контрактом №AIT1 от 19.07.2012, с учетом дополнительного соглашения к нему №71 от 24.11.2013, инвойсом №ASPJH14281 от 09.11.2014, судовым коносаментом №MSCUEQ224932) на товар, а также сертификатом о соответствии выданным для выпуска данного товара подтверждается, что производителем данного товара является WUHUJIAHONGNEWMATERIALCO. LTD, страна происхождения Китай информация об артикулах используемых которым была нанесена на бирки.

Таможенным органом не представлены доказательства, указывающие на невозможность идентификации товара его соотнесение с сертификатом о соответствии посредствам сопоставления артикулов принятых и используемых в целях маркировки своей продукции производителем «WUHUJIAHONGNEWMATERIALCO. LTD, страна происхождения Китай.    

По результатам административного расследования таможня не представила доказательства несоответствия вышеуказанных сведений, сведений заявленных Обществом в спорной ДТ (в том числе относительно контракта и инвойса к нему), со сведениями, отраженными в акте таможенного досмотра.

Таможня так же не доказала, что производителем перемещаемого товара, является иное лицо, чем указано в сертификате о соответствии.

В этой связи, суд полагает, что само по себе отсутствие на товаре указания на наименование его производителя, стране происхождения не исключает того факта, что представленный сертификат о соответствии в отношении данного товара (серийно выпускаемого производителем) не выдавался. При названных обстоятельствах, доводы таможенного органа относительно того, что спорный сертификат соответствия выдан на другой товар, носят вероятностный характер, должным образом не подтверждены и не могут быть положены в основание выводов о совершении Обществом вмененного административного правонарушения путем предоставления недействительного документа в подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений.

В свою очередь относимость представленного Обществом в таможенный орган сертификата о соответствии к товару, заявленному в ДТ № 10317100/130115/0000286, и его изготовителю подтверждена товаросопроводительными документами (сведения о контракте и инвойсе на основании которых поставлялся товар так же отражены в спорном сертификате о соответствии), предъявленными заявителем к таможенному оформлению, действительность и подлинность которых таможенным органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах отсутствие на товаре и его упаковке указания на производителя товара, стране происхождения при недоказанности его приобретения у другого лица либо приобретения другого товара, не может свидетельствовать о недействительности (неотносимости к заявленному к таможенному оформлению товару) представленного Обществом в таможенный орган сертификата о соответствии.

В данном случае таможенным органом фактически установлено несоответствие маркировки товара требованиям соответствующего технического регламента, а не недействительность сертификата соответствия, выданного на него.

Доказательств обратного таможенным органом не представлено.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, таможня не доказала ни событие, ни наличие в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, заявление Общества подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление отмене, как незаконное.

Руководствуясь 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление от 20 марта 2015 года по делу об административном правонарушении №10317000-76/2015, вынесенное Федеральной таможенной службой Новороссийской таможней о привлечении ООО «Инвестстрой», г. Новороссийск к административной ответственности по ч.3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                          О.С. Сумина