ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-16555/19 от 18.06.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                        Дело № А32-16555/2019

18 июня 2019 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Альтор» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации муниципального образования Северского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным постановления от 07.02.2019 № 176 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Северского района
от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью 450 000 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Альтор» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования Северского района (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным постановления от 07.02.2019 № 176 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Северского района от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью 450 000 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату». Требования мотивированы тем, что в результате принятия постановления от 07.02.2019 № 176 нарушены права и законные интересы заявителя при  регистрации сделки – выкупа земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением исполнительного комитета Совета местного самоуправления Северского района Краснодарского края
от 06.04.2001 № 246 с частного предприятия «Альтор» в связи с изменением его организационной-правой формы на ООО «Альтор» перерегистрирован в аренду земельный участок общей площадью 45га, расположенный в районе п. Баки Северского района Краснодарского края.

Пунктом 3 вышеуказанного постановления признаны утратившими силу постановление главы администрации Северского района от 26.12.1995 № 1150-1 «Об отводе земельного участка частному предприятию «Альтор» для организации подсобного хозяйства» и постановление администрации Северского района
от 20.12.1996 № 1210 «Об отводе земельного участка предприятию «Альтор».

На основании указанного постановления между исполнительным комитетом Совета местного самоуправления Северского района и ООО «Альтор» был заключен договор аренды земельного участка от 07.09.2004 № 2600001514 на срок до 06.04.2050, в соответствии с которым ООО «Альтор» был предоставлен во владение и пользование земельный участок площадью 45 га, расположенный в районе п. Баки, из земель запаса, кадастровый номер 23:26:0000000:0033, под подсобное хозяйство.

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 04.12.2006 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, регистрационный номер 23-23-17/085/2006-070.

Согласно постановления главы местного самоуправления Северского района Краснодарского края от 06.07.1999 № 660 и свидетельства серии СЕВ № 1319 одним из основных видов деятельности ООО «Альтор» является производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Согласно выписок из ЕГЮРЛ от 27.05.2014, от 04.08.2017, от 11.01.2018, прилагаемых к исковому заявлению, основным видом деятельности ООО «Альтор» является выращивание зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур.

25.01.2018 ООО «Альтор» обратилось в Администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:0033.

Письмом от 27.02.2018 № 445 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земли запаса, которые не могут предоставляться юридическим или физическим лицам.

22.02.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением об определении категории земельному участку с кадастровым номером 23:26:0000000:0033.

Постановлением администрации от 12.03.2018 № 415 земельному участку была определена категория - земли сельскохозяйственного назначения.

29.11.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 450 000 кв.м с кадастровым номером 23:26:0000000:33, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования под подсобное хозяйство, расположенного в районе п. Баки, по цене равной 40 процентам кадастровой стоимости, установленной абзацем вторым пп.8 п.2.1 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 № 226.

Администрацией было принято постановление от 21.12.2018 № 2350 о предоставлении ООО «Альтор» в собственность за плату (40% от кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:33, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе п. Баки, предоставленного под подсобное хозяйство.

На основании вышеуказанного постановления между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка от 21.12.2018 № 175, подписанный уполномоченными лицами - главой муниципального образования Северский район и директором ООО «Альтор».

В соответствии с п. 3.5 договора он является документом, подтверждающим передачу земельного участка к покупателю без каких либо иных документов.

Выполняя требования п. 2.2 договора общество платежным поручением
от 02.12.2018 № 104 произвело перечисление цены выкупа земельного участка
по договору в размере 1 185 120 руб.

Согласно п. 6.1. договора право собственности на участок у покупателя возникает после регистрации перехода права собственности в Северском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в соответствии с законодательством.

24.12.2018  общество через МФЦ в ст. Северской подало заявление, договор и другие необходимые документы для государственной регистрации права собственности на приобретенный по договору земельный участок.

По результатам оказания государственной услуги Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю уведомлением от 27.12.2018 № 23/244/001/821/2018-1208 сообщил о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с тем, что им в порядке межведомственного взаимодействия направлен запрос в прокуратуру Северского района о законности вынесенного постановления от 21.12.2018 № 2350.

Уведомлением об отказе в снятии с приостановления от 24.01.2019 Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю сообщил, что 21.01.2019 из прокуратуры Северского района поступил ответ, что по итогам проведенной проверки на постановление администрации вынесен протест, который находится на рассмотрении.

Администрация муниципального образования Северский район приняла постановление от 07.02.2019 № 176, которым отменила постановление администрации муниципального образования Северский район от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью
450 000 кв.м с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату».

В обоснование требований, заявитель указывает, что в результате принятия постановления от 07.02.2019 № 176 нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заинтересованного на законных основаниях в приобретении в собственность спорного земельного участка.

Вышеуказанные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в суд с настоящими требованиями за защитой нарушенного права.

При решении вопроса о законности и обоснованности заявленных требований суд руководствуется следующим.

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными
ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суд уполномочен на проверку законности отказа такого органа в предоставлении земельного участка в установленной гл. 24 АПК РФ РФ процедуре судопроизводства и на обязание органа на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ принять меры по устранению нарушенных незаконным отказом прав заявителя по делу.

В силу п. 1 ст. 77 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Как было сказано ранее, 29.11.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 450 000 кв.м с кадастровым номером 23:26:0000000:33.

На основании принятого администрацией постановления от 21.12.2018 № 2350 о предоставлении ООО «Альтор» в собственность за плату земельного участка был заключен договор купли – продажи земельного участка от 21.12.2018 № 175.

07.02.2019 Администрацией муниципального образования Северский район принято постановление № 176, которым отменено постановление администрации муниципального образования Северский район от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью 450 000 кв.м с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату».

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что постановление об отмене постановления о предоставлении ООО «Альтор» земельного участка было принято на основании протеста прокурора Северского района.

Так, в протесте прокуратуры Северского района указано что, в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:33 «подсобное хозяйство», в связи с чем, предоставление его в собственность в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, которым закреплена продажа без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, не представляется возможным.

Однако, как было сказано ранее первоначально испрашиваемый земельный участок был предоставлен ООО «Альтор» на основании постановление главы администрации Северского района от 26.12.1995 № 1150-1 «Об отводе земельного участка частному предприятию «Альтор» для организации подсобного хозяйства».

Так, постановлением Совета Министров СССР от 17.10.1985 № 973 закреплено, что главными задачами подсобного сельского хозяйства являются своевременное и качественное выполнение производственных заданий, реализация в установленном порядке произведенной сельскохозяйственной продукции, эффективное использование земли.

Пунктом 12 указанного постановления закреплено, что подсобным хозяйствам предоставляется право сдавать излишки семян сельскохозяйственных культур и зернофуража на хлебоприемные предприятия Министерства заготовок СССР с последующим отпуском их другим подведомственным соответствующему министерству (ведомству) хозяйствам, не обеспеченным семенами и кормами, с возмещением предприятиям Министерства заготовок СССР расходов по обменным операциям.

Таким образом, действующим в тот период законодательством, было предусмотрено использование земельного участка в сельскохозяйственных целях с указанным видом.

Использование земельного участка для сельскохозяйственного производства подтверждается прилагаемыми актами осмотра рабочей группы по мониторингу использования земель сельскохозяйственного назначения в хозяйствах всех форм собственности Северского района с участием представителей управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Северский район
от 06.11.2013, от 21.10.2014, от 30.10.2015, от 02.11.2016, от 19.10.2017, от 30.10.2018.

Так, вышеуказанными актами осмотра подтверждается использование спорного земельного участка по целевому назначению, для выращивания сельскохозяйственных культур.

Согласно свидетельству основными видами деятельности ООО «Альтор» является производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, при рассмотрении дела, судом было установлено, что общество с целью исключения причины вынесенного прокуратурой Северского района протеста в отношении постановления администрации от 21.12.2018 № 2350 обратилось в администрацию с заявлением об установлении соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:33 «под подсобное хозяйство» виду разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540.

Администрацией было принято постановление от 22.02.2019 № 317, в соответствии с которым изменен вид разрешенного использования с «под подсобное хозяйство» на новый «сельскохозяйственное использование».

Таким образом, администрация фактически подтвердила, что ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:33 «подсобное хозяйство» соответствует категории земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

На основании этого постановления в ЕГРН были внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 23:26:0000000:33.

Так, согласно выписке ЕГРН от 10.04.2019 № 23/244/002/2019-821 земельный участок с кадастровым номером 23:26:0000000:33 относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

Суд пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок использовался в сельскохозяйственных целях с момента его предоставления обществу с разрешенным видом использования земельного участка.

12.03.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением, согласно которому предложило заключить дополнительное соглашение к действующему договору купли-продажи земельного участка от 21.12.2018 № 175 и указать вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» вместо вида «под подсобное хозяйство».

Администрация письмом от 03.04.2019 № 01-17/2869 отказала обществу в заключении дополнительного соглашения мотивируя отказ тем, что постановление администрации от 21.12.2018 № 2350 отменено.

Частью 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

При этом вынесение протеста прокурора не является безусловным основанием для отмены актов, указанных в протесте, а является основанием для рассмотрения данного протеста и указанных в нем оснований.

Реализация органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов, орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в принятом акте, отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.

Вместе с тем из преамбулы, а также из содержания оспариваемого постановления не следует, какой конкретно норме закона, иного правового акта противоречит постановление администрации муниципального образования Северский район от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью 450 000 кв.м с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату».

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление носит произвольный характер, не содержит ссылок на закон, иные нормативные акты и фактические обстоятельства, явившиеся основанием для отмены ранее принятого постановления главы администрации.

Постановлением от 07.02.2019 № 176 нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заинтересованного на законных основаниях в приобретении спорного земельного участка, предоставленного ему.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Управлению Росреестра ничто не препятствовало осуществить действия по государственной регистрации права собственности на приобретенный по договору земельный участок, так как стороны фактически не отказались от исполнения договора.

Договор купли-продажи земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.

Публично-правовые отношения по предоставлению земли между заявителем и администрацией прекратились (административный акт муниципального органа исполнен) с момента подписания договора и возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.

Вместе с этим, публичный ненормативный правовой акт не может прекращать, отменять гражданско-правовой договор.

Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Признание прав на земельный участок и защита прав на него осуществляются только в судебном порядке.

Признание утратившим силу ненормативного акта, являющегося основанием для заключения договора купли-продажи, нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя как стороны указанного договора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, требования ООО «Альтор» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

По правилам ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным постановления от 07.02.2019 № 176 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Северского района
от 21.12.2018 № 2350 «О предоставлении ООО «Альтор» земельного участка площадью 450 000 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенного в районе п. Баки, в собственность за плату».

Взыскать с Администрации муниципального образования Северского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ООО «Альтор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                        А.В.Семушин