ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-16687/13 от 06.11.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-16687/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Гречко   О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амбелиди В.А.,

рассмотрев дело по заявлению:

Гаражного кооператива ПК «Константа»

к Управлению имущественных и земельных отношений г. Новороссийска

третьи лица:

Администрация МО г. Новороссийска

Средняя школа № 33 г. Новороссийска

об обязании направить проект договора

при участии:

заявитель: ФИО1 паспорт, председатель

ответчик: ФИО2 дов. от 10.01.2013 г.

третье лицо: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ГК ПК «Константа» обратился к Управлению имущественных и земельных отношений г. Новороссийска с требованиями об обязании подготовить проект договора аренды на земельный участок.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, ссылается на то, что оформление прав на земельный участок собственниками строений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, должно производиться в соответствие с земельным законодательством, в частности со ст. 36 ЗК РФ, а со стороны заявителя отсутствуют какие-либо обращения и заявления о формировании земельного участка, утверждении схемы расположения границ, постановке на кадастровый учет.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Гаражный кооператив ПК «Константа» является правопреемником фонда «Безопасность дорожного движения», что подтверждается его Уставом.

Постановлением главы администрации г. Новороссийска № 1769 от 31.07.1992г. администрацией города Новороссийска было разрешено проектирование и строительство подземного гаражного кооператива «Фонда безопасности дорожного движения» под стадионом строящейся школы.

Заявитель обратился с заявлением в суд с требованиями об обязании администрации муниципального образования города Новороссийска подготовить проект договора аренды на земельный участок, на котором находится гаражный кооператив.

При решении вопроса об обоснованности заявленных требований суд руководствуется следующим.

Лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.5 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участка в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с п.5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительный власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Организации, являющиеся собственниками зданий (строений, сооружений), имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков, которое реализуется в порядке, установленном Законом № 137-ФЗ и Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Пунктом 4 Постановления от 24.03.2005 года №11 Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 N 475, для оформления права землепользования при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке необходимо предоставить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

Однако заявителем такие документы в компетентный орган направлены не были.

Кроме того, в соответствие с ч. 8 ст. 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления и двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка направляет копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В случае же, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращении исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дя поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

При этом отсутствуют какие-либо обращения и заявления о формировании земельного участка, утверждении схемы расположения границ, постановке на кадастровый учет со стороны заявителя.

Суд предлагал заявителю определением суда от 13.08.2013 г. указать на конкретные обжалуемые действия. Заявитель соответствующих доказательств и обоснований не представил, наличие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном, не подтвердил.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с правилами п.3,ч.4, п.3, ч.5 ст.201 АПК РФ суд вправе обязать орган совершить действие, направленное на восстановление нарушенного права лишь в случае признания акта (действия) недействительным (незаконным).

Следовательно, обязать ответчика по настоящему делу подготовить проект договора аренды на земельный участок оснований не имеется, поскольку не признаны незаконными какие-либо его действия (бездействие), акты.

Как пояснил заявитель в судебном заседании, гаражи возведены за счет средств членов гаражного кооператива, следовательно, с гаражным кооперативом не может быть заключен договор аренды и для окончания строительства гаражей ввиду того, что гаражи уже возведены, и ввиду того, что гаражный кооператив застройщиком не является.

Ввиду изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 110, 167-170, АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья : О.А. Гречко