АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-16726/2018
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019
Полный текст судебного акта изготовлен 22.12.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В. Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело иску акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 350 070,60 руб. , при участии в заседании представителей: истца – ФИО1 по доверенности, ответчика – ФИО2 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Морской Терминал Туапсе» о взыскании 350 070, 60 руб. платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по договору 29.04.2015 № 127-т/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь общего пользования.
От ответчика поступил отзыв и дополнения к отзыву.
От истца поступили возражения на отзыв.
В настоящем судебном заседании представители сторон в устных выступлениях поддержали заявленные требования и возражения.
Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «PH-Морской Терминал Туапсе» (пользователь) заключен договор от 29.04.2015 № 127-т/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь общего пользования, для ООО «PH-Морской Терминал Туапсе» при станции «Туапсе-Сортировочная» Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с п. 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- путь № 1 является продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;
- путь № 3 является продолжением пути № 8 и № 9 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;
- путь № 6 является продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В силу п.2 договора границей железнодорожных путей необщего №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 являются въездные ворота пользователя.
В соответствии с п. 3. договора развернутая длина железнодорожного пути необщего полы доставляет 3119,51 м, в том числе принадлежащая ОАО «РЖД» 2161,41м.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути не пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (п.4. договора).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю с указанием количества вагонов, номеров вагонов, наименования груза и времени подачи (п.5).
Технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования определены сторонами в п.11 договора.
Пункт 11 Договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов: Эстакада № 1, пути №1 и №2 - мазут топочный; Эстакада № 2, пути № 3 и №4- дизельное топливо, нефть; Эстакада № 3, пути №5 и №6 - бензины, дизельное топливо.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный M100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
В силу п.12 договора максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет:
- светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов;
- мазут топочный M100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов.
При производстве налива бензина, перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов - цистерн.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1.1 км в оба конца (п.13 договора).
Согласно п.14 договора пользователь уплачивает перевозчику:
а) сбор за подачу и уборку вагонов, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование, дорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Плата за работу локомотива взимается по ставкам таблицы №8 Тарифного руководства №3 с учётом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг.
Группа подъездного пути и ставка платы пересматриваются каждый календарный год.
Группу подъездного пути и ставку платы каждый календарный год пересчитывает ЛАФТО станции Туапсе-Сортировочная, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», определяется по соглашению сторон в соответствии с «Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 г. № 1056р. Плата начисляется ежесуточно за развернутую длину пути - 2,16141 км, из расчета 2812 руб/км в сутки.
При утверждении ОАО «РЖД» новой ставки сбора за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», перевозчик (в лице начальника ЛАФТО) письменно извещает пользователя об изменении ставки сбора, а пользователь уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути не пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» с учетом новых размеров ставки.
б) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015г. № 127-т/1.
в) сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов, выполняемую по отдельному затребованию пользователя ставкам таблицы 12 тарифного руководства № 3 с учетом повышающего коэффициента, действующего на дату оказания услуг (п.14 договора).
В силу п.15 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 13.03.2009 г. № 1033/03-09, заключенного между пользователем и ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Номер лицевого счета (EЛC) 1002489436
Согласно п.16.8 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
Как установлено судом, в период с 00-13 час 27.12.2017 г. по 12-03 час 09.01.2018 вагоны в количестве 66 шт. в составе поезда инд.6394-377-5331 с грузом «Мазут топочный», следовавшие в адрес ответчика – грузополучателя, были последовательно отставлены от движения на станциях «Сальск», «Сосыка Ростовская» Северо-Кавказской железной дороги.
По мнению истца, вагоны отставлены в связи нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора. Доказательством нарушения сроков доставки груза является дорожная ведомость, в которой указывается дата истечения нормативного срока доставки груза, рассчитываемого в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 27), а также проставляется дата фактического срока доставки груза по назначению, т.е. дата фактического срока доставки груза по назначению. Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались ответчиком в сроки, превышающие технологические нормы на выгрузку вагонов, установленные пунктом 11 договора. В случае, когда фактическая продолжительность перевозки превышает указанный в транспортной железнодорожной накладной срок доставки, груз считается доставленным с нарушением срока доставки. Груз прибыл на станцию «Туапсе-Сортировочная» с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования станций «Сальск», «Сосыка Ростовская» Северо-Кавказской железной дороги.
Со ссылкой на п.п «б» п. 14 договора истец начислил ответчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя. Плата правомерно рассчитана по ставкам по ставкам тарифного руководства, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 г. № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения» (тарифное руководство).
Истец полагает, что наличие условий для начисления платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования подтверждается:
На станции «Сальск» - актами общей формы от 27.12.2017 г. № 5/33778, от. 8 г. № 5/429, составленными по факту задержки и отправления вагонов, о чем грузополучатель был уведомлен извещениями № 3657 от 27.12.2017 г. (поезд задержан в 00 ч. 13 мин.), № 93 от 06.01.2018 г. (поезд отправлен в 03 час. 38 мин.). Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы от 26.12.2017 г. № 5/9433, от 5/9440, 5/9443, 5/9445, составленные по станции «Туапсе-Сортировочная».
На станции «Сосыка Ростовская» - актами общей формы от 07.01.2018 г. № 35 от 09.01.2018 №53, составленными по факту задержки и отправления вагонов, о чем грузополучатель был уведомлен извещениями № 111 от 07.01.2018 г. (поезд задержан в 01 час 55 мин.), № 160 от 09.01.2018 г. (поезд отправлен в 12 час. 03 мин.). Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы от 06.01.2018 г. № 5/123, от 07.01.2018 г. №№ 5/124, 5/125, 5/135, № 5/139, составленные по станции «Туапсе- Сортировочная».
В обоснование довода о невозможности принятия спорных вагонов на станции Туапсе-Сортировочная» истцом предоставлена в материалы дела справка о занятости путей необщего пользования за период задержки поезда.
По прибытии отставленных от движения вагонов в адрес ответчика, на станции «Туапсе-Сортировочная» для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены акты общей формы от 11.01.2018 г. №№ 9/345, 9/34 S 9/347, 9/348, 9/349, 9/350, 9/351, 9/352, 9/353, 9/354, 9/355, подписанные ответчиком с возражениями.
Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов, направленными ответчику во исполнение пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, была направлена претензия (№ 132 от 26.01.2018 г.) с накопительными ведомостями за №№ 756081648, 756089606, 756090846, 756091367, 756091958, 756092468, 756092959, 756093349, 756094419, 756094892, 756095331, 756095833 и расчетами на общую сумму 350 070 руб.|50 коп. Претензия получена ответчиком 05.02.2018 г. (№ 508/1), однако до настоящего времени задолженность ответчиком не оплачена. Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
В обоснование доводов истец представил копии: акты общей формы от 11.01.2018 г. №№ 9/345, 9/346, 9/347, 9/348, 9/349, 9/350, 352, 9/353, 9/354, 9/355; акт общей формы от 27.12.2017 г. № 5/33778, оперативный приказ об отставлении от движения грузового поезда от 27.12.2017 г., извещения № 3657 от 2017 с отчетом об отправке, акт общей формы от 06.01.2018 г. № 5/429, оперативный приказ о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 18 г., извещения № 93 от 06.01.2018 г. с отчетом об отправке, акты общей формы от 26.12.2017 г. № 5/9433, от 27.12.2017 г. №№ 5/9440, 5/9443, 5/9445; от 07.01.2018 г. № 35, оперативный приказ о временном: отставлении от движения грузового поезда от 07.01.2018 г., извещение № 111 от 07.01.2018 г. с отчетом об отправке, акт общей формы от 09.01.2018 г. № 53, копию оперативного приказа о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 09.01.2018, извещения от 09.01.2018 г. с отчетом об отправке, акты общей формы от 06.01.2018 г. № 5/123, 2018 г. №№ 5/124, 5/125, 5/135., № 5/139; дорожную ведомости Э0609937; договора от 08.06.2015 г. № 10/7т на подачу и уборку вагонов; ведомости подачи и уборки вагонов за период с 26.12.2017 г. по 10.01.2018.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск пояснил, что истец должен был поднять и направить по маршруту задержанные в пути следования вагоны в соответствии с железнодорожной транспортной накладной, когда пути необщего пользования либо пути общего пользования на станции назначения освободились. Полагает, что основания для удерживания вагонов на станции «бросания» отпали при наступлении следующих обстоятельств:
1. Акт общей формы № 9433 от 26.12.2017, на основании которого вагоны были отставлены в пути следования, был закрыт 27.12.2017 по АОФ № 9440. Основания для последующего бросания вагонов на промежуточной станции отсутствуют (дополнение к отзыву от 31 января 2019 года). ОАО «РЖД» не предоставило документального обоснования, почему вагоны, брошенные в пути следования, не были подняты по окончании задержки груза и продолжали находиться на промежуточной станции в течение 16,5 суток.
2. Железнодорожные пути необщего пользования или железнодорожные пути общего пользования станции Туапсе-Сортировочная освободились. Доказательством являются ведомости приемосдатчика на подачу и уборку вагонов на выгрузку нефтепродукта «мазут топочный», в соответствии с которым можно увидеть занятость путей необщего пользования.
По 1 пути:
Ведомость № 126377 от 26.12.2017 с 11.30 по 19:30 - выгрузка мазута топочного производилась в течение 8 часов, в пределах технологических норм, предусмотренных договором 10/7.
Памятка № 21303 от 27.12.2017 с 07:30 по 21:00, в течение тринадцати с половиной часов.
Ведомость № 126413 от 28.12.2017 с 00:40 по 15:50, в течение пятнадцати часов.
Ведомость № 126438 от 28.12.2017 с 17:50 по 29.12.2017 04:20, в течение десяти часов - технологические нормы соблюдены;
Ведомость № 126445 от 29.12.2017 с 07:30 по 16:00 в течение восьми с половиной часов - технологические нормы соблюдены;
Ведомость № 126468 от 29.12.2017 с 18:10 по 30.12.2017 2:10 в течение восьми часов - технологические нормы соблюдены;
Памятка №21371 от 30.12.2017: в данный день с 2:30 по 04:30 - подан на выгрузку всего один вагон. Уборка вагона состоялась в 07.30 час.
В течение двух часов вагоны на 1 путь не подавались по причинам, зависящим от перевозчика.
Ведомость № 126485 от 30.12.2017 с 10:00 по 18:00 в течение восьми часов - технологические нормы соблюдены
В течение четырех часов вагоны на путь не подавались.
Ведомость № 011023 от 31.12.2017 с 01:00 по 31.12.2017 09:30 в течение восьми часов - технологические нормы соблюдены.
Таким образом, согласно памятке приёмосдатчика № 21371 от 30.12.2017 в 02.30 час ОАО «РЖД» был подан на выгрузку один вагон, после чего 1 путь стоял свободным в течение 2,3 часов.
Пути общего пользования станции Туапсе-Сортировочная также были освобождены, а вагоны, брошенные в пути следования, подняты не были и продолжали стоять на промежуточной станции в пути следования. Расстояние между станцией Сальск и Туапсе-Сортировочная 430 км. Следовательно, в случае своевременного поднятия вагонов (30.12.2017 в 02.30 час.), брошенных на промежуточной станции Сальск, состав прибыл бы на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в установленный железнодорожной накладной срок.
По 2 пути:
Ведомость № 126404 от 26.12.2017 с 19:30 по 27.12.2017 22:30 в течение 27 часов по причине непогоды на море.
Ведомость № 126416 от 28.12.2017 с 02:30 по 16:00 в течение 13.30 часов
Ведомость № 126439 от 28.12.2017 с 19:00 по 29.12.2017 06:00 в течение 11 часов
Ведомость № 126448 от 29.12.2017 с 10:40 по 19:10 в течение 8.30 часов уборка в 21.50
В течение 2,3 часов вагоны на путь не подавались
Ведомость № 126477 от 30.12.2017 с 00:10 по 10:30 в течение 10,20 часов
Ведомость № 011031 от 30.12.2017 с 13:30 по 22:30 в течение 9 часов
Ведомость № 011021 от 31.12.2017 с 02:30 по 10:30 в течение 8 часов уборка в 15.00 - задержка перевозчиком уборки вагонов на полтора часа.
Ведомость № 011069 от 31.12.2017 с 16:00 по 23:30 в течение 7,30 часов уборка в 02.30 час. В течение 4 часов вагоны на путь не подавались.
Таким образом, в период с 21.50 час 29.12.2017 по 00.10 час 30.12.2017 ОАО «РЖД» не подавало вагоны на 1 путь необщего пользования, который стоял свободным в течение 2.3 час. Однако, вагоны, брошенные в пути следования, подняты не были и продолжали стоять на промежуточной станции в пути следования. В случае своевременного поднятия вагонов (29.12.2017 в 21.50 час.), брошенных на промежуточной станции Сальск, состав прибыл бы на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в установленный железнодорожной накладной срок.
Согласно дислокации вагонов-цистерн, в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной № ЭО 609937 (из базы данных ГВЦ), поезд с грузом мазут прибыл на станцию Сальск 26.12.2017 в 03.01 час. Однако, приказ на временное отставление от движения грузового поезда был издан только 27 декабря 2017 в 00.13 часов. Получается, поезд в течение двадцати одного часа находился на станции Сальск без каких либо правовых оснований и документального оформления. Несмотря на то, что ОАО «РЖД» не взыскивает с ответчика данный период, когда вагоны стояли, общество считает, что данный промежуток времени непосредственно влияет на сроки доставки вагонов, что является основным условием части 11 статьи 39 УЖТ РФ.
По мнению ответчика, доводы истца о том, что обществом были нарушены технологические нормы выгрузки в отношении иного рода грузов - нефти, бензина- несостоятельны, поскольку, в соответствии с пунктом 1 договора 10/7т осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования примыкающего:
-путь № 1 является продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;
-путь № 3 является продолжением пути №8 и №9 парка «Г» станции Туапсе- Сортировочная;
-путь №6 является продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-
Сортировочная».
Пункт 11 договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов:
Эстакада № 1, пути №1 и №2 - мазут топочный;
Эстакада № 2, пути № 3 и №4- дизельное топливо, нефть;
Эстакада № 3, пути №5 и №6 - бензины, дизельное топливо.
Следовательно, вагоны с грузом мазут будут направлены на 7 путь Парка «Г» для последующей подачи на 1 и 2 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме мазута не может быть подан на указанные пути. Предоставленные железной дорогой ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают нарушений технологических норм по выгрузке мазута топочного, поскольку оформлены на грузы иного характера.
По мнению ответчика, указание истцом в актах общей формы на превышение максимальной суточной перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования установленной пунктом 12 договора в редакции дополнительного соглашения №2 от 04.07.2017, (в совокупности в количестве 456 вагонов (светлые нефтепродукты - 300 вагонов, нефть - 60 вагонов, мазут в осенне-зимний период - 96 вагонов), не соответствует действительности. Представленная истцом справка о занятости путей необщего пользования не подтверждает, что пути общего и необщего пользования были заняты и не могли принимать вагоны, брошенные в пути следования. Так, например на дату 27.12.2017 на 18.00 час. на путях общего пользования находились 111 вагонов, на путях необщего пользования общества - 111 вагонов. При максимальной суточной перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования — 456 вагонов, ответчик мог бы принять для выгрузки все вагоны, находящиеся на станции Туапсе-Сортировочная.
На дату 28.12.2017 на 18.00 час. на путях общего пользования находились 61 вагонов, на путях необщего пользования общества - 14 вагонов. При максимальной суточной перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования - 456 вагонов, ответчик мог бы принять для выгрузки все вагоны, находящиеся на станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с договором №10/7 от 08 июня 2015 г. в случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года, технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный M100) - не более 10 часов; Обязанность грузополучателя уведомлять в письменной форме перевозчика о невозможности выгрузки (слива) вагонов по зависящим от него причинам предусмотрена пунктом 16.8 договора №10/7т от 08.06.2015 на подачу и уборку вагонов. Доказательства того, что в спорный период ответчик направлял письменные отказы от приема вагонов под выгрузку, в том числе и вагонов с мазутом, материалы дела также не содержат, в противном случае железная дорога обязана была предоставить письменные отказы общества от приема груза.
Дорожная ведомость №ЭО 6096637 не отражает сведений об отставлении вагонов на промежуточных станциях Сальск и Сосыка-Ростовская. В представленной дорожной ведомости отсутствуют отметки об отставлении вагонов в пути следования на станциях Сальск и Сосыка-Ростовская, также отсутствуют отметки о составлении актов общей формы по факту бросания вагонов в пути следования. Необходимо отметить, что дорожная ведомость является составной частью перевозочного документа - транспортной железнодорожной накладной. Транспортная железнодорожная накладная истцом не представлена.
Акт общей формы №5/9433 составлен по причине: отказ грузополучателя от приема вагонов в связи с непогодой на море.
Памятка приемосдатчика №21279 составлена в подтверждении начала грузовой операции по выгрузке мазута топочного по 2 пути 26.12.2017 с 19-30 час. по 27.12.2017 22-30 час.
Согласно справке гидрометеорологического бюро города Туапсе от 27.12.2017 № 29-268 о штормовом волнении моря в акватории Туапсе, 26.12.2017 на 19.30 час. высота волн 2,0 м., зыбь от юга, 27.12.2017 с 00-00 час. до 10-00 час высота волн от 2,0 м. до 1,3 м. Ввиду того, что швартовка судов к морским и речным причалам для слива-налива нефтепродуктов или бункеровки разрешается только при скорости прижимного ветра до 7,4 м/с, а сильного ветра - до 10 м/с., а фактические ветровые показатели превышали допустимые нормы, суда, на которые терминал планировал отгрузку нефтепродукта из резервуаров для накопления анкерной партии нефтепродукта не были пришвартованы. В связи с этим обстоятельством общество вынуждено было отказать в приеме груза, так как нефтеналивные резервуары не были освобождены для приема следующей партии груза нефтепродукта, прибывающего в железнодорожных цистернах. Обществом было направлено в адрес ОАО «РЖД» извещение об отказе в приеме цистерн в виду непогоды на море с 10.30 час. 26.12.2017 по 10.00 час 27.12.2017.
По мнению ответчика, основанием для обращения истца об отставлении вагонов в пути следования 26.12.2017 явились не нарушение обществом технологических норм, а обстоятельства, которые не зависят от действий грузополучателя. Вагоны были отставлены в пути следования не по вине общества, а по независящим от грузополучателя обстоятельствам, ввиду неблагоприятных погодных условий.
В свою очередь акты общей формы за датой 06.01.2018 №5/123, 5/124, 5/125 не могут являться доказательством по делу в утверждение того обстоятельства, что вагоны, готовые к подаче, находятся на путях общего пользования ж.д. станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на ж.д. путь необщего пользования ответчика, в связи с занятостью фронта выгрузки по памятке приемосдатчика №10136.
Памятка приемосдатчика №10136 составлена в подтверждение начала грузовой операции по выгрузке мазута топочного по 1 пути 06.01.2018 с 03-10 час по 11-40 час. (в течение 9 часов в пределах технологических норм, предусмотренных договором).
Следовательно, основания для отставления вагонов в пути следования отсутствовали. Отказов в приеме вагонов, предусмотренных пунктом 16.8 договора, общество не давало. Более того, на извещение о задержке вагонов в пути следования № 65 обществом передано перевозчику сообщение о готовности приема указанных вагонов.
В обоснование доводов ответчик представил: памятку приемосдатчика № 21279 от 26.12.2017; справку гидрометеологического бюро Туапсе от 27.12.2017 № 29-268, памятку приемосдатчика № 10136 от 06.01.2017; ведомости подачи и уборки вагонов по 1 и 2 пути необщего пользования: №126438, №126445, №126468, №126485; №011023; №126404; №126416; №126439; №126448; №126477; №011031 №011021; №011069.справку Гидрометеорологического Бюро Туапсе (ГМБ Туапсе) от 27.12.2017 № 2926.
Истец в возражениях на отзыв ответчика пояснил, что в связи с формированием необходимой длины или веса поездов для прохождения отдельных участков железнодорожного пути различного профиля и соблюдения иных условий, установленных ПТЭ, перевозчиком осуществлялась отцепка вагонов «по длине и весу» как технологическая операция, не вызывающая задержку вагонов в отличие от «бросания» поезда, связанного с отцепкой поездного локомотива и нарушением графика работы локомотивной бригады. Также истец пояснил, что им заявлены требования о взыскании платы не за несвоевременный возврат вагонов после разгрузки, а за простой вагонов на промежуточной станции по вине ответчика, повлекший нарушение сроков доставки грузов. Требования о взыскании штрафа за задержку уборки иных вагонов являются самостоятельными требованиями. Периоды технологического срока оборота вагонов и период уборки вагонов не зависят друг от друга, и не влекут исключение ответственности ответчика. Истец (перевозчик) рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а ответчик рассчитывает штраф после подачи уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с путей необщего пользования локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при исчислении технологического срока оборота вагонов. Уборка вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов порядок не включает. В материалах дела имеются акты общей формы, удостоверяющие факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточной станции, а также подтверждающие задержку вагонов на промежуточной станции, в связи с невозможностью обеспечения выгрузки вагонов ответчиком. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточной станции, номера приказов на бросание и подъем поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также разногласия ответчика. Из ведомостей подачи и уборки вагонов, находящихся в материалах дела, следует, что вагоны в период «бросания» поезда на промежуточной станции выгружались ответчиком в сроки, превышающие сроки оборота вагонов, а суточный вагонооборот в разы превышал нормы, установленные договором, что не соответствует утверждению ответчика о его ограниченной ответственности за «бросание» поезда. Заявляя довод о наличии встречных обязательств у истца по уборке вагонов, препятствующих своевременной выгрузке, ответчик намеренно вводит суд в заблуждение, с целью избежать выполнения обязанности по внесению платы. Остановка поезда в пути следования на промежуточных станциях «бросание» означает отцепку поездного локомотива, сбой в графике работы локомотивов и локомотивных бригад, которые влияют на ритмичность движения грузовых поездов. Простой вагонов на промежуточных станциях поглощает плановое время на прохождение расстояния перевозки в пределах срока доставки. Поэтому отправление вагонов со станции вынужденного простоя до истечения срока доставки не порождает обязанности перевозчика наверстать вынужденный простой, допущенный по вине грузополучателя. В связи с формированием необходимой длины или веса поездов для прохождения отдельных участков железнодорожного пути различного профиля и соблюдения иных условий, установленных ПТЭ, перевозчиком осуществлялась отцепка вагонов «по длине и весу» как технологическая операция, не вызывающая задержку вагонов в отличии от «бросания» поезда, связанного с отцепкой поездного локомотива и нарушением графика работы локомотивной бригады.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы № 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В письме ФСТ России от 30.03.2011 № СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве № 2, но под иным наименованием, как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства № 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры). ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу № ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства № 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя (ответчика) в простаивании вагонов на путях общего пользования, железная дорога вправе требовать соответствующей платы.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 № 45 МПС РФ. Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 № 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика.
На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях изза неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, 5 владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Акт общей формы составляется перевозчиком для удостоверения факта и обстоятельств задержки, указанных в акте вагонов, и сопровождается расчетом платы за эти вагоны.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Из этого следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика.
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3, 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при определении технологического срока оборота вагонов. Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее – плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) уплачивается в течение всего времени:
– ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; – нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
– задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
– задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 названной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава)
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки
В соответствии с абз. 6 п. 7.4. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утв. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 26 (далее Правила № 26), временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В соответствии с п. 2.2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 №245 (далее Правила № 245), норма суточного пробега при перевозке для расстояний перевозки от 1000 до 1999 км включительно установлена норма суточного пробега в размере 310 км.
По общему правилу, срок доставки вагонов считается по основному составу, поэтому досылочные вагоны следуют судьбе основных.
В ходе движения поезда перевозчик узнает, что состав надо разделить, соответственно, в железнодорожных ведомостях ставятся отметки о разделении состава.
Как усматривается из материалов дела, в спорный период имели место два случая бросания поездов:
Станция «Сальск» п.3301 инд. Время простоя вагонов с 27.12.2017 00-13ч. по 06.01.2018 03-38 ч. Срок доставки по накладной 06.01.2018. Фактическая дата прибытия на станцию 11.01.2018. Время фактического бросания вагонов 10 суток 16 часов. Документальное обоснование: обращение №9459 от 26.12.2017; АОФ №1567 от 26.12.2017, АОФ №5/9433 26.12.2017; приказ №8859 от 27.12.2017.
Основанием для бросания вагонов на станции Сальск явилось подача грузополучателем 26.12.2017 в 19-30 час отказа от приема цистерн по непогоде на море, что повлекло невозможность подавать со станции Туапсе-Сортировочная вагоны на пути грузополучателя. Отказ в приеме цистерн по непогоде на море снят ответчиком 26.12.2017 с 16-20 час. На основании извещения о снятии составлен АОФ 5/9440 от 27.12.2017 в 07.30 час. Время простоя вагонов на основании отказа - 12 часов.
Наличие непогоды на море снимает вину с грузополучателя в указанный период, поэтому ссылка истца на памятку приемосдатчика №21279, согласно которой мазут выгружался 27 часов с 19-30 час 26.12.2017 по 22-00 час 27.12.2017 вместо нормативного срока по договору 10 часов, на ведомость подачи и уборки вагонов №126343, согласно которой нефть выгружалась 4 часа 30 минут 27.12.2017 при норме 2 часа, на ведомость №126376 от 27.12.2017 мазут выгружался 13 часов 30 минут при норме 10 часов в осенне-зимний период, на ведомость подачи и уборки №126404, согласно которой мазут выгружался 27 часов, на ведомость №126411, согласно которой нефть сырая выгружалась 4 часа 30 минут при норме 2 часа, признана несостоятельной.
При этом после снятия отказа по непогоде 1 путь необщего пользования грузополучателем не был занят, что подтверждается следующими документами:
-памятка приёмосдатчика №21371 от 30.12.2017 с 02-30ч. по 04-30ч. подан на выгрузку 1 вагон. Уборка в 07.30 ч. В течение 2.3 ч. вагоны на 1 путь не подавались.
-Ведомость №126438 от 28.12.2017 с 17.50 по 29.12.2017 04.20 в течениие10 часов , нарушений технологических норм не имеется.
-Ведомость №126445 от 29.12.2017 с 07.30 по 16.00 в течение 8.30 час , нарушений технологических норм не имеется.
-Ведомость №126468 от 29.12.2017 с 18.10 по 30.12.2017 02.10 в течение 8 часов , нарушений технологических норм не имеется.
-Ведомость №126485 от 30.12.2017 с 10.00 по 18.00 в течение 8 часов , нарушений технологических норм не имеется. После чего в течение четырех часов вагоны на выгрузку не подавались.
-ведомость №011023 выгрузка производилась с 01-00 час 31.12.2017 по 09-30 час 31.12.2017, нарушений технологических норм не имеется.
2 путь необщего пользования также не был загружен, поскольку согласно ведомости 126448 после уборки в 21-50 час вагоны на путь не подавались в течение 2,3 часа. Согласно ведомости №011069 от 31.12.2019 после уборки в 02-30 час вагоны на путь не подавались в течение 4 часов.
Ввиду задержки подачи вагонов на путь необщего пользования, нарушения периодичности подачи, не имеет существенного значения довод истца о том, что что на станции стоят 76 вагонов с мазутом в связи с отказом; пути станции заняты. Согласно справке РЖД на путях необщего пользования ответчика находятся 111 вагонов, но максимальная вместительность путей ответчика 456 вагон (в доп. соглашении к договору) Если бы 30.12.2017 были поданы 24 вагона из 76 с мазутом, которые стояли на станции Туапве, то станция была бы существенно разгружена. Ни в один из дней спорного периода на станции Туапсе не находилось столько вагонов, чтобы заполнить максимально принимающую способность ответчика (456 вагонов). В силу статьи 33 Устава ЖДТ РФ на перевозчиков возложена обязанность доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Основанием отставления от движения вагонов на промежуточной станции Сальск 26.12.2017 в 23 час. 07 мин. явился акт общей формы №5/9433, составленный по причине отказа грузополучателя от приема вагонов в связи с непогодой на море. Между тем, отказ грузополучателем был им снят 27.12.2017 с 10 час. 00 мин. Акт общей формы был закрыт 27.12.2017. в 07.30 час.(АОФ № 5/9440). Следовательно, с 10 час. 00 мин. 27.12.2017 основания неприема вагонов станцией назначения и, соответственно, для задержки вагонов в пути следования отсутствовали. Истец не пояснил, какие были правовые основания для отставления вагонов на протяжении 10 суток. Доказательства правомерности нахождения (не подъема) вагонов на станции Сальск ОАО «РЖД» не предоставило.
Таким образом, правовые основания для нахождения (не подъема) вагонов на промежуточной станции Сальск в течение 10 суток 16 часов после закрытия АОФ 5/9433 – 27.12.2017в 07.30ч у истца отсутствовали. Из анализа ведомостей уборки вагонов с учетом пояснений ответчика по наличию свободных путей необщего пользования следует вывод, что в момент составления спорных актов общей формы, железнодорожные пути необщего пользования были свободны, но общество вагоны под выгрузку не подавало, тем не менее, составило АОФ, сославшись на причины, зависящие от грузополучателя. Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А32-6096/2017 .
Оспаривая право ответчика приостанавливать операции с грузами из-за непогоды на море, истец не учел выводы Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в постановлении от23.09.2019 по делу № А32-47798/2017. В спорный период имели место иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а именно: 26-27 декабря 2017г. – штормовое волнение моря в акватории порта Туапсе, вследствие чего ответчик отказывался от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Факт непогоды подтверждается справкой Гидрометеорологического Бюро Туапсе (ГМБ Туапсе). Обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, предусмотрены Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 232. С учетом изложенного, ответчик должен быть освобожден от платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования из-за непогоды.
С учетом правовой позиции, выраженной в решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-16725/18, которое сторонами не обжаловалось, не принимается во внимание и довод истца о том, что обществом были нарушены технологически нормы выгрузки в отношении иного рода грузов -нефти, бензина несостоятельны, поскольку, в соответствии с пунктом 1 Договора 10/7т «осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования примыкающего: -путь № 1 является продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная; -путь № 3 является продолжением пути №8 и №9 парка «Г» станции ТуапсеСортировочная; -путь №6 является продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная». Пункт 11 Договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов: Эстакада № 1, пути №1 и №2 - мазут топочный; Эстакада № 2, пути № 3 и №4- дизельное топливо, нефть; Эстакада № 3, пути №5 и №6 - бензины, дизельное топливо. Следовательно, вагоны с грузом мазут будут направлены на 7 путь Парка «Г» для последующей подачи на 1 и 2 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме мазута не может быть подан на указанные пути.
Предоставленные железной дорогой ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают нарушений технологических норм по выгрузки мазута топочного, поскольку оформлены на грузы иного характера. Данная позиция поддержана Федеральным Арбитражным судом Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 27 апреля 2018 года по делу № А32-16844/2017, отказал в удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД» указав, что « предоставленные железной дорогой ведомости, оформленные за период с 23.12.2016 по 27.12.2017, не подтверждают занятость фронтов выгрузки на момент «бросания» данных поездов, поскольку оформлены на грузы иного характера».
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в конкретный период конкретные вагоны простаивали на путях общего пользования исключительно по вине общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (в связи с нарушениями норм разгрузки вагонов). На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При подаче иска истцом уплачено 10001 руб госпошлины.
Руководствуясь статьями 65, 70, 101, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина