АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-16957/2007-66/178-2008-45/265
17 февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2009 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания судьей Федькиным Л.О.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приморско-Ахтарской городской общественной организации охотников «Сафари», г. Краснодар
к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края, г. Приморско-Ахтарск
третьи лица: ФИО1, г. Приморско-Ахтарск (1),
ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар (2)
ФГУП «Восточно-ахтарское нерестово-вырастное хозяйство», г. Приморско -Ахтарск (3)
об оспаривании постановлений
при участии в заседании:
от заявителя: Крикливая Е.В. – доверенность от 07.07.2008
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц (1), (2), (3): не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Приморско-Ахтарская городская общественная организация охотников «Сафари» (далее – заявитель, организация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.08.2007 № 2335 «О регистрации акта приемки от 05.09.2006 законченного строительством объекта: «Помещение для отдыха», расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, 1,2 километра северо-восточнее хутора Новопокровского»; постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 09.07.2007 № 2076 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок в Приморско-Ахтарском районе, в районе 4-го шлюза Восточно-Ахтарского нерестово выростного хозяйства»; постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 03.08.2007 № 2354 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 09.07.2007 № 2076 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок в Приморско-Ахтарском районе, в районе 4-го шлюза Восточно-Ахтарского нерестового выростного хозяйства»; а также иных постановлений главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район ФИО2 в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, 1,2 километр северо-восточнее хутора Новопокровского (в районе 4-го шлюза Восточно-Ахтарского нерестово-выростного хозяйства).
Заявитель изложил свои доводы в заявлении, обосновывая их приложенными к заявлению документальными доказательствами. Настаивает на удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемые постановления нарушают права и законные интересы организации в области землепользования, создают препятствия для осуществления деятельности организации. Поскольку земельный участок имеет обременение - публичный сервитут для целей ведения охоты в пользу организации, передача участка в аренду без согласования с заявителем нарушает его права. Незаконная передача данного участка в аренду лишит организацию возможности создания охотничьего хозяйства, будет препятствовать целям и задачам организации. Администрация при принятии оспариваемых постановлений нарушила положения Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст.ст. 3.1, 11 Земельного кодекса РФ, ст. 166, 168 Гражданского кодекса РФ, поскольку в аренду предоставлен земельный участок площадью 5000 кв.м., входящий в состав земель ФГУП «Восточно-Ахтарское нерестово-вырастное хозяйство».
Ответчик и третье лицо (1), (2), (3) в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени проведения судебного заседания. Третье лицо (3) направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя заявителя, участвующего в деле, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.
Как явствует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 006929441, Свидетельством о государственной регистрации общественного объединения от 20.08.2002, Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 23 № 003214017, Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ серии 23 № 000530207, Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.12.2007 № 15-59-6575/1603А. Осуществляет деятельность на основании Устава организации.
Согласно заявлению (вх. 995 от 09.10.2002) ПАГООО «Сафари» обратилось к главе администрации Приморско-Ахтарского района с просьбой о предоставлении земельного участка площадью 5 000 кв.м. в районе шлюза № 4 Восточно-Ахтарского НВХ под строительство охотничьей базы и ведения охотничьего хозяйства.
Департаментом имущественных отношений КК главе администрации Приморско-Ахтарского района дано распоряжение об организации формирования земельного участка для продажи права аренды на торгах (письмо исх. 09/12-364 от 14.01.2003 г.). ПАГООО «Сафари» подготовлены акт выбора земельного участка под строительство от 26.05.2003, санитарно-эпидемиологическое заключение № 22 от 04.06.2003, градостроительное обоснование № 43 от 03.07.2003.
Как указывает организация, по ее заявке сотрудниками Приморско-Ахтарского филиала ФГУ земельно-кадастровая палата по Краснодарскому краю изготовлен кадастровый план земельного участка № 25-03/03-95349 от 29.08.2003 на земельный участок площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером 23:25:01 13 000: 0001. Данный кадастровый план изготовлен для оформления договора аренды.
12.09.2003 в адрес главы Приморско-Ахтарского района ФГУП «Восточно-Ахтарское нерестово-выростное хозяйство» направлено заявление с просьбой прекратить право бессрочного пользования на земельный участок 5 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в районе шлюза № 4 по автодороге на хутор Новопокровский, находящийся в Восточно-Ахтарского НВХ, согласно государственного акта бессрочного пользования серии КК-2, № 241000258, с передачей данного земельного участка организации.
22.09.2003 постановлением главы Приморско-Ахтарского района Краснодарского края № 814 право бессрочного пользования на земельный участок площадью 5 000 кв.м. в КВосточно-Ахтарского НВХ было прекращено и передано в земли запаса района. Пунктом 2 постановдения из земель запаса района, в аренду организации был передан земельный участок площадью 5 000 кв.м. под охотоостановочный пункт сроком на 25 лет.
30.10.2003 постановлением главы Приморско-Ахтарского района Краснодарского края № 947 вышеназванное постановление № 814 от 22.09.2003 было отменено, а муниципальному учреждению Управления архитектуры и градостроительства Приморско-Ахтарского района поручалось провести работы по формированию земельного участка для продажи права на заключение договора аренды на торгах.
27.01.2004 организация обратилась к руководителю территориального управления министерства имущественных отношений РФ по Краснодарскому краю с просьбой рассмотрения вопроса о проведении департаментом имущественных отношений Краснодарского края торгов для продажи права на заключение договора аренды на вышеуказанный земельный участок, ссылаясь на подп.2 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельный участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
06.10.2004 в адрес главы администрации Приморско-Ахтарского района поступило заявление № 7-04/937 от заместителя главы администрации Краснодарского края с просьбой об установлении публичного сервитута для использования земельного участка в целях охоты на срок 25 лет в границах согласно приложению.
29.10.2004 письмом администрации Приморско-Ахтарского района в адрес руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2721 было направлено вышеназванное заявление № 7-04/937 для принятия решения.
В результате заключением комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приморско-Ахтарского района № 969 от 29.10.2004 об установлении публичного сервитута в целях охоты было принято решение установить публичный сервитут на земельном участке площадью 4 056 га (Приморско-Ахтарский район в районе Ахтарских соленых озер (лиман Соленый 1-й, Соленый 2-й, лиман Черепониевский, лиман малый Ахтарский, лиман большой Ахтарский), ранее выделенном в бессрочное пользование на основании Государственного акта на право пользования землей Федеральному государственному предприятию «Восточно-Ахтарское нерестово-выростное хозяйство».
29.12.2004 на данный земельный участок выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 23 АБ № 754988, где субъектом права является муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, вид права – муниципальная собственность, площадь 40 560 000 кв.м., целевое использование: для использования в целях охоты, кадастровый (условный) номер объекта 23:25:05 05 000:0009, 28.12.2008 произведена запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 23-01/36-45/2004-423.
Как указывает организация в августе 2007 заявителю стало известно о подаче на регистрацию от имени физических лиц пакета документов для оформления права аренды на вышеуказанный земельный участок и право собственности на возведенное строение на этом участке.
Согласно представленным в материалы дела документам постановлением от 09.07.2007 главы муниципального образования Приморско-Ахтарского района № 2079 «О предоставлении земельного участка в аренду и заключении договора аренды на земельный участок» ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 250 кв.м. (1/4 доля от общей площади 5 000 кв.м.). Постановлением от 09.07.2007 главы муниципального образования Приморско-Ахтарского района № 2078 земельный участок такой же площади предоставлен ФИО4, постановлением от 09.07.2007 главы муниципального образования Приморско-Ахтарского района № 2077 земельный участок площадью 1 250 кв.м. предоставлен ФИО5 и постановлением от 09.07.2007 главы муниципального образования Приморско-Ахтарского района № 2076 земельный участок площадью 1 250 кв.м. предоставлен ФИО1
03.08.2007 в вышеуказанные постановления внесены изменения в части уточнения адресной части земельного участка, вместо «в районе 4-го шлюза Восточно-Ахтарского нерестово выростного хозяйства» на «1,2 километр северо-восточнее хутора Новопокровского».
02.08.2007 главой муниципального образования Приморско-Ахтарского района принято постановление «О регистрации акта приемки от 05.09.2006 законченного строительством объекта: «Помещение для отдыха», расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, 1,2 километра северо-восточнее хутора Новопокровского», где заказчиками по объекту являлись: ФИО1, ФИО5, ФИО3 и ФИО4 Заказчику поручалось провести правовую регистрацию объекта.
Организация, не согласившись с названными постановлениями главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район, обратилась в суд с заявлением о признании их недействительными.
При рассмотрении заявленных организацией требований суд руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как видно из материалов дела и установлено судом, организация не является собственником объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, предоставленном ФИО1
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.08.2008 № 36/021/2008-107 земельный участок с кадастровым номером 23:25:05 06 000:0125, площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в районе 4-го шлюза Восточно-Ахтарского НВХ находится в аренде у ФИО1, ФИО5, ФИО3 и ФИО4 Срок действия с 11.10.2007 по 11.10.2056.
Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.08.2007 № 2335 «О регистрации акта приемки от 05.09.2006 законченного строительством объекта: «Помещение для отдыха», расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, 1,2 километра северо-восточнее хутора Новопокровского» заказчиками по объекту являлись: ФИО1, ФИО5, ФИО3 и ФИО4 Заказчику поручалось провести правовую регистрацию объекта.
Доводы заявителя указывают на нарушение ответчиком норм действующего законодательства при распоряжении названным земельным участком и предоставлении его в аренду ФИО1, при регистрации акта приемки законченного строительством объекта, поскольку полномочиями по его распоряжению администрация, как орган местного самоуправления, с учетом положений ст. 11 ЗК РФ, не обладала.
В силу положений п. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из анализа положений ст. 13 ГК РФ, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта, решения недействительными необходимо наличие в совокупности двух условий: не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицу, обращающемуся в арбитражный суд с таким заявлением, необходимо обосновать, какие его права и законные интересы нарушает оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) и в чем выражается несоответствие последних закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из условий заявление не может быть удовлетворено, независимо от наличия (отсутствия) нарушений норм действующего законодательства при принятии ненормативного правового акта.
Пункт 1 ст. 4 АПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Следовательно, закон установил правило, согласно которому судебная защита гарантируется только нарушенному или оспариваемому праву.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В свою очередь, документальных доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя, в материалы дела, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, заявителем суду не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.
В пункте 1 статьи 4 Закона предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Документальных доказательств государственной регистрации права аренды, иного ограничения (обременения) на спорный земельный участок заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса либо принудительно на основании решения суда в случаях, указанных в пункте 2 статьи 45 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права.
При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Следовательно, отказ от права постоянного (бессрочного) пользования порождает последствия, предусмотренные ст. 53 Земельного кодекса РФ, и при названных фактических обстоятельствах не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Ссылка заявителя на наличие обременения – публичного сервитута, как на основание заявленных требований, не может быть принята судом во внимание, поскольку названное обстоятельство не может определять нарушение прав и законных интересов заявителя либо указывать на наличие у ответчика обязанности по предоставлению земельного участка в аренду именно заявителю с учетом положений действующего законодательства, регламентирующих возникновение прав на земельные участки.
Суд также исходит из того, что постановление от 09.07.2007, 03.08.2007 не определяет фактическое изъятие у заявителя, как у землепользователя, земельного участка, предоставленного в аренду ФИО1
На момент принятия оспариваемых постановлений земельный участок, предоставленный ФИО1, администрацией заявителю в установленном законом порядке не выделялся. В материалы дела заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих наличие зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок на момент предоставления земельного участка ФИО1
Доказательств нарушения оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов заявителя в материалах дела не имеется, и заявителем представлено не было.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку являются документально необоснованными и не подтверждающими нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что исключает наличие у суда оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 120 Конституции РФ, ст.ст. 167, 176, 201 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.
Судья Л.О. Федькин