ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1695/15 от 11.06.2015 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-1695/2015

г. Краснодар                                                                                         17 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2015г.

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2015г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиндовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "НАКОСТА" (г. Москва, ОГРН/ИНН <***>/<***>),

к Новороссийской таможне (г. Новороссийск, ОГРН/ИНН <***>/<***>),

о признании недействительным требования Новороссийской таможни от 24.09.2014 № 1384

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 03.04.2015г.) – до перерыва;

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 03.04.2015г.)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «НАКОСТА» (далее – ООО «НАКОСТА», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее – таможенный орган) о признании недействительным требования Новороссийской таможни от 24.09.2014 № 1384.

Представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях. Доводы изложены в заявлении и дополнениях к заявлению.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований. Доводы изложены в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 23.03.2015г. объявлялся перерыв до 16.30 час. 30.03.2015г. (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

После перерыва заседание продолжено.

Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

В связи с чем, неявка в судебное заседание после окончания перерыва и неизвещение судом не присутствовавших в судебном заседании надлежащим образом извещенных сторон, о времени и месте продолжения судебного заседания не является препятствием для его продолжения.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «НАКОСТА» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>, присвоен ИНН <***>, юридический адрес: <...>. Является участником внешнеэкономической деятельности.

01.07.2008 г. между ООО «НАКОСТА» и компанией «ФИО3 С.А.» (Британские Виргинские острова) заключен контракт №NABI-01/07 в соответствии с которым подлежали поставке в срок до 01.07.2009 года компоненты стекловаренной печи ХОРН-340 с 3 питателями производительностью 340 т\сутки в составе оборудования стекловаренной печи согласно Спецификации №1, огнеупорные материалы согласно спецификациям №№2,3,4 и металлоконструкции согласно спецификации №5, общей стоимостью 4001000 евро.

В последующем срок действия контракта от 01.07.2008 г. №NABI-01/07 продлялся дополнительными соглашениями от 11.06.2009 г. до 15.10.2009 г., от 10.09.2009 г. до 15.02.2010 г., от 06.06.2011 г. до 01.01.2014 года. 05.12.2008 г. ООО «НАКОСТА» обратилось в Управление товарной номенклатуры ФТС России по вопросу таможенного оформления компонентов оборудования, поставляемого по контракту от 01.07.2008 г. №NABI-01/07, по единому коду ТН ВЭД России.

 05.02.2009 г. письмом ФТС России №06-30/4780 «О таможенном оформлении компонентов оборудования в соответствии с приказом ГТК России от 23 апреля 2001 г. №388 по обращению ООО «НАКОСТА», Управлением товарной номенклатуры ФТС России было принято решение о возможности классифицировать по единому коду ТН ВЭД России 8417 80 850 0 входящие в состав стекловаренной печи ХОРН-340 комплектующие (компоненты): 1.Огнеупорные материалы корпуса печи варочной зоны, регенератора, распределительного канала и канала питателей 1.1.Магниевые огнеупоры 1082,3 тонн 1.2. Огнеупоры с содержанием глинозема 768 тонн 1.3. Огнеупоры с повышенным содержанием глинозема 863,042 тонны 1.4. Циркониевые огнеупоры 41,9 тонны 1.5. Кремнеземные огнеупоры 139,481 тонны. 1.6. Огнеупорный цемент 155 тонн 2. Система нагрева варочной зоны 2.1. Комплект горелочного оборудования на 6 точек 1 штука 3. Система перевода дымового газа и воздуха для горения 3.1. Вентилятор для горения включая прямой трехфазный двигатель, частотный преобразователь, выходную воронку с защитной решеткой, рабочее колесо с маховиком – 2 штуки 3.2. запорный клапан вентилятора на горение – 2 штуки 4. Электроизмерительное и контрольное оборудование 4.1. Оборудование измерения температуры на 21 точку измерения – 1 штука 4.2. Модуль PLC (зона расплава) – 1 штука 4.3. Оборудование регулирования соотношения газ-воздух печи – 1 штука 4.4. Оборудование регулирования давления в печи – 1 штука 4.5. Устройство измерения тяги в дымовой трубе – 1 штука 4.6 Распределительный щит для установки систем контроля, механизмов переключения, трансформаторов для цепей управления, аварийных и других предохранительных устройств, защитных реле готовых к монтажу - 1 штука 4.7. Распределительный щит для установки переключателей тип звезда- треугольник, контакторов и т.д. готовых к монтажу – 1 штука 5. Система измерения уровня стекла – 1 штука 6. Бустинг варочной зоны 6.1. Станция контроля протока расхода - 1 штука 6.2. 3-фазный бесступенчатый трансформатор с номинальной мощностью 1400 кВА – 2 штуки 6.3. Держатель электродов и комплектующие – 12 штук 6.4. Молибденовые электроды – 60 штук 6.5. Оборудование измерения высокого напряжения – 1 штука 6.6. Система управления контроля и обработки ошибок - 1 штука 6.7. Комплект монтажных электроматериалов (контрольных кабелей) – 1 штука 7. Распределительный канал 7.1 Комплект горелочного оборудования распред.канала – 1 штука 7.2. Комплект смесительного и регулирующего оборудования для газа\воздуха на 5 секций – 1 штука 7.3. Газовое предохранительное оборудование – 1 штука 7.4. Оборудование регулирования давления газа и фильтрующее оборудование – 1 штука 7.5. Оборудование подачи воздуха для горения – 2 штуки 7.6. Оборудование подачи охлаждающего воздуха – 3 штуки 8 Система управления распределительного канала 8.1. Оптические пирометры для измерения температуры – 5 штук 9. Каналы питателя линия 1 + линия 3 9.1. Комплект горелочного оборудования на линию – 2 штуки 9.2 Станция контроля газо-воздушной смеси – система CORA на 5 секций – 2 штуки 9.3 Оборудование подачи охлаждающего воздуха – 4 штуки 9.4. Оборудование измерения температуры на 7 точек измерения – 2 штуки 9.5 Система управления PLC –фидер – 2 штуки 10. Канал питателя «линия 2» 10.1 Комплект горелочного оборудования на линию – 1 штука 10.2. Станция контроля газо-воздушной смеси – система CORA – 1 штука 10.3 Оборудование подачи охлаждающего воздуха – 2 штуки; 10.4 измерения – 1 штука 10.5 Система управления PLC – фидер – 1 штука 11. Компьютерная система контроля и переработки данных «SCADA» - 1 штука 12. Металлоконструкции обвязки печи – 220 тонн.

11.02.2009 г. ФТС России уведомило ООО «Накоста» о внесении изменений в последний абзац письма ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870, и изложении его в следующей редакции «Таможенное оформление вышеуказанных компонентов стекловаренной печати ХОРН-340 должно производится в зоне деятельности Новороссийской таможни».

27.02.2009 г. начальником Новороссийской таможни издано распоряжение №17 о выдаче разрешения на применение особого порядка декларирования в Новороссийском Юго-Восточном таможенном посту печи ХОРН-340 согласно разрешению №10317/270209/8/001.

В качестве основания выдачи разрешения указан Приказ ГТК России от 23 апреля 2001 г. №388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов».

В соответствии с договором ООО «НАКОСТА» и его контрагентом было начато исполнение внешнеторгового договора, и в период с 05.03.2009 г. по 29.09.2009 г. таможенным брокером ООО «Национальный таможенный брокер» по поручению ООО «НАКОСТА» в Новороссийскую таможню поданы заявления на условный выпуск товара на таможенную территорию России:

05.03.2009 г. заявление №10317110/050309/050309/К001758 в отношении огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, огнеупорного цемента.

11.03.2009 г. заявление №10317110/110309/К001904 в отношении магниевых огнеупоров, огнеупоров с содержанием глинозема, огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, циркониевых огнеупоров, огнеупорного цемента.

30.03.2009 г. заявление №10317110/300309/К002425 в отношении магниевых огнеупоров, огнеупоров с содержанием глинозема, огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, циркониевых огнеупоров, огнеупорного цемента.

06.05.2009 г. заявление №10317110/060509/К003288 в отношении кремнеземных огнеупоров, огнеупорного цемента.

11.05.2009 г. заявление №10317110/110509/К003405 в отношении кремнеземных огнеупоров;

14.05.2009г. заявление №10317110/140509/К003505 в отношении кремнеземных огнеупоров, огнеупорного цемента;.

18.05.2009 г. заявление №10317110/180509/К003601 в отношении кремнеземных огнеупоров;

17.07.2009 г. заявление №10317110/170709/К005234 в отношении магниевых огнеупоров;

29.09.2009 г. заявление №10317110/290909/К007306 в отношении кремнезёмных огнеупоров, огнеупорного цемента.

23.07.2009 г. ФТС России в адрес ООО «Накоста» направлено письмо №06- 28/34123 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 до 04.02.2010 года.

31.12.2009 г. ФТС России в адрес ООО «Накоста» направлено письмо №06- 28/63743 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 до 04.08.2010 года.

09.07.2010 г. ФТС России в адрес ООО «Накоста» направлено письмо №06- 28/33897 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 до 04.02.2011 года.

25.01.2011 г. письмом №06-28/2631 ФТС России, в ответ на обращение ООО «Накоста» от 30.12.2010 г. №158-Т проинформировало заявителя о том, что классификационные решения, принятые ФТС России до 29.12.2010 г. в соответствии с положениями Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК России от 23 апреля 2001 г. №388, применяются для совершения таможенных операций в соответствии со статьями 107 и 215 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон). Статья 107 Закона в отличие от Инструкции не ограничивает срок действия решения о классификации и, соответственно продление срока действия решения о классификации данной статьей не предусмотрено. Вместе с тем, согласно части 8 статьи 215 Закона срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен Новороссийской таможней по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также срок необходимый для подачи итоговой декларации.

26.01.2011 г. письмом исх.№004 заявитель обратился в Новороссийскую таможню с заявлением о продлении срока подачи итоговой декларации до 10.03.2012 г.

05.03.2011 г. Новороссийская таможня письмом №15-39/7323 уведомила о продлении срока подачи итоговой декларации до 05.03.2012 г. со ссылкой на часть 8 статьи 215 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

28.12.2011 г. ФТС России в адрес ООО общества было направлено письмо №06- 28/64850 о внесении изменений в решение ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 и замене кода ТН ВЭД ТС 8417 80 850 0 на код ТН ВЭД ТС 8417 80 700 0.

05.03.2012 г. Новороссийской таможней в адрес ООО «НАКОСТА» было направлено письмо №35-22/517 о том, что 05.03.2012 года заканчивается срок подачи итоговой декларации в отношении товара ввозимого в соответствии с решением ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870. В качестве обоснования причины завершения срока была  приведена ссылка на части 8 и 12 статьи 215 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

05.03.2012 г. итоговая декларация в отношении товара, указанного в решении ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870, заявителем подана не была.

16.03.2012 г. ФТС России в адрес ООО «НАКОСТА» были направлены письма исх.№06-32/12350 и исх.№06-32/12351 о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 г. №06-30/4870 согласно требованиям пункта 2 части 12 статьи 107 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и необходимости принять меры предусмотренные частью 12 статьи 215 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», то есть подать декларацию на отдельные компоненты в течении 30 дней с момента уведомления лица о прекращении действия решения о классификации.

Декларация обществом по истечении 30 дней подана не была, товар ввезен не был.

08.06.2012 г. на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, Новороссийской таможней начата камеральная таможенная проверка ООО «НАКОСТА» по вопросу соблюдения требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства при классификации ввозимых компонентов в соответствии с ТН ВЭД по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с установленными требованиями, указанными в Решении ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 за период с 05.03.2009 г. 27.07.2012 г. Новороссийской таможней составлен Акт камеральной таможенной проверки №10317000/400/270712/К0017, согласно которому был сделан вывод о том, что ООО «НАКОСТА» не ввезен на территорию Российской Федерации компонент «металлоконструкции обвязки печи» указанный под №12 в списке компонентов стекловаренной печи ХОРН-340 (лист 20 акта), не подана итоговая декларация, что повлекло неуплату таможенных платежей в размере 64 428 569,65 рублей.

10.08.2012 года на основании акта от 27.07.2012 г. №10317000/400/270712/К0017 Новороссийской таможней составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №10317000/010812/521/1 в отношении заявлений №№10317110/050309/050309/К001758, №10317110/110309/К001904, №10317110/300309/К002425, №10317110/060509/К003288, №10317110/110509/К003405, №10317110/140509/К003505, №10317110/180509/К003601, №10317110/170709/К005234, №10317110/160909/К006917, №10317110/290909/К007306, согласно которому был произведен расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей.

Ввиду несогласия с перечисленными выше требованиями, общество с ограниченной ответственностью «НАКОСТА» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 10 августа 2012 г. № 5497, №5498,№5499, №5500, №5501, №5502, №5503, №5504, №5505, №5506.

05.10.2012 года заместителем руководителя Краснодарского СОТ Южного СУТ СК России ФИО4 на основании постановления суда от 29.09.2012 года и в соответствии со статьей 115 УПК РФ был наложен арест на стекловаренную печть ХОРН-340, принадлежащую ООО «Накоста».

03.09.2013 г. Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32-26428/2012 требования Новороссийской таможне об уплате таможенных платежей от 10 августа 2012 г. № 5497, №5498,№5499, №5500, №5501, №5502, №5503, №5504, №5505, №5506 признаны недействительными.

Постановлением суда кассационной инстанции была дана оценка вынесенному решению, и указано, что частью 12 статьи 107 Закона № 311-ФЗ предусмотрены случаи прекращения действия решения по классификации товара, а именно: если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия решения по классификации товара представил подложные документы или заявил недостоверные сведения; если итоговая таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные частью 8 статьи 215 Федерального закона; если заявитель в письменной форме отказался от поставок товара, в том числе после ввоза или вывоза отдельных компонентов товара. Согласно части 8 статьи 215 Закона № 311-ФЗ не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Как установили суды, с даты регистрации заявления на условный выпуск первой партии товара на 16 марта 2012 года истек общий срок подачи итоговой декларации, на указанную дату общество не ввезло последние комплектующие.

Следовательно, таможня обоснованно направила обществу письма о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 № 06-30/4870 и необходимости подачи декларации. Поскольку в установленный законом срок общество не подало соответствующую декларацию, таможня обоснованно произвела перерасчет таможенных платежей и выставила требования об их уплате. В соответствии с частью 12 статьи 215 Закона № 311-ФЗ при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 данного закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации. При исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 статьи 215 Закона № 311-ФЗ, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке (часть 13 статьи 215 Закона № 311-ФЗ). Суды проверили правильность расчета таможенных платежей и сделали обоснованный вывод о том, что их размер исчислен неверно. Данный вывод таможенным органом не опровергнут.

После вынесения судебных актов приведенных выше, с 01.09.2014 года Новороссийской таможней на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная проверка общества по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства касающихся особенностей декларирования товара «стекловаренная печь ХОРН-340», поставляемого в виде отдельных компонентов согласно заявлениям на условный выпуск №10317110/050309/050309/К001758, №10317110/110309/К001904, №10317110/300309/К002425, №10317110/060509/К003288, №10317110/110509/К003405, №10317110/140509/К003505, №10317110/180509/К003601, №10317110/170709/К005234, №10317110/160909/К006917, №10317110/290909/К007306.

23.09.2014 года по результатам проведения камеральной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки №10317000/400/230914/А0051 и принято решение по результатам таможенной проверки №10317000/400/230914/Т0051.

Согласно решению №10317000/400/230914/Т0051, было решено принять решение о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении компонентов стекловаренной печи ХОРН-340, ввезенных ООО «НАКОСТА», в связи с несоблюдением организацией требований части 12 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», выразившихся в неподаче в установленный срок декларации на отдельные компоненты, а также наступлением срока уплаты таможенных пошлин, налогов на основании пункта 1 статьи 211 ТК ТС, части 12 статьи 215 указанного федерального закона.

24.09.2014 года Новороссийской таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей №1348 на сумму 69289784,87 рублей (в том числе пени за период с 19.04.2012 года по 24.09.2014 года), согласно которому, причиной возникновения задолженности явилось прекращение срока действия классификационного решения ФТС России от 05.02.2009 г. №06-30/4870 (уведомление ФТС России от 16.03.2012 г. №06-32/12350), неподача таможенных деклараций на отдельные компоненты стекловаренной печи «ХОРН-340» и наступлением срока уплаты таможенных платежей. Основанием  взимания таможенных платежей явился акт камеральной таможенной проверки №10317000/400/230914/А0051.

Общество, не согласившись с требованием об уплате таможенных платежей от 24.09.2014 года №1348, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

При принятии решения суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ с учетом пункта 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Изучив материалы, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению одновременно по нескольким основаниям.

Статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлен порядок выставления требования об уплате таможенных платежей.

Согласно части 7 статьи 152 Закона при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.

Согласно части 9 статьи 152 Закона, в акте таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должны быть указаны:

1) дата и номер соответствующего документа таможенного органа, оформленного по результатам проведения таможенного контроля;

2) номера документов, позволяющих идентифицировать товар, с приложением указанных документов;

3) расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей;

4) нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявленных по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме.

Форма требования об уплате таможенных платежей утверждена Приложением к Приказу ФТС России от 30 декабря 2010 г. №2711.

На оборотной стороне требования подлежат указанию подробные данные об основаниях взимания таможенных платежей, норма таможенного законодательства Таможенного союза и/или законодательства Российской Федерации, устанавливающая обязанность плательщика уплатить соответствующую сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов в соответствующий срок.

Форма акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления утверждена Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. №2708.

Судебными актами по делу А32-26428/2012  установлено, что на основании акта камеральной проверки от 27.07.2012 г. №10317000/400/270712/К0017 проведенной Новороссийской таможней в отношении ООО «НАКОСТА» по факту ввоза товара по заявлениям №№10317110/050309/050309/К001758, №10317110/110309/К001904, №10317110/300309/К002425, №10317110/060509/К003288, №10317110/110509/К003405, №10317110/140509/К003505, №10317110/180509/К003601, №10317110/170709/К005234, №10317110/160909/К006917, №10317110/290909/К007306, 10.08.2012 года составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №10317000/010812/521/1 в отношении заявлений №№10317110/050309/050309/К001758, №10317110/110309/К001904, №10317110/300309/К002425, №10317110/060509/К003288, №10317110/110509/К003405, №10317110/140509/К003505, №10317110/180509/К003601, №10317110/170709/К005234, №10317110/160909/К006917, №10317110/290909/К007306, согласно которому был произведен расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей.

Таким образом, Новороссийской таможней факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей впервые был обнаружен 10.08.2012 года.

Проведение Новороссийской таможней в 2014 году (Акт камеральной таможенной проверки № 10317000/400/230914/А0051) в отношении ООО «НАКОСТА» камеральной проверки по тому же факту не вывило новых фактических данных, влияющих на принятие решение об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей.

По общим правилам, согласно части 5 Закона, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Согласно части 10 статьи 152 Закона, при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 - 8 настоящей статьи.

Согласно части 15 статьи 152 Закона, при направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

Поскольку нарушение требований и условий таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления», установленных статьями 209, 210 и 211 ТК ТС, заявителем допущено не было, соответственно положения части 10 статьи 152 закона на ООО «НАКОСТА» распространены быть не могут, и подлежат применению общие основания, установленные частью 5 статьи 152 ТК ТС.

С учетом обнаружения факта неуплаты платежей 10.08.2012 года,  срок направления требования не мог превышать 24.08.2012 года, согласно положениям части 5 статьи 152 Закона.

Согласно требований части 15 статьи 152 Закона при направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

Соответственно начисление пени в требовании об уплате таможенных платежей от 24.09.2014 года №1348 за период с 24.08.2012 года по 24.09.2014 года является неправомерным.

Согласно акту камеральной таможенной проверки №10317000/400/230914/А0051 и решению по результатам таможенной проверки №10317000/400/230914/Т0051, необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении компонентов стекловаренной печи ХОРН-340, ввезенных ООО «НАКОСТА», таможенный орган связывает с несоблюдением обществом требований части 12 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», выразившихся в неподаче в установленный срок декларации на отдельные компоненты, а также наступлением срока уплаты таможенных пошлин, налогов на основании пункта 1 статьи 211 ТК ТС, части 12 статьи 215 указанного федерального закона.

Вместе с тем, из анализа указанных норм закона следует, что ни пункт 1 статьи 211 ТК ТС, ни часть 12 статьи 215 Закона не устанавливают сроков уплаты таможенных платежей.

Так, согласно части 12 статьи 215 при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 настоящего Федерального закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации.

Часть 12 статьи 215 Закона не устанавливает требований к декларированию компонентов товаров с целью помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.

Частью 14 статьи 215 ТК ТС в редакции, действовавшей на момент выставления требования, было указано, что положения настоящей статьи распространяются на любые товары, классифицируемые в товарных позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0) и в позициях групп 84 - 86, 88 - 90 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Согласно приложению к акту камеральной таможенной проверки, начисление таможенных платежей было произведено по отношению к товарам, классифицируемым, в том числе, в товарных позициях 38, 69,  7326, 83.

Таким образом, начисление таможенных платежей в отношении спорного товара является нарушением требований части 14 статьи 215 Закона.

Статьей 80 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – Кодекс, ТК ТС) установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 330, 306, 360.

Статьей 211 ТК ТС установлен исчерпывающий перечень оснований к возникновению, прекращению обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также требования к сроку их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Согласно пункту 3 статьи 211 ТК ТС, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в следующие сроки:

            1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

            2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:

            в случае отказа от использования таких льгот - до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;

            в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Статьей 74 ТК ТС установлено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Право декларирования многокомпонентного товара по единому к числу льгот не отнесено.

Таким образом, применительно к правоотношениям, связанным с помещением товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, срок уплаты таможенных платежей установлен подпунктом 1 пункта 3 статьи 211 ТК ТС, согласно которому в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

Согласно статье 209 ТК ТС, устанавливающей содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статей 180 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Поданные ООО «НАКОСТА» заявления о ввозе компонентов товара к числу перечисленных выше таможенных декларацией не относятся.

Соответственно обязанность уплачивать таможенные платежи в соответствии с  пунктом 1 статьи 211 ТК ТС у общества ввиду подачи заявлений о ввозе компонентов товара не возникла.

Факт неподачи таможенной декларации в целях помещения товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления не отнесен пунктом 1 статьи 211 ТК ТС к основаниям возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.

В период заключения ООО «НАКОСТА» контракта от 01.07.2008 г. №NABI-01/07, принятия ФТС России решения от 05.02.2009 года №06-30/4870, подачи ООО «НАКОСТА» заявлений №10317110/050309/050309/К001758, №10317110/110309/К001904, №10317110/300309/К002425, №10317110/060509/К003288, е №10317110/110509/К003405, №10317110/140509/К003505, №10317110/180509/К003601, №10317110/170709/К005234, №10317110/160909/К006917, №10317110/290909/К007306 действовал Таможенный тариф Российской Федерации (Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718), которым был установлен код 8417 80 8500, которому соответствовала ставка пошлины -0%.

01.07.2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, в связи с чем нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, в части противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза утратили силу.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 222 ТК ТС, условно выпущенными товарами являются компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;

Согласно пункту 2 статьи 222 ТК ТС, компоненты товара, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно пункту 2 статьи 200 ТК ТС, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Согласно пункту 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу ТК ТС под таможенные режимы выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу ТК ТС считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего ТК ТС и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.

Таким образом, с момента вступления в силу ТК ТС, ранее ввезенные согласно заявлениям на условный выпуск компоненты, получили статут условно выпущенных в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления. Требования пункта 2 статьи 222 ТК ТС заявителем нарушены не были.

Статьей 194 Таможенного кодекса Таможенного союза установлена возможность, в соответствии с таможенным законодательством государств – членов таможенного союза, устанавливать особенности таможенного декларирования товаров, в том числе при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

01.01.2011 г. вступил в силу Федеральный Закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статьями 107 и 215 которого были впервые установлены особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени, порядок отмены решения о классификации, и установлены последствия отмены решения о классификации, в том числе связанные с доначислением таможенных платежей.

Частью 2 статьи 115 Закона, установлено, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подпункте 4 статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Частью 12 статьи 107 Закона, было установлено, что прекращение действия решения по классификации товара производится, если итоговая таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные частью 8 статьи 215 Закона.

Частью 14 статьи 107 Закона установлено, что решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу со дня принятия решения по классификации товара.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, ухудшающие положение лиц, не имеют обратную силу.

Частью 8 статьи 215 Закона было установлено, что не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара.

Частью 12 статьи 215 Закона было установлено, что при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 Закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации.

Частью 13 статьи 215 Закона установлено, что при исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 настоящей статьи, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке.

01.01.2011 года в момент вступления в силу Федерального Закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», итоговая декларация подана не была, а соответственно были нарушены требования части 8 статьи 215 Закона, что влекло необходимость применения требований частью 12 статьи 107 Закона, согласно которой прекращение действия решения по классификации товара производится, если итоговая таможенная декларация не подана в установленный срок.

В соответствии с требованиями пункта 74 Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов      (утверждена Приказом ГТК России от 23.04.2001 г. №388) при установлении таможенным органом фактов нарушения таможенных правил, а также нецелевого использования отдельных компонентов машины заинтересованное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение особого порядка декларирования прекращается и принимается решение о заведении дела о нарушении таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом в течение 15 дней после установления факта нарушения таможенных правил, а также нецелевого использования отдельных компонентов машины таможенный орган письменно извещает об этом подразделение ФТС России, ответственное за принятие предварительных решений по классификации товаров.

Решения о прекращении действия классификационного решения в нарушение требований части 12 статьи 107 Закона таможенными органами принято не было.

Впервые общество обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о продлении срока 26.01.2011 г.,  направив письмо  исх.№004 и запросив разрешение о продлении срока подачи итоговой декларации до 10.03.2012 г..

Данное письмо был направлено за пределами срока установленного для подачи итоговой декларации.

05.03.2011 г. Новороссийская таможня письмом №15-39/7323 уведомила о продлении срока подачи итоговой декларации до 05.03.2012 г. со ссылкой на часть 8 статьи 215 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Решение о продлении срока подачи итоговой таможенной декларации было принято Новороссийской таможней после истечения срока подачи итоговой декларации, что не соответствует требованиям части 8 статьи 215 Закона.

Частью 14 статьи 107 Закона установлено, что решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу со дня принятия решения по классификации товара.

Форма решения о классификации товара установлена Приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940.

Таможенным органом не представлено решения по классификации товара в соответствии с требованиями части 14 статьи 104 Закона, соответственно решение о прекращении действия решения по классификации не вступило в силу.

16.03.2012 г. ФТС России в адрес ООО «НАКОСТА» были направлены письма исх.№06-32/12350 и исх.№06-32/12351 о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 г. №06-30/4870 согласно требованиям пункта 2 части 12 статьи 107 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и необходимости принять меры предусмотренные частью 12 статьи 215 Федерального Закона России от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», то есть подать декларацию на отдельные компоненты в течение 30 дней с момента уведомления лица о прекращении действия решения о классификации.

Декларация обществом по истечении 30 дней подана не была, товар ввезен не был.

Решение о прекращении действия классификационного решения было принято по основанию нарушения трехгодичного срока подачи итоговой декларации установленного до 05.03.2012 года в нарушение требований части 8 статьи 215 Закона, поскольку решение о прекращении действия классификационного решения подлежало принятию после 01.01.2011 года.

Вместе с тем, следует отметить, что Общество вступило в правоотношения по ввозу машины, поставляемой в виде отдельных компонентов – стекловаренной печи ХОРН-340, в 2009 году, с учетом положений действовавшего законодательства, а именно Таможенного кодекса Российской Федерации и Инструкции «О порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов» (утверждена Приказом ГТК России от 23 апреля 2001 г. №388), нормы которых не устанавливали ограничений по сроку ввоза компонентов и допускали применение к товару классификационного кода в пределах срока действия классификационного решения. Срок действия классификационного решения мог быть ограничен исключительно сроком действия контракта.

Анализируя обстоятельства настоящего дела, суд пришел к выводу, что вступление в силу Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и установление статьей 215 Закона требований о предельном общем сроке подачи итоговой декларации ухудшило положение Общества, поскольку на момент заключения договора и начала поставок предельный срок подачи итоговой декларации установлен не был.

Положения части 8 статьи 215 Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возложило на Общество обязанность подать итоговую декларацию до наступления у Продавца обязанности поставить последнюю партию товара.

Вступившие в силу положения части 12 статьи 107 Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и частей 8, 12 и 13 статьи 215 Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возложили на Общество обязанность завершить ввоз товара с заявлением кода облагаемого пошлиной 0%, в более короткий срок (до истечения срока действия контракта), и возложили обязанность уплаты таможенных пошлин в связи с тем, что Обществом не был ввезен товар в срок, установленный новыми нормами законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, суду необходимо установить наличие двух условий – несоответствие обжалуемых решений и действий (бездействия) закону либо иному правовому акту и нарушение оспариваемым решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемого им требования Новороссийской таможни действующему законодательству и нарушение этим требованием прав и имущественных интересов общества.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого требования.

В материалы дела заинтересованным лицом представлено постановление о возбуждении уголовного дела от 16.07.2012. Из резолютивной части указанного постановления не усматривается, в отношении какого лица оно возбуждено. Кроме того, из текста постановления (л. 2 абз. 6) следует: «При обследовании указанной территории установлено, что печь ХОРН-340 содержит не поставленный двенадцатый компонент «металлоконструкция обвязки печи», следов износа и запуска печи нет. Кроме того, установлено, что компонент «металлоконструкция обвязки печи» в адрес общества через таможенные органы не поступал».

Сведений об окончании производства по уголовному делу заинтересованным лицом суду не представлено.

Следовательно, имеющее место быть возбуждение уголовного дела, в данном конкретном случае не относится к существу настоящего спора, как и информация таможенного органа о возбуждении в отношении общества административного производства по признакам части 1 статьи 16.12. КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование Новороссийской таможни от 24.09.2014 № 1384 незаконно, необоснованно и подлежит признанию недействительны, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

В соответствии со ст.ст.110 АПК РФ при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

В силу п.4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указанная глава кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Согласно п.47 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» 01.01.2007г. признан утратившим силу п.5 ст.333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с Новороссийской таможни в пользу заявителя в возмещение понесенных расходов.

Руководствуясь статьей 120 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 101, 102, 104, 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным требование Новороссийской таможни от 24.09.2014 № 1384, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Накоста» (ОГРН <***> ИНН <***>, <...>, дата регистрации 26.12.2007 г.) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                         О.И. Меньшикова