ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-17092/07 от 09.11.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-17092/07-59/248

12 ноября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гонзус И.П.________________________________________

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.______________________

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1, г.Краснодар

к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Краснодару, г.Краснодар

о признании недействительным решения

при участии :

от заявителя – ФИО1- предпринимателя, ФИО2- представителя,

от ответчика – ФИО3- представителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее заявитель) обратился с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Краснодару (далее налоговый орган, ответчик) № 17-11/515/4107 ДСП от 04.06.07.

Заявитель поддержал требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что в связи с неполучением ясных и четких указаний о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее УСН) с 01.01.05 не мог самостоятельно принять решение о применении УСН. Налоговым органом нарушен порядок перевода на УСН, переход на УСН является добровольным, закон не содержит требования об обязательности перевода на УСН после подачи заявления. Ведя учет по общеустановленной системе налогообложения в 2005-2006 годах заявитель не получал замечаний от налогового органа, но получал уведомления об уплате налога на доходы физических лиц за 2005 г., требования от 01.07.06 об инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности для плательщиков НДС, что свидетельствует о том, что налоговый орган относился к заявителю как к предпринимателю, ведущему деятельность по общей системе налогообложения.

Ответчик требования не признает, полагает, что доначисление НДС и единого налога в связи с применением УСН является правомерным, поскольку поданное предпринимателем заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер, для перехода на применение УСН налогоплательщику не требуются какие-либо разрешительные действия налогового органа (получение уведомления). Заявителем не было представлено заявление о прекращении применения УСН, а отказ от применения УСН по умолчанию налогоплательщика не предусмотрен НК РФ. Налоги и сборы пересчитаны заявителю в соответствии с применением режима УСН.

Суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой Мэрии г.Краснодара 10.02.99 за № 37351, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ИФНС России №5 г. Краснодара 29.12.04 за № 304231236400111.

На основании решения заместителя начальника инспекции №45 от 01.03.07 проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросу правомерности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.05 по 31.12.06.

По результатам проверки составлен акт № 17-11/429/3207 от 26.04.07 и принято решение № 17-11/515/4107 ДСП от 04.06.07, которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость (далее НДС) – 121802 руб., пени по НДС 16206,74 руб., единый налог, взимаемый с налогоплательщиком, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСНО-доходы) – 13571,5 руб., пени по данному налогу 308,75 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа за неполную уплату НДС – 24360,4 руб., за неполную уплату единого налога по УСН 2714,3 руб., а также по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в течение 180 дней по истечении установленного срока в виде штрафа 19982,95 руб. Также оспариваемым заявителем решением ему уменьшены исчисленные в завышенных суммах единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, всего в сумме 11369,88 руб.

Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что предприниматель подав заявление о переходе на УСН 15.10.03 и получив уведомление налоговой инспекции в декабре 2004 г. с 01.01.05 не применял УСН, а применял общеустановленную системы налогообложения, в связи с чем не уплатил единый налог, уплачиваемый при применении УСН, неправомерно применил налоговые вычеты по НДС.

Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд.

При принятии решения суд исходит из следующего.

В соответствии с ст. 346.11 главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

В заявлении по форме N 26.2-1 о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495, налогоплательщиком сообщаются сведения о размере доходов за девять месяцев текущего года (без учета НДС и налога с продаж), объекте налогообложения, среднесписочной численности работников за налоговый (отчетный) период, стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации на дату подачи заявления, и т.д.

В соответствии с п. 12 разд. III Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ (утв. Приказом МНС России от 10.12.2002г. NBF-3-22/706) по результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня их регистрации (пп.8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 г. N 68) в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3, утвержденные Приказом МНС России от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495).

В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации направление налогоплательщику уведомления о возможности применения УСН не предусмотрено, что свидетельствует об уведомительном порядке применения данной системы. Добровольность применения УСН означает право заявителя выбрать применять ли соответствующий специальный режим или уплачивать налоги по общеустановленной системе налогообложения.

Вместе с тем отказ от применения УСН предусмотрен в ограниченных временных рамках - до 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.13 НК РФ) и при условии уведомления об этом налогового органа или при появлении ограничений¸ указанных в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

Факт получения уведомления о применении УСН с 01.01.04 только в декабре 2004г. ответчиком не оспаривается, однако данный факт не имеет правового значения.

Суд учитывает также, что ФИО1 не обращался к ответчику с заявлением о прекращении применения упрощённой системы налогообложения, поэтому вывод налогового органа о том, что заявитель в 2005 г. обязан был применять УСН является правильным.

В результате проведённой налоговой инспекцией выездной налоговой проверки, установлены факты налоговых правонарушений и суммы налогов пересчитаны в соответствии с применением режима налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения.

Размер доначисленной суммы единого налога и НДС заявителем не оспаривается.

Факт непредставления налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН подтверждается материалами проверки.

Отказ применении налоговых вычетов по НДС является правомерным, поскольку согласно пункта 346.11 НК РФ лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В связи с изложенным уплаченный с сумм реализации НДС возврату или зачету не подлежит.

Таким образом, доначисление налога на добавленную стоимость заявителю является правомерным.

Следовательно является правильным привлечение заявителя к налоговой ответственности по статьям 119 и 122 НК РФ.

Также является правильным уменьшение в завышенных размерах сумм единого социального налога и налога на доходы физических лиц, поскольку в проверяемом периоде заявитель не являлся плательщиком данных налогов.

Ответчик правомерно в направленном заявителю требовании не учел указанные выше суммы излишне уплаченных налогов, поскольку в соответствии со статьей 78 НК РФ зачет или возврат излишне уплаченных налогов проводится только по соответствующему налогу.

Доводы заявителя об ошибках, допущенных в акте проверки являются обоснованными, однако они не повлияли на правомерность принятого решения.

Также не принимается судом во внимание факт принятия налоговых деклараций по общей системе налогообложения и направления заявителю требований, поскольку эти обстоятельства не свидетельствуют о незаконности решения.

При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь главой 26.2 НК РФ, статьями 2, 9, 64, 65, 110, 167-171, 176, 201, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным решения ИФНС России №5 по г.Краснодару № 17-11/515/4107 ДСП от 04.06.07 отказать.

Возвратить ФИО1 ИНН <***> из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежной квитанции от 27.08.07.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый апелляционный суд через арбитражный суд Краснодарского края в месячный срок со дня принятия.

Судья И.П.Гонзус