ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-17222/2021 от 13.09.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-17222/2021

17 сентября 2021 года

Резолютивная часть Решения объявлена 13 сентября 2021 года. Решение в полном объёме изготовлено 17 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дунюшкина П.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Божко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Агрокомплекс «Новокубанский» (ИНН 2343017589), г. Новокубанск к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Краснодар о признании незаконным и отмене предписания N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г.

при участии в заседании:

от заявителя – Прищепова Ю.А. (по доверенности от 25.01.2021г., паспорт),

от заинтересованного лица - Тутуков Б.А. (по доверенности от 16.10.2020г., паспорт),

УСТАНОВИЛ:

ООО «Агрокомплекс «Новокубанский» (ИНН 2343017589), г. Новокубанск обратилось в Арбитражный? суд Краснодарского края с заявлением Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Краснодар о признании незаконным и отмене предписания N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г.

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах к нему

Представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражал, по основаниям изложенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.09.2021г. до 13.09.2021г. 09час.50 мин. После перерыва судебное разбирательство продолжено в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статьеи? 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской? Федерации, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 43-В от 18.01.2021 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя по вопросу исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 03-41-10Н от 02.03.2020г., которым было предписано:

- п. 1: обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте негативного воздействия 03-0123-000023-П ООО «Курганинский элеватор» по адресу: Курганинский район, г.Курганинск, ул. Луговая, 1, а именно: сведения об объектах инфраструктуры ж/д транспорта, срок исполнения – 20.08.2020г.;

- п. 2: обеспечить предоставление деклараций о воздействии на окружающую среду объекту 2 категории (ОСП «Курганинский элеватор») в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти, срок исполнения – 20.08.2020г., о чем был составлен акт проверки от 19.02.2021г. № 03-23-30-Н.

При проведении документарной проверки было установлено неисполнение п. 1 и п. 2 предписания от 02.03.2020г. № 03-41-10Н-1 в срок до 20.08.2020г., в связи с чем 19.02.2021г. заявителю было выдано новое предписание, которым в срок до 19.05.2021г. предписано:

1.Обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте негативного воздействия 03-0123-000029П ООО «Курганинский элеватор» по адресу: Курганинский район, г.Курганинск, ул. Луговая, 1, а именно: сведения об объектах инфраструктуры ж/д транспорта, срок устранения нарушения – 19.05.2021г.;

2.Обеспечить предоставление деклараций о воздействии на окружающую среду объекту 2 категории (ОСП «Курганинский элеватор») в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти, срок устранения нарушения – 19.05.2021г.

Заявитель не согласен с вынесенным предписание, считает его незаконным и нарушающим права заявителя, поскольку 28.06.2019г. ООО «Курганинский элеватор» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения в ООО «Агрокомплекс «Новокубанский» и после реорганизации 16.09.2019г. в Росприроднадзор была подана заявка об актуализации сведений по объектам поставленным на государственный учет, в которой так же был заявлен источник выбросов 6046 – Тепловоз. Загрузка зерна ж\д транспортом.

Ранее, ООО «Курганинский элеватор» отправляя заявку в Росприроднадзор в 2016г. о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в указывало в технологическом процессе источник выбросов – 6946 - Тепловоз. Загрузка зерна ж\д транспортом и Росприроднадзор присваивал предприятию III категорию объектов НВОС, исходя из своих критериев, не смотря на то, что общество указывало в заявке II категорию негативного воздействия. На основании заявки ООО «Курганинский элеватор» 05.12.2016г. ему было выдано свидетельство№ 16209 о постановке на госучет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – 03-0103-000029-П и III категории негативного воздействия.

Так же и после реорганизации, заявителю на основании поданной заявки 30.09.2019г. было выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – 03-0103-000029-П и III категории негативного воздействия на окружающую среду, включенном в Федеральный гос.реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

26.09.2019г. Росприроднадзор направил в адрес заявителя акт проверки № 07-48-168П, в котором было указано, что согласно поданной ООО «Курганинский элеватор» заявки от 17.02.2017г. в Федеральный гос.реестр ОНВ внесены сведения о данном объекте – 03-0123-000029-П, категория III, при этом в заявке не содержится сведений об использовании предприятием ж\д транспорта, наличии ж/д инфраструктуры , тем самым ООО «Курганинский элеватор» допустило сокрытие, умышленное искажение или несообщение полной достоверной информации об объекте, данные сведения не соответствуют действительности, т.к. заявочный материал о постановке объекта, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду на гос.учет ООО «Курганинский элеватор» представило 01.12.2016г., за номером источника выбросов 6046 был указан - Тепловоз. Загрузка зерна ж\д транспортом, свидетельство выдано предприятию 05.12.2016г., ООО «Курганинский элеватор» присвоен код объекта НВОС 03-103-000029-П и III категория негативного воздействия на окружающую среду.

Несмотря на несоответствие сведений в адресе, заявителю было выдано предписание 26.09.2019г. об устранении выявленных нарушений, в виде актуализации сведений об использовании предприятием ж\д транспорта.

01.07.2019г. заявитель предоставил в Росприроднадзор документ о консервации тепловоза ТГМ-23Б бессрочно, в связи с отсутствием погрузок зерна ж/д транспортом, что является основанием для прекращения деятельности на объекте негативного воздействия и согласно Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.10.2018г. № ВС-04-03-36\21106, ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объект подлежит снятию с гос учета объектов негативного воздействия.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

При принятии Решения суд руководствуется следующим.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской? Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный? суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решении? и деи?ствии? (бездеи?ствия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемыи? ненормативныи? правовои? акт, решение и деи?ствие (бездеи?ствие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательскои? и инои? экономическои? деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательскои? и инои? экономическои? деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса России?скои? Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении? и деи?ствии? (бездеи?ствия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражныи? суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положении?, оспариваемых решении? и деи?ствии? (бездеи?ствия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочии? у органа или лица, которые приняли оспариваемыи? акт, решение или совершили оспариваемые деи?ствия (бездеи?ствие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемыи? акт, решение и деи?ствия (бездеи?ствие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательскои? и инои? экономическои? деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недеи?ствительным, решения и деи?ствия (бездеи?ствия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условии?: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательскои? или инои? экономическои? деятельности.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Закон об охране окружающей среды.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Федеральный законодатель определил, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается указанными лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов (пункты 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды объектом НВОС признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды).

Из материалов дела следует, что в период с 25.01.2021г. по 19.02.2021г. в ходе проведения проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 03-41-10Н от 02.03.2020, выданного ООО «Агрокомплекс «Новокубанский»» государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора было установлено следующее:

02.03.2020г. государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора на основании акта проверки от 02.03.2020 №03-41-10Н, руководствуясь Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400, ч.1 ст.66 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ООО «Агрокомплекс «Новокубанский»» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 03-41-10Н-1, которым было предписано:

- п. 1: обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте негативного воздействия 03-0123-000023-П ООО «Курганинский элеватор» по адресу: Курганинский район, г.Курганинск, ул. Луговая, 1, а именно: сведения об объектах инфраструктуры ж/д транспорта, срок исполнения – 20.08.2020г.;

- п. 2: обеспечить предоставление деклараций о воздействии на окружающую среду объекту 2 категории (ОСП «Курганинский элеватор») в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти, срок исполнения – 20.08.2020г., о чем был составлен акт проверки от 19.02.2021г. № 03-23-30-Н.

28.06.2019г. ООО «Курганинский элеватор» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

Правопреемником ООО «Курганинский элеватор» является юридическое лицо ООО «Агрокомплекс «Новокубанский»» (ИНН 2343017589, ОГРН 1052324145830, Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Красная, д. 11 литер А, офис 22).

В соответствии с ч. 2, ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Управлением было получено ходатайство от юридического лица ОСП «Курганинский элеватор» (правопреемником является юридическое лицо ООО «Агрокомплекс «Новокубанский»») № 8960 от 20.05.2020 «О продлении сроков исполнения предписания».

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 17.04.2020 № СР-11-00-31/12256, органы государственного контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения предписаний в течение 10 рабочих дней принимают решения о продлении сроков.

На основании вышеизложенного, Управлением было принято решение о переносе срока исполнения предписания от 02.03.2020, № 03-41-10Н-1 до 20.08.2020.

В период выдачи и срока действия предписания №03-41-10Н-1, действовало Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

01.01.2021 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, которым утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

В соответствии с п.п. 4, п. 3, раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Объект относится ко 2 категории, если является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV выше указанного документа.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Согласно Закону N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

На основании вышеизложенного Инфраструктурой железнодорожного транспорта являются в том числе железнодорожные пути, наличие которых на объекте позволяет отнести к объектам II категории.

В ходе проведения проверки в период с 25.01.2021г. по 19.02.2021г. заинтересованным лицом было установлено, что железнодорожные пути находятся на территории объекта, оказывающего негативное воздействие на ОС.

Таким образом, заявителем - ООО «Агрокомплекс «Новокубанский», после вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 не была подана заявка с целью актуализации сведений об объекте HBOC, соответственно, принимая во внимание вступившее в законную силу Постановление Правительства № 2398, заинтересованным лицом было выдано новое предписание 19.02.2021г., которым в срок до 19.05.2021г. предписано:

- Обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте негативного воздействия 03-0123-000029П ООО «Курганинский элеватор» по адресу: Курганинский район, г.Курганинск, ул. Луговая, 1, а именно: сведения об объектах инфраструктуры ж/д транспорта, срок устранения нарушения – 19.05.2021г.

Доводы заявителя о консервации тепловоза, в связи с отсутствием отгрузки зерна ж/д транспортом, в отсутствие доказательств консервации и снятии с гос учета

всей инфраструктуры ж/д транспорта, как объекта негативного воздействия, расположенного на территории Курганинского элеватора не имеет правового значения при актуализации сведений об объекте HBOC.

В соответствии с п.п. 4, п. 3, раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Объект относится ко 2 категории, если является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV выше указанного документа.

Пунктом 2 предписания от 02.03.2020 №03-41-10Н-1 ООО «Агрокомплекс «Новокубанский» , как и оспариваемого предписания N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г.

предписано:

обеспечить предоставление декларации о воздействии на окружающую среду по объекту 2 категории (ОСП «Курганинский элеватор»), в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Срок исполнения данного предписания – 19.05.2021г.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 11 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный

Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Согласно ч.ч. 1,3,9 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах 2 категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать, в том числе декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Агрокомплекс «Новокубанский» декларация о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти не предоставлена по объекту HBOC 003-0123-000029-П (Территория ОСП «Курганинский элеватор»), в связи чем заинтересованное лицо в законном порядке, предписало заявителю предоставить декларацию.

Оспариваемое предписание N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г. вынесено административным органом в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», вступившим в силу 01.01.2021г., Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400.

Предписание по устранению выявленных нарушении? требовании? представляет собои? акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащии? властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей? и организации?.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственныи? надзор, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушении? требовании? законодательства в сфере охраны окружающей среды, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения охраны окружающей среды в России?скои? Федерации определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующий? в этои? области отношения между органами государственной? власти, юридическими лицами.

Суд считает, что предписание N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г. соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Доводы о неисполнимости предписания заявителем не заявлен.

Доказательств исполнения заявителем предписания в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный? орган доказал правомерность и обоснованность вынесения предписания N 03-23-30-Н-1 от 19.02.2021 г. при таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению судом.

В ходе судебного разбирательства судом были исследованы представленные сторонами подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.

Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со стать?й 110 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 167-170, 176, 210-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течении месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья П.А. Дунюшкин