ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-17376/15 от 06.10.2015 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-17376/2015

10 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 06 октября 2015 года

Решение суда в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М.  , при ведении протокола судебного заседания секретарем Голубцовым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО ФИРМА «КУМПАГ», г. Краснодар

к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар

Третье лицо: администрация муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Краснодар

О признании ГПЗУ RU 23306000-00000000002303 от 13.04.2012 года, выданный ДАГ МО г. Краснодар недействительным, противоречащим требованиям статьям 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар выдать ООО фирма «КУМПАГ» градостроительный план земельного участка подготовленного на основании заявления ООО фирма «КУМПАГ» от 14.10.2014 г. №30966-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу: <...>, в соответствии с требованиями требованиям статьям 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" в соответствии с архивными данными Департамента архитектуры и градостроительства МО г. Краснодара, сформированным в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ, от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности".

и приложенными к заявлению документами,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: директор Общества Кумбатов Владимир Дмитриевич

представитель по доверенности ФИО3, доверенность, паспорт

от заинтересованного лица: представитель по доверенности ФИО4, доверенность, паспорт

от третьего лица (1): представитель по доверенности ФИО4, доверенность, паспорт, доверенность, удостоверение

от третьего лица (2): представитель по доверенности ФИО5, доверенность, паспорт

У С Т А Н О В И Л:

ООО ФИРМА «КУМПАГ» обратилось в суд с заявлением о признании ГПЗУ RU 23306000-00000000002303 от 13.04.2012 года, выданный ДАГ МО г. Краснодар недействительным, противоречащим требованиям статьям 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка",

Обязании Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар выдать ООО фирма «КУМПАГ» градостроительный план земельного участка подготовленного на основании заявления ООО фирма «КУМПАГ» от 14.10.2014 г. №30966-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу: <...>, в соответствии с требованиями требованиям статьям 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" в соответствии с архивными данными Департамента архитектуры и градостроительства МО г. Краснодара, сформированным в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ, от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности".

Судом объявлен перерыв до 06.10.2015 до 14.20.

После перерыва заседание продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Заинтересованное лицо высказало возражения.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Земельный участок (кадастровая справка № 70849) площадью 3570 кв.м кадастровый номер 23:43:0129001:1688, по адресу <...>, находится в собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 13.04.2011 № 624898) для строительства производственной базы.

Заявка на подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка была подана ФИО1 от 30.03.2012 № 2388-1.

Чертеж к градостроительному плану земельного участка от 13.04.2012 № RU 2330600-00000000002303 был выполнен ЗАО «Зодчий-К» от февраля 2012 года.

Чертеж градостроительного плана земельного участка RU 23306000-0000000002303 от 13.04.2012 по ул. Московской, 99 выполнен на топографической основе в масштабе 1:500 от декабря 2011, выполненной ООО «ГорКадастрБТИ» на которой отсутствовали объекты капитального строительства (существующие).

Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по заявлению ФИО1 от 30.03.2012 выдан градостроительный план земельного участка №RU 23306000-00000000002303 от 13.04.2012.

Указывая на противоречие плана земельного участка №RU 23306000-00000000002303 от 13.04.2012. требованиям статей 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", заявитель обратился в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из положений статей 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Требования к градостроительному плану предусмотрены в части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 данной статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.

Форма содержит строки для заполнения реквизитов обращения и фамилии, имени, отчества заявителя - физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя - юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется (пункт 1); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу (подпункт 2.2), о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе их площади, путем заполнения таблицы с графами (подпункт 2.2.1), о предельном количестве этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений в метрах (подпункт 2.2.2), о максимальном проценте застройки в границах земельного участка (подпункт 2.2.3), об иных показателях (подпункт 2.2.4); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не устанавливается и не распространяется, предусматривает строку для заполнения сведений о номере объекта капитального строительства и его назначении, а также таблицу предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (подпункт 2.2.5).

Подпункты 2.2.1 - 2.2.4 Формы градостроительного плана фактически закрепляют возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития. Указанные сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.

В соответствии с требованиями части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Таким образом, градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.

Инструкция по заполнению данной формы градостроительного плана земельного участка Минрегионом РФ не издавалась.

В соответствии с административным регламентом предоставления адми­нистрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 № 5635 в составе перечня документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предос­тавления муниципальной услуги предусмотрен чертеж градостроительного плана земельного участка, разработанный на современной топографической съемке, проектной организацией, имеющей соответствующий допуск.

Как установлено судом, чертеж к градостроительному плану земельного участка от 13.04.2012 № RU 2330600-00000000002303 был выполнен ЗАО «Зодчий-К» от февраля 2012 года.

Исходя из буквального толкования раздела 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования» формы градостроительного плана земельного участка обязанность по подготовке чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного на топографической основе, подготовленной кадастровым инженером, возложена на организации, а не на органы местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что подготовка чертежа градостроительного плана земельного участка организацией, а не органом местного самоуправления, действующему градостроительному законодательству не противоречит.

Земельный участок по ул. Московской, 99 в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6, в редакции решения от 19.08.2010 № 81 п.5 расположен в производственной зоне (  П).

В соответствии с предельными параметрами зоны (П.) на момент подготовки градостроительного плана минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красной линии улиц, проездов составлял - 5 метров, что отображено на чертеже градостроительного плана земельного участка. Отступ от границ земельного участка не был нормирован.

При размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться, установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также градостроительные и строительные нормы и Правила.

Допускается уменьшение минимальных нормативных противопожарных и санитарно-эпидемиологических разрывов между зданиями, строениями и сооружениями, расположенными на соседних земельных участках, при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально и положительного заключения органов, осуществляющих пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль.

Пунктом 13 постановления администрации МО город Краснодар от 23.05.2013 N 3410 "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар" установлено, что на основании представленных заявителем документов, сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар и документов (их копий или сведений, содержащихся в них), поступивших в порядке информационного взаимодействия, подготавливается проект ГПЗУ.

Редакцией от 23.05.2013 постановления предусмотрено, что подписанный и зарегистрированный ГПЗУ утверждается постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.

Таким образом, подписанный и зарегистрированный градостроительный план земельного участка утверждается постановлением администрации муниципального образования город Краснодар с мая 2013 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.05.2013 № 3410 «Об утверждении порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар».

Вместе с тем, как установлено судом, постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 площадью 0,3570 га по ул. Московской, 99 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара не выдавалось.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что градостроительный план земельного участка № RU 2330600-00000000002303 выдан 13.04.2012.

Заявитель указал, что о существовании указанного градостроительного плана земельного участка № RU 2330600-00000000002303 от 13.04.2012 узнал лишь из ответа Прокуратуры Краснодарского края от 06.05.2015 №7/1-795-2014.

Вместе с тем, судом установлено, что ООО «Фирма «КУМПАГ» 14.10.2014г. обратилось с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу <...>.

Кроме того в производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится дело А32-27831/2013 по иску ООО «Фирма «КУМПАГ» к ИП ФИО1 об устранении препятствий пользования земельным участком.

Как следует из определения суда от 28.07.2014 № А32-27831/2013 удовлетворено ходатайство ООО «КУМПАГ» об истребовании доказательств, судом истребован ГПЗУ № RU23306000-00000000002303 и постановление администрации о его утверждении.

Таким образом, Заявитель по делу достоверно знал о наличии ГПЗУ RU 23306000-00000000002303 от 13.04.2012 как минимум по состоянию на 28.07.2014 (т.е. на момент удовлетворения судом его ходатайства об истребовании доказательств).

Однако, с заявлением в суд заявитель обратился 19.05.2015, т.е. с пропуском установленного АПК РФ срока на обращение более, чем на полгода. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Заявителем не подано, какие-либо причины уважительности пропуска срока не обоснованы и документально не подтверждены.

При таких обстоятельствах суд делает вывод о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование градостроительного плана земельного участка № RU 2330600-00000000002303 от 13.04.2012.

Указанное является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований.

Кроме того, обязательными условиями для признания недействительным ненормативного правового акта является одновременно несоответствие его закону, а также нарушение прав заявителя.

При оценке законности градостроительного плана земельного участка № RU 2330600-00000000002303 от 13.04.2012 суд исходит из того, что в соответствии с ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Оспариваемый градостроительный план земельного участка органом местного самоуправления не утвержден, что не отрицается представителем администрации муниципального образования город Краснодар. Таким образом, оспариваемый градостроительный план не соответствует вышеуказанным требованиям Градостроительного кодекса РФ.

Однако, данное обстоятельство прав заявителя не нарушает, поскольку не утвержденный градостроительный план не порождает возникновение прав и обязанностей, в том числе для заявителя, ввиду несоблюдения установленной законом формы.

Кроме того, суд принимает во внимание, что ФИО1 на земельном участке по адресу: <...>, осуществлено строительство объекта недвижимости. Законность данного строительства проверяется судом в рамках дела А32-27831/2013. Таким образом, даже теоретическое удовлетворение требований заявителя в данной части не приведет к восстановлению или защите его прав, поскольку Заявителем избран неверный способ защиты права.

Между Заявителем и ФИО1 возник спор о праве, который разрешается путем заявления негаторного иска в рамках иного дела, и не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.

Таким образом, с учетом пропуска срока на обращение в суд с заявлением в данной части, а также ввиду отсутствия нарушения прав заявителя, в данной части в удовлетворении требований следует отказать.

Кроме того, заявитель просит обязать Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар выдать ООО фирма «КУМПАГ» градостроительный план земельного участка подготовленного на основании заявления ООО фирма «КУМПАГ» от 14.10.2014 г. №30966-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу: <...>.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

По смыслу приведенных норм подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Судом установлено, что ООО фирма «КУМПАГ» с заявлением о выдаче Департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу: <...> обратилось 14.10.2014.

Доказательства подготовки градостроительного плана земельного участка, его утверждения в установленном порядке, и направления Заявителю заинтересованное лицо суду не представило, что не отрицается представителем департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, а также администрации муниципального образования город Краснодар. Неисполнение требований ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ продолжает иметь место на момент рассмотрения дела.

С учетом изложенного, требования заявителя в данной части признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплату госпошлины следует возложить на ответчика пропорционального удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 112, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар выдать ООО фирма «КУМПАГ» градостроительный план земельного участка подготовленного на основании заявления ООО фирма «КУМПАГ» от 14.10.2014 г. №30966-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:1688 по адресу: <...>, в соответствии с требованиями статей 8, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в пользу ООО фирма «КУМПАГ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья А.М. Боровик