Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-18597/2006-45/287
«06 » октября 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2006г.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 06.10.2006г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: судьи Шипуновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шипуновой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Аншип», г. Москва
к Краснодарской таможне, г. Краснодар
о признании незаконными требований таможенного органа, возврате таможенных платежей, сборов
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, ген. директор, паспорт <...>, ФИО2, доверенность от 25.07.2006г.
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 27.09.2006г., ФИО4, довернность от 03.08.2006г., ФИО5, доверенность от 30.12.2005г., ФИО6, доверенность от 03.08.2006г., ФИО7, доверенность от 07.04.2006г.
По делу объявлялся перерыв до 10 -00 29.09.2006г
ООО «Аншип», г. Москва обратилось в суд с заявлением о признании незаконным требования об обязательной уплате таможенной пошлины, НДС, сборов за помещение судов «ФИО9» и «Петровск» под таможенный режим временного ввоза и об обязании таможенного органа совершить действия по возращению излишне уплаченных таможенных платежей НДС, сборов в размере 605 000 руб.
ООО «Аншип», г. Москва в судебном заседании заявило ходатайство об уточнении заявленных требований от 24.09.06 г. в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд признать незаконными требования таможенного органа об обязательной уплате заявителем в соответствии со ст.212 ТК РФ таможенной пошлины, НДС, сборов за помещение судов «ФИО9» и «Петровск» под таможенный режим временного ввоза и об обязании таможенного органа совершить действия по возвращению излишне уплаченных таможенных платежей, НДС за июль 2006г. за помещение судов «ФИО9» и «Петровск» под таможенный режим временного ввоза а также сборов за таможенное оформление в общей сумме 605000 рублей.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Свои требования заявитель мотивировал несоответствием требований заинтересованного лица нормам статей 271, 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации, статей 33,37 Кодекса торгового мореплавания, статьи 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3,5,150,151 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица в отзыве и в судебном заседании считают что оспариваемые действия таможни являются законными и обоснованными, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление , в дополнении к отзыву и в письменном пояснении порядка таможенного оформления теплоходов «ФИО9» и «Петровск» таможенным постом Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все доказательства в соответствии с требованиями действующего законодательства, считает, что уточненные заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом, 10.07.2006 на таможенную территорию Российской Федерации прибыли теплоходы «Петровск» и «ФИО9».
Данные теплоходы, находящиеся во временном владении и пользовании обществом на основании договоров бербоут-чартера были помещены под режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации ( далее ТК РФ) в отношении временно ввозимых товаров.
Среди документов, представление которых обязательно при прибытии транспортных средств в соответствии со ст. 74 Таможенного кодекса Российской Федерации были поданы Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на теплоход «Петровск» от 28.07.2004, выданное капитаном порта Махачкала и на теплоход «ФИО9» от 13.03.2006, выданное капитаном порта ФИО8.
Таможенное оформление теплоходов «ФИО9», «Петровск» при заходе в любой российский порт, осуществлялось в соответствии со статьей 74 ТК РФ путем представления капитаном судна общей декларации и иных документов, в том числе документов подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
Согласно представленным документам теплоходы «ФИО9» и «Петровск», принадлежат на праве собственности компании UgtransTerminalCoLtd и находятся в бербоут-чартере у ООО «Аншип» г. Москва. Данные суда зарегистрированы в бербоут-чартерных реестрах портов Российской Федерации и им разрешено плавать под Государственным флагом Российской Федерации.
В соответствии с ГТД и КТС-1 № 10309140/110706/0000333 от 17.07.06г., ГТД и КТС-1 № 10309140/110706/0000334 от 19.07.06г. ООО «АНШИП» были начислены подлежащие уплате ежемесячные таможенные платежи, НДС за помещение товаров под режим временного ввоза в порядке ст.212 ТК РФ, таможенные сборы за таможенное оформление.
Заявитель просит возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи и НДС за июль 2006 г., а также сборы за таможенное оформление в общей сумме 605 000 руб., перечисленные платежными поручениями № 286 от 10.07.2006г. и № 293 от 17.07.2006г.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле суду пояснили, что арифметического спора по делу нет.
Судом из материалов дела, в том числе из документов таможенного контраля ДК-1 установлено, что таможенное оформление теплоходов «ФИО9» и «Петровск», помещенных под таможенный режим временного ввоза ООО «Ашпип», произведено в соответствии с п. 2 ст. 212 ТК РФ с применением частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, го есть с уплатой за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения, отраженных в графе 47 ГТД.
Так, в отношении железнодорожного парома «ФИО9», оформленного по ГТД № 10309140/110706/0000333 и железнодорожного парома «Петровск», оформленного по ГТД № 10309140/110706/0000334, в соответствий с заявленной таможенной стоимостью, начислены и уплачены ежемесячные периодические таможенные платежи в сумме:
По ГТД № 103090140/110706/0000333 (ж/д-паром «ФИО9») сумма ежемесячного периодического таможенного платежа, таможенная пошлина 61 439,00 рублей, НДС -232 239,45 рублей = 293 678,45 руб. По ГТД № 10309140/110706/0000334 (ж/з; паром «Петровск») сумма ежемесячного периодического таможенного платежа, таможенная пошлина 61 434,50 рублей, НДС 232 222,39 рублей = 293 656,56 руб. Всего: общая сумма уплаченных пошлин, НДС за июль месяц 2006 года составила 587 335, 34 рублей
Денежные средства, перечисленные ОС О «Ашпип» на счет таможенного органа, платежными поручениями № 286 от 10.07.2006г. и 293 от 17.07.2006г. на общую сумму 605000,00 рублей обозначены как «переодические платежи за таможенное оформление т/х ФИО9 и Петровск за 2006 г.» и являются авансовыми платежами в соответствии со ст. 330 ТК РФ.
Под авансовыми платежами понимаются денежные средства, которые внесены на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированы лицом, вносящим указанные денежные средства в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Причем в качестве авансовых платежей также рассматриваются неизрасходованные суммы авансовых платежей после уплаты таможенных платежей, пеней, процентом. Полученные таможенным органом в качестве авансовых денежные средства являются имуществом лица внесшего авансовые платежи. Следовательно, авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу либо таможенный орган в соответствии со ст. 353 ТК РФ не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, могут рассматриваться подача данным лицом таможенной декларации либо совершение им иных действий, свидетельствующих о намерении этим лицом использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуется следующим.
Согласно требованиям пп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ теплоходы «Петровск» и «ФИО9» являются транспортными средствами, используемыми в международных перевозках.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
Пунктом 1 ст. 15 ТК РФ предусмотрено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) транспортом в соответствии с требованиями статей 72, 74 ТК РФ таможенному органу представляются сведения о регистрации судна и его национальной принадлежности. Данные сведения заявляются в Общей декларации, что соответствует требованиям Конвенции «Об облегчении международного морского судоходства» (Конвенция ИМО, Лондон, 1965).
Капитаном теплохода «Петровск» ФИО10 11.07.2006 таможенным органам была представлена Общая декларация в гр. 4, которой указана страна регистрации - Россия, а в гр. 7 порт регистрации - Махачкала и номер регистрации -382.
Капитаном теплохода «ФИО9» ФИО11 10.07.2006 таможенным органам была представлена Общая декларация в гр. 4 которой указаны сведения о стране регистрации - Россия, а в гр. 7 порт регистрации - ФИО8 и номер регистрации - 58.
Подача таможенной декларации в соответствии с требованиями ст. 131 ТК РФ должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Бербоут-чартерные договоры между судовладельцем UGTRANSTERMINALCoLtd, Кипр и бербоутным фрахтователем ООО «Аншип» г. Москва подтверждают, что данные теплоходы зарегистрированы в бербоут-чартерных реестрах Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 77 ТК РФ транспортные средства подлежат таможенному оформлению в соответствии с требованиями гл. 22 ТК РФ.
Статьей 270 ТК РФ (глава 22 ТК РФ). Предусмотрено, что транспортные средства при ввозе перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенным режимом временного ввоза в порядке, предусмотренном данной главой.
В соответствии с требованиями п.1 ст. 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
В соответствии с п. 2 ст. 271 ТК РФ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 настоящей статьи, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.
На основании п. 3 ст. 271 ТК РФ в случаях, если полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не применяется в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также если не соблюдаются условия, при которых применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортных средств применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном настоящим ТК РФ в отношении временно ввозимых товаров (статья 212 ТК РФ).
Пунктом 3 ст. 279 ТК РФ предусмотрено, что помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 271 ТК РФ осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации, в качестве которой принимаются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве (п.2 ст. 279 ТК РФ). В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным настоящим Кодексом для декларирования товаров (глава 14).
На основании п. 2 ст. 212 ТК РФ при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 21.06.2002 № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ морских судов» полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами применяется в отношении морских судов валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТЫ ВЭД России 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованных российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, на срок действия указанных договоров, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.08.2006 № 517 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ рефрижераторных и рыболовных судов» на основании п. 4 ст. 271 ТК РФ рефрижераторные и рыболовные суда (коды ТН ВЭД России 8901 30 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору бербоут-чартера, при условии их использования для добычи (вылова) водных биологических ресурсов за пределами внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов на срок действия указанных договоров.
Теплоходы «Петровск» и «ФИО9» в соответствии с ТН ВЭД России имеют код 8901 10 900 0, таким образом, в их отношении не могут быть применены положения вышеуказанных нормативных правовых актов Правительства РФ.
Согласно нормам Конституции РФ и требованиям п. 1 ст. 8 ТК РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. В соответствии с ст. 92 «Статус судов» Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.1982) судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
Конвенцией ООН «Об условиях регистрации судов» от 07.02.1986, которую Россия подписала 12.02.1987 предусмотрено следующее.
Исходя из ст. 2 данной Конвенции «государством регистрации» признается государство, в реестр судов которого внесено данное судно. Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов двух или более государств (ст. 4 Конвенции). В случае фрахтования судна без экипажа государство должно убедиться в том, что право плавания под флагом бывшего государства приостановлено. Такая регистрация осуществляется при представлении документа, свидетельствующего о приостановлении предыдущей регистрации (ст. 11 Конвенции). Как следует из ст. 12 Конвенции, государство может регистрировать и предоставлять право плавать под флагом фрахтуемому без экипажа фрахтователем в этом государстве, на период действия договора фрахтования. Для обеспечения применения данной Конвенции и в целях выполнения её требований в случае фрахтования судна без экипажа фрахтователь рассматривается в качестве собственника. При этом государство должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без экипажа судно, плавающее под его флагом, находилось под его полной юрисдикцией и контролем.
Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 15 КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
На основании статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
Государственном судовом реестре;
судовой книге;
бербоут-чартерном реестре;
Российском международном реестре судов.
Статьей 15 КТМ РФ определено, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации на основании решения федеральных органов исполнительной власти, может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:
фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 , то есть является юридическим лицом, зарегистрированным в РФ (ООО «Аншип»);
собственник судна (компания UgtransTerminalCoLtd) дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 29.11.2000 № 145 «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» (зарегистрирован Минюстом 31.01.2001 № 2556) (далее - Приказ) определен порядок регистрации судов в бербоут - чартерном реестре.
Данный приказ утратил силу 26.07.2006г. в связи с изданием приказа министерства транспорта от 21.07.06 г. № 87, зарегистрированного в Минюсте за №8108 26.07.06 г. Следовательно, он действовал на момент представления заявителем ГТД по теплоходам «Петровск» и «ФИО9» 11.07.06 г. и применяется к данным правоотношениям.
В бербоут - чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру), в случае, если фрахтователь судна по бербоут - чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом п. 1 ст. 15 КТМ РФ.
Согласно п. 51 Приказа регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут - чартеру с приложением необходимого для регистрации документа - документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 55 Приказа при регистрации судна в бербоут -чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
На основании п. 57 Приказа регистрация судна в бербоут - чартерном реестре осуществляется на имя фрахтователя судна по бербоут - чартеру.
Таким образом, использование упрощенного порядка таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств (декларирование транспортного средства производится путем подачи въездной/выездной таможенной декларации в соответствии с п.З ст. 279 ТК РФ) допускается в случае, если такие транспортные средства подпадают под полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставляется при соблюдении условий п.1 ст. 271 ТК РФ либо в соответствии с постановлением Правительства РФ (п.2 ст. 271 ТК РФ).
В случае, если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, упрощенный порядок таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств не применяется и согласно п. 3 ст. 279 ТК РФ их декларирование производится по правилам (транспортные средства при этом не переходят в категорию товаров), установленным для декларирования товаров в соответствии с главой 14 ТК РФ (путем подачи грузовой таможенной декларации).
Собственником теплоходов «Петровск» и «ФИО9» является иностранное лицо (UgtransTerminalCoLtd), а бербоут-чартерным судовладельцем - российское лицо (ООО «Аншип»), теплоходы зарегистрированы в бербоут-чартерном реестре Махачкалинского морского торгового порта и порта ФИО8. В случае, если российским или иностранным лицом на таможенную территорию Российской Федерации временно ввозится транспортное средство, зарегистрированное за российским лицом и (или) на территории Российской Федерации, то не соблюдаются условия, предусмотренные п.1 ст. 271 ТК РФ.
При производстве таможенного оформления в таможенном режиме временного ввоза теплоходов «Петровск» и «ФИО9» не были соблюдены требования подпункта 1 пункта 3 статьи 279 ТК РФ, устанавливающие возможность помещения транспортных средств под таможенный режим временного ввоза путем подачи ввездной/выездной декларации. Соответственно, таможенное оформление данных судов должно быть произведено в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 3 статьи 279 ТК РФ с подачей грузовой таможенной декларации (ГТД).
Кроме того, в соответствии с ст. 211 КТМ РФ договор бербоут-чартера предусматривает передачу судна бербоут-чартерному фрахтователю в пользование и владение. Таким образом, теплоходы «Петровск» и «ФИО9», бербоут-чартерными судовладельцами которых является 000 «Аншип», ввозились на таможенную территорию Российской Федерации и использовались российским лицом. Теплоходы «Петровск» и «ФИО9» в соответствии с ТН ВЭД России имеют код 8901 10 900 0, таким образом, в их отношении не могут быть применены положения вышеуказанных нормативных правовых актов Правительства РФ.
Доводы заявителя о соблюдении им требований ст. 271 , 357.9 Таможенного Кодекса РФ, ст. 33, 37 Кодекс торгового мореплавания не принимаются судом как необоснованные с учетом вышеизложенного и противоречащие материалам дела. Также не принимается довод заявителя о нарушении таможенным органом требований ст. ст. 150, 151 Налогового кодекса РФ, так как согласно п. 12 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДс ввоз на таможенную территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, а спорные суда «ФИО9» и «Петровск» не зарегистрированы в Российском международном реестре судов.
Кроме того, в соответствии с п. 1 п.п.5 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
С учетом вышеизложенного и несоответствия спорных теплоходов требованиям ст. 271 ТК РФ заявитель не может быть освобожден от уплаты НДС .
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст. 2,29,49,65,71,150,167-170,174,176,198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.
ООО «Аншип» г. Москва в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.
Судья Е.В. Шипунова