ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-19339/09 от 25.08.2009 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-19339/09-59/204-117АЖ

28 августа 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2009 года

Полный текст решения изготовлен 28 августа 2009 года

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Гонзус И.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Эльбор», г. Армавир (наименование заявителя)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, г. Краснодар (наименование ответчика)

о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2009 года № 06-045-16 ЭВ/2-1

при участии в заседании

от заявителя: Прокофьевой Т.А. – представителя

от ответчика: Карасева А.В. – представителя

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эльбор» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю (далее – управление) от 29.06.2009 года № 06-045-16 ЭВ/2-1 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50000 рублей.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, доводы изложены в заявлении. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил основания заявленных требований.

Изменение обществом оснований заявленных требований принимается судом, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Свою позицию (с учетом изменения оснований требований) заявитель обосновал тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку в результате хозяйственной деятельности общества не оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, отсутствует обязанность заявителя по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также общество указало, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не указаны сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, объективной стороне правонарушения, в частности не указан вид деятельности, который осуществляет заявитель, какие объекты обществом эксплуатируются, связана ли деятельность общества с негативным воздействием на окружающую среду, а также какой вид негативного воздействия на окружающую среду оказывается. Также, по мнению заявителя Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 к данным правоотношениям не применяется, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2008 года № 404 утверждено новое положение о Ростехнадзоре Российской Федерации, согласно которому Ростехнадзор не осуществляет функции нормативному – правовому регулированию сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, представил отзыв на заявление.

Свои возражения ответчик обосновал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, поскольку в результате хозяйственной деятельности общества оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, заявитель обязан вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Также ответчик указал, что проведенной проверкой установлен факт невнесения обществом в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду за весь 2008 год, несвоевременного внесения платы в бюджет за 1 квартал 2009 года.

Суд установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052300703707, ИНН 2302051206, адрес места нахождения: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Советской Армии, 208.

Прокуратурой г. Армавира 10.07.2009 года проведена плановая проверка деятельности общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год не представлены заявителем, платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года обществом в бюджет не внесена, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года внесена заявителем в бюджет платежным поручением № 77 от 01.06.2009 года, то есть с нарушением установленного срока внесения.

По результатам проведенной проверки, прокурором г. Армавира Горобцовым А.В. 17.06.2009 года в присутствии законного представителя общества Бондаренко В.Ф. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ. Постановление подписано прокурором и законным представителем общества Бондаренко В.Ф., которому под роспись вручена копия постановления.

При возбуждении дела об административном правонарушении, директором общества Бондаренко В.Ф. 17.06.2009 года даны письменные объяснения, из которых следует, что основным видом деятельности общества является ремонт и выполнение строительных и кровельных работ, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года внесена обществом несвоевременно, за 2008 год плата не вносилась, по причине невнимательности ответственных работников заявителя, в том числе бухгалтера общества. Проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывалось заявителем, класс опасности отходов не определен, паспорта опасных отходов не разработаны, по причине незнания действующего природоохранного законодательства. Также директор общества указал, что выявленные нарушения будут устранены.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении общества направлены прокуратурой управлению для рассмотрения по существу.

Определением от 24.06.2009 года рассмотрение материалов дела об административном правонарушении назначено на 29.06.2009 года. Копия указанного определения 26.06.2009 года под роспись вручена директору общества Бондаренко В.Ф.

Должностным лицом управления Жирухиным Ю.А. 29.06.2009 года в присутствии законного представителя заявителя Бондаренко В.Ф. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление № 06-045-16 ЭВ/2-1 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей. Указанное постановление подписано должностным лицом управления и директором общества Бондаренко В.Ф., которому под роспись вручена копия постановления.

Также заявителю выдано предписание от 29.06.2009 года об устранении выявленных проверкой нарушений. Копия предписания 29.06.2009 года под роспись вручена директору заявителя Бондаренко В.Ф.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Как указано в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закон № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

-- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

-- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

-- загрязнение недр, почв;

-- размещение отходов производства и потребления;

--загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из вышеуказанной нормы следует, что обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Согласно статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года № 334 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период – 1 квартал 2008 года подлежит внесению в бюджет не позднее 20.04.2008 года, за 2 квартал 2008 года не позднее 20.07.2009 года, за 3 квартал 2008 года не позднее 20.10.2009 года, за 4 квартал 2008 года не позднее 20.01.2009 года, за 1 квартал 2009 года не позднее 20.04.2009 года.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их предыдущего захоронения, обезвреживания, или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из письменных объяснений директора общества Бондаренко В.Ф. от 17.06.2009 года следует, что основным видом деятельности общества является ремонт и выполнение строительных и кровельных работ, и общество обязано вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в процессе хозяйственной деятельности общества оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в процессе производственной деятельности общества образуются отходы производства и потребления (остатки строительных материалов, упаковок от строительных материалов, бытовой мусор и др.), а также обществом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в частности от использования сварочного оборудования.

Заявителем не представлены доказательства не образования в процессе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления, а также отсутствия источников вредных выбросов в атмосферный воздух, а также заявителем не представлены доказательства не размещения образовавшихся отходов производства и потребления, в частности не представлен договор на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный со специализированной организацией, не представлены результаты проведенной инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного, частью 8.41 КоАП РФ является неисполнение лицом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки обязанности по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, и не оспаривается заявителем, что обществом на момент проверки не была внесена в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года, а плата за 1 квартал 2009 года внесена в бюджет с нарушением срока внесения на 41 день, что подтверждается платежным поручением № 77 от 01.06.2009 года на сумму 1356,95 рублей.

Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Нарушения норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела судом не установлены.

Доводы заявителя о том, что Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 к данным правоотношениям не применяется, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2008 года № 404 утверждено новое положение о Ростехнадзоре Российской Федерации, согласно которому Ростехнадзор не осуществляет функции нормативному – правовому регулированию сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не принимаются судом ввиду следующего.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 опубликован в Российской газете № 164 28.07.2006 года и являлся действующим нормативным правовым актом на момент проведения проверки, и является таковым по настоящее время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2008 года № 404 действительно утверждено новое положение о Ростехнадзоре Российской Федерации, согласно которому Ростехнадзор не осуществляет функции нормативному – правовому регулированию сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, однако вышеуказанные функции не осуществляются Ростехнадзором РФ с момента вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, тогда как, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 издан 2006 году, когда в состав функций Ростехнадзора входило, в том числе, осуществление нормативного – правового регулирования сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы заявителя о том, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не указаны сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, объективной стороне правонарушения, в частности не указан вид деятельности, который осуществляет заявитель, какие объекты обществом эксплуатируются, связана ли деятельность общества с негативным воздействием на окружающую среду, а также какой вид негативного воздействия на окружающую среду оказывается, что является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления не принимаются судом ввиду следующего.

Как указано в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, к которому приравнивается постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5)статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Согласно вышеуказанным нормам, в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении по делу об администратвном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, в частности фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, обязательное указание в протоколе (постановлении) и в постановлении сведений о виде деятельности юридического лица, об объектах эксплуатирующихся указанным лицом не предусмотрено вышеуказанными нормами.

Суд считает, что событие административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ достаточно полно отражено в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2009 года и в оспариваемом постановлении, в частности в названных процессуальных документах указано, что обществом в установленный срок не внесена в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года, а также за 1 квартал 2009 года, имеется ссылка на платежное поручение № 77 от 01.06.2009 года, которым внесена плата за 1 квартал 2009 года.

Что касается сведений о деятельности общества, то они отражены в письменных объяснениях директора общества Бондаренко В.Ф. от 17.06.2009 года, которые приложены к постановлению о возбуждении дела об администратвном правонарушении.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что общество на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 рублей.

Также следует указать, что обществу на основании оспариваемого постановления назначено минимальное административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей, предусмотренное санкцией статьи 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, требования общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю от 29.06.2009 года № 06-045-16 ЭВ/2-1 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 рублей являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 4.2, 8.41, 28.2, 30.1, 30.6, 30.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и статьями29, 49, 65, 167-170, 176, 207-211, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

  Изменение оснований требований принять.

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

  Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Краснодарского края, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья И.П. Гонзус