Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-19439/2008-51/187-29/332
« 18 » декабря 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Мицкевича С.Р.
Судей Шкиры Д.М., Буренкова Л.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Виктория» г. Краснодар
к Администрации муниципального образования город Краснодар
о признании недействующими постановлений главы муниципального образования город Краснодар от 13.12.2007 г. № 2505 и от 19.03.2008 г. № 579
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Виктория» (далее общество ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими требованию закона и иным нормативным правовым актам и недействующими полностью постановления главы муниципального образования город Краснодар от 13.12.2007 г. № 2505 «О внесении изменения в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.2005 г. № 1479 «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город Краснодар» (далее постановление № 2505 ), и постановления № 579 от 19.03.2008 г. «О внесении изменения в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.2005 г. № 1479 «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город Краснодар» (далее постановление № 1479 ).
Заявление мотивировано несоответствием указанных нормативных правовых актов положениям постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 г. № 529 «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» (далее постановление № 529 ), ст. 22 Земельного кодекса РФ.
В обоснование нарушения своих прав оспариваемыми постановления заявитель представил направленное ему первым заместителем главы муниципального образования город Краснодар Дополнительное соглашение к договору аренды № 4300007699, в котором расчет платы за арендуемый обществом земельный участок произведен с 01.04.2008 г. с учетом изменения, внесенного постановлением № 2505.
Доказательств разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка, переданного в аренду заявителю, к муниципальной собственности суду не представлено.
Заинтересованное лицо требование не признало, ходатайствовало о прекращении производства по делу, ссылаясь на неподведомственность спора суду.
Определением суда от 20.11.2008 г. ходатайство отклонено, поскольку подведомственность дел о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления определена ст. 52 Федерального закона от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 78 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 80 ).
Постановлением № 2505 внесено следующее изменение в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.2005 г. № 1479 «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город Краснодар» (далее постановление № 1479 ): пункт 2 дополнен подпунктом 2.3 следующего содержания:
«2.3 В случае, если один и тот же земельный участок используется для нескольких видов деятельности арендатора, то расчет размера годовой арендной платы определяется на основании наибольшего (максимального) поправочного коэффициента по категориям арендаторов и видам целевого использования за весь земельный участок.».
Постановлением № 579 внесено следующее изменение в постановление № 1479: подпункт 2.3 пункта 2 дополнен абзацем вторым следующего содержания:
«Настоящий подпункт вступает в силу с 01.04.2008.».
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (следует отметить, что общество в своем заявлении, цитируя содержание п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, указывает статью 22 Земельного кодекса РФ ).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 18.05.2002 г. № 529 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края.
С учетом определения понятия государственной собственности (ст. 214 Гражданского кодекса РФ) и вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что Постановление № 529 распространяет свое действие на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Положением, утвержденным Постановлением № 529, установлено, что арендная плата за земли государственной собственности определяется с учетом дифференциации ставок арендной платы по категориям земель и категориям арендаторов, по градостроительным и природно-экономическим зонам, а также приоритетных направлений развития экономики края (п. 2 Положения).
Размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка рассчитывается по следующей формуле (п. 5 Положения): SUM = S x Бс x Кц x Кт, где
SUM - сумма ежегодной арендной платы за земельный участок, руб.;
S - площадь арендуемого земельного участка, кв. метр;
Бс - базовая ставка арендной платы по категории земель, руб.;
Кц - поправочный коэффициент по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, определяемый по приложению N 8 к настоящему постановлению;
Кт - коэффициент зональной дифференциации, применяемый по природно-экономическому или градостроительному зонированию.
Помимо Положения о порядке определения размера арендной платы Постановлением № 529 утверждены базовые ставки арендной платы за земли государственной собственности (приложения №№ 2-4, 6) и поправочные коэффициенты к базовым ставкам ежегодной арендной платы за земли, отнесенные к государственной собственности, по категориям арендаторов и видам целевого использования (приложение № 5).
Согласно ст. 21 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.91 г. «О плате за землю» (действовавшей на момент издания постановления № 529) при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Анализ постановления № 529 дает основания утверждать, что используемый в нем термин «базовая ставка» не равнозначен термину «базовый размер». Под последним в постановлении № 529 понимается сумма ежегодной арендной платы за единицу площади (1 кв.м), определяемая как произведение размера базовой ставки и дифференцирующих (поправочных) коэффициентов.
Таким образом, поправочные коэффициенты являются элементом (составляющей частью) базового размера арендной платы.
Пунктом 2 Постановления № 529 рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований края устанавливать поправочные коэффициенты к базовым ставкам арендной платы за земли государственной собственности по категориям арендаторов и видам целевого использования, не включенным в приложение № 5 к настоящему постановлению.
То есть, речь идет о делегации полномочий органам местного самоуправления по установлению составной части базового размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности.
Помимо этого у органа местного самоуправления имеются самостоятельные полномочия по установлению базового размера арендной платы в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.05 г. № 1479 базовые ставки арендной платы по землям муниципальной стоимости приняты равными базовым ставкам, установленным Постановлением № 529, а также утверждены поправочные коэффициенты к базовым ставкам ежегодной арендной платы за земли, отнесенные к муниципальной и государственной собственности, по категориям арендаторов и видам целевого использования на территории муниципального образования город Краснодар, не включенные в постановление № 529 (приложение № 2).
Общество указывает на некорректность формулировки текста подпункта 2.3 постановления № 1479, в частности на несоответствие формулировки «земельный участок используется для нескольких видов деятельности арендатора» и предусмотренной дифференциации по «категориям арендаторов и видам целевого использования».
Примененное в постановлении № 529 и постановлении № 1470 понятие «вид целевого использования» не закреплено законодательно, а относится исключительно к соответствующим перечням, утвержденным данными постановлениями.
Формулировка «использование земельного участка для нескольких видов деятельности арендодателя» применена в подпункте 2.3 во взаимосвязи с понятием «виды целевого использования» и означает использование одним арендатором одного земельного участка для нескольких видов целевого использования.
Указанное толкование подпункта 2.3 пункта 2 постановления № 1479 является очевидным (в том числе и для заявителя) и не может служить основанием для признания его недействующим.
Заявитель ссылается на то, что ему предоставлен в аренду один земельный участок для двух видов целевого использования, и считает, что уплата за землю, используемую для одного целевого использования по размеру арендной платы другого целевого использования неправомерно.
Вместе с тем, общество необоснованно подменяет термин «земельный участок термином «земля».
Согласно п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
При этом, в силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ в аренду предоставляется земельный участок, являющийся единым объектом гражданских прав и характеризующийся границами и общей площадью.
Использование земельного участка для нескольких видов использования является «смешанным» видом использования одного объекта, что предполагает необходимость установления единого размера арендной платы.
Именно для такого «смешанного» вида использования определяет размер арендной платы подпункт 2.3 пункта 2 Постановления № 1479.
Заявитель приводит довод о том, что согласно постановления главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 19.07.2000 г. № 1478 обществу должны были быть предоставлены два земельных участка, каждый из которых имел один вид целевого использования, а при исполнении постановления заявителю был предоставлен один земельный участок с двумя видами целевого использования.
Данный довод не может быть принят во внимание при оценке законности оспариваемых нормативных правовых актов.
Вопрос законности предоставления заявителю одного земельного участка вместо двух не входит в круг вопросов, подлежащих выяснению при рассмотрении настоящего дела.
Также подлежит отклонению довод общества о том, что подпунктом 2.3 пункта 2 постановления № 1479 в нарушение п. 4.2 Положения, утвержденного постановлением № 529, увеличены ставки арендной платы.
Пункт 4.2 Положения о порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края утвержденного постановлением № 529, регулирует вопросы увеличения или уменьшения базовых ставок, тогда как подпункт 2.3 постановления № 1479 касается поправочных коэффициентов по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемые постановления не противоречат постановлению главы администрации Краснодарского края № 529, статьям 22 и 65 Земельного кодекса РФ.
Следует отметить, что оспариваемыми постановлениями не утверждены конкретные ставки или коэффициенты; внесенные изменения распространяются не на отдельные зоны, категории арендаторов и виды использования земель, а имеют общий характер. Поэтому наличие экономического обоснования, основанного на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне (о котором указано в определении Конституционного суда РФ от 15.05.04 г. № 209-О ), не требуется.
При выяснении полномочий Главы муниципального образования город Краснодар по изданию оспариваемых постановлений, суд исходит из того, что полномочиями по внесению изменении и дополнений в Постановление Главы муниципального образования город Краснодар обладает он же.
Следовательно полномочия на вынесение постановлений о внесении изменений в нормативный правовой акт зависят от наличия полномочий по изданию самого нормативного правового акта.
Таким образом, подлежит выяснению компетенция Главы муниципального образования город Краснодар по изданию постановления № 1479.
Как указано выше, порядок определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением № 529 органам местного самоуправления также предоставлены полномочия по определению размера арендной платы за земли государственной собственности в части установления дополнительных поправочных коэффициентов по категориям арендаторов и видам целевого использования.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 29 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого решением городской Думы Краснодара от 19.07.2003 г. № 37 п.1, структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар составляют городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар, администрация муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с п. 2 ст. 41 и п. 2 ст. 44 Устава муниципального образования город Краснодар глава муниципального образования город Краснодар возглавляет администрацию муниципального образования город Краснодар и руководит ею на принципах единоначалия.
Пунктом 11 статьи 50 Устава муниципального образования город Краснодар к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар в области использования земли отнесено установление базовых размеров арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Такое распределение полномочий между представительным и исполнительны органами местного самоуправления соответствует статье 21 Закона РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», действовавшей на момент издания постановления № 1479 и оспариваемых постановлений.
Таким образом, глава муниципального образования город Краснодар как руководитель администрации муниципального образования город Краснодар действовал в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
Признать постановления главы муниципального образования город Краснодар от 13.12.2007 г. № 2505 «О внесении изменения в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.2005 г. № 1479 «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город Краснодар» и № 579 от 19.03.2008 г. «О внесении изменения в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 15.09.2005 г. № 1479 «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город Краснодар» соответствующими постановлению главы администрации Краснодарского края № 529 от 18.05.2002 г. «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края», статьям 22 и 65 Земельного кодекса РФ, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий С.Р. Мицкевич.
Судьи Д.М. Шкира.
Л.В. Буренков.