Дело № А32-19749/2021
г. Краснодар 14 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2021 года
Полный текст мотивированного решения изготовлен 14 сентября 2021 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,
при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск, г. Новороссийск
к ФИО1, г. Новороссийск, ст. Раевская
о взыскании,
при участии в заседании:
от истца: ФИО2 – доверенность от 30.12.2020 № 02-05-4960/20,
от ответчика: не явился, уведомлен;
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее по тексту – администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 излишне выделенных денежных средств в размере 85 263,84 рублей.
Истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
В судебном заседании 06.09.2021 объявлен перерыв до 07.09.2021 до 09 час. 20 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле; аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
12.05.2020 в администрацию муниципального образования город Новороссийск поступило заявление (вх. № 3 от 12.05.2020) ФИО1 (личное подсобное хозяйство) о предоставлении субсидий за счёт средств местного бюджета (бюджетамуниципального образования город Новороссийск) в целях возмещениячасти затрат на производство и приобретение кормов длясельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования вагропромышленном комплексе муниципального образования городНовороссийск.
Между администрацией муниципального образования город Новороссийск и личным подсобным хозяйством (ЛПХ) ФИО1 (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в МО г. Новороссийск (с. Мысхако) от 29.05.2020 (далее по тексту – соглашение), предметом которого является предоставление получателю администрацией субсидии за счет бюджетных средств на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования (далее - Субсидия), а также сотрудничество и взаимодействие Сторон по реализации мероприятий Программы.
Из пункта 1.2 соглашения следует, что субсидия предоставляется получателю в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию соответствующего мероприятия Программы в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных Администрации на эти цели в текущем году.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения, предоставление субсидии осуществляется путем перечисления средств в сумме 143 930 рублей 50 коп., на счет получателя № 40817810630004906737 в Краснодарском отделении № 8619 ПАО Сбербанк, в течение 10 дней со дня заключения настоящего соглашения.
Денежные средства перечислены ФИО1, что подтверждается платежным поручением №2770 от 18.06.2020 на сумму 143 930,50 рублей.
Администрацией установлено, что получатель субсидии ЛПХ ФИО1 предоставила в уполномоченный орган неверный расчет размера субсидии за 2020 год, в связи с чем, сумма субсидии на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск за 2020 год, подлежащая выплате ЛПХ ФИО1, составляет 58 666,66 рублей.
Таким образом, установлен факт излишней выплаты субсидии в размере 85 263,84 рублей.
Согласно п.3.4 Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение молодняка кроликов, гусей от 29 мая 2020 года в случае нарушения получателем условий, целей и порядка представления субсидий, сумма перечисленной субсидии подлежит возврату Получателем в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Администрацией муниципального образования город Новороссийск направлено претензионное письмо №02.5-22/539 от 22.12.2020 в адрес ФИО1 с требованием вернуть в местный бюджет выделенные субсидии в размере 85 263,84 рублей.
Согласно пункту 5.2 соглашения, в случае не достижения сторонами согласия споры, возникшие между сторонами, рассматриваются в установленном законодательством порядке в Арбитражном суде Краснодарского края.
Денежные средства от получателя в счет погашения переплаты выделенной субсидии администрации не поступили, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации муниципальной подпрограммы "Развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе" программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы на 2020 - 2024 годы", утвержденной Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 20.01.2020 N 222, а также в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 29.11.2018 N 4886 (далее - Порядок), заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в муниципальном образовании город Новороссийск от 29 мая 2020 года между администраций муниципального образования город Новороссийск и ФИО1.
Во исполнение указанного соглашения, ФИО1 перечислены денежные средства платежным поручением от 18.06.2020 №2770 в размере 143 930,50 рублей.
В 2021 году управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения и составлен акт управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск от 21 декабря 2020 года о необоснованном выделении части субсидии ФИО1 в размере 85 263,84 рублей.
Согласно абз.7 п.2.6. Порядка, в целях получения Субсидии Претенденты представляют в Уполномоченный орган документы, необходимые для принятия решения о предоставлении Субсидии, в том числе расчет размера Субсидии на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск по ставке на 1 условную единицу (далее - Расчет) по форме согласно приложению N 4 (для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей) и по форме согласно приложению N 3 (для личных подсобных хозяйств) к настоящему Порядку.
Расчет за 2020 год и документы, подтверждающие фактические понесенные затраты в 2020 году, представлены ФИО1 12.05.2020, соответственно в графе 5 Расчета следовало указать количество месяцев содержания животных текущего года- 4 месяца. Размер целевых средств согласно Расчету (графа 6) определяется расчетным путем: умножения количества голов животных на коэффициент перевода в условные единицы на ставку субсидии (на 1 условную единицу) в год на количество месяцев содержания животных.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка субсидии претендентам предоставляются из расчета 20 000 рублей на одну условную единицу в год, но не более 50 % от фактически понесенных затрат.
Согласно п.2.4 Порядка размер субсидии рассчитывается с учетом коэффициента перевода поголовья сельскохозяйственных животных в условные единицы: крупный рогатый скот- 1,0, молодняк крупного рогатого скота-0,6, овцы, козы-0,1, птицы-0,02, кролики-0,05.
Согласно п.2.5 Порядка к субсидированию принимаются затраты, понесенные претендентом в текущем календарном году.
Размер целевых средств, рассчитанный в соответствии с требованиями Порядка на 2020 год по ЛПХ ФИО1 составляет 58 666,66 рублей.
Согласно представленным документам к заявлению фактические затраты на приобретение кормов в 2020 году ФИО1 составили 287 861,00 рублей, 50% от этой суммы 143 930,50 рублей, как указано в Расчете (гр.7).
Сумма субсидии (гр.8) определяется как минимальная величина между расчетным размером целевых средств (гр.6) и 50 % фактических затрат (гр.7).
Таким образом, сумма субсидии на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск за 2020 год, подлежащая выплате ФИО1, составляет 58 666,66 рублей.
Из вышеизложенного следует, что администрацией в адрес получателя была излишне выплачена субсидия в размере 85 263,84 рублей.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидий претенденты несут ответственность за нарушение условий и достоверность предоставленных ими документов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Таким образом, суд, учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства и названного соглашения, а также исходя из представленных истцом в материалы дела доказательств, с учетом положений статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает требования администрации о возврате суммы субсидии в размере 85 263,84 рублей правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец на основании подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3 411 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>, дата рождения: 12.09.1960, место рождения: пос. Игмас Нюксенского района Вологодской области, адрес регистрации: Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, ул. Суворова, д. 26А) в пользу администрации муниципального образования город Новороссийск (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 15.01.2003, ИНН <***>, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Советов, д. 18) денежные средства в размере 85 263 рубля 84 копейки, полученные в виде субсидии.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>, дата рождения: 12.09.1960, место рождения: пос. Игмас Нюксенского района Вологодской области, адрес регистрации: Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, ул. Суворова, д. 26А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 411 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Хахалева