ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-19794/07 от 31.01.2008 АС Краснодарского края

__________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-19794/2007-46/387

31 января 2008 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Рыбалко И.А.,

При ведении протокола судебного заседания судьей Рыбалко И.А. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению

Уманского районного казачье Общества, ст. Ленинградская,

К Администрации муниципального образования Ленинградский район, ст. Ленинградская,

К ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская,

-о признании недействительным Постановление № 165 от 22.03.2006,

-о признании договора аренды земельного участка от 17.04.2006 № 1900002599

При участии в заседании:

от заявителя – ФИО1.(по доверенности), ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности,

от заинтересованного лица- Администрации муниципального образования Ленинградский район, ст. Ленинградская,–ФИО4 по доверенности, ФИО5 по доверенности,

от заинтересованного лица- ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская,- ФИО5 по доверенности,

Уманское районное казачье Общество, ст. Ленинградская, обратилось в арбитражный суд с заявлением

-о признании недействительным Постановления главы муниципального образования ленинградский район Краснодарского края № 165 от 22.03.2006 «О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская;

-о признании договора аренды земельного участка от 17.04.2006 № 1900002599.

Заявитель обосновал свои требования следующим:

В соответствии с Постановлением главы администрации Ленинградского района от 24.12.1997 г. № 914 «О формировании целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам на территории Ленинградского района», во исполнение закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» и в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.09.96 г. № 7-п «О формировании целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам» на территории Ленинградского района был создан целевой земельный фонд для предоставления казачьим обществам на общей площади 179,34 га.

В 1999 году Постановлением главы Ленинградского района № 314 от 09.04.1999 года указанный земельный участок Ленинградского сельского округа, включенный в реабилитационный казачий фонд общей площадью 179 га, закреплен за ЗАО им. Ильича на праве аренды сроком на пять лет.

В 2005 году на земельном участке ЗАО им. Ильича были проведены землеустроительные работы, определены границы и площадь земельного участка.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края № 532-КЗ, Постановлением главы муниципального образования Ленинградский район № 49 от 02.02.2006 года утвержден акт определения границ и площади земельного участка целевого казачьего земельного фонда для постановки его на кадастровый учет.

Постановлением главы муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края № 165 от 22.03.2006 «О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская земельный участок площадью 157,3419 га сельхозугодий, включенный в целевой земельный фонд, расположенный в границах ЗАО им. Ильича был предоставлен ему в аренду сроком на 49 лет и заключен договор аренды от 17.04.2006 г. № 1900002599.

Как в первом случаи передачи земельного участка в аренду, так и во втором согласия Уманского районного казачьего общества не было, в известность истца никто не поставил, с постановлением не ознакомил, что противоречит требованиям Закона Краснодарского края № 125 -П от 01.08.1995. г., гл. 4, где в частности в ст. 21 предусматривается, что незанятые земли казачьего земельного фонда, не переданные казачьим обществам, могут органами местного самоуправления передаваться в аренду сроком до 1 года и по согласованию с казачьими обществами.

О нарушении нашего права заявитель узнал из уведомления Комитета имущественных отношений от 09.07.2007 г. за № 356.

Согласно положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 целевой земельный фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членам казачьих обществах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Заявитель считает, что действиями главы муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, выразившимися в вынесении вышеуказанного незаконного Постановления затронуты наши права и законные интересы.

Заявитель считает, что заключенный договор аренды от 17.04.2006 г. № 190002599 является недействительным, так как совершен на основании вышеуказанного обжалуемого Постановления.

Заинтересованные лица требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Судом исследованы представленные документы и установлено:

В соответствии с Постановлением главы администрации Ленинградского района от 24.12.1997 г. № 914 «О формировании целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам на территории Ленинградского района», во исполнение закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» и в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.09.96 г. № 7-п «О формировании целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам» на территории Ленинградского района был создан целевой земельный фонд для предоставления казачьим обществам на общей площади 179,34 га.

В 1999 году Постановлением главы Ленинградского района № 314 от 09.04.1999 года указанный земельный участок Ленинградского сельского округа, включенный в реабилитационный казачий фонд общей площадью 179 га, закреплен за ЗАО им. Ильича на праве аренды сроком на пять лет.

В 2005 году на земельном участке ЗАО им. Ильича были проведены землеустроительные работы, определены границы и площадь земельного участка.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края № 532-КЗ, Постановлением главы муниципального образования Ленинградский район № 49 от 02.02.2006 года утвержден акт определения границ и площади земельного участка целевого казачьего земельного фонда для постановки его на кадастровый учет.

Постановлением главы муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края № 165 от 22.03.2006 «О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская земельный участок площадью 157,3419 га сельхозугодий, включенный в целевой земельный фонд, расположенный в границах ЗАО им. Ильича был предоставлен ему в аренду сроком на 49 лет и заключен договор аренды от 17.04.2006 г. № 1900002599.

При вынесении решения суд руководствовался следующим:

В силу пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 18 закона Краснодарского края от 8 августа 1995 года № 13-КЗ (утратил силу) (далее Закон)войсковой казачий земельный фонд создается органами местного самоуправления из земель фонда перераспределения земель.

Так же в статье 20 указанного Закона сказано, что земельные участки, переданные казачьим обществам из войскового казачьего земельного фонда, не могут быть переданы в собственность членам общества или иным лицам.

Согласно ст.21 Закона земельные участки, выделенные казачьим обществам из войскового казачьего земельного фонда, используются для производства и переработки сельскохозяйственной продукции и развития инфраструктуры, связанной с этим производством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве имеет приоритет перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно.

По смыслу данной статьи собственники земельных участков обладают свободой в распоряжении землей в той степени, в какой это соответствует целям охраны земель.

Поскольку без соответствующей обработки обеспечить охрану земель невозможно, сельскохозяйственные угодья должны использоваться в производственном процессе, что отвечает интересам их охраны и повышения плодородия.

При рассмотрении спора суд не установил обстоятельств, свидетельствующих об использовании ЗАО «Имени Ильича» земель способом, приводящим к ухудшению состояния плодородия почв (статья 46 Кодекса).

На данный момент ЗАО «Имени Ильича» занимается производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и развитием инфраструктуры, связанной с этим производством.

Уманское районное казачье Общество не занимается производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 года № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд предусматривает такое условие, как формирование земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Так как данные земли находятся в государственной собственности Краснодарского края, то они могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства и развития традиционного образа жизни.

Уманское районное казачье общество этим не занималось и не занимается (п.5 ст.10 Федерального Закона от 24.07. 2002 года № 101-ФЗ).

Указанный земельный участок не размежеван, не поставлен на кадастровый учет.

ЗАО «Имени Ильича» отмежевало и поставило на кадастровый учет, данный земельный участок как земли сельскохозяйственного назначения.

Ввиду того, что обработка земли не входит в предмет ведения органов местного самоуправления (они вправе осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципального образования - статья 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"), сельскохозяйственные земли должны передаваться в собственность или аренду лицам, занимающимся сельскохозяйственным производством.

Это означает, что администрация не свободна в вопросе о том, заключать или не заключать соответствующие договоры, - она обязана заключить договор. Принцип свободы в отношениях по использованию сельскохозяйственных земель неприменим.

Кроме того, что ссылку заявителя на Закон Краснодарского края № 125 -П от 01.08.1995 г.суд считает не состоятельной, поскольку данного Закона не существует.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В рассматриваемом случае срок, предоставленный для обжалования ненормативного акта, должен исчисляться с того момента, когда Обществу стало известно о принятии такого ненормативного акта. Предприятию стало о нем известно с момента вынесения Постановления главы муниципального образования Ленинградский район от 22.03.2006 №165 и договора аренды земельного участка от 17.04.2006 № 1900002599, которые обозревались в судебном заседании.

В арбитражный суд Краснодарского края заявление Обществом подано 02.10.2007.

Однако, заявителем не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.06 N 16228/05 пропуск трехмесячного срока и отказ в его восстановлении является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, требования заявителя о признании недействительным Постановления главы муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края № 165 от 22.03.2006 «О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО им. Ильича, ст. Ленинградская; о признании договора аренды земельного участка от 17.04.2006 № 1900002599 не подлежат удовлетворению.

Суд, руководствуясь ст. ст. 167-171, 176, 101, 110-112, 197-201, ч.4 ст.198 АПК РФ, Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 года № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования», пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

  Заявление Уманского районного казачье Общества, ст. Ленинградская, и договора аренды земельного участка от 17.04.2006 № 1900002599 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.А. Рыбалко