ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-20177/16 от 08.08.2016 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-20177/2016

08 августа 2016 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Д.М. Шкира

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город-курорт Геленджик «Тепловые сети», г. Геленджик (ИНН 2304002170, ОГРН 1022300769688)

к Региональной энергетической комиссии – Департамент цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399)

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 16.02.2016,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город-курорт Геленджик «Тепловые сети», г. Геленджик (далее – заявитель, предприятие,
 МУП «Тепловые сети») обратилось в суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее – комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2016 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В качестве оснований общество указывает, что деяние, совершенное заявителем, выразившееся в несвоевременном опубликовании информации о показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, не влечет существенного нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, учитывая характер и роль правонарушителя, отсутствие какого-либо вреда и иных негативных последствий, и является малозначительным. Заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

Административный орган представил отзыв и материалы дела об административном правонарушении. Указывает на законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.

Ввиду того, что общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.06.2016.

Из материалов проверки следует, что МУП «Тепловые сети» осуществляет деятельность по теплоснабжению. Следовательно, предприятие, в соответствии с действующим законодательством, обязано обеспечить доступ неограниченного круга лиц к подлежащей раскрытию информации.

В нарушение сроков, установленных постановлением Правительства РФ
 от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013
 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее Стандарты) информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятием раскрыта не своевременно и не в полном объеме.

По результатам проведенного анализа соблюдения теплоснабжающими организациями стандартов раскрытия информации, утвержденных, в нарушение пункта 29 Стандартов предприятием не раскрыта информация за 2014 год, предусмотренная в пунктах 19-21 Стандартов, в срок не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы. В нарушение пункта 32 Стандартов, МУП «Тепловые сети» за 3 - 4 кварталы 2014 года, за 1 – 3 кварталы
 2015 года не раскрыта информация, предусмотренная в пункте 22 Стандартов в срок не позднее 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

В соответствии с требованиями пункта 21 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации, включая структуру основных производственных затрат, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, а также информация об инвестиционных программах и отчетах об их реализации подлежала раскрытию не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса.

Однако, в указанный срок предприятием не осуществлены действия по раскрытию сведений о деятельности в сфере оказания услуг по теплоснабжению и передаче тепловой энергии, обязательность осуществления которых предусмотрена действующим законодательством.

Указанная информация должна быть размещена на официальном сайте в сети Интернет регулируемой организации и (или) на сайте административного органа, по выбору организации.

В нарушении пункта 7 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии обществом не сообщено в адрес административного органа о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.

По факту выявленного правонарушения в присутствии законного представителя – директора Диденко А.С. в отношении МУП «Тепловые сети» административным органом 06.11.2015 составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 16.02.2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 7. Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140, регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.

По результатам проведенного анализа соблюдения теплоснабжающими организациями стандартов раскрытия информации, утвержденных, в нарушение пункта 29 Стандартов предприятием не раскрыта информация за 2014 год, предусмотренная в пунктах 19-21 Стандартов, в срок не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы. В нарушение пункта 32 Стандартов, МУП «Тепловые сети» за 3 - 4 кварталы 2014 года, за 1 – 3 кварталы
 2015 года не раскрыта информация, предусмотренная в пункте 22 Стандартов в срок не позднее 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

В соответствии с требованиями пункта 21 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации, включая структуру основных производственных затрат, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, а также информация об инвестиционных программах и отчетах об их реализации подлежала раскрытию не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса.

Однако, в указанный срок обществом не осуществлены действия по раскрытию сведений о деятельности предприятия в сфере оказания услуг по теплоснабжению и передаче тепловой энергии, обязательность осуществления которых предусмотрена действующим законодательством.

Указанная информация должна быть размещена на официальном сайте в сети Интернет регулируемой организации и (или) на сайте административного органа, по выбору организации.

В нарушении пункта 7 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии обществом не сообщено в адрес административного органа о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007
 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Статья 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает десятидневный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления, и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Указанные выше нормы права предусматривают возможность восстановления срока на обжалование, если он пропущен по уважительной причине. При этом какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела. Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

По факту выявленного правонарушения в присутствии законного представителя – директора Диденко А.С. в отношении МУП «Тепловые сети» административным органом 06.11.2015 составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 16.11.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.12.2015.

Определением от 15.12.2015 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении на 12.01.2016.

Определением от 12.01.2016 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении на 16.02.2016. Указанное определение получено законным представителем общества 15.01.2016, что подтверждается его подписью.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии законного представителя, уведомленного надлежащим образом, вынесено постановление от 16.02.2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что обществом не оспаривалось.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.

Состав вменяемого предприятию правонарушения является формальным, то есть законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере содержания жилого фонда, направленной на защиту прав граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

Суд, принимая во внимания обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав материалы дела не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о невозможности в данном случае квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, и освободить общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприятием заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного на подачу жалобы срока. В обоснование пропуска срока подачи заявления в арбитражный суд заявитель ссылается на то, что постановление, полученное в марте 2016 года, было утеряно представителем заявителя, о чем стало известно 29.03.2016. В связи с чем директором предприятия было направлено письмо в административный орган с просьбой о повторной выдаче постановления. Копия постановления была вручена комиссии 02.06.2016, таким образом подготовить жалобу на постановление до 02.06.2016 не представлялось возможным.

Других оснований, препятствовавших обращению предприятия в арбитражный суд с заявлением ни в ходатайстве, ни в заявлении не приведено и не представлено доказательств существования таких препятствий.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что указанные заявителем причины пропуска десятидневного срока на обращение в суд не являются уважительными, доказательств наличия иных причин пропуска срока на обращение в суд, кроме названных, не имеется и заявителем не указано. При этом суд учитывает, что предприятие, знало о возбуждении дела об административном правонарушении и о наличии оспариваемого постановления, а также о сроках его обжалования, имело достаточно времени для принятия мер по обжалованию постановления в установленный срок, однако их не приняло.

Доказательств наличия каких-либо причин, которые объективно препятствовали обращению в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности в рамках срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и могли бы быть признаны уважительными, заявитель суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд считает, что пропущенный заявителем срок на подачу заявления об отмене постановления от 16.02.2016 не подлежит восстановлению.

В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении срока на обращение в суд отказать.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня его принятия.

Судья Д.М. Шкира