Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20239/2008-29/269
« 11 » января 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2008 г., полный текст решения изготовлен 11.01.2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мицкевича С.Р.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ДЕМИР» г.Сочи
к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору г. Краснодар
о признании незаконным решения № 2026/25-10 от 27.06.2008 г. и обязании утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
при участии в заседании:
от заявителя: Чехова В.В. – представитель по доверенности от 07.08.2008 г.
от заинтересованного лица: не явился
УСТАНОВИЛ:
ООО «Демир» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее управление) № 2026/25-10 от 27.06.2008 г. и обязании Управления установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «Демир».
Заинтересованное лицо отзыв не представило, в судебное заседание не явилось.
6.05.2008 г. ООО «Демир» обратилось с заявлением в управление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 7). К заявлению прилагались: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и опись представленных документов в 2-х экземплярах.
Согласно описи документов, представленных в Ростехнадзор для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 8), заинтересованному лицу были сданы: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 1 листе в 2-х экземплярах; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2-х экземплярах; опись представленных документов на 1 листе в 2-х экземплярах.
27.06.2008 г. управлением в адрес заявителя было направлено письмо № 2026/25-10 об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, мотивированное следующим:
«1. Не представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
2. Не выполнен п.2 замечаний № 3279/25-10 от 07.12.07 г. Повторно информируем Вас, что при ремонте ходовой части автомобилей образуются отходы «Фильтрующий элемент масляных автомобильных фильтров». «Отработанные бумажные автомобильные фильтры», «Тормозные колодки отработанные».
3. Образующуюся тару из-под лакокрасочных материалов необходимо
формулировать в соответствии со справочником отходов Краснодарского края
«Тара из-под лакокрасочных материалов», код отхода 555 000 00 00 00 4.
4. Необходимо представить карту-схему предприятия с имеющимися зданиями и сооружениями, а также местами временного размещения отходов, образующихся на территории предприятия.
5. В проекте отсутствует раздел «Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду» с предложениями по размещению отходов на территории предприятия.
6. Не выполнен п. 5 замечаний от 07.12.07 г., не представлены договоры с МУП города Сочи «САХ по уборке города» на вывоз ТБО и ООО «Югводоканал» на водоснабжение и канализацию объекта по производственной площадке ул. Донская, 4.
7. Разработчику необходимо ознакомится с условиями хранения отходов производства. Хранение отхода 1 класса опасности не допускается в картонной таре (стр.40).
8. Проект образования отходов и лимитов на их размещение необходимо представить на магнитном носителе.
9. В «Аннотации» проекта необходимо отразить информацию: сколько мест временного размещения отходов имеется на предприятии (общее количество мест), условия хранения.
10. В «Списке предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края» представлено ООО «Эко-плюс», такого предприятия на территории Краснодарского края, имеющего лицензию по обращению с отходами производства в настоящее время, не существует.
11. Лимиты на размещение отходов необходимо представить по «новому» и
«старому» образцу.
12. Во исполнение приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.07 г. № 9 «О возложении функций администраторов» и ст. 5, 16, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Вам необходимо представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (г.Сочи, ул.Гагарина, 3) в установленном законом порядке платежные документы о внесении платежей в бюджеты всех уровней за 1 квартал 2008 года и произвести акт сверки.».
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 11 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» одним из требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов является разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 18 указанного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно п. 7-8, 10 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа:
а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
б) следующие документы:
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Копии документов, предусмотренных пунктом 7 Правил, представляются с предъявлением оригинала, если копии не засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Заявление и документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил, принимаются территориальными органами уполномоченного органа с отметкой о дате приема по описи, копия которой направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
В случае выявления оснований для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа в 5-дневный срок с даты приема указанных заявления и документов в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суду не представлено доказательств, что заявитель осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем требование заинтересованного лица о представлении заявителем лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным.
Заявитель утверждает, что при ремонте ходовой части такие отходы как «фильтрующий элемент масляных автомобильных фильтров» и «отработанные бумажные автомобильные фильтры» не образуются. Доказательства обратного суду не представлено. Что касается «тормозных колодок отработанных», то они учтены в нормативе образования отхода черного металла от ремонта автомобиля, что указано на стр. 31 Проекта. В соответствии с ГОСТ Р 50507-93 – 93 % тормозных колодок составляет железо, а в процессе работы изнашивается фрикционная накладка и процент железа по массе в указанном отходе достигает до 97 %.
В проекте разработчиком правильно указаны коды отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
Согласно п. 3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 г. № 643 (далее регламент), исполнение государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с Приказом МПР России от 2.12.2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
В пункте 7 Регламента указано, что одним из оснований для отказа в установлении лимитов на размещение отходов будет являться выявление несоответствия кодов отходов, указанных в представленном заявителем ПНООЛР, кодам отходов, установленным в Федеральном классификационном каталоге отходов.
Таким образом, требование административного органа об указании наименования отходов в соответствии с классификатором отходов Краснодарского края (КК) является незаконным.
На стр. 66-67 Проекта имеется чертеж границ земельного участка с указанием мест временного размещения отходов.
В разделе 13 Проекта «Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды» не описаны мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, а имеется отсылка к плану. Следует отметить, что согласно п. 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 703 от 19.10.2007 г. (далее Методические указания) предусмотрен раздел «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях», а не раздел, поименованный в п. 5 отказа.
Заявитель отрицает наличие структурного подразделения, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Донская, 4. Доказательства обратного суду не представлено.
На стр. 40 Проекта указано, что ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак хранятся (накапливаются) до их утилизации в картонных коробках. Учитывая, что указанные отходов являются, по сути, изделием, потерявшим свои потребительские свойства без изменения своего состава и внешнего вида, то на него распространяется действие ГОСТ 6825-91 «Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения», в п. 7 которого указано «каждая лампа должна быть вложена в защитную манжету из гофрированного картона типа Д по ГОСТ 7376.
В проекте не говорится о бое ртутьсодержащих ламп.
Заинтересованное лицо не указывает каким нормативным актом запрещено подобное хранение.
Согласно п. 5 Методических указаний хозяйствующие субъекты представляют ПНООЛР в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе. Экземпляр на магнитном носителе заявителем не представлен. Об этом свидетельствует и опись документов, представленных в Ростехнадзор (л.д. 8).
Согласно п. 18 Методических указаний в разделе ПНОЛЛР «Аннотация» указывается количество объектов размещения отходов по их назначению: хранение сроком до 3-х лет, хранение сроком более 3-х лет и захоронение (в проекте заявителя такие сведения отсутствуют). Сведения об условиях хранения в этом разделе не предусмотрены.
Разделы Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрены п. 17 Методических указаний. Последний не содержит такого раздела как «Список предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края». По утверждению заявителя вышеуказанный список не является приложением к Проекту. Данный список был выдан разработчику Проекта административным органом в июле 2007 года и представлен заявителем в административный орган с целью его корректировки.
Законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять «лимиты на размещение отходов по новому и старому образцу», равно как и не предусмотрена обязанность для утверждения ПНООЛР представлять расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежные документы за отчетный период и проведение акта сверки по погашению задолженности в бюджеты всех уровней.
Заявителем представлен на утверждение ПНООЛР, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом МПР РФ от 11.03.2002 г. № 115. Однако, на день подачи заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (6.05.2008 г., л.д. 7) указанные методические указания были отменены. Применению подлежали «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 г.
Представленный заявителем ПНООЛР не соответствует по структуре требованиям новых Методических указаний.
Отказ не может быть признан незаконным в части изложенных в нем мотивов, т.к. оспариванию согласно главы 24 АПК РФ подлежат действия (бездействие), а не мотивы, которыми руководствовался орган (должностное лицо), совершая то или иное действие или бездействуя. Объяснения причин, которые привели должностное лицо к тем или иным действиям, бездействию подлежат оценке, но не являются предметом заявленного требования.
Из этого исходил и законодатель, отразив в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность суда в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными указать на форму и срок устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признание незаконности мотивов отказа в установлении лимитов на размещение отходов исключает возможность суда обязать установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, если имеются иные нарушения.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья С.Р. Мицкевич.