ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-20471/18 от 29.07.2020 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-20471/2018

г. Краснодар                                                                                                                     «30» июля 2020 г.

Резолютивная часть решения  вынесена «29» июля 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено «30» июля 2020 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Любченко Ю.В., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевченко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению 

Администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района,

кООО «Водоканал» (ответчик № 1)

ООО «Агрофирма «Победа» (ответчик № 2)

третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, МП «Водоканал»,

о признании ничтожной сделку – договор купли-продажи от 01.08.2010,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика № 1: Касицкая Н.А., доверенность в деле,

от ответчика № 2: не явился, извещен,

от третьего лица (МП «Водоканал»): Вчерашний Р.В., доверенность в деле,

от иных третьих лиц: не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Николенского сельского поселения Гулькевичского района (далее – администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Водоканал» (далее – общество, ответчик № 1) и ООО «Агрофирма «Победа» (далее – агрофирма, ответчик № 2) о признании ничтожной сделку, совершенную между ООО «Агрофирма «Победа» и ООО «Водоканал» посредством заключения договора купли-продажи от 01.08.2010 и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, доводы изложены в исковом заявлении и представленных письменных пояснениях, в адрес суда поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил суд:

1) признать недействительным договор купли-продажи объектов недвижимости от 01.08.2010, заключенный между ООО Агрофирма «Победа» (ИНН 2329020773) и ООО «Водоканал» (ИНН 2329021960).

2) применить последствия недействительности ничтожной сделки посредством аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационных записей о праве собственности ООО «Водоканал» (ИНН 2329021960) в отношении следующего имущества:

- в отношении скважины № 2813, кадастровый номер 23:06:0000000:927, инвентарный номер 00000930, глубина 536 м, год завершения строительства 1966, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-085/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 3217, кадастровый номер 23:06:1001008:21, инвентарный номер 00000932, глубина 500 м, год завершения строительства 1969, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-065/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4457, кадастровый номер 23:06:1001000:368, инвентарный номер 00001292, глубина 502 м, год завершения строительства 1974, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-067/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1764, кадастровый номер 23:06:1002001:516, инвентарный номер 00001473, глубина 430 м, год завершения строительства 1961, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-069/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 6374, кадастровый номер 23:06:1001000:367, инвентарный номер 00000936, глубина 481 м, год завершения строительства 1982, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-071/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4994, кадастровый номер 23:06:1001000:371, инвентарный номер 00001468, глубина 439 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-073/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1890, кадастровый номер 23:06:1001000:369, инвентарный номер 00000931, глубина 528 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Булгаков (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-083/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4402, кадастровый номер 23:06:1001000:370, инвентарный номер 00001103, глубина 512 м, год завершения строительства 1973, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Вербовый (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-081/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4980, кадастровый номер 23:06:1001012:26, инвентарный номер 00000931, глубина 450 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Ивлев (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-079/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1880, кадастровый номер 23:06:1001001:106, инвентарный номер 00001104, глубина 529 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Орлов (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-077/2 от 29.04.2016);

- в отношении здания очистных сооружений, кадастровый номер 23:06:1002015:325, инвентарный номер 00000965, площадь 43 кв.м, год ввода в эксплуатацию 1971, год завершения строительства 1971, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, с/п Николенское, с. Николенское, ул. Октябрьская, д. 115-А (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-075/2 от 29.04.2016).

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточнение исковых требований судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.

Представитель ООО «Водоканал» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, ранее заявлено заявление о пропуске истом срока исковой давности.

Представитель ООО «Агрофирма «Победа» в судебное заседание не явился, извещен, просил суд рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, ранее возражал на заявленные требования.

Представитель МП «Водоканал» явился в судебное заседание, требования истца поддержал в полном объеме.

Иные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены судом надлежащим образом.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27.07.2019 объявлялся перерыв до 29.07.2020 до 12 час. 30 мин.  Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание  после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).

После перерыва, судебное заседание продолжено в указанное время.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все представленные в дело доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.02.1992 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № 139 «О регистрации акционерного общества закрытого типа «Победа».

14.07.1993 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № 562 «О перерегистрации АО «Победа» в колхоз «Победа».

15.05.1995 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № 318 «О перерегистрации колхоза «Победа» в сельскохозяйственный производственный кооператив «Победа».

01.11.2002 зарегистрирована организация сельскохозяйственный производственный кооператив «Победа» и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, сельскохозяйственному производственному кооперативу «Победа» присвоен ОГРН 1022303584709.

01.09.2006 произошло прекращение деятельности юридического лица (СПК «Победа») путем реорганизации в форме преобразования в ООО Агрофирма «Победа» (ОГРН 1062329007058).

Из материалов дела усматривается, что 01.08.2010 между ООО Агрофирма «Победа» (продавец) и ООО «Водоканал» (покупатель) был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости (далее – договор).

Согласно условиям договора, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем «объекты»:

1) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Ннколенское, ул. Заречная, 233 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 2813, год ввода в эксплуатацию 1966, инвентарный номер 00000930, общей глубиной 536,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 15 м (пункт  1.1.1 договора);

2) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Ннколенское, ул. Заречная, 17 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 3217, год ввода в эксплуатацию 1969, инвентарный помер 00000932, общей глубиной 500,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 33,2 кв.м (пункт 1.1.2 договора);

3) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Ннколенское, ул. Заречная, 327 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 4457, год ввода в эксплуатацию 1974 инвентарный номер 00001292, общей глубиной 502,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м (пункт 1.1.3 договора);

4) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, ул. Олимпийская, 3: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 1764, год ввода в эксплуатацию 1961,   инвентарный   номер   00001473,   общей   глубиной   430,0   м;  стальная водонапорная башни Рожновского, общей глубиной 15 м (пункт 1.1.4 договора);

5) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, ул. Мира, 2 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 6374, год ввода в эксплуатацию 1982, инвентарный помер 00000936, общей глубиной 481,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м, инвентарный номер 00000936, год ввода в эксплуатацию 2001 (пункт 1.1.5 договора);

6) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, ул. Октябрьская, 268: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 3823, год ввода в эксплуатацию 1971, инвентарный номер 00001372, общей глубиной 550,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 10 м, инвентарный номер 00001373, год ввода в эксплуатацию 1970; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 21,2 кв.м (пункт 1.1.6 договора);

7) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, ул. Октябрьская, 70 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 4994, год ввода в эксплуатацию 1976, инвентарный номер 00001468, общей глубиной 439,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м, инвентарный номер 00001107, год ввода в эксплуатацию 1986; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 24,0 кв.м. (пункт 1.1.7 договора);

8) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Булгаков, ул. Степная, 10 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 1890, год ввода в эксплуатацию 1963, инвентарный номер 00000931, общей глубиной 528,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001470, год ввода в эксплуатацию 1973 (пункт 1.1.8 договора);

9) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Вербовый, ул. Заречная, 417 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 4402, год ввода в эксплуатацию 1973, инвентарный помер 00001103, общей глубиной 512,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 8 м, инвентарный номер 00000935, год ввода в эксплуатацию 1988 (пункт 1.1.9 договора);

10) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Ивлев, ул. Советская, 17 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 4980, год ввода в эксплуатацию 1976, инвентарный номер 00000931, общей глубиной 528,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001470, год ввода в эксплуатацию 1973 (пункт 1.1.10 договора);

11) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край,Гулькевичский район, х. Орлов, ул. Октябрьская, 306 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) № 1880, год ввода в эксплуатацию 1963, инвентарный номер 00001104, общей глубиной 529,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001106, год ввода в эксплуатацию 1985; нежилое здание служебный павильон литер «В» общей площадью 46,8 кв.м (пункт 1.1.11 договора);

12) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское: артезианская скважина СТФ № 4455, год ввода в эксплуатацию 1967; стальная водонапорная башня Рожновского (СТФ), год ввода в эксплуатацию 1985 (пункт 1.1.12 договора);

13) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское: артезианская скважина химсклад № 5932, год ввода в эксплуатацию 1974 (пункт 1.1.13 договора);

14) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Ннколенское, ул. Октябрьская, 115 «А», здание очистных сооружений, год ввода в эксплуатацию 1981, инвентарный номер 00000965 (пункт 1.1.14 договора);

15) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, ул. Мира, ЗОА, здание очистных сооружений, год ввода в эксплуатацию 1982 (пункт 1.1.15 договора);

16) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, водопроводные сети протяженностью 35000 м и канализационные сети протяженностью 30000 м. (пункт 1.1.16 договора).

Согласно пункту 1.2 договора, отчуждаемые объекты расположены на земельном участке из земель поселений, с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений системы водоснабжения и канализации, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании продавца на основании Государственного акта на право пользования землей A-I № 247851, выданного 12.05.1982 Исполнительным комитетом Гулькевичского районного Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктом 1.3 договора, отчуждаемые объекты принадлежат продавцу на основании: свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданное 01.09.2006 Инспекцией ФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, серии 23 № 006045423, устава ООО Агрофирма «Победа», передаточного акта от 03.07.2006.

Указанные в пункте 1.1 настоящего договора объекты проданы по договоренности между продавцом и покупателем по цене 730 216 руб., уплачиваемых покупателем продавцу в порядке, предусмотренном соглашением о порядке расчетов за приобретенные объекты недвижимости по договору купли-продажи от 01.08.2010 (пункт 3 договора).

Актом приема-передачи от 01.08.2010 спорные объекты были переданы ООО «Водоканал».

Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 29.04.2016.

Письмом от 26.05.2017 № 1188 МП «Водоканал» уведомило администрацию о том, что МП «Водоканал» являлось арендатором сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором аренды и в настоящее время договор аренды расторгнут, в связи с чем, необходимо определить новую гарантирующую организацию.

Таким образом, администрации стало известно, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения на территории Николенского сельского поселения Гулькевичского района является ООО «Водоканал», которое стало собственником сетей посредством заключения договора от 01.08.2010.

Полагая, что договор купли-продажи является недействительной (ничтожной) сделкой, администрация обратились с настоящим иском в арбитражный суд.

Недействительность договора купли-продажи администрация усматривают в том, что спорное имущество не могло поступить в собственность ООО «Агрофирма «Победа» в порядке приватизации государственного предприятия в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991, согласно которым объекты водопроводно-канализационного хозяйства были отнесены к собственности соответствующего муниципального образования, следовательно, ООО «Агрофирма «Победа» не могло распоряжаться спорным имуществом, производя его отчуждение ООО «Водоканал».

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Из приведенных нормативных положений следует, что заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданское права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.

В соответствии с положениями части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», предусматривалось, что при приватизации сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы, в том числе, акционерные общества. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти (пункты 5, 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 708).

Пунктом 13 Постановления № 708 от 04.09.1992 закреплялось, что определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия. Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхоза, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создаётся.

Пунктом 20 Постановления № 708 от 04.09.1992 закреплялось, что реорганизация, в том числе, государственных племенных заводов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по  управлению    государственным    имуществом    с    согласия    Минсельхоз Российской Федерации и Российской академии сельхоз наук. Реорганизация данных заводов осуществляется в порядке, предусмотренном в разделах 1 и 2 настоящего Положения.

Постановлением № 724 от 17.07.1995 одобрены разработанные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность.

В пункте 2 Постановления № 724 от 17.07.1995 закреплено, что передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.

Пунктом 3 Постановления № 724 от 17.07.1995, в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться:

1) объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки, больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско -акушерские пункты, аптеки, физкультурно - оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы);

2) обобществленный жилищный фонд;

3) объекты бытового обслуживания (комбинаты, дома и комнаты быта, комплексные приемные пункты, ателье, гостиницы);

4) объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе. столовые, рестораны);

5) объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы, тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты благоустройства и озеленения, бани и прачечные);

6) объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации,        теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые автомобильные дороги);

7)  другие объекты общего пользования на селе.

Объекты  социальной   и  инженерной   инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту (пункт 4 Постановления № 724 от 17.07.1995).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 3020-1 от 27.12.1991, объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 3 «Объекты, относящиеся к муниципальной собственности» Постановления № 3020-1 от 27.12.1991, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

1) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

2) жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

3) объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

4) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Таким  образом,  указанным Приложением № 3 объекты инженерной инфраструктуры отнесены к объектам муниципальной собственности.

Пунктом 5 Постановления № 3020-1 от 27.12.1991, установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 66 от 29.01.1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (Приложения № 3) (далее – временное положение).

Согласно пункту 4.2 Временного положения в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору:

1) объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;

2) объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом № 721 от 01.07.1992,   акционерному   обществу   передаются  объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Указом № 8 от 10.01.1993, в пункте 1 закреплялось, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением:

1) объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;

2) зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

3) оздоровительных детских дач, лагерей;

4) объектов транспортного и энергетического обеспечения данного региона;

5) объектов и учреждений здравоохранения, обслуживающих жителей данного региона;

6) жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Также устанавливалось, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия) (пункт 1 Указа № 8 от 10.01.1993).

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно которого в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1.

Однако пунктом 1 Постановления № 235 от 07.03.1995, с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 2027 от 28.10.1994 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее – Положение).

Пунктом 2 Постановлением № 235 от 07.03.1995, установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность:

1) предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом;

2)  предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Согласно пункту 1 названного Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизация и неприватизированные предприятия.

Пунктом 2 Положения установлено, что передаче в муниципальную собственность  подлежат  объекты  социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», в том числе:

1) сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий);

2) эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (за исключением находящихся на территории предприятий);

3) машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов, по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве. По договоренности сторон возможна замена указанных технических средств на другие или передача финансовых средств на приобретение машин и механизмов.

Необходимо отметить, что в приведенный перечень имущества, подлежащего передаче, в том числе включены сооружения и сети водопровода и канализации.

Таким образом, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не подлежали включению в уставный капитал обществ и приватизации (реорганизации).

Нормами постановления Правительства Российской Федерации № 235 от 07.03.1995 был установлен порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации и переданных акционерному обществу на баланс по договору, из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании указанных положений норм действовавшего законодательства предприятия, планы приватизации которых на момент принятия постановления Правительства Российской Федерации № 235 были утверждены, должны были внести соответствующие изменения в планы приватизации, указав, что имеющиеся в их владении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав приватизируемого имущества данного предприятия, передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения не подлежали включению в уставные капиталы обществ при реорганизации или приватизации, право собственности на такие объекты у созданных в процессе реорганизации обществ не возникало.

Объекты социальной и инженерной инфраструктуры организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.

Необходимо отметить, что нормами выше приведенных нормативно-правовых актов закреплялось, что данные объекты не подлежали приватизации (реорганизации), их стоимость не включалась в формируемый уставный капитал создаваемого общества, а само имущество закреплялось в ведение создаваемого общества на основании отдельного договора.

Положения постановления Правительства Российской Федерации № 724 от 17.07.1995 не могли вступать в противоречие и отменять положения выше приведенных норм постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991, Указов Президента Российской Федерации. Фактически постановление Правительства Российской Федерации № 724 от 17.07.1995 устанавливало лишь процедуру передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность. В то время как нормами выше приведенных нормативно-правовых актов закреплялось, что данные объекты не подлежали приватизации (реорганизации), их стоимость не включалась в формируемый уставный капитал создаваемого общества, а само имущество закреплялось в ведение создаваемого общества на основании отдельного договора.

Из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (пункт 13 Постановления № 708 от 04.09.1992).

Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления (Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).

Кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»).

С учетом  изложенного, в порядке реорганизации агрофирма не могла приобрести право собственности на объекты коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры. Следовательно, не могла и распоряжаться данными объектами посредством их отчуждения третьим лицам.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу № А32-20445/2018 (15АП-9991/2019).

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность».

Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорные объекты должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (редакция № 59 от 06.12.2011), в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция), в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (глава 3 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 спорные объекты, которые на момент разграничения государственной собственности располагались на территории, находящейся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.

Как разъясняется в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Таким образом, из выше изложенного следует, что право муниципальной собственности на спорное имущество возникает в силу прямого указания закона.

Судом установлено, что на момент подписания между ответчиками спорного договора статья 168 ГК РФ действовала в следующей редакции: сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (подпункт 1, 2 статьи 167 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 181 ГК РФ предусматривалось, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Федеральным законом Российской Федерации № 100-ФЗ от 07.05.2013 были внесены изменения в содержание выше указанных статей ГК РФ.

В новой редакции статья 168 ГК РФ закрепляет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 1 статьи 181 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 43 от 29.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что положения ГК РФ о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона № 100-ФЗ от 07.05.2013 применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013 (пункт 9 статьи 3 Закона № 100-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела ответчик заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктами 1, 2 статьи 199 ГК РФ закреплено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса).

Поскольку истцы не являются стороной оспариваемой сделки, срок исковой давности следует исчислять не с начала ее исполнения, а с даты государственной регистрации прав в отношении спорного недвижимого имущества за обществом (со дня, когда третьи лица узнали или должны были узнать о начале исполнения сделки). Для третьих лиц (истцов) видимость собственника на недвижимое имущество возникает с момента внесения в ЕГРН записи о правообладателе.

Судом установлено, что спорный договор купли-продажи спорного имущества был зарегистрированы в ЕГРН 29.04.2016. Данное обстоятельство подтверждается отметками, поставленными государственным регистратором на тексте договора купли-продажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 той же статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.

Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).

Поскольку истец не является стороной оспариваемой сделки, срок исковой давности следует исчислять не с начала ее исполнения, а с даты государственной регистрации прав в отношении спорного недвижимого имущества за обществом (со дня, когда третьи лица узнали или должны были узнать о начале исполнения сделки).

Для третьих лиц (истца) видимость собственника на недвижимое имущество возникает с момента внесения в ЕГРН записи о правообладателе.

Как указывалось ранее, договор купли-продажи спорного имущества был зарегистрирован в ЕГРН только 29.04.2016. С исковым заявлением по настоящему делу истец обратился 29.05.2018, то есть в пределах срока исковой давности, установленного нормами пункта 2 статьи 168 ГК РФ.

Кроме того, суд отмечает, что истец не является и не являлся учредителем МП «Водоканал», которое фактически с 2009 года эксплуатирует спорные объекты коммунальной инфраструктуры населенных пунктов. В связи с этим, у суда не имеется оснований полагать, что истцу на момент заключения спорного договора было доподлинно известно об основаниях владения спорным имуществом иными третьими лицами. В связи с этим, утверждение администрацией истца МП «Водоканал» в качестве гарантирующего поставщика в 2013 году само по себе не предоставляло администрациям право вмешиваться в хозяйственную деятельность МП «Водоканал», проверяя основания владения им тем или иным имуществом.

Также в данном случае, для истца информированность о собственнике на недвижимое имущество возникает с момента получения письма от 26.05.2017 за № 1188 от МП «Водоканал», в котором общество уведомило администрацию о том, что МП «Водоканал» являлось арендатором сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором аренды и в настоящее время договор аренды расторгнут, в связи с чем, необходимо определить новую гарантирующую организацию. Таким образом, администрации стало известно, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения на территории Николенского сельского поселения Гулькевичского района является ООО «Водоканал», которое стало собственником сетей посредством заключения договора купли-продажи от 01.08.2010 между ООО Агрофирма «Победа» и ООО «Водоканал».

Таким образом, в нарушение установленного законом порядка реорганизации предприятия, агрофирма, осуществила распоряжение спорным имуществом, производя его отчуждение ООО «Водоканал», в нарушении требований установленных законодательством.

Тем самым, недействительность спорного договора купли-продажи усматривается в том, что спорное имущество не могло было передано в собственность агрофирме в порядке реорганизации в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которым объекты водопроводно-канализационного хозяйства были отнесены к собственности соответствующего муниципального образования, следовательно, агрофирма не могла распоряжаться спорным имуществом, производя его отчуждение ООО «Водоканал».

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо нрава и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ, под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Таким образом, поскольку сделка осуществлена в нарушение закона без передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства в собственность соответствующего муниципального образования и посягает на публичные интересы, то она в силу части 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Конституцией Российской Федерации гарантируется защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности (статья 8).

В части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации      местного  самоуправления  в  Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, закреплены за сельскими поселениями.

Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 «Генеральные планы» постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» к объектам инженерной инфраструктуры относятся водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

Таким образом, объекты, предназначенные для организации водоснабжения населения, то есть для решения вопросов местного значения муниципального образования, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны находиться в собственности данного муниципального образования.

Согласно части 1 статей 6 и 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно статье 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В данном споре, истец являются заинтересованным лицом в оспаривании сделки, поскольку спорное имущество, является муниципальной собственностью, в соответствии вышеизложенным  с учетом требований Приложения № 3 к Постановлению № 3020-1 от 27.12.1991.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

Доказательством нарушения прав и законных интересов истца, выступает спорный договор купли-продажи. Судом установлено, что истец был лишен возможности владеть, пользоваться и распоряжаться объектами недвижимости, посредством отчуждения их от агрофирмы (лицом, не являющимся собственником данного имущества) к ООО «Водоканал».

Доводы ответчиков о том, что объекты недвижимого имущества, выступающие предметом оспариваемого договора, были возведены за счет собственных средств, носит субъективный характер в виду их заблуждения относительно природы правоотношений оспариваемой сделки. Данный довод является необоснованным и не подтвержденным достоверными доказательствами по делу, а также, в любом случае, не имеющим значения для правильного разрешения спора по следующим основаниям.

Прежде всего, указанные в договоре купли-продажи объекты недвижимости были введены в эксплуатацию в период с 1961 по 1988.

Следовательно, оснований полагать, что вышеуказанные объекты были возведены за счет средств агрофирмы, не имеется. Соответственно, согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 данные объекты подлежали отнесению к муниципальной собственности.

Годы строительства выше указанных объектов недвижимости со стороны агрофирмы и общества не подтверждены первичными учетными документами, как и тот факт, что данные объекты были начаты строительством и были возведены исключительно за счет собственных средств. Вместе с тем, заключая оспариваемую сделку, агрофирма в отсутствие к тому правовых оснований стремилась передать в собственность ООО «Водоканал» не отдельные участки водопроводно-канализационной системы населенных пунктов, а инженерную инфраструктуру водопроводно-канализационной системы в целом (сложная вещь).

Согласно статье 134 ГК РФ, действовавшему в редакции на момент заключения договора, Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, агрофирма фактически создавала улучшения чужого имущества – инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационной системы (сложной вещи), что влечет для ответчика возникновение соответствующих рисков. В том числе агрофирма, будучи поставленной в известность о выше приведенном факте, не могла не понимать, что она в последующем будет не вправе противопоставлять собственнику сложной вещи довод об улучшении данного имущества как основание для отказа в судебной защите права последнего в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, улучшение (увеличение) агрофирмой чужой сложной вещи (водопроводно-канализационных сетей посредством строительства и прочее), которые не могут быть использованными в отрыве от данных сетей, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, так как не устраняет существенный порок сделки – отчуждение сложной вещи неуполномоченным лицом.

При таких обстоятельствах, усматривается, что спорный договор купли-продажи объектов недвижимости является недействительной (ничтожной) сделкой в силу положений статьи 168 ГК РФ, в связи, с чем иск администрации подлежит удовлетворению.

Судом также установлено, что все спорное имущество, выступавшее предметом договора купли-продажи, в настоящее время находится в фактическом владении МП «Водоканал».

Вместе с тем, в результате совершения данной сделки (заключение спорного договора купли-продажи) в ЕГРН были необоснованно внесены регистрационные записи о праве собственности ООО «Водоканал» на объекты недвижимого имущества, входящих в сложную вещь.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных субъективных прав муниципального образования (истца), суд полагает целесообразным в качестве применения последствий недействительности ничтожной сделки аннулировать данные записи, как внесенные в государственный реестр в отсутствие к тому законного основания.

Суд также отмечает, что в результате совершения оспариваемой сделки объекты водоснабжения муниципальных образований переданы в собственность коммерческой организации и в случае прекращения ее деятельности население муниципальных образований будет лишено права на получение услуги по водоснабжению и водоотведению.

Кроме того, оспариваемая сделка нарушает не только нормы действующего законодательства, но и публичные интересы муниципальных образований, заинтересованных в эффективном распоряжении муниципальным имуществом, а также неопределенного круга лиц жителей данного муниципального образования, к которым относятся социально незащищенные категории граждан, имеющие право на получение качественной и своевременной услуги в виде водоснабжения.

Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом в своей совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, принимая во внимание конкретные и фактические обстоятельства дела, достаточны для вывода об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебные расходы по исковому заявлению, состоящие из расходов по государственной пошлине, подлежат отнесению на ответчиков в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.

Судом при рассмотрении настоящего дела исследованы подлинники и (или) надлежаще заверенные копии представленных письменных доказательств.

Суд на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Уточнение исковых требований принять.

Признать недействительным договор купли-продажи объектов недвижимости от 01.08.2010, заключенный между ООО Агрофирма «Победа» (ИНН 2329020773) и ООО «Водоканал» (ИНН 2329021960).

Применить последствия недействительности ничтожной сделки посредством аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационных записей о праве собственности ООО «Водоканал» (ИНН 2329021960) в отношении следующего имущества:

- в отношении скважины № 2813, кадастровый номер 23:06:0000000:927, инвентарный номер 00000930, глубина 536 м, год завершения строительства 1966, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-085/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 3217, кадастровый номер 23:06:1001008:21, инвентарный номер 00000932, глубина 500 м, год завершения строительства 1969, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-065/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4457, кадастровый номер 23:06:1001000:368, инвентарный номер 00001292, глубина 502 м, год завершения строительства 1974, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-067/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1764, кадастровый номер 23:06:1002001:516, инвентарный номер 00001473, глубина 430 м, год завершения строительства 1961, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-069/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 6374, кадастровый номер 23:06:1001000:367, инвентарный номер 00000936, глубина 481 м, год завершения строительства 1982, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-071/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4994, кадастровый номер 23:06:1001000:371, инвентарный номер 00001468, глубина 439 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-073/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1890, кадастровый номер 23:06:1001000:369, инвентарный номер 00000931, глубина 528 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Булгаков (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-083/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4402, кадастровый номер 23:06:1001000:370, инвентарный номер 00001103, глубина 512 м, год завершения строительства 1973, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Вербовый (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-081/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 4980, кадастровый номер 23:06:1001012:26, инвентарный номер 00000931, глубина 450 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Ивлев (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-079/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины № 1880, кадастровый номер 23:06:1001001:106, инвентарный номер 00001104, глубина 529 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Орлов (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-077/2 от 29.04.2016);

- в отношении здания очистных сооружений, кадастровый номер 23:06:1002015:325, инвентарный номер 00000965, площадь 43 кв.м, год ввода в эксплуатацию 1971, год завершения строительства 1971, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, с/п Николенское, с. Николенское, ул. Октябрьская, д. 115-А (регистрационная запись № 23-23/015-23/015/014/2016-075/2 от 29.04.2016).

Взыскать с ООО Агрофирма «Победа» (ИНН 2329020773) в доход федерального бюджета Российской Федерации сумму государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Взыскать с ООО «Водоканал» (ИНН 2329021960) в доход федерального бюджета Российской Федерации сумму государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                                                        Ю.В. Любченко