ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-20539/12 от 18.04.2013 АС Краснодарского края

г. Краснодар

Дело № А32-20539/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2013

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2013

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зуб А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, г. Краснодар,

к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

3-е лицо: Администрация г. Сочи,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации…

при участии в заседании:

от заявителя: Брюшинина Д.В. – по доверенности,

от заинтересованного лица: не явились, извещены

от 3-го лица: Перекрестов П.А. – по доверенности

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю (далее – Управление) от 20.04.2012 г., изложенный в письме №46/2001/2012-57-65) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки:

- с кадастровым номером 23:49:0000000:645, площадью 11035 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лазурный»;

- с кадастровым номером 23:49:0109029:92, площадью 10650 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лазурный»;

- с кадастровым номером 23:49:0000000:647, площадью 16130 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лоо»;

- с кадастровым номером 23:49:0123007:73, площадью 17136 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лоо»;

- с кадастровым номером 23:49:0110005:36, площадью 21740 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лагуна»;

- с кадастровым номером 23:49:0117005:84, площадью 22990 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Головинка»;

- с кадастровым номером 23:49:0109016:48, площадью 4257 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Свирский»;

- с кадастровым номером 23:49:0111001:170, площадью 10935 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Солоники»;

- с кадастровым номером 23:49:0125015:45, площадью 23000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе улицы Балтийской (далее – спорные земельные участки), и обязать Управление зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.

Основания требований изложены в заявлении.

Управление просит отказать в заявлении, ссылаясь в отзыве на то, что на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:645 и 23:49:0111001:170 право собственности Российской Федерации уже зарегистрировано, а остальные земельные участки сняты с кадастрового учета, в связи с чем отсутствует предмет спора.

Третье лицо просило отказать в удовлетворении требований, отзыв не представило.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, оценив приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства и доводы, суд установил следующее.

Заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому края с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Письмом Управления от 20.04.2012 г. №46/2001/2012-57-65) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки было отказано со ссылкой на то, что при проведении правовой экспертизы было установлено, что заявленные на государственную регистрацию земельные участки внесены в реестр муниципальной собственности на основании Распоряжений Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи от 17, 24, 25 августа 2010 г., в связи с чем, на основании статей 13, 19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация была приостановлена, а 20.04.2012 г. в государственной регистрации было отказано.

Решение государственного регистратора, выразившееся в отказе государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, заявитель считает незаконным.

Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ)

Поскольку заявление ТУФАУГИ в Краснодарском крае об оспаривании отказа Управления, датированного 20.04.2012, поступило в суд 13.07.2012, суд находит трехмесячный срок на обжалование действий Управления не пропущенным.

Согласно ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. (п.1 ст. 19 Закона о регистрации).

Как видно из материалов дела, на момент регистрации права собственности заинтересованному лицу стало известно о том, что спорные земельные участки 17, 24 и 25 августа 2010 года Распоряжениями Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи были внесены в реестр муниципальной собственности МО г. Сочи.

Заинтересованным лицом государственная регистрация была приостановлена в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку они внесены в реестр муниципальной собственности МО г. Сочи. Заявителю предложено представить документы, подтверждающие отмену Распоряжений Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи.

Обстоятельства, повлекшие приостановление государственной регистрации, заявителем не были устранены, в связи с чем в государственной регистрации права собственности было отказано.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ государственного регистратора в регистрации права собственности соответствует положениям ст. ст. 13,19, 20 Закона о регистрации, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Судом установлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0109029:92, 23:49:0000000:647, 23:49:0233007:73, 23:49:0110005:36, 23:49:0117005:84, 23:49:0109016:48, 23:49:0125015:45 в государственном кадастре недвижимости ликвидированы.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что с момента снятия с государственного кадастрового учета земельный участок прекращает своё существование.

Таким образом, указанные земельные участки прекратили свое существование как объекты гражданского оборота, потому суд лишен возможности обязать регистрирующий орган зарегистрировать на них право собственности.

Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:645, 23:49:0111001:170 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответственно 05.10.2012 и 03.10.2012 после повторного обращения заявителя в Управление о государственной регистрации.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:645, 23:49:0111001:170 уже зарегистрировано, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Р.Ю. Савин