Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20710/2008-29/290
« 12 » декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2008 г., полный текст решения изготовлен 12.12.2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мицкевича С.Р.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Мингалеева Айрата Ильгизаровича г.Сочи
к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору г. Краснодар
о признании незаконным решения № 1979/25-10 от 24.06.2008 г. и обязании утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Мингалеев А.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее управление) № 1979/25-Ю от 24.06.08 г. об отказе в установлении лимитов на размещение отходов и об обязании управления установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Заинтересованное лицо требование не признало.
29.04.2008 г. Мингалеев А.И. обратился в управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 13). К заявлению прилагались: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2 экземплярах и опись представленных документов в 2 экземплярах.
Согласно описи документов, представленных в Ростехнадзор для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 14) заинтересованному лицу были сданы: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2-х экземплярах; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2-х экземплярах, опись представленных документов в 2-х экземплярах.
24.06.2008 г. в адрес Мингалеева А.И. заинтересованным лицом было направлено письмо № 1979/25-10 об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, мотивированное следующим.
«1. Не представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
2. В проекте не подтверждена информация по обеспечению объекта инженерными сетями (водоснабжение, канализация) договор ООО «Югводоканал».
3. В проекте не представлен договор с МУП города Сочи «САХ по уборке города» № 708 от 25.01.08 г., хотя ссылки на него имеются.
4. Разработчику необходимо знать условия хранения отходов 1 класса опасности. Необходимо предложить обеспечение надлежащего хранения отхода на территории предприятия в разделе «Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду» по оборудованию места размещения отхода.
5. Проект образования отходов и лимитов на их размещение необходимо представить на магнитном носителе.
6. Копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригиналов.
7. В «Аннотации» проекта необходимо отразить информацию о наличии мест временного размещения отходов на предприятии (общее количество), в каких помещениях, условиях, оборудовании.
8. В «Списке предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края» представлено ООО «Эко-плюс», такого предприятия не территории Краснодарского края, имеющего лицензию по обращению с отходами производства, в настоящее время нет.
9. Страницы проекта необходимо пронумеровать полностью.
10. В расчете и обосновании нормативов образования отработанных масел на предприятии нет информации по примененному коэффициенту перевода масла в тонны.
11. Не представлены Лимиты на размещение отходов на магнитном (диск) носителе. Лимиты на размещение отходов необходимо представить по «новому» и «старому» образцу.
12. Разработчику необходимо представить в проекте природопользователю для учета движения отходов на территории предприятия (стр. 38) форму «Журнала движения отходов».
13. В лимитах код и наименование отходов необходимо ставить в соответствии с классификатором отходов КК (п. 4). Мусор (отходы) от уборки территории необходимо классифицировать по 4 классу опасности. Уточнить у индивидуального предпринимателя, производят ли замену воздушных фильтров на СТО.
14. Во исполнение Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.07 г. № 9 «О возложении функций администраторов» и ст. 5, 15, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Вам необходимо представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (г. Сочи, ул. Гагарина, 3) в установленном законом порядке, расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежные документы за отчетный период и произвести акт сверки по погашению задолженности в бюджеты всех уровней.».
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 11 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» одним из требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов является разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 18 указанного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно п. 7-8, 10 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели представляют в территориальные органы уполномоченного органа:
а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) следующие документы:
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Копии документов, предусмотренных пунктом 7 Правил, представляются с предъявлением оригинала, если копии не засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Заявление и документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил, принимаются территориальными органами уполномоченного органа с отметкой о дате приема по описи, копия которой направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
В случае выявления оснований для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа в 5-дневный срок с даты приема указанных заявления и документов в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суду не представлено доказательств, что заявитель осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем требование заинтересованного лица о представлении заявителем лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным.
Перечень документов, которые должен представить заявитель для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предусмотрен пунктом 7 Правил и является исчерпывающим.
Характеристика водопотребления и канализирования предприятия изложена в п. 23 ПНООЛР (л.д. 34).
Пункт 20 методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на которые ссылается Управление в отзыве, не предусматривает подтверждения указанной информации ни договором с ООО «Югводоканал», ни договором с каким-либо иным лицом.
Законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять договоры с конкретным юридическим лицом (в данном случае с МУП г. Сочи «САХ по уборке города»). Ссылка заинтересованного лица в отзыве на заявление, что отсутствие указанного договора не позволяет установить достоверность информации о вывозе и захоронении твердых бытовых отходов не может быть принята по внимание, т.к. причиной отказа может быть установленная недостоверность представленных сведений, а не сомнения в их достоверности.
Утверждение управления о наличии в ПНООЛР ссылки на договор с МУП г. Сочи «САХ по уборке города» не соответствует тексту указанного проекта. По утверждению заявителя такой договор не заключался.
Пункт 4 отказа не обоснован. В проекте разработчиком описано, что заявителем уже организовано место хранения отходов 1-го класса опасности – отработанных люминесцентных ламп, которое расположено в закрытом складском помещении (стр. 29-30 Проекта). Также в разделе 12 Проекта изложены сведения о противоаварийных мероприятиях (стр. 37, 38 Проекта).
Пункт 7 Правил не устанавливает форму представления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и количество его экземпляров.
Поскольку согласно п. 4 Правил ПНООЛР разрабатываются на основании методических указаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, последние являются обязательными для исполнения.
Согласно п. 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703 (далее методические указания) хозяйствующие субъекты представляют ПНООЛР в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
Экземпляр на магнитном носителе заявителем не представлен.
В пункте 6 отказа не указано оригиналы каких документов не представлены. Не смог пояснить данную позицию представитель заинтересованного лица и в судебном заседании.
Требование к содержанию раздела ПНООЛР «Аннотация» изложены в п. 18 Методических указаний. Последние не предусматривают отражения информации о наличии мест временного размещения отходов на предприятии (общего количества) с указанием помещений, условий и оборудования. Согласно п. 18 Методических указаний в разделе ПНООЛР «Аннотация» указывается количество объектов размещения отходов по их назначению: хранение сроком до 3 лет, хранение сроком более 3-х лет и захоронение.
В представленном заявителем ПНООЛР необходимые сведения имеются.
Разделы Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрены п. 17 Методических указаний. Последний не содержит такого раздела как «Список предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края». По утверждению заявителя вышеуказанный список не является приложением к Проекту. Данный список был выдан разработчику Проекта административным органом в июле 2007 года и представлен заявителем в административный орган с целью его корректировки.
Суду не представлено доказательств, что страницы проекта на момент его представления заинтересованному лицу не были пронумерованы. В представленном заявителем ПНООЛР все страницы проекта пронумерованы.
Заявитель согласно п. 7 Правил обязан представить на магнитном носителе проект образования отходов и лимитов на их размещение, а не «лимиты на размещение отходов». Законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять «лимиты на размещение отходов по новому и старому образцу».
Законодательством не предусмотрена для утверждения ПНООЛР обязанность заявителя представлять расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежные документы за отчетные период и проведение акта сверки по погашению задолженности в бюджеты всех уровней.
Отсутствие информации по примененному коэффициенту перевода масла в тонны не является основанием для отказа в установлении лимитов на размещение отходов.
Заявитель пояснил, что при переводе моторного масла из литров в тонны разработчиком применена плотность масла, указанная в «Кратком автомобильном справочнике» издательство «Транспорт», НИИАТ, Москва 1984 г. (плотность = 0,75).
На странице 38 Проекта описан раздел 12.4 «Порядок обращения с отходами, принятый на предприятии». Заинтересованное лицо не указывает какой нормой права предусмотрена обязанность отражения в этом разделе формы Журнала движения отходов.
В проекте разработчиком правильно указаны коды отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
Согласно п. 3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 г. № 643 (далее регламент), исполнение государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с Приказом МПР России от 2.12.2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
В пункте 7 Регламента указано, что одним из оснований для отказа в установлении лимитов на размещение отходов будет являться выявление несоответствия кодов отходов, указанных в представленном заявителем ПНООЛР, кодам отходов, установленным в Федеральном классификационном каталоге отходов.
Таким образом, требование административного органа об указании наименования отходов в соответствии с классификатором отходов Краснодарского края (КК) является незаконным.
Согласно п. 7 Правил в заявлении должны быть указаны данные документа, удостоверяющего личность заявителя. В заявлении Мингалеева А.И. такие данные отсутствуют.
В связи с несоблюдением заявителем формы обращения оспариваемый отказ в установлении лимитов на размещение отходов не может быть признан незаконным, несмотря на неправомерность и необоснованность мотивов в нем изложенных.
Отказ не может быть признан незаконным в части изложенных в нем мотивов, т.к. оспариванию согласно главы 24 АПК РФ подлежат действия (бездействие), а не мотивы, которыми руководствовался орган (должностное лицо), совершая то или иное действие или бездействуя. Объяснения причин, которые привели должностное лицо к тем или иным действиям, бездействию подлежат оценке, но не являются предметом заявленного требования.
Из этого исходил и законодатель, отразив в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность суда в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными указать на форму и срок устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признание незаконности мотивов отказа в установлении лимитов на размещение отходов исключает возможность суда обязать установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, если заявителем нарушена процедура обращения в уполномоченный орган. В данном случае отказ был законным, хотя и по мотивам не изложенным заинтересованным лицом.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья С.Р. Мицкевич.