Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г. КраснодарДело № А32-20744/2016
10 августа 2016 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Д.М. Шкира
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Атлант Инвест Групп», г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края, г. Краснодар
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 19.05.2016 № 980п/250,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Атлант Инвест Групп»,
г. Краснодар (далее - заявитель, общество, ООО «Атлант Инвест Групп») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, г. Краснодар (далее - административный орган, департамент) от 19.05.2016 № 980п/250 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что в действиях общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Административным органом представлен отзыв, в котором указано, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Ввиду того, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Из материалов дела следует, что ООО «Атлант Инвест Групп» 20 октября
2014 года получено разрешение № RU 23306000-3665-р сроком действия до 20 августа 2016 года на строительство Многоквартирного жилого дома по ул. Обрывной, 22/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара на земельном участке площадью
2 943 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0308033:68, расположенном по ул. Обрывная, 22/1 в г. Краснодаре. Указанный земельный участок предоставлен ООО «Атлант Инвест Групп» Администрацией муниципального образования город Краснодар в соответствии с договором аренды земельного участка от 17 октября 2014 года
№ 4300021103. Срок действия указанного договора аренды - по 16 мая 2022 года.
Проектная декларация по объекту «Многоквартирный жилой дом по
ул. Обрывной, 22/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара» ООО «Атлант Инвест Групп» была составлена 20 октября 2014 года и размещена в сети Интернет на сайте WWW.AIG23.RU
Первый договор об участии в долевом строительстве в отношении объекта заключен ООО «Атлант Инвест Групп» с участником долевого строительства 31 октября 2014 года.
В связи с поступлением и рассмотрением обращения гр. ФИО1, департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края на основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 17.03.2016 № 980-п, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Атлант Инвест Групп» по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве за период с 20.10.2014 по 29.02.2016.
Приказ от 17.03.2016 № 980-п, получен генеральным директором ООО «Атлант Инвест Групп» ФИО2 18.03.2016.
Срок проведения проверки установлен с 21.03.2016 по 15.04.2016.
В приказе от 17.03.2016 № 980-п установлен перечень документов, которые должны быть представлены проверке по месту нахождения общества до 15 ч. 00 мин. 21.03.2016, а именно:
- учредительные и регистрационные документы ООО «Атлант Инвест Групп » (свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему);
- приказы на утверждение в должности руководителей ООО «Атлант Инвест Групп» в период с 20 октября 2014 года по 29 февраля 2016 года;
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- разрешение на строительство (продолжение строительства) объекта;
- проектную декларацию и изменения к ней;
- договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- реестры договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- реестры соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для целей строительства;
- приказы об учетной политике ООО «Атлант Инвест Групп» и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов
бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности ООО «Атлант Инвест Групп»;
- первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства;
- регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности ООО «Атлант Инвест Групп» в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 20 октября 2014 года по 29 февраля 2016 года, а именно:
а) регистр бухгалтерского учета «Главная книга» (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп» в корреспонденции с кредиту счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
б) кассовые книги за 2014, 2015, 2016 годы;
в) журналы-ордера (ведомости) по кредиту счетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп» 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
г) журналы-ордера (ведомости) по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп»;
д) аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп» 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
е) аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 08 «Вложения во внеоборотные ак тивы», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп».
Запрашиваемые документы к 15 ч. 00 мин. 21.03.2016 ООО «Атлант Инвест Групп», проверке в полном объеме не представлены, а именно отсутствуют следующие документы:
- приказы об учетной политике ООО «Атлант Инвест Групп» и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности ООО «Атлант Инвест Групп»;
- первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства;
- регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности 000 «Атлант Инвест Групп» в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 20 октября 2014 года по 29 февраля 2016 года, а именно:
- регистр бухгалтерского учета «Главная книга» (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» в корреспонденции с кредитом счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп»;
- кассовые книги за 2014, 2015, 2016 годы;
- журналы-ордера (ведомости) по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 58 «Финансовые вложения», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
- аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
- аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп» 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп».
На основании изложенного, обществу было направлено предписание
от 13.04.2016 № ГКН-24-АС об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, выразившиеся в препятствии осуществления административным органом надзорных и контрольных функций и в срок до 10 час. 00 мин. До 15.04.2016 представить в административный орган вышеуказанные документы.
По состоянию на 10 час. 00 мин. 15.04.2016 обществом указанное предписание не исполнено, запрашиваемые документы в административный орган не представлены.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2016 № 980п/250.
Определением от 20.04.2016 № 980п/250 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 26.04.2016.
Определением от 26.04.2016 № 980п/250 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении кооператива на 19.05.2016.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 19.05.2016 № 980п/250, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель не согласился с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
Согласно части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 3, право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома застройщик приобретает только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.
Правом на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона
№ 214-ФЗ застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно статье 2 Закона № 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом № 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Приказом от 01.09.2010 № 57 утвержден перечень сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
1. Учредительные и регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему).
2. Приказы на утверждение в должности руководителя (законного представителя) юридического лица.
3. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
4. Разрешение на строительство (продолжение строительства) объекта.
5. Проектная декларация и изменения к ней.
6. Сметы на строительство, проектная документация.
7. Графики осуществления и финансирования строительно-монтажных работ па каждом из объектов.
8. Экспертные заключения но рабочим проектам.
9. Список подрядных организаций, привлекаемых к строительству объекта с указанием вида осуществляемых работ.
10. Проектная декларация с изменениями, с указанием дат внесения, дат и источников опубликования и (или) размещения.
11. Договоры о совместной деятельности, инвестиционные договоры.
12. Договоры строительного подряда, поставки строительных материалов, иные договоры, связанные со строительством объектов в проверяемом периоде.
13. Кредитные договоры и договоры займа.
14. Договор банковского поручительства.
15. Договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для целей строительства.
16. Реестр договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашений к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта строительстве с указанием даты, номера регистрации договора и доп. соглашений.
17. Реестр соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта.
18. Приказы об учетной политике и приложения к ним, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности.
19. Первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства.
20. Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства на территории Краснодарского края:
- регистр бухгалтерского учета «Главная книга» (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерскою учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- кассовые книги;
- журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета юридического лица 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- аналитические ведомости но дебету счетов бухгалтерского учета общества 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета;
- аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета юридического лица 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
21 .Расшифровка дебиторской задолженности.
22. Расшифровка кредиторской задолженности.
23. Расшифровка краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
24. Акты приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.
25. Реестры актов приемки-передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства па запрашиваемые в соответствии с установленным диапазоном проверки даты.
26. Уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
27. Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
28. Сведения о стоимости незавершенных строительством объектов долевого строительства в разрезе каждого объекта па отчетную дату.
29. Сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства, привлеченных в отчетном периоде, в разрезе каждого объекта.
30. Сведения о задолженности участников долевого строительства но договорам долевого участия в строительстве, по каждому объекту па отчетную дату.
31. Направляемую участникам долевого строительства информацию о невозможности завершения строительства в предусмотренный договором срок и предложение об изменении договора с подтверждением его почтового направления.
32. Уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора участия в долевом строительстве с подтверждением его почтового направления.
33. Сведения о самостоятельных частях, входящих в сослав объекта строительства, переданных в качестве обеспечения договора займа кредитным учреждением.
Запрашиваемые документы предоставляются в форме копий, заверенных печатью организации и подписью руководителя или иного уполномоченного лица.
В силу статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество обязано хранить документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 указанного закона руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
На основании статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Согласно частям 5, 6 статьи 9 указанного закона первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
Из материалов дела следует, что обществу было направлено предписание
от 13.04.2016 № ГКН-24-АС об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, выразившиеся в препятствии осуществления административным органом надзорных и контрольных функций и в срок до 10 час. 00 мин. До 15.04.2016 представить в административный орган документы:
- приказы об учетной политике ООО «Атлант Инвест Групп» и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности ООО «Атлант Инвест Групп»;
- первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства;
- регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности 000 «Атлант Инвест Групп» в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период с 20 октября 2014 года по 29 февраля 2016 года, а именно:
- регистр бухгалтерского учета «Главная книга» (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» в корреспонденции с кредитом счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп»;
- кассовые книги за 2014, 2015, 2016 годы;
- журналы-ордера (ведомости) по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 58 «Финансовые вложения», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
- аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп» 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета ООО «Атлант Инвест Групп»;
- аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп» 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета
ООО «Атлант Инвест Групп».
По состоянию на 10 час. 00 мин. 15.04.2016 обществом указанное предписание не исполнено, запрашиваемые документы в административный орган не представлены.
Из материалов дела следует, что предписание административного органа
от 13.04.2016 № ГКН-24-АС не было оспорено обществом и является законным.
Документальных доказательств невозможности исполнения предписания, а также принятия обществом всех мер для его исполнения, суду не представлено.
Так, наложение ареста на счет общества не является основанием для не предоставления документов. Также факт отсутствия интернета в связи с задолженностью и невозможностью войти в электронную базу для предоставления документов также не исключает вину общества в не предоставлении документов.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что генеральный директор общества ФИО2 был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление получено ФИО2 15.04.2016, о чем свидетельствует подпись на копии уведомления.
Протокол об административном правонарушении от 19.04.2016 № 980п/250 составлен в отсутствие представителя общества.
Определением от 20.04.2016 № 980п/250 в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 26.04.2016.
Определением от 26.04.2016 № 980п/250 в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 отложено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении кооператива на 19.05.2016.
Постановление о назначении административного наказания от 19.05.2016
№ 980п/250 вынесено в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 и законного представителя общества – генерального директора ФИО2
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не принимаются судом, как несоответствующие обстоятельствам, установленным судом и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков и не может быть признано малозначительным. Доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения правонарушения не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает постановление административного органа от 19.05.2016 № 980п/250 является законным и обоснованным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
СудьяД.М. Шкира