Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20785/2008-29/289
« 12 » декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2008 г., полный текст решения изготовлен 12.12.2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мицкевича С.Р.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения г. Сочи «Городская больница № 3» г.Сочи
к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору г. Краснодар
о признании незаконным решения № 1981/25-10 от 24.06.2008 г. и обязании утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 07.08.2008 г.
от заинтересованного лица: не явился
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения г. Сочи «Городская больница № 3» (далее учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1981/25-10 от 24.06.2008 г. об отказе в установлении лимитов на размещение отходов и обязании заинтересованного лица установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Заинтересованное лицо требование не признало.
29.04.2008 г. учреждение обратилось с заявлением к заинтересованному лицу об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 13). К заявлению прилагались: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2-х экземплярах и опись представленных документов в 2-х экземплярах.
24.06.2008 г. в адрес заявителя заинтересованным лицом было направлено письмо № 1981/25-10 об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, мотивированное следующим.
«1. Не представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
2. В связи с тем, что ООО Фирма «Руслан» в списке предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края не значится, необходимо к договору на оказание услуг № 60 от 01.07.05 г. представить лицензию означенной фирмы.
3. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов произведен некорректно. Необходимо пояснить примененные нормы образования ТБО на одного проживающего в общежитии. Расчет образования ТБО, образующихся при работе поликлиник и медпункта, требует пояснения и корректировки.
4. Необходимо представить нормативный документ и основания по расчету образования пищевых отходов, непищевых отходов (стр. 30), отходов из палат больничных (стр. 32), а также обосновать снижение образования ТБО.
5. Проектировщику необходимо ознакомиться с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. № 98-ФЗ, а также с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами. Вторичные материальные ресурсы обязаны вовлекаться в товарооборот и использоваться в дальнейшем (стр. 34, 35).
6. Проектировщику необходимо четко и конкретно определить места временного размещения отходов на каждом производственном подразделении, определить оборудование мест временного размещения отходов в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также нанести их на карты-схемы каждого подразделения.
7. В разделе «Схема операционного движения отходов» (стр. 36) необходимо описать процесс передачи отходов (акты, накладные) в головное или специализированное предприятие, а также форму журнала «Движение отходов на предприятии».
8. Проект образования отходов и лимитов на их размещение необходимо представить на магнитном носителе.
9. Копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригиналов.
10. В «Аннотации» проекта необходимо отразить информацию о наличии мест временного размещения отходов на предприятии (общее количество), в каких помещениях, условиях, оборудовании.
11. В «Списке предприятий, осуществляющих деятельность на основании лицензии по обращению с опасными отходами на территории Краснодарского края» представлено ООО «Эко-плюс», такого предприятия не территории Краснодарского края, имеющего лицензию по обращению с отходами производства, в настоящее время нет.
12. Страницы проекта необходимо пронумеровать полностью.
13. Лимиты на размещение отходов необходимо представить по «новому» и «старому» образцу. По материально-сырьевому балансу учреждения в 2006 году на предприятии образовалось 9,145 т медицинских отходов. Однако, в Лимитах это значение занижено. Также в лимитах не выделен мусор от уборки территории (смет).
14. Во исполнение Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.07 г. № 9 «О возложении функций администраторов» и ст. 5, 15, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Вам необходимо представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (<...>) в установленном законом порядке платежные документы о внесении платежей в бюджеты всех уровней по расчетам платежей за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период и произвести акт сверки.».
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 11 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» одним из требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов является разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 18 указанного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно п. 7-8, 10 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа:
а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
б) следующие документы:
копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Копии документов, предусмотренных пунктом 7 Правил, представляются с предъявлением оригинала, если копии не засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Заявление и документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил, принимаются территориальными органами уполномоченного органа с отметкой о дате приема по описи, копия которой направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
В случае выявления оснований для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа в 5-дневный срок с даты приема указанных заявления и документов в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суду не представлено доказательств, что заявитель осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем требование заинтересованного лица о представлении заявителем лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным.
Заинтересованное лицо не обосновало нормами действующего законодательства требование о предоставлении лицензии ООО «Фирма «Руслан». Также не указано в чем некорректность расчета и обоснования нормативов и количества образующихся отходов.
В пункте 5.4, п. 5.8.2 и п. 5.5 Проекта указано, что определение норматива образования отходов производится по данным Фирмы «Интеграл». Согласно Сборника нормативно-методических документов (стр. 85) «Безопасность обращения с отходами» среднегодовая норма накопления отходов от общежития составляет 190 кг, среднесуточная норма накопления отходов от поликлиник (на 1 посещение) составляет 0,01 кг. Среднесуточная норма накопления отходов от столовых составляет: на 1 блюдо – 0,03 кг; пищевых – 0,01 кг.
Пункт 5 отказа носит декларативно-информационный характер и не может служить основанием для отказа в утверждении ПНООЛР.
Согласно п. 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703 (далее методические указания) хозяйствующие субъекты представляют ПНООЛР в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
Экземпляр на магнитном носителе заявителем не представлен.
В пункте 9 отказа не указано оригиналы каких документов не представлены.
Суду не представлено доказательств, что страницы проекта на момент его представления заинтересованному лицу не были пронумерованы. В представленном заявителем ПНООЛР все страницы проекта пронумерованы.
Заявитель согласно п. 7 Правил обязан представить на магнитном носителе проект образования отходов и лимитов на их размещение, а не «лимиты на размещение отходов». Законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять «лимиты на размещение отходов по новому и старому образцу».
Законодательством не предусмотрена для утверждения ПНООЛР обязанность заявителя представлять расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также платежные документы за отчетные период и проведение акта сверки по погашению задолженности в бюджеты всех уровней.
Заявителем представлен на утверждение ПНООЛР, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом МПР РФ от 11.03.2002 г. № 115. Однако, на день подачи заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (29.04.2008 г., л.д. 13) указанные методические указания были отменены. Применению подлежали «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 г.
Представленный заявителем ПНООЛР не соответствует по структуре требованиям новых Методических указаний.
Отказ не может быть признан незаконным в части изложенных в нем мотивов, т.к. оспариванию согласно главы 24 АПК РФ подлежат действия (бездействие), а не мотивы, которыми руководствовался орган (должностное лицо), совершая то или иное действие или бездействуя. Объяснения причин, которые привели должностное лицо к тем или иным действиям, бездействию подлежат оценке, но не являются предметом заявленного требования.
Из этого исходил и законодатель, отразив в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность суда в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными указать на форму и срок устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признание незаконности мотивов отказа в установлении лимитов на размещение отходов исключает возможность суда обязать установить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, если имеются иные нарушения.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья С.Р. Мицкевич.