Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. КраснодарДело № А32-20816/2018
17 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2018 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старцевой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар,
к ФГУП «Почта России», г. Москва
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 22.05.2018 № АП-23/4/1936,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: не явился, уведомлен,
аудиозапись не ведется,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 22.05.2018 № АП-23/4/1936.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.09.2018 до 02.10.2018 до 09-50. После перерыва судебное заседание продолжилось в присутствии представителей сторон по доверенности: от заявителя – ФИО1, от ответчика – ФИО2, при ведении аудиозаписи.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассматривается по правилам статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 24 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1037724007276, ИНН <***>, расположено по адресу: 131000, <...>.
Как следует из материалов дела, 10.05.2018 в ходе рассмотрения обращения гражданки ФИО3 (входящий от 26.04.2018 № 10624/23) административным органом было установлено, что ФГУП «Почта России» осуществляется предпринимательская деятельность с нарушениями условий лицензии № 108074 на оказание услуг почтовой связи, выразившимися в следующем.
Согласно информации, представленной УФПС Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России» от 10.05.2018 № 9.2.12.1-01/3306 (входящий от 10.05.2018 № 11642/23), установлено, что заказные письма №№ 35000008519043, 35362010005878 доставлялись адресату 30.03.2018 почтальоном ОПС Старощербиновская-353620 Приазовского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России», но вручено не было по причине отказа получателя – ФИО3 заполнить (внести паспортные данные) оборотную сторону бланка извещения ф. 22. По мнению административного органа, требование ФГУП «Почта России» о внесении паспортных данных на оборотную сторону извещения ф.22 при получении заказного письма адресатом является избыточным требованием ФГУП «Почта России»; в данном случае имеет место нарушение порядка вручения регистрируемых почтовых отправлений (РПО), что повлекло нарушение прав потребителя – пользователя услуг почтовой связи гр. ФИО3 при предоставлений услуги почтовой связи - неполучение почтового отправления, чем нарушены пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункт 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 108074, статьи 14, 16, 17, 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункт 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее по тексту – Правила № 234).
По результатам проведенной проверки 22.05.2018 административным органом, в отсутствии законного представителя ФГУП «Почта России» (уведомление от 14.05.2018 № 13366-04/23), в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ № АП-23/4/1936 - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что в силу статьи 26.2 КоАП РФ и пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
На основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пункт 36 статьи 12 Закона № 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее – Закон № 126-ФЗ), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1997 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ), права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 62 Закона № 126-ФЗ «О связи», защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этой связи, несоблюдение при осуществлении лицензируемой деятельности Правил оказания услуг почтовой связи является нарушением лицензионных условий.
У предприятия имелась лицензия от 11.04.2013 № 108074 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2018, выданная Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В материалы дела также представлена лицензия от 11.04.2018 № 162571 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2023.
Согласно пункту 5 приложения к лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона о связи, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Общий порядок доставки и вручения РПО регламентируется Правилами. Более детально он регламентирован Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п «Об утверждении Порядка» (вместе с «Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений»).
В силу пункта 20.6 названного Порядка, заказные и с объявленной ценностью письма и бандероли, а также заказные уведомления о вручении выдаются адресатам под расписку на извещении ф. 22, посылки - под расписку адресата на оборотной стороне адресной части бланка сопроводительного адреса к посылке ф. 116, отправления EMS - под расписку адресата на листе бланка "Е 1-в" "Подтверждение получении". В случае отсутствия сопроводительного бланка к посылке ф. 116, бланка "Е 1-в" получатель расписывается в извещении ф. 22, оформленном почтовым работником. Вручение РПО производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Согласно пункту 20.7 Порядка, при получении РПО на оборотной стороне извещения ф. 22 (ф. 22-в), адресной части бланка сопроводительного адреса к посылке ф. 116 адресат указывает: вид предъявленного документа, удостоверяющего личность, его номер и серию, дату выдачи и кем выдан. После слов «Даю свое согласие на обработку моих персональных данных», указывает фамилию, проставляет подпись и дату получения РПО.
В соответствии с пунктом 20.8 Порядка, при выдаче РПО работник отделения почтовой связи проверяет предъявленный документ, удостоверяющий личность, сличает данные, указанные на извещении, и подпись, с данными и подписью в предъявленном документе.
Применение указанного порядка подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2014 по делу № 308-ЭС14-380.
Согласно пункту 33 Правил, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.12.2014 № 35442, вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, РПО осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе). Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Таким образом, исходя из Перечня, нарушением лицензионных требований о вручении является несоблюдение общих правил вручения РПО, предусмотренных Правилами, а не установленных ФГУП «Почта России». Требование о заполнении именно адресатом бланка формы 22 при выдаче РПО не противоречит нормам права, в том числе Правилам оказания услуг почтовой связи.
Подтверждающим фактом того, что почтовое отправление вручено именно тому лицу, которому оно адресовано и при этом получатель предъявил документ, удостоверяющий личность, является заполненная форма извещения формы 22, в которой указываются реквизиты предъявленного документа, удостоверяющего личность.
Из материалов дела следует, что оператором почтовой связи отказано гражданке ФИО3, предъявившей документ, удостоверяющий ее личность (паспорт), в выдаче заказных писем №№ 35000008519043, 35362010005878, поскольку получатель отказался от внесения в бланк ф.22 своих персональных данных. В результате, заказные письма работником отделения почтовой связи Старощербиновская 353620 ФИО3 выданы не были.
Невручение потребителю, предъявившему удостоверение личности, но отказавшемуся от заполнения с указанием реквизитов документа и подписания бланка извещения почтового отправления, не является нарушением норм права и не может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу № А32-6613/2018.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Так как невручение потребителю, предъявившему удостоверение личности, но отказавшемуся от заполнения с указанием реквизитов документа и подписания бланка извещения почтового отправления, не является нарушением норм права и не может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия.
СудьяИ.Н. Бондаренко