__________
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20879/2007-46/419
21 января 2008 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Рыбалко И.А.,
При ведении протокола судебного заседания судьей Рыбалко И.А. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г. Новороссийск,
К МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
о признании недействительным Решения № 06-22/56 от 24.07.2007 в части отказа в возмещении НДС в сумме 303817 руб.
При участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (по доверенности),
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности,
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г. Новороссийск, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар, (далее налоговый орган) № 06-22/56 от 24.07.2007 в части отказа в возмещении НДС в сумме 303817 руб.
Заявитель обосновал свои требования следующим:
01 июня 2007 года по итогам проведения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, поданной ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» за январь 2007 года был составлен Акт камеральной налоговой проверки № 06-22/41.
По результатам рассмотрения Акта 24.07.2007 налоговым органом было вынесено Решение № 06-22/56 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому было решено возместить заявителю налог на добавленную стоимость в сумме 2 540 209 рублей, и отказано в возмещении 303817 рублей НДС.
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г. Новороссийск, считает вынесенное Решение в части незаконным, так как оно нарушает права налогоплательщика и не соответствует действующему законодательству.
На основании представленных заявителем документов налоговый орган сделан вывод о том, что услуги по: хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов отправляемых на экспорт подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %.
В связи с тем, что заявитель применял ставку 0%, при реализации данных услуг, налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 303 817 рублей.
В соответствии со статьей 164 Налогового Кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ), нулевая ставка НДС распространяется на реализуемые работы (услуги) по организации и погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0%, приведенный в п.п. 2 п.1 статьи 164 НК РФ не является исчерпывающим, то есть по ставке 0% должны облагаться и любые иные работы (услуги) непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых грузов.
В данном случае необходимость хранения груза обусловлена необходимостью формирования судовых партий для отправки на экспорт.
Договоры, заключаемые налогоплательщиком на оказание услуг по погрузке и перегрузке экспортных грузов, а также хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов являются договорами транспортной экспедиции, то есть данные услуги юридически однородны и направлены на транспортировку грузов на экспорт.
Из статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) следует, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза.
Связанными с перевозкой грузов, согласно нормам статьи 810 ГК РФ являются, в том числе, хранение и иные услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции.
Правилами транспорто-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства № 554 от 08.09.2006 установлено, что под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозке груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
В вышеуказанном документе определен порядок документального оформления складского хранения грузов.
Таким образом, из правового анализа норм Гражданского кодекса, Правил транспорто-экспедиционной деятельности и статьи 164 НК РФ следует, что под иными работами (услугами), при применении налоговой ставки 0% по НДС, должны пониматься работы (услуги), связанные с перевозкой экспортного груза, указанные в договоре транспортной экспедиции, перечень которых законодательством не ограничен.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом исследованы представленные документы и установлено:
Как видно из материалов дела, общество заключило договоры с Частной акционерной компанией с ограниченной ответственностью «Кроонкасс Лимитед» договор от № 06/08/07 от 31.08.2006, ООО «Фарко» от 26.07.2005 № 05/07/20. ООО «ЭСПАДА-ТРАНС» от 25.12.2006 № 7/1-5 по организации перевалки и транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов.
20.02.2007 Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2007 года.
Составлен Акт камеральной налоговой проверки № 06-22/41.
По результатам рассмотрения Акта 24.07.2007 налоговым было вынесено Решение № 06-22/56 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому было решено возместить заявителю налог на добавленную стоимость в сумме 2 540 209 рублей, и отказано в возмещении 303817 рублей НДС.
По мнению налоговой инспекции, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Поскольку в указанном подпункте услуги по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на крытый, доработка упаковки, сортировка, переупаковка, перетарка вручную товаров, которые в дальнейшем будут вывезены в таможенном режиме экспорта, прямо не поименованы, и также учитывая, что стоимость (цена) работ предусмотрена в договорах отдельно в разрезе видов выполняемых работ (отдельно по перегрузке, транспортировке и отдельно по хранению и сопутствующим услугам), то стоимость услуг по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на крытый, доработка упаковки, сортировка, переупаковка, перетарка вручную подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %.
В заключенных ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» договорах на внутрипортовое экспедирование и перевалку грузов, хранение грузов, нет указания на конкретное количество товара, который вывозится на экспорт в соответствии с товарораспорядительными документами, не указан конкретный период хранения, накопление судовой партии товара услуг по хранению товара и операций по его перевозке в таможенном режиме экспорта. Контракт с частной акционерной компанией с ограниченной ответственностью «Кроонкасс Лимитед» (Кипр) от 31.08.2006 №06/08/07 (с дополнительными соглашениями) составлен не на конкретный объем выполненных работ, их стоимость, а распространяется на все сделки по перевозке грузов и пролонгируются на несколько лет.
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» не подтвержден факт взаимосвязи оказания услуг по хранению товара и услуг по его погрузке и перевалке, перевозке при реализации на экспорт.
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» выполняет погрузочно-разгрузочные работы, тарифы на которые установлены Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.09.2005 №412-т/6 тарифы, которым установлены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги и тарифы на хранение грузов.
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» выполняет, как погрузочно-разгрузочные работы, так и услуги по хранению грузов, маркировке, перемещению груза с открытого склада на крытый, доработка упаковки, сортировка, переупаковка, перетарка вручную, оплата за которые производится по разным тарифам и на которые, соответственно, выставляются отдельные счета-фактуры (отдельно на перевалку, отдельно на хранение и сопутствующие услуги). В результате стоимость выполняемых ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» услуг по хранению грузов и сопутствующих услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %.
При вынесении решения суд руководствовался следующим:
Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
При этом в пункте 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель применял ставку 0%, при реализации данных услуг, налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 303 817 рублей.
В данном случае необходимость хранения груза обусловлена необходимостью формирования судовых партий для отправки на экспорт.
Договоры, заключаемые налогоплательщиком на оказание услуг по погрузке и перегрузке экспортных грузов, а также хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов являются договорами транспортной экспедиции, то есть данные услуги юридически однородны и направлены на транспортировку грузов на экспорт.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Кроме того, в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.
Таким образом, сфера применения договора транспортной экспедиции широка и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем (клиентом) с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для клиента любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.
Связанными с перевозкой грузов, согласно нормам статьи 810 ГК РФ являются, в том числе, хранение и иные услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции.
Правилами транспорто-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства № 554 от 08.09.2006 установлено, что под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозке груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
В вышеуказанном документе определен порядок документального оформления складского хранения грузов.
Таким образом, из правового анализа норм Гражданского кодекса, Правил транспорто-экспедиционной деятельности и статьи 164 НК РФ следует, что под иными работами (услугами), при применении налоговой ставки 0% по НДС, должны пониматься работы (услуги), связанные с перевозкой экспортного груза, указанные в договоре транспортной экспедиции, перечень которых законодательством не ограничен.
Приказом ФСТ утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «НСРЗ» (3412-т/6 от 06.09.2005.). К связанным с погрузочно-разгрузочными работами на основании данного приказа и Положения «О порядке применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО НСРЗ от 06.09.2005. относятся:
- хранение (п. 1.7.2., п.п. 2.4.5. Положения, таблица № 2 Приказа);
- перемещение грузов внутри порта (п.п. 2.4.8., 2.4.10. Положения);
Вышеуказанными положениями также подтверждается связь оказываемых услуг с перевозкой экспортных грузов, при переработке грузов с внутрипортовым перемещением: транспортное средство - склад - транспортное средство, оказание данных услуг вызвано надобностью накопления судовых партий для перевозки груза за короткий временной период.
Министерством морского флота были утверждены «Правила приема, краткосрочного хранения и отпуска грузов складами морских портов ММФ СССР» от 04.04.1977. , а также «Правила маркировки грузов», которые регулируют порядок хранения грузов в портах и помещение на склад, и перемещение внутри порта, а также маркировку.
Также пунктом 2 статьи 139 Кодекса торгового мореплавания РФ, предусмотрена обязанность отравителя при морских перевозках грузов надлежащим образом проводить маркировку груза.
В соответствии со статьями_74, 76 Таможенного_Кодекса РФ при осуществлении международной перевозки товаров морским или железнодорожным транспортом, перевозчик предоставляет таможенному органу сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки.
Статья 359 ТК РФ предусматривает право таможенного органа на продление срока проверки товаров, в случае если, предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары.
Также согласно нормам статьи 366 ТК РФ «отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров».
Таким образом, маркировка является обязательным мероприятием, проводимым при перевозке товаров морским и железнодорожным транспортом на экспорт. Без проведения маркировки грузов не будет выполнено таможенное оформление и товары не будут вывезены на экспорт.
Аналогичные требования таможенного законодательства предъявляются к упаковке (таре) в которой находиться груз, предъявляемый к декларированию (ст. 124, 359, 389 ТК РФ) и упаковка товаров, а также переупаковка (при повреждении) - сопутствующая услуга, оказываемая налогоплательщикам и обязательна для начала транспортировки грузов.
Поскольку услуги по договорам транспортной экспедиции непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг НДС должно производиться по ставке 0 процентов.
В связи с тем, что общество представило налоговому органу все необходимые документы, подтверждающие его право на применение ставки 0 процентов и налоговые вычеты, а налоговая инспекция не отрицает факт оказания услуг, то суд обоснованно признал, что общество выполнило требования статьи 165 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Недобросовестность налогоплательщика должна доказываться налоговым органом, который вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражные суды соответствующие доказательства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О).
Налоговая инспекция не представила доказательств недобросовестности действий общества, а следовательно, в силу статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого ненормативного актов.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании недействительным Решения МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар, (далее налоговый орган) № 06-22/56 от 24.07.2007 в части отказа в возмещении НДС в сумме 303817 руб.полежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь ст. ст. 167-171, 176, 101, 110-112, 197-201 АПК РФ, ст.164, 171 НК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным Решение МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по <...>/56 от 24.07.2007 в части отказа ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г. Новороссийск, в возмещении НДС в сумме 303817 руб.
Взыскать с МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар, в пользу ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», <...> руб. в счет возмещения расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.А. Рыбалко