АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-21294/21
07 октября 2021 года г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2021
Полный текст решения изготовлен 07.10.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «Армавирский завод резиновых изделий» (ОГРН <***>), г. Армавир
к Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю, УФНС по Краснодарскому краю
о признании недействительными решений налогового органа
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – АО ВТБ Регистратор (ОГРН <***>), г. Москва
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность,
от МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю: ФИО2, доверенность,
от УФНС по Краснодарскому краю: не явился, уведомлен,
от АО ВТБ Регистратор: не явился, уведомлен
установил: Акционерное общество «Армавирский завод резиновых изделий» (далее – общество, заявитель, АО «АЗРИ») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решений № 117, № 119, № 120 от 12.01.2021 Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) и решения № 24-12-426 от 13.04.2021 года Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.
Основания заявленных требований изложены в заявлении. Общество указало, что лица выплачивающие дивиденды, не всегда обладают актуальной информацией о персональных данных физических лиц - получателей дивидендов, что исключает вину налогоплательщика при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности. Внесение недостоверных данных в справку по форме 2-НДФЛ не повлияло на правильность исчисления и уплаты налога. В судебных заседаниях представители заявителя требования поддержали.
Представители налоговых органов в судебных заседаниях возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений.
В своих письменных пояснениях АО ВТБ Регистратор отметило, что его действиями порядок ведения реестра владельцев ценных бумаг не нарушен, поскольку внесение изменений в информацию лицевого счёта зарегистрированного лица (изменение паспортных данных, адреса место жительства и т.д.) в реестре производится на основании предоставленной регистратору анкеты зарегистрированного лица.
Из представленных в материалы дела документов следует, что инспекцией при реализации своих полномочий выявлено представление АО «АЗРИ» в качестве налогового агента документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), содержащих недостоверные сведения о доходах физических лиц: за 2017 год в количестве 341 шт., за 2018 год в количестве 307 шт., за 2019 год в количестве 335 шт.
В связи с установлением нарушений законодательства о налогах и сборах налоговым органом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 28.05.2018, № 13159, № 13211, № 13212 в которых предложено привлечь АО «АЗРИ» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126.1 НК РФ в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения.
По результатам рассмотрения актов с учётом представленных возражений, а также ходатайств о снижении штрафных санкций Инспекцией приняты решения от 12.01.2021 № 117, № 119, № 120 о привлечении лица к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.
Согласно принятым решениям Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере:
- 20 937, 50 рублей (решение от 12.01.2021 № 117);
- 19 187, 50 рублей (решение от 12.01.2021 № 119);
- 21 312, 50 рублей (решение от 12.01.2021 № 120).
Всего согласно оспариваемым решениям предложено уплатить 61 437, 50 рублей.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.04.2021 года № 24-12-426 жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Общество не согласившись с решением УФНС России по Краснодарскому краю, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Статьей 101 НК РФ определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителя общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, каких-либо возражений относительно содержания указанных документов не заявляло, суд считает процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки соблюденной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 НК РФ исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии со статьей 214 Кодекса с учетом положений статьи 226.1 Кодекса.
Российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса признается налоговым агентом.
В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года (в редакции НК РФ действовавшей в рассматриваемых периодах, за 2019 не позднее 1 марта), следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Оспаривая решения налогового органа, заявитель указывает, что им производились выплаты дивидендов на основании представленного списка зарегистрированных лиц, полученного от регистратора-реестродержателя АО ВТБ Регистратор. Поскольку Общество не имеет прямых отношений с акционерами, а получает данные о них от реестродержателя АО ВТБ Регистратор, отсутствие сведений о датах рождения, паспортных данных и ИНН в справках по форме 2-НДФЛ обусловлено непредставлением указанных сведений реестродержателем.
Заявитель указывает, что исходя из правоотношений, возникающих в сфере ведения реестра, на него не возложена обязанность владеть актуальной информацией о физических лицах, имеющих права по ценным бумагам. Из вышеизложенного, по мнению заявителя, следует, что наличие неактуальной информации о персональных данных физических лиц – получателей дивидендов в представляемых в налоговый орган документах не должно квалифицироваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения.
По мнению суда, заявитель не учитывает, что Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц" (применяемый начиная с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года) в разделе «Данные о физическом лице - получателей дохода" установлено, что:
- в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогового агента информации об ИНН физического лица - получателя дохода данный реквизит не заполняется.
- в поле "Дата рождения" указывается дата рождения (число, порядковый номер месяца, год) путем последовательной записи данных арабскими цифрами.
- в поле "Серия и номер" указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак "N" не проставляется.
Сведения о доходах физических лиц за 2017 и за 2018, представлены налоговым агентом в рамках Приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль в соответствии с порядком утвержденным Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".
В соответствии с указанным порядком, в подразделах "Персональные данные физического лица - получателя доходов" и "Адрес места жительства (места пребывания) налогоплательщика в Российской Федерации" отражается Ф.И.О., ИНН, налоговый статус, паспортные данные и место регистрации лица, которому выплатили доход (п. п. 18.2, 18.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль), а именно:
В подразделе "Персональные данные физического лица - получателя доходов" Справки отражаются данные о физическом лице - получателе дохода.
По строке "ИНН" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.
По реквизиту "Дата рождения" указывается дата рождения (число, месяц, год) путем последовательной записи данных арабскими цифрами через разделители.
Как следует из представленных АО «АЗРИ» сведений (справок) за 2017 год в количестве 341 шт., за 2018 в количестве 307 шт., за 2019 в количестве 335 шт. содержатся недостоверные сведения о серии и номере паспорта, о годе рождения (у всех физических лиц указана одна и та же дата рождения – 01.01.1950), при этом у всех физических лиц отсутствуют сведения об ИНН.
Представление налоговым агентом в налоговый орган справки о доходах и суммах налога физического лица с указанием некорректных данных о налогоплательщике является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 НК РФ, согласно которой представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов, содержащих недостоверные сведения, влечет штраф в размере 500 руб. за каждый представленный с недостоверными сведениями документ.
ФНС России в п. 3 Письма от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 "О налоговой ответственности налоговых агентов" указала, что НК РФ не содержит определения понятия "недостоверные сведения", а потому любые реквизиты, включая паспортные данные, данные о дате рождения, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным.
В этой связи организация, выполняя обязанности налоговых агентов, предусмотренные Кодексом, должна предпринимать все возможные меры по идентификации налогоплательщиков, получивших от нее доход.
При наличии у организации неактуальной информации либо информации, требующей уточнения, о налогоплательщике организация, выполняя обязанности налогового агента, может запросить необходимые сведения непосредственно у данного физического лица - налогоплательщика.
Аналогичные выводы изложены в Письме ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-11/20942@.
При этом, установлено, что Общество проводило мероприятия по актуализации персональных данных лишь в 2020 году (30.04.2020), до указанной даты АО «АЗРИ» мероприятия по актуализации сведений по физическим лицам не проводились. Доказательств обратного, налогоплательщиком в материалы проверки не представлено.
Суд критически относится к доводу Общества об отсутствии в его действиях вины по предоставлению недостоверных сведений о персональных данных акционеров в налоговый орган в связи с непредставлением указанных сведений со стороны регистратора. Суд отмечает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является не установление правомерности действий регистратора по предоставлению Обществу списка зарегистрированных лиц, на основании которого осуществлялись выплаты дивидендов, а факт представления Обществом, как налоговым агентом, в налоговый орган недостоверных сведений, содержащихся в отчётных документах.
В ходе судебного заседания был опрошен свидетель ФИО3, в спорные периоды являвшаяся сотрудником АО «АЗРИ», в обязанности которой входили проверка и отправка в налоговый орган сведений о доходах физических лиц по установленным формам. Из показаний свидетеля следует, что АО «АЗРИ» было известно, что направляемые сведения являются некорректными, год рождения «01.01.1950» в отношении всех получателей дохода проставлялся осознанно, вследствие технической необходимости (не заполнение графы препятствовало отправке сведений).
При этом показания свидетеля не опровергают фактические обстоятельства, установленные по настоящему делу, и не указывают на отсутствие вины Общества в нарушении норм налогового законодательства.
В процессе судебного разбирательства не установлено фактов обращения налогоплательщика в налоговый орган, с целью предупреждения нарушений налогового законодательства.
Из чего следует, что АО «АЗРИ» не предприняты все необходимые меры, позволяющие установить факт отсутствия вины в совершенииналогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 НК РФ.
В соответствии с правилами статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценил их в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ пришел к выводу о том, что обжалуемые решения налоговых органов вынесены правомерно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Чесноков