АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Краснодар Дело № А32-21522/2019
08.11.2019
Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2019
Полный текст судебного акта изготовлен 08.11.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «РН-Транс» (ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит» (ИНН <***>) о взыскании 147 476 руб. 40 коп., а также 5424 руб. расходов по уплате госпошлины,
при участии в судебном заседании представителей: истца – ФИО1 по доверенности, ответчика - ФИО2 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «РН-Транс» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит» о взыскании 147 476 руб. 40 коп., а также 5424 руб. расходов по уплате госпошлины.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Направил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, направил дополнительные доказательства , касающиеся соблюдения претензионного порядка.
Ответчик подготовил отзыв на иск, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Дело рассматривается по правилам ст.156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно транспортной железнодорожной накладной №ЭО195148 со станции Новокуйбышевской Куйбышевской железной дороги 14.12.2017 отправлены вагоны № 54757588, 73073025, 54684402, 73602583, 73995763, 57637696, 51961894, 73788184, 50180397, 57109902, 51220341, 51034429, 58641044, 55947964, 50151174, 51714673, 57663288, 50250893, 57631293, 57961799, 73911513, 57628091, 54052733, 74952318, 54045802, 73921769, 75071415, 54052311, 75105742, 54719281 с опасным грузом ( топливо дизельное). В качестве грузоотправителя в накладной указано АО «РН-Транс»; грузополучателя - ООО «Югнефтехимтранзит»; станции назначения – Кавказ Северо-Кавказской железной дороги.
В пути следования по причине занятости подъездных путей грузополучателя, вышеуказанные вагоны цистерны были задержаны перевозчиком:
На ст Анапа ( Северо-Кавказской железной дороги) с 22 по 31 декабря 2017;
На ст. Фондателовская ( Северо-Кавказской железной дороги) 01 января 2018г.
Все это время вагоны находились под охраной ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ РФ».
Согласно дорожной ведомости ЭО1951 срок доставки истекает 23.12.2017. Дата фактической выдачи груза 02.01.2018г., что подтверждается актами приемки ( выдачи) грузов в вагонах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России: серии В 51778 № 48, № 52 . Таким образом, время сверхнормативной охраны вагонов составило 8 суток 8 часов.
Факт задержки вагонов подтверждается актом общей формы № 3 /2399 от 23.12.2017, согласно которого начало задержки доставки грузов 23.12.2017 в 18.51 час. Причина задержки – неприем поезда железнодорожной станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей. Вагоны простаивали на станции Анапа Северо-Кавказской железной дороги в составе грузового поезда № 3020, временно отставленного от движения. Актом общей формы № 3/2456 от 31.12.2017 зафиксировано окончание задержки груза на станции Анапа – 31.12.2017 в 22.57 час.
В адрес АО «РН-Транс» поступило письмо № НОШ-6/954 от 21.11.2018 от ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ РФ» об оплате сверхнормативной охраны вагонов в пути следования на общую сумму 147 476,40 руб., в т.ч. НДС 18%. Данные расходы признаны обоснованными и оплачены в полном размере, что подтверждается платежным поручением № 194869 от 07.12.2018.
В обоснование наличия затрат истец в материалы дела представил: Договор оказания услуг № 9-НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 от 10.01.2012, заключенный между ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ РФ» и АО «РН-Транс»; Акт № 25245 от 14.12.2017 о приемке вагонов с грузом под охрану; Акт № 1284 от 03.12.2018 о сдаче-приемки выполненных работ по охране груза в период с 24 декабря 2017 по 02 января 2018г., по договору № 9-НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 от 10.01.2012; Копии актов выдачи груза в вагонах № 48 от 02.01.2018; № 52 от 02.01.2018; Копии актов о неприбытии грузополучателя от 10.01.2018; Дорожная ведомость ЭО1951; Копии актов общей формы № 3 /2399 от 23.12.2017 и № 3/2456 от 31.12.2018, платежные документы.
В связи с причиненными АО «РН-Транс» убытками, истец направил в адрес ответчика претензию № АЯ-4410-нк-2018 от 14.06.2018, Претензия получена ответчиком 10.01.2019, но оставлена без ответа и удовлетворения.
Уклонение ответчика об добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве просит суд применить срок исковой давности и отказать истцу в отношении требований о взыскании убытков. Ответчик полагает, что данные взаимоотношения сторон возникли в силу закона- в результате железнодорожной перевозки груза, а поскольку в данном случае выгрузку груза обеспечивал самостоятельно ответчик, следовательно их правовое регулирование попадает под нормы УЖТ. И поскольку требования истца вытекают из железнодорожной перевозки грузов, согласно п.3 ст. 797 ГК РФ и ст. 125 УЖТ к спорным правоотношениям подлежит применению годичный срок исковой давности в соответствии со ст. 104 УЖТ. В силу положений ст. 200 РФ и 126 УЖТ течение срока исковой давности начинается со дня наступления таких событий, послуживших основанием для предъявления иска.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Суд выяснял мнение сторон о правовой природе правоотношений. По мнению представителей сторон, правоотношения возникли из договора перевозки, поскольку согласно железнодорожным накладным истец является грузоотправителем, а ответчик – грузополучателем. Договор как отдельный документ между сторонами не заключался.
Пунктом 4 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приложением № 1 к Приказу МПС России от 18.06.2003 № 38 (далее - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей), установлено, что при перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Охрана грузов в вагонах, контейнерах на железнодорожных путях не общего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной.
На основании п. 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте в соответствии со статьей 36 Устава грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз.
В силу п. 10 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей выдача грузополучателям на станции назначения грузов, перевозившихся со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется проводниками без участия перевозчика.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Убытки определяются по правилам, предусмотренным ст. 15 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как правомерно указал истец, между истцом и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключен договор № 9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 от 10.01.2012 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, по условиям которого ФГП ВО ЖДТ России приняло на себя обязательства оказывать АО «РН-Транс» (далее - ответчик) возмездные услуги в соответствии с главой 39 ГК РФ по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а общество обязалось принять и оплатить услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Согласно п.3.3.18 РД 15-73-94 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, сопровождение в поездах и охрана на станциях вагонов с опасными грузами военизированной охраной МПС проводятся в соответствии с «Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте».
В соответствии с п.1 в Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране ведомственными подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 1424-р, включен бензин.
В рамках указанного договора отправлялись вагоны (цистерны) в количестве 30 штук с грузом «Топливо маловязкое судовое», согласно акта приема вагонов, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серии П63301 № 25245)
В пути следования по причине, зависящей от грузополучателя, вышеуказанные цистерны простаивали: на ст Анапа ( Северо-Кавказской железной дороги) с 22 по 31 декабря 2017; на ст. Фондателовская ( Северо-Кавказской железной дороги) 01 января 2018г. На указанные факты составлены акты общей формы № 3/2399 от 23.12.2017 и № 3/2456 от 31.12.2017. Все это время вагоны находились под охраной ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ РФ». Вследствие задержки по причинам, зависящим от грузополучателя, цистерны находились в пути следования время, превышающее первоначальный срок доставки. Согласно п.6 приказа ФГП ВО ЖДТ России 29»декабря 2015 г. № К-10/367 , №К-10/368 «О введении в действие Ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом на 2016 год» (пункт 4.1.1. от 10.01.2012г. № 9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012) за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с Заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны. Стоимость услуг ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» по охране груза в вагоне № 50648815 за период времени с 23.12.2017 в 18:51 по 31.12.2017 в 22.57 составляет 147 476,40 руб., в том числе НДС 18%.
В результате оплаты за время сверхнормативной охраны вагонов истцом понесены убытки. Таким образом, наличие состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков и размер убытков истец доказал.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
К правоотношениям сторон истец применяет трехлетний срок исковой давности в соответствии со ст.196 ГК РФ, а ответчик – годичный в соответствии со ст.204 ГК РФ.
Истец о нарушении права узнал после того, как, получив 21.11.2018 письмо от охранной организации с требованием об оплате, 07.12.2018 произвел оплату. Иск подан на почту 07.05.2019, то есть спустя пять месяцев с момента начала течения срока исковой давности. Поскольку срок исковой давности не пропущен, расходы за сверхнормативную охрану, подлежащие взысканию с грузополучателя, в размере 147 476,40 руб. являются убытками истца, которые подлежат возмещению ответчиком. Требование истца заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец при подаче иска произвел уплату государственной пошлины в размере 5 424 руб., что подтверждается платежным поручением № 210079 от 29.04.2019 Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика в указанном размере.
Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит»
(ИНН <***>) в пользу акционерного общества «РН-Транс» (ИНН <***>) 147
476 руб. 40 коп. убытков, а также 5424 руб. расходов по уплате госпошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного
срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина