Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная,6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-2160/07-59/72
09 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 5 июля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 9 июля 2007 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
3-и лица: 1. Комитет по управлению муниципальным имуществом города курорта Анапа, г. Анапа,
2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на объект недвижимого имущества служебные помещения литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569, об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на служебное помещение литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569
при участии:
от заявителя - Рак З.Г., Самсоновой Ю.С. - представителей,
от ответчика - Савицкой К.Х. – представителя,
от 3-их лиц: от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Анапа, - не явился, уведомлен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федерального имущества по Краснодарскому краю - Александровой И.Е. – представителя,
установил:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление) (сообщение от 10.01.07 № 26/033/2006-569) в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на служебные помещения литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569; обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на долю (489/1000) в нраве общей долевой собственности на служебное помещение литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569.
Заявитель обосновал требования следующим. Доводы управления о несоответствии представленных на регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства не подкреплены ссылками на нормы права. Ссылки на не соответствие категории земельного участка «земли поселений» Федеральному закону от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ) не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный закон не регламентирует вопросы отнесения земельных участков к соответствующим категориям. Утверждение управления о несоответствии цели использования водного объекта «строительство берегоукрепительных сооружений» не соответствует объекту принятому в эксплуатацию 2волногасящий пляж» является ошибочным, поскольку данные понятия являются идентичными.
Ответчик требований не признает, полагает, что основания, указанные регистратором являются основанием для отказа в государственной регистрации.
3-е лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом города курорта Анапа не явился, уведомлен надлежащим образом.
3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю поддерживает требования, доводы изложены в отзыве от 4.07.07 № 13-08/5422. Спорный объект недвижимости в реестре федерального имущества не числится. Земельный участок для строительства предоставлен полномочным органом – заявителем в аренду. Договор аренды прошел государственную регистрацию. Документы на строительство оформлены в установленном порядке. Финансирование объекта реконструкция искусственного городского пляжа общего пользования в районе краевого пансионата «Высокий берег» осуществлялось за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования город-курорт Анапа.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Заявитель обратился в управление с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «служебные помещения» литер «Б», расположенный по адресу : Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) № 23-23-26/033/2006-569.
Сообщением от 10.01.2007 № 26/033/2006-569 Управлением отказано заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости.
Основаниями для отказа послужило следующее.
Представленные документы по форме не соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с Законом № 33-ФЗ, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996г. № 591-р г.к. Анапа в границах округа санитарной охраны отнесен к особо охраняемым территориям, имеющим Федеральное значение, таким образом, все земельные участки, расположенные в границах первой, второй и третьей зон округа санитарной охраны курорта, являются федеральной собственностью в силу закона.
В представленных документах, земельный участок под объектами, по поводу регистрации на которые обратился заявитель, отнесен к категории "земли поселений", что противоречит указанной норме закона. Согласно договора пользования водными объектами от 22.02.2005г., целью использования водного объекта является: строительство берегозащитных сооружений и волногасящего пляжа, что не соответствует объекту принятому в эксплуатацию «волногасящий пляж».
Не согласившись с действиями управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии решения суд исходит из следующего.
Отказ в государственной регистрации права собственности Краснодарского края управление мотивировало тем, что земельный участок находится в федеральной собственности в силу положений Закона № 33-ФЗ .
Однако указанный Федеральный закон не определяет границы конкретных земельных участков, относящихся к какой-либо категории земель, вопросы разграничения государственной собственности на землю и оборотоспособность земельных участков не являются предметом регулирования Закона № 33-ФЗ.
Этот Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Понятие особо охраняемых природных территорий содержится в Законе от № 33-ФЗ. Согласно Закону №33-ФЗ особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Таким образом, земельный участок и особо охраняемая природная территория являются объектами различных правоотношений.
Из представленных в дело документов следует, что для осуществления государственной регистрации права собственности Краснодарского края на долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества заявителем был представлен полный пакет необходимых документов. В том числе были представлены документы, подтверждающие его право на использование земельного участка для создания объекта недвижимости:
- договор аренды земельного участка для благоустройства пляжа Азово-Черноморского побережья от 24.06.2002 №79-01/1, заключенный между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Государственным учреждением пансионатом «Высокий берег».
Указанный договор аренды заключен на основании приказа Департамента от 21.06.2002 № 1-3 «О предоставлении земельного участка государственному учреждению пансионат «Высокий берег» в городе-курорте Анапа».
Приказ был издан в полном соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ, законов Краснодарского края от 08.08.1995 № 13-КЗ (в редакции Закона от 11.04.2002 № 465) «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае», от 07.08.1996 № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах и лечебно - оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 № 253 «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности».
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 08.08.95 № 13-КЗ (в редакции Закона края от 11.04.2002 № 465) «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае» распоряжение государственными землями на территории Краснодарского края осуществлялось высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, за исключением случаев, установленных статьей 4 данного закона.
Постановлением главы администрации края от 11.03.2002 № 253 «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности» Заявителю были делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края, в том числе полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.
12 июля 2002 года договор аренды зарегистрирован филиалом Краснодарского краевого Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края по городу-курорту Анапа (запись государственной регистрации сделки № 23-01.26-3.4.2002-2).
Согласно статье 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона определено, что
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
является юридическим актом признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Суд считает, что управлением неправомерно не было учтено то обстоятельство, что заявитель (Краснодарский край) обратился за государственной регистрацией прав не на земельный участок, а на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке.
Данный объект был построен с соблюдением требований действующего законодательства за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования город-курорт Анапа.
В действующем законодательстве отсутствует запрет на нахождение данного вида имущества в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что для осуществления государственной регистрации права собственности заявителем был представлен технический паспорт объекта «Реконструкция искусственного городского пляжа общего пользования в районе краевого пансионата Высокий берег г. Анапа (0,5 км), I пусковой комплекс - 200 м» (подлинный технический паспорт № 6003 был представлен для обозрения суду, а копия приложена в дело). Из данного паспорта следует, что в состав имущества входит ряд объектов недвижимости, в том числе и спорные «служебные помещения» литер «Б».
В указанном техническом паспорте, составленным ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 23.09.05, содержатся сведения о принадлежности имущества Краснодарскому краю и муниципальному образованию город-курорт Анапа, экспликация площади земельного участка (5 450 кв. м.), сведения об исчислении площадей всех объектов, входящих в состав данного комплекса, описание конструктивных элементов строений.
Судом не может быть принят во внимание довод управления о том, что общая площадь земельного участка под объектами застройки составляет 10 905 кв. м., тогда как на государственную регистрацию был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 5 450 кв. м.
Согласно техническому паспорту фактическая площадь земельного участка (кадастр, номер согласно договору аренды от 24.06.02 № 79-01/1 -23:37:01 01 003:0003) составляет 5 450 кв. м., из которой застроенная - 1301 кв. м., замощенная – 1 587 кв. м., прочая – 2 562 кв. м.
На земельном участке (кадастр. № 23:37:01 01 003:0013), дополнительно предоставленном государственному учреждению Краснодарского края «Пансионат «Высокий берег» в соответствии с дополнительным соглашением от 22.07.05 № 1 к договору аренды, не располагаются объекты 1-го пускового комплекса, перечисленные в техническом паспорте.
Судом также установлено, что финансирование строительства объекта недвижимости - «служебные помещения», расположенного по адресу г. Анапа ул. Малая Бухта, 5 осуществлялось за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования г. Анапа (протокол учета доли инвесторов). Удельный вес инвестиций краевого бюджета составил 48,9, муниципального – 51,1.
Судом рассмотрен довод управления о том, что им правомерно указано в сообщении об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество как основание отказа несоответствие использования водного объекта «строительство берегозащитных сооружений и волногасящего пляжа» объекту, принятому в эксплуатацию - «волногасящий пляж».
Данное утверждение суд считает не правомерным.
Суд полагает, что следует исходить из следующего:
В соответствии со СНиП 33-01-2003 «волногасящий пляж», в состав которого входит объект недвижимости «здание пляжного павильона», является берегоукрепительным гидротехническим сооружением, предназначенным для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, а также для защиты от наводнений и разрушений берегов. Защита побережий от размыва выполняется созданием пляжа необходимой ширины путем использования поступающих наносов либо пополнением пляжа из карьеров пляжного материала. Следовательно, понятия «берегозащитные сооружения и волногасящий пляж» и «волногасящий пляж» являются идентичными.
Суд также считает, что использование водного объекта для возведения «волногасящего пляжа», частью которого является объект недвижимости «служебные помещения», полностью соответствует требованиям, установленным законодательством. Также оно не противоречит договору пользования водными объектами от 22.02.05, заключенному Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и государственным учреждением Краснодарского края «Пансионат «Высокий берег».
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований заявителя.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит ( подпункт 5 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 1-9, 29, 110, 176, 201, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы но Краснодарскому краю, выраженный в сообщении от 10.01.2007 № 26/033/2006-569 в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на служебные помещения литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на служебное помещение литер «Б», расположенные по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-569 в 10-ти дневный срок после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края, в двухмесячный срок с момента вступления его в силу - в кассационную инстанцию.
Судья И.П. Гонзус